Образ будущего: важные аспекты воспитания человека или какой человек нужен обществу?

Образ будущего начинается с воспитания подрастающего поколения. Какие смыслы жизни будут заложены детям по мере взросления, так он и будет вести себя в соответствии с ними. Каким быть человеку: человек-творец или человек-потребитель? Об этом беседует Сергей Солнцев на канале День ТВ (запись опубликована в июле 2018). 

Из анонса под видео:
Как связаны мораль и чувство прекрасного, зачем современному школьнику светлое будущее. На каких основах строилось образование в сталинскую эпоху, чем чревато для людей невнимание государства к эстетической стороне жизни общества. Кто двигает общество вперёд, почему социальный прогресс невозможен без народа-творца. Нужно ли в школе трудовое воспитание и зачем. Как движение способствует развитию мышления, как можно использовать это в учебном процессе.

#Образ_будущего #Воспитание #Индивидуалогия #Образование
Вместо предисловия

Встречая демонов, и доставая меч из ножен
Ты детально будешь понимать, как ты собран и сложен
Блуждать по лабиринту, ощущать тайну в вопросе
Так из деревянного плота растёт авианосец
Трудности снимают с глаз разноцветную плёнку
Я уже вижу льва, держа на руках львёнка

Грот.

Сергей Солнцев. У человечества должна быть миссия
Вопросы о будущем, затронутые в видео.
  1. Кому мы даём знания? Знания являются инструментом, при помощи которого индивид приобретает способность действовать в общем всем мире, влиять на него. Однако современная тенденция в школе сводится к тому, что школа даёт знания, а не воспитывает. При таком подходе дающие знания не отвечают за то, кому они дают знания и навыки, как индивид будет их применять, к чему это приведёт? Вопрос соотношения Знаний/Воспитание.
  2. Сергей Солнцев делится своим видением того, что должно включать воспитание из ребёнка человека-творца. В общих чертах автор выделяет 4 аспекта:
  • Воспитание чувства прекрасного или эстетика;
  • Навыки глубокого мышления, умение осмысливать окружающую действительность;
  • Физическая сила;
  • Трудовое воспитание.

Подробнее об аспектах.

Эстетика.

Именно чувство прекрасного позволяет научиться ощущать меру: не зря же говорят «красиво сделал что-то». К тому же эстетика окружающего имеет сильное влияние на личность. В качестве примера приводит сталинскую архитектуру, которая вдохновляет на подвиги, и «хрущевки», от которых несёт тухлостью и безнадёгой. «Когда опустили эстетический аспект (в строительстве) — тоска надвинулась на советский народ». Т.е. практичность всегда должна сочетаться с эстетичностью. Без ощущения прекрасного невозможно сформировать образ будущего.

Навыки глубокого мышления.

Навыки глубокого мышления должны быть привиты до половозрелого периода (в качестве примера предлагает игры на сообразительность). 
Основы научного мышления — до 11 лет. 
Научное мышление состоит из следующих аспектов:

  • Навык проверки достоверности информации (кто её сказал, откуда пришла, можно ли доверять и т.п.; первичная обработка инфы);
  • Логика 
  • Трактовка и интерпретация (различные взгляды на какие-либо вещи, теории и т.п.)
  • Элементы теологического мышления (вопросы нравственности, общевселенской морали, религии, конфессий и Бога)
Физическая сила.

Так сложилось в процессе эволюции, что сложные движения развивают мозг, поэтому даже несмотря на то, что сила мышления отчасти автономна от физического состояния тела (человек, потерявший руку, не становится тупым, а человек, получивший сотрясение мозга может потерять навыки мышления и память, оставаясь при этом физически здоровым), сложные физические движения повышают мощь интеллекта.

Трудовое воспитание.   

Внедрить повсеместно принцип освоения навыков, последовательно объясняющих индивиду окружающий его мир от простого к сложному. Взаимосвязь учебных дисциплин (смысл таков: если по истории проходят 19 век, то по литературе поэты и писатели 19-го века, по физики открытия, совершенные в 19-ом веке и т.п.). Сюда же относит такой вид обучения, когда ребенка от технологии по изготовлению простого каменного топора до технологии фрезерного станка. 

    Отдельно выделяет аспект социальности. Социальность — как неотъемлемый атрибут человечества. Т.е. ребенок по мере взросления должен приобрести навыки коллективных усилий, понимать, как взаимодействовать в обществе с такими же как он и при этом достигать общей цели. В пример привел целенаправленно формировавшийся образ народа-героя при И.В.Сталине. Широта мышления — важна. Указал на одну отрицательную черту, возникшую в СССР: когда при формировании широты мышления уничтожалась личностная инициатива, что вызывало некоторый диссонанс в людях.
     Отметил важную роль родителей в воспитании (дети берут пример с поведения родителей, а не из того, что им говорят). 

ПС.
Если у кого возникли ещё какие-либо мысли по поводу иных аспектов, то делитесь, пжлста, в сообщениях под темой. На мой взгляд важно сперва в общих чертах представить предмет, о котором идёт речь, а затем не спеша наполнять его конкретным содержанием. 

Связанная тема: Греф заявил о необходимости «убить» экзамены.
Г. Грефу не нужен человек-творец, человек-герой, ему, судя по его словам, нужен человек-функция и человек-потребитель. Разный взгляд на человека определяет и систему образования, и образ будущего. 

 

10 комментариев

Статья — пересказ видео?
Ефремов на эскизе — он в видео упоминается, рассматривается?
@AMX 16 сентября 2019г. в 20:34:
Статья — пересказ видео?
Да, только не дословный пересказ как стенограмма, а смысловой. В стиле summary (краткое, сжатое изложение материала или обобщение основных идей, изложенных в каком-либо источнике информации). На мой взгляд так воспринимать информацию, мысли и высказанные идеи проще, т.к. с ходу можно порассуждать о написанном, сэкономив время на просмотр. 
@AMX 16 сентября 2019г. в 20:34:
Ефремов на эскизе — он в видео упоминается, рассматривается?
Нет, не упоминается. Выбирал картинку по поиску в гугле «образ будущего» и среди прочих картинок была эта. Не знал, что это Ефремов.​​​​​​​
  • Воспитание чувства прекрасного или эстетика;
  • Навыки глубокого мышления, умение осмысливать окружающую действительность;
  • Физическая сила;
  • Трудовое воспитание.
это принципы воспитания в английских частных школах,  где формируется мировая "элита" , а на 4—м  месте не трудовое воспитание, а навыки управления социумом, навык  власти…

https://youtu.be/i3WHkjylgS4
Публиковалось Яновский О.С. (2018.06) - Всë, что нужно знать о британской элите | МедиаМера.
Интересно что «элита» у них, похоже, не особо понимает что её растят как «элиту», и, самое главное, кто её растит таковой.
у их элиты ключевое было сплоченность (посредством инициаций) и асболютная самоуверенность, а тут немного другое
Думаю в тему статья «§ 36. Убитое поколение» Тёмы Лебедева
https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/36/
 
Cтарые предметы — будь то сберкнижка тридцатых годов или вывеска пятидесятых — бесконечно приятны. Совсем не тем, что они стары. А тем, что в них видна рука автора, обладавшего представлением о прекрасном.
Что мешает нашим современникам делать так же хорошо, думать перед публикацией, видеть перед собой не малограмотного заказчика, а понимающего ценителя? Воспитание.
В этом нет вины родителей, нянь, учителей и профессоров. Виновато само окружение. Именно оно воспитывает одно из самых важных качеств человека — чувство вкуса и способность отличать эстетическое от плебейского.
Все, кто создавал стиль эпохи двадцатых — тридцатых годов, получили свои знания и представления о прекрасном не в трудовой вечерней школе. Графическая легкость тридцатых заменилась «имперскостью» образов, но никто не может упрекнуть пятидесятые в отсутствии значимости для культуры.
С момента прихода к власти Хрущева мы вдруг видим резкий перепад в другую сторону. В сторону полного отсутствия творческого начала. Связано это с тем, что Никита Сергеевич был приверженцем максимального сокращения всех трат. Именно ему мы обязаны «хрущобами» с потолками два пятьдесят.
Полезное видео. Представляю, какой интересный учебный процесс можно организовать.
А что вы думаете о сказанном Солнцевым на 5 минуте, как я понял, что знания ребенку надо давать по нравственности/воспитанности. То есть не все знания, как об этом говорится в КОБ. Иначе, как я понял, если коротко, имеем возможность вручить обезьяне автомат, как тут https://youtu.be/GUOWb8JAbes