Из анонса под видео:
Как связаны мораль и чувство прекрасного, зачем современному школьнику светлое будущее. На каких основах строилось образование в сталинскую эпоху, чем чревато для людей невнимание государства к эстетической стороне жизни общества. Кто двигает общество вперёд, почему социальный прогресс невозможен без народа-творца. Нужно ли в школе трудовое воспитание и зачем. Как движение способствует развитию мышления, как можно использовать это в учебном процессе.
#Образ_будущего #Воспитание #Индивидуалогия #Образование
Вместо предисловия
Встречая демонов, и доставая меч из ножен
Ты детально будешь понимать, как ты собран и сложен
Блуждать по лабиринту, ощущать тайну в вопросе
Так из деревянного плота растёт авианосец
Трудности снимают с глаз разноцветную плёнку
Я уже вижу льва, держа на руках львёнка
Грот.
Сергей Солнцев. У человечества должна быть миссия
Вопросы о будущем, затронутые в видео.- Кому мы даём знания? Знания являются инструментом, при помощи которого индивид приобретает способность действовать в общем всем мире, влиять на него. Однако современная тенденция в школе сводится к тому, что школа даёт знания, а не воспитывает. При таком подходе дающие знания не отвечают за то, кому они дают знания и навыки, как индивид будет их применять, к чему это приведёт? Вопрос соотношения Знаний/Воспитание.
- Сергей Солнцев делится своим видением того, что должно включать воспитание из ребёнка человека-творца. В общих чертах автор выделяет 4 аспекта:
- Воспитание чувства прекрасного или эстетика;
- Навыки глубокого мышления, умение осмысливать окружающую действительность;
- Физическая сила;
- Трудовое воспитание.
Подробнее об аспектах.
Эстетика.
Именно чувство прекрасного позволяет научиться ощущать меру: не зря же говорят «красиво сделал что-то». К тому же эстетика окружающего имеет сильное влияние на личность. В качестве примера приводит сталинскую архитектуру, которая вдохновляет на подвиги, и «хрущевки», от которых несёт тухлостью и безнадёгой. «Когда опустили эстетический аспект (в строительстве) — тоска надвинулась на советский народ». Т.е. практичность всегда должна сочетаться с эстетичностью. Без ощущения прекрасного невозможно сформировать образ будущего.
Навыки глубокого мышления.
Навыки глубокого мышления должны быть привиты до половозрелого периода (в качестве примера предлагает игры на сообразительность).
Основы научного мышления — до 11 лет.
Научное мышление состоит из следующих аспектов:
- Навык проверки достоверности информации (кто её сказал, откуда пришла, можно ли доверять и т.п.; первичная обработка инфы);
- Логика
- Трактовка и интерпретация (различные взгляды на какие-либо вещи, теории и т.п.)
- Элементы теологического мышления (вопросы нравственности, общевселенской морали, религии, конфессий и Бога)
Физическая сила.
Так сложилось в процессе эволюции, что сложные движения развивают мозг, поэтому даже несмотря на то, что сила мышления отчасти автономна от физического состояния тела (человек, потерявший руку, не становится тупым, а человек, получивший сотрясение мозга может потерять навыки мышления и память, оставаясь при этом физически здоровым), сложные физические движения повышают мощь интеллекта.
Трудовое воспитание.
Внедрить повсеместно принцип освоения навыков, последовательно объясняющих индивиду окружающий его мир от простого к сложному. Взаимосвязь учебных дисциплин (смысл таков: если по истории проходят 19 век, то по литературе поэты и писатели 19-го века, по физики открытия, совершенные в 19-ом веке и т.п.). Сюда же относит такой вид обучения, когда ребенка от технологии по изготовлению простого каменного топора до технологии фрезерного станка.
Отдельно выделяет аспект социальности. Социальность — как неотъемлемый атрибут человечества. Т.е. ребенок по мере взросления должен приобрести навыки коллективных усилий, понимать, как взаимодействовать в обществе с такими же как он и при этом достигать общей цели. В пример привел целенаправленно формировавшийся образ народа-героя при И.В.Сталине. Широта мышления — важна. Указал на одну отрицательную черту, возникшую в СССР: когда при формировании широты мышления уничтожалась личностная инициатива, что вызывало некоторый диссонанс в людях.
Отметил важную роль родителей в воспитании (дети берут пример с поведения родителей, а не из того, что им говорят).
Если у кого возникли ещё какие-либо мысли по поводу иных аспектов, то делитесь, пжлста, в сообщениях под темой. На мой взгляд важно сперва в общих чертах представить предмет, о котором идёт речь, а затем не спеша наполнять его конкретным содержанием.
Связанная тема: Греф заявил о необходимости «убить» экзамены.
Г. Грефу не нужен человек-творец, человек-герой, ему, судя по его словам, нужен человек-функция и человек-потребитель. Разный взгляд на человека определяет и систему образования, и образ будущего.
10 комментариев
Ефремов на эскизе — он в видео упоминается, рассматривается?
https://youtu.be/i3WHkjylgS4
Интересно что «элита» у них, похоже, не особо понимает что её растят как «элиту», и, самое главное, кто её растит таковой.
https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/36/
А что вы думаете о сказанном Солнцевым на 5 минуте, как я понял, что знания ребенку надо давать по нравственности/воспитанности. То есть не все знания, как об этом говорится в КОБ. Иначе, как я понял, если коротко, имеем возможность вручить обезьяне автомат, как тут https://youtu.be/GUOWb8JAbes