Двенадцать вопросов, на которые должен отвечать любой государственный чиновник любого уровня.
Тест на понимание сути социального управления
1. В одних координатных осях изобразите схематично графики функций «распределение случайной величины» и «плотность распределения вероятно-сти». Поясните на словах или в виде математической формулы их взаимосвязь.
2. Как соотнести статистку, представленную в табличной форме, с отоб-ражением той же статистики в виде плотности распределения?
3. Каким набором статистик, на Ваш взгляд, характеризуется жизнь био-сферно-социально-экономической системы в границах государства?
4. Мемуары (воспоминания) каких отечественных и зарубежных полити-ческих деятелей, деятелей науки и техники Вы прочитали к настоящему време-ни?
5. Жизнь подчинена объективным закономерностям. Укажите известные Вам примеры нарушения государственным управлением общебиосферных за-кономерностей, характеризующих жизнь экосистем регионов.
6. Предложите классификацию объективных закономерностей, которым подчинена жизнь общества, т.е. объедините их в группы по тому или иному ха-рактеристическому признаку, присущему каждой группе.
7. Укажите известные Вам примеры нарушения государственным управ-лением объективных биологических закономерностей, характеризующих био-логический вид «Человек разумный».
8. Постройте укрупнённую схему денежного обращения в обществе.
9. Чем на Ваш взгляд будет отличаться функционирование экономики (производственно-потребительской системы общества) в случаях:
1) действия в системе института кредита со ссудным процентом;
2) действия в системе института беспроцентного кредитования?
10. Изложите ваше видение принципов построения эмиссионной полити-ки государства.
11. Дайте самое общее (в Вашем понимании) определение термина «управление», применимое ко всем жизненным ситуациям.
12. В чём разница в процессах управления между «контрольными пара-метрами» и « свободными параметрами».
Все иллюстрации: https://yadi.sk/d/pil6JBP93aU5KQ
Здравствуйте! Речь пойдет о государственном управлении. Качеством государственного управления в стране у нас мало кто доволен. А, между тем, многие ВУЗы выпускают бакалавров и магистров по специальности «Государственное и муниципальное управление». Двум группам магистров, которым оставалась до получения диплома всего несколько месяцев, то есть, когда образование фактически было уже завершено, было предложено ответить на 12 вопросов теста, и две группы тест провалили; хотя, в общем-то, их знания соответствуют образовательным стандартам Российской Федерации. Поэтому вот несколько вопросов-тестов и разговор: почему тест именно такой и что за ним стоит.
Вопрос первый. В одних координатных осях изобразите схематично графики функций распределения случайной величины и плотность распределения вероятности. Поясните на словах или в виде математической формулы их взаимосвязь.
Вопрос второй. Как соотнести статистику, представленную в табличной форме, с отображением той же статистики в виде плотности распределения?
Вопрос третий. Каким набором статистик на ваш взгляд характеризуется жизнь биосферно-социальной экономической системы в границах государства?
Четвертый вопрос. Мемуары, воспоминания каких отечественных и зарубежных политических деятелей, деятелей науки и техники вы прочитали к настоящему времени?
Пятый вопрос. Жизнь подчинена объективным закономерностям. Укажите известные вам примеры нарушения государственным управлением общебиосферных закономерностей, характеризующих жизнь экосистем регионов.
Шестой вопрос. Предложите классификацию объективных закономерностей, которым подчинена жизнь общества, то есть объедините их в группы по тому или иному характеристическому признаку, присущему каждой группе.
Седьмой вопрос. Укажите известные вам примеры нарушения государственным управлением объективных биологических закономерностей, характеризующих биологический вид «человек разумный».
Восьмой вопрос. Постройте укрупненную схему денежного обращения в обществе.
Девятый вопрос. Чем на ваш взгляд будет отличаться функционирование экономики (производственно-потребительской системы общества) в случаях: первое - действие в системе института кредита со ссудным процентом; второе - действие в системе института беспроцентного кредитования.
Десятый вопрос. Изложите ваше видение принципов построения эмиссионной политики государства, то есть на каких принципах должна осуществляться эмиссия (в России в рублях, в других государствах платежной единицей, которая в них признана законным платежным средством).
Одиннадцатый вопрос. Дайте самое общее в вашем понимании определение термина управления, применимое ко всем жизненным ситуациям.
Двенадцатый вопрос. В чём разница в процессах управления между контрольными параметрами и свободными параметрами.
Вот такой тест. На первые три вопроса, которые касались того, как математический аппарат теории вероятностей и математической статистики соотносится с реальной жизнью, в двух группах не ответил ни один человек. На вопрос о том, кто чего читал из мемуаров - два человека смогли назвать несколько книг, один человек сказал, что прочитал довольно много, но в форму теста всё не хочет писать, потому что в этом нет необходимости. И он в данном вопросе был прав.
Тем не менее, возникает все-таки вопрос о том, адекватен этот тест задачам государственного управления, которые предстоит решать выпускникам факультетов Государственного и муниципального управления российских ВУЗов либо неадекватен. И поэтому давайте просто пойдем по ходу теста.
Конечно, теорию вероятности и математическую статистику можно изучать по серьезным ВУЗовским учебникам, в которых владение аппаратом дифференциального и интегрального исчисления является основой для того, чтобы понимать все теоремы, формулы, выкладки. Надо это? Да, в каких-то случаях надо. Но в большинстве случаев, в общем то, надо понимать одну простую вещь, что распределение случайной величины - это не убывающая функция, которая принимает значение от нуля до единицы. Нулю соответствует значение аргумента, то есть случайной величины, ниже которого нет ни одного элемента счетного или несчетного множества, которое описывается этой статистикой. Единица соответствует тому значению аргумента, когда вся статистика легла в интервал, на котором определена функция распределения случайной величины. Плотность распределения вероятности – это первая производная от распределения случайной величины. Соответственно, если мы интегрируем плотность вероятности, то мы получаем функцию распределения случайной величины. Такие вот взаимосвязи между математическими формулами обеих функций. Что еще полезно знать? Ну поскольку плотность распределения вероятности - это производные от распределения случайной величины, то, если на каких-то интервалах аргумента или в каких-то точках аргумента распределение случайной величины не дифференцируемо, то в этих точках, в этих интервалах плотность распределения вероятности не существует. Иными словами, распределение случайной величины существует всегда, а плотность распределения вероятности существует только при некоторых оговоренных условиях.
Второй вопрос - как соотнести статистику, представленную в табличной форме с отображением той же статистики в виде плотности распределения?
Когда мы рассматриваем статистику в табличной форме, обычно мы имеем в заголовке таблицы, в строке заголовка таблицы, в каждой колонке некоторый диапазон, в который попадает некоторая доля рассматриваемого нами множества, которое мы хотим описать статистикой. Соответственно, в строке, где отображается сама статистика, ниже строки заголовка, в каждой ячейке указывается доля того множества, которое попало в этот диапазон статистики, то есть фактически статистика вот в такой табличной форме представляет собой некоторое приближение плотности распределения вероятности. Ну в каком смысле - некоторое приближение? Плотность распределения вероятности, как аналитическая функция, в идеале определена в каждой точке оси абсцисс, оси аргумента. Когда мы рассматриваем табличную форму статистики, то каждой колонке таблицы соответствует некоторый интервал. Соответственно, мы имеем доли статистики, приходящиеся на эти интервалы. Но, если нарисовать плотность распределения вероятности, как аппроксимацию вот этого вот, мы получим тоже какую-то аналитическую функцию, которая приближенно описывает ту статистику, которую мы сняли с некоторой системы, из некоторого объекта, с некоторого множества и представили в табличной форме. Соответственно, если мы проводим операцию сложения содержимого ячеек таблицы последовательно, то каждая операция сложения даёт нам значение распределения случайной величины к правому краю, к правой границе интервала, которым заканчивается соответствующая колонка в таблице. Таким образом, когда мы просуммируем все колонки таблицы, то мы получим полное распределение случайной величины, которую мы характеризуем именно, как статистику.
То есть по существу своему вопросов сложных не было и в таком виде, в виде восприятия таблиц и графиков, таблицы, статистика и понимание сути того, что описывается теорией вероятностей и мат статистикой доступна школьникам, которые владеют четырьмя действиями арифметики и понимают, что если есть множество вещей, в некотором смысле однородных, то распределение по параметрам этой однородности этих вещей можно писать вот в такой табличной либо графической форме. То есть ничего сложного и заумного в этих двух вопросах не было. Что полезно знать? Магистры к этому времени сдали, как минимум, зачеты, а, как максимум, получили оценки по курсу «Теория вероятности и математическая статистика».
Следующий вопрос: каким набором статистик на ваш взгляд характеризуется жизнь биосферной социальной экономической системы в границах государства?
Если мы собираемся управлять или организовать самоуправление вот этой самой биосферно-социальной и экономической системы в границах государства, то мы должны иметь метрологически состоятельные представления о векторе цели и управления, о векторе текущего состояния. Но, поскольку биосферно-социальная и экономическая система в границах государства - это взаимовложенная суперсистема, то есть некоторое множество элементов, то управление не может строиться на таком терминологическом аппарате, как: «На лугу у нас много красивых цветов, в крае нашем много озер, в нашем городе живёт много людей и они ходят на работу, где производят много-много всяких товаров». Управление - оно требует конкретики в такого рода вещах. Если мы имеем дело с множеством, то множество описывается статистиками. Если каждый элемент множества описывается некоторым набором характеристических параметров и набор характеристических параметров одинаков для всех элементов этого множества, то такое множество описывается некоторым набором статистик, характеризующих каждый из элементов, которыми мы определяем принадлежность к множеству. И, соответственно, даже, если мы не хотим управлять государством, а нас просто интересует вопрос о качестве жизни, то встает вопрос о наборе статистик, которыми описывается биосфера в регионах этого государства, о наборе статистик, которыми описывается население этого государства, о наборе статистик, которыми описывается экономика этого государства. Ну, экономика для многих – это просто абстрактное слово, а в жизни это производство продуктов и добыча природных благ, и предоставление потребителям возможности пользоваться производимыми продуктами и природными благами. Поэтому первые два вопроса теста являются по сути базовой основой для того, чтобы говорить предметно о государственном управлении вообще, и говорить предметно конкретно о государственном управлении в конкретике тех или иных политических ситуаций.
Ну а теперь давайте посмотрим на нашу жизнь. Сейчас у нас седьмой созыв государственной думы. Если депутаты у нас действительно благонамеренны, управленчески грамотны, каждый из них, будучи профессионалом в своей какой-то предметной области, в состоянии описать ее статистиками, то по логике вещей, как минимум лет десять, если не больше, в стране должен быть некий нормативный юридически обязывающий государственный акт о перечне статистик, которыми характеризуются биосферно-социально-экономические системы в каждом регионе страны, обладающим тем или иным своеобразием, позволяющим разграничивать регионы. Ну после того, как определен перечень статистик, дальше встает вопрос о сопоставимости статистик разных лет и регионов друг с другом. Это означает, что этот государственный акт, кроме перечня статистик, должен содержать описание метрологически состоятельных процедур, которые позволяют сформировать каждую из статистик перечня. Что означает «метрологически состоятельные процедуры» в данном случае? Это прежде всего вопрос о принципах построения характеристической выборки для построения каждой из статистик, потому что, если вы анализируете всё множество, то вы потеряете уйму времени, и вам потребуется много ресурсов для того, чтобы собрать эту статистику. И к моменту сбора завершения работы над формированием статистики вы можете потратить столько времени, что она уже перестанет быть управленчески актуальной. То есть она будет представлять возможно некоторый ретроспективный интерес для анализа причин почему возникло современное состояние, но никак не основой для того, чтобы формировать государственное управление на какую-то обозримую перспективу. Если же вы правильно формируете репрезентативную выборку (картинка _), то вы уже можете анализировать не всё множество, а какую-то его часть, но статистические характеристики этой репрезентативной выборки, то есть распределение случайной величины, плотность распределения вероятностей, если она существует, они будут с приемлемой для практики точностью идентичны статистическим характеристикам полного множества. Соответственно, если речь идет о выработке политического курса на будущее, то будущее качество жизни общества тоже должно описываться некоторыми статистиками. И современная техника позволяет отображать все статистики не только в табличной форме, но и в виде графиков, а динамику процессов, то есть изменение статистик, тоже можно отображать в виде графиков, ползущих по дисплеями экрана монитора (видеографическая картинка) либо дисплея, который представлен в зале, где сидят люди, обсуждающие проблематику развития страны. Но, если статистики меняются и каждый из них характеризует какой-то аспект жизни общества, то соответственно встаёт ещё один вопрос. Вот мы имеем такую форму (картинка stat-31) распределения некой случайной величины, то есть, есть некое минимальное значение, есть некое максимальное значение, между ними имеется некоторый график не убывающей функции со значениями от нуля до единицы или кому больше нравится от 0 процентов до 100 процентов, вбирающие в себя всю статистику, всё множество. Эта данность на какой-то момент времени или данность, характеризующая какой-то интервал времени, поскольку все-таки сбор статистики требует некоторого времени и не все статистики можно характеризовать, как мгновенные статистики, относимые к определенному моменту времени. Но если общество некоторым образом меняется, то вариантов два: либо оно деградирует, либо оно развивается по отношению к тому характеристическому параметру, который представлен в статистике.
Если мы рассматриваем некоторое множество статистик, то там могут быть такие варианты, что по одним статистикам мы развиваемся, по другим статистикам мы деградируем (картинки 42087.002; 131216103412_image001; 1515101085280312613; nasros). Кроме этого, статистики могут быть взаимосвязаны (картинка 1), то есть, если мы видим развитие по одной статистике, то в силу взаимосвязей статистик, обусловленных объективными закономерностями жизни общества, о которых речь шла в последующих вопросах, изменению одной статистики будут сопутствовать какие-то изменения других статистик, с нею связанных. В этом случае можно сократить число статистик, число сбора, количество статистик, которые регулярно изучаются снятием информации с биосферно-социально-экономической системы и на некоторых интервалах времени связанные статистики можно просто методами математики приближенно оценивать. Ну, если уж совсем строго подходить к вопросу, то получается так: если общество изменяется, то политика должна быть нацелена на развитие общества, а не на деградацию, и, соответственно, встает вопрос о критериях оценки изменений в статистике, то есть, если мы имеем в начальный момент времени один график распределения случайной величины (Картинка Screenshot_33), а спустя какое-то время этот график изменил свою форму, то есть ноль сместился вправо или влево, максимум сместился тоже вправо или влево, то при управлении на основе статистического анализа неизбежно встает вопрос о критериях. А вот эти изменения этой конкретной статистики это хорошо или плохо (картинка 102593_original). Если хорошо, то хорошо. А если плохо, встает вопрос: а что надо сделать для того, чтобы было хорошо? Ну вы сами понимаете, если за все время своего существования Дума не удосужилась определиться с набором статистик и стандартных процедур сбора и анализа информации статистической, то говорить о профессионально состоятельном государственном управлении в России не приходится. Одна из причин этого, что среди депутатов у нас есть певцы, спортсмены и многие другие люди (картинка maxresdefault), которые даже если имеют юридические дипломы или дипломы о государственно-муниципальном управлении, ни в зуб ногой, если перед ними поставить предметный вопрос: что такое график распределения случайной величины, что такое плотность вероятности и как это соотносится с нашей жизнью всех, тем более они не могут соотнести это со сферой своей прежней профессиональной деятельности, потому что пение, спорт в нормальном обществе - это досуг, а не работа, в ненормальном обществе – это отрасли шоу-бизнеса. (картинка big_60589b212cd0f9dbd55c5ce9e93180a0) Но это тоже отрасли, которые не оказывают прямого влияния на качество жизни общества, в отличии от таких отраслей, как сельское хозяйство, отрасли промышленности, наука, система образования.
Дальше четвертый вопрос: мемуары, воспоминания каких отечественных и зарубежных политических деятелей, деятелей науки и техники вы прочитали к настоящему времени? Ну спрашивается, какое отношение, допустим, воспоминания адмирала Чичагова (картинка ab01c8c0f51ac455cf0268540d5a35ed), военного и политического деятеля конца 18, начала 19 века имеют к современности? Какое отношение к современности, допустим, имеют воспоминания Корнея Чуковского? Однако, они имеют отношение, потому что в настоящем мы подчас имеем дело с процессами, начало которым было положено не только несколько десятилетий тому назад, но и несколько веков тому назад. Есть такая особенность: наша историческая наука, ну не как собрание текстов, а как собрание людей, которые занимаются исследованием истории, это в большинстве случаев управленчески не грамотные люди. В силу своей управленческой безграмотности, они, даже зная очень много фактов, фактов достоверных, а не вымышленных о событиях прошлого, они за всем этим множеством фактов не видят процессов, которые характеризуются опять же теми или иными статистиками или какими-то характеристическими признаками без статистик, и не видят процессов управления, как течением этих процессов, так и взаимовлиянием этих процессов друг на друга. Поэтому, если мы изучаем историю только по учебникам и монографиям, то мы имеем представления главным образом о хронологическом скелете истории. А вот плоть и дух истории нам дают воспоминания участников, свидетелей и современников событий, а также художественная литература, написанная современниками событий или непосредственными потомками, которые общались с современниками и с участниками событий. То есть для того, чтобы иметь внятные представления о том, что происходило в отечественную войну 1812 года «Войны и мира» Толстого мало. Но, написанные в учебниках истории и в специальных монографиях по войне 1812-1814 годов без «Войны и мира» Толстого - это неполноценное представление о том, что было в ту эпоху. Поэтому вопрос о мемуарах, воспоминаниях отечественных и зарубежных политических деятелей, деятелей науки и техники, он не оторван от жизни и не оторван от вопроса государственного управления.
Вот один из таких примеров - одна из загадок истории. Мы имеем представление об эпохе Николая Первого на основе того, что писали историки либерального толка; и в таком представлении Николай Первый предстает, как деспод, самодовольный тиран, тупица, солдафон, которому невозможно ничего объяснить и который привел Россию к поражению в Крымской войне. Наряду с этим историки рассказывают нам о том, что был такой выдающийся деятель военно-морского флота России – адмирал впоследствии Михаил Петрович Лазарев (картинка 332064). Михаил Петрович Лазарев – участник первой русской антарктической экспедиции. Он командовал в ней шлюпом «Мирный» (картинка 27-5541665-shlyupy-vostok-i-mirnyy-u), а адмирал Фаддей Беллинсгаузен – шлюпом «Восток». И вот историки либерального толка, когда рассказывают о первой русской антарктической экспедиции, по каким-то причинам хором умалчивают, что она прекратила свою деятельность не потому, что выполнила свою научную программу. А причиной прекращения русской антарктической экспедиции было то, что шлюп «Восток», который построили из сырого соснового леса, дал такую течь во время заполярных штормов, что возникла угроза гибели корабля, и «Восток» под всеми парусами из Антарктики пошел в Рио де Жанейро и команда круглосуточно работала на помпах. Второй шлюп «Мирный» был построен хорошо. В те времена течь для деревянного судна была естественным явлением в силу особенностей конструкции и технологии. Вы не можете из набора деревянных элементов построить сооружение, которое будет столь же водонепроницаемым, как бутылка, и для «Мирного» на тихой воде характерна была течь приблизительно два с половиной дюйма в сутки. Два с половиной дюйма в сутки - это означает, что у него на донышке образовывался слой воды где-то около семи сантиметров на тихой воде. Лазарев в своих воспоминаниях об экспедиции отмечал, что даже в сильные шторма с неправильной и регулярной волной течь на «Мирном» не увеличивалась, и по-прежнему составляла где-то около двух с половиной дюймов в сутки. Вот вы представляете, насколько безобразно был построен «Восток», если соотносить его с «Мирным». И «Мирный» пришел в Рио-де-Жанейро один спустя неделю или около того после того, как пришел «Восток». После того, как «Восток» был отремонтирован в Рио-де-Жанейро, только после этого экспедиция смогла вернуться в Россию. За состав экспедиции отвечал француз Маркиз де Траверсе (картинка Де-Траверсе). Что было дальше? Дальше Лазарев продолжал служить на флоте, он участвовал в Наваринском сражении (картинка 14) в качестве командира линейного корабля «Азов». Когда завершилась экспедиция эскадры Балтийского флота в Средиземное море, то корабли вернулись на Балтику, и случилось такое дело, что линейный корабль «Фершампенуаз» (картинка 63eff0f34e85), названный в честь одной из побед русской армии в войне двенадцатого года, при входе в Кронштадт сгорел (картинка cropped-800px-Luny_Thomas_Battle_Of_The_Nile_August_1st_1798_At_10pm). Погибло около полусотни человек, но дело было в том, что это был казначейский корабль эскадры. С ним сгорело некоторое количество денежных сумм и вся бухгалтерская отчетность за всё время плаваний экспедиции. На престоле был государь император Николай Павлович. Николай Павлович заподозрил поджог и поручил Лазареву (картинка 332064) расследовать эту катастрофу. Лазарев расследовал и доложил царю, что поджога не было, корабль сгорел в результате несчастного стечения обстоятельств - вследствие того, что команда была утомлена длительным переходом и к моменту возвращения в Кронштадт расслабилась. Николай не поверил и велел Лазареву повторно исследовать вопрос о гибели «Фершампенуаза». Лазарев исследовал повторно и доложил царю снова, что корабль сгорел, поджога не было. Дело было закрыто. И Николая Первый после этого доверял Лазареву. Но при этом либеральные историки отмечают, что после того, как в 1833 году Лазарев возглавил Черноморский флот, то Черноморский флот был единственным островком свободы в Российской империи. Там не было муштры, офицеры позволяли себе ходить с расстегнутыми мундирами, а, когда Николаю Первому жаловались на это, то он отвечал просто: «Отстаньте от Лазарева, он знает, что делает.» Со своей стороны Михаил Петрович характеризовал Николая Первого как благодетеля. Понимаете, вот эти взаимоотношения не укладываются в ту картину, которую рисует историк-либерал. Почему Лазареву Николай позволял то, чего не позволял другим? Почему на все жалобы на Лазарева он отвечал: «Отстаньте, он знает, что делает»? Почему Лазарев, который был далеко не идиотом, (это второй действительный строитель русского флота после Петра Первого) питал глубочайшее уважение к Николаю Первому и называл его благодетелем? Ответ на этот вопрос будет простой. Лазарев действительно не был идиотом, Лазарев был один из выдающихся профессионалов, военных моряков той эпохи и, кроме этого, Лазарев не был холуем и льстецом. Николай Первый уважал его за честность, несгибаемость характера, потому что не прогнуться под подозрение императора, а оформить гибель линейного казначейского корабля, как поджог, с целью сокрытия коррупции и воровства, и вот сочетание этих двух качеств (честности, несгибаемости в любых условиях и высочайшего профессионализма), это и обусловило взаимоотношения Николая Первого и Лазарева. А вот те граждане, которые стелились перед императором и были профессионально несостоятельны, вот они в большинстве своем и оставили воспоминания о деспоте, тиране, тупице, который не понимал, что делал и беда николаевской эпохи вовсе не в том, что он был солдафон, деспот, тиран, а беда была в том, что он испытывал жесточайший дефицит профессионально состоятельных кадров, которым можно было бы доверять. Ведь неспроста же возникла фраза, брошенная им наследнику престола: «Похоже в России не воруем только мы с тобой». (картинка Portraits). Поэтому многие вещи, которые имели место в прошлом, а в ряде случаев продолжают оказывать своё воздействие настоящие, они нам недоступны, если мы опираемся только на учебники истории и монографии, написанные профессиональными историками. Многие вещи нам становятся понятны только тогда, когда мы обращаемся к воспоминаниям современников, участников и очевидцев событий. Один написал об одном, другой написал о другом, третий еще о чем-то. Если это дело соотносится друг с другом, то вы можете увидеть взаимно дополняющие друг друга свидетельства, и перед вами открывается не только хронологический скелет истории, но и дух эпохи, психодинамика эпохи, которая обусловила течение событий именно таким образом, а не иным, и обусловила определенные тенденции, которые реализовались и стали в нашей современности действительностью и настоящим. Поэтому вопрос о мемуарах – он действительно не пустой и, к сожалению, новые поколения у нас, кроме СМС, мало чего читают.
Пятый вопрос был: Жизнь подчинена объективным закономерностям, укажите известные вам примеры нарушения государственным управлением общебиосферных закономерностей, характеризующих жизнь экосистем регионов.
Несколько человек назвали экологические проблемы Байкала, вследствие неадекватного промышленного развития региона. Большинство на этот вопрос не ответило.
Следующий вопрос: предложите классификацию объективных закономерностей, которым подчинена жизнь общества, т.е. объедините их в группы по тому или иному характеристическому признаку, присущему каждой группе.
Ответов на этот вопрос тоже не было. Хотя предыдущий вопрос по сути является подсказкой, что есть общебиосферные закономерности, это одна из групп, и, соответственно, если подумать, почесать в затылке, вспомнить, чему учили в школе, в ВУЗе, то можно выкатить некоторую классификацию. Вопрос не в том, совпадет ли она с классификацией, которой придерживается преподаватель (картинка 6-vidov-zakonomernostei). Вопрос в другом: либо пребывали на лекции в состоянии расслабленности, как в кинотеатре, либо на каком-то шоу, либо доучились до выпускающего курса магистратуры, но так и не научились думать. Дальше они приходят в государственное управление, не умея думать и не обладая кругозором. Ну и как они нарулят?
Следующий вопрос: укажите известные вам примеры нарушения государственным управлением объективных биологических закономерностей, характеризующие биологический вид «человек разумный».
Вспомните в последние десятилетия дискуссии на тему целесообразности перевода и не перевода на летнее и зимнее время стрелок часов. Если мы биологический вид и часть биосферы, то вся биосфера живет по солнышку, по суточным и годовым солнечным ритмам (Картинки ris-01_07, 0251976073, luna 2), на которые накладываются еще и лунные ритмы, которые тоже оказывают свое воздействие на суточную циклику, и на месячную циклику в течение года, в частности, приливы/отливы (картинка 4e545a00d4462a02f323c206db8ca4e4), фазы луны, удалённость ее оказывают воздействие на многие процессы биологического характера. Якобы имеет смысл переходить на летнее и зимнее время для того, чтобы экономить электроэнергию на освещение. Понимаете, та эпоха, когда основной объем выработанной электроэнергии шел на освещение, она давным-давно завершилась (картинка zclima20). Работа промышленных предприятий, транспортных инфраструктур (картинка) - это основной объем потребления электроэнергии в современных условиях и вне зависимости от того, тянет электровоз состав ночью или днем расход энергии в этом случае в общем-то один и тот же, потому что фары и прожекторы электровоза - это не основные потребители электроэнергии. Но, если биоритмика человеческого организма связана с ритмикой суточной, а мы ее два раза в год ломаем, и адаптационный период к новой ритмике жизни - это минимум две недели, а есть люди с очень жесткими биоритмами, которые просто за перевод часов на час раньше готовы поубивать всех, кто это сделал, и они имеют на это моральное право, потому что с их точки зрения - это необходимая оборона, защита собственного здоровья. Потери от нарушения биоритмики в виде снижения производительности труда, как под воздействием самого организма, так и под воздействием нарушения коммуникации людей в коллективе, экономические потери, связанные со всплеском заболеваемости (картинка 902215093), обусловленных сменой ритмики раз в два года – их кто-нибудь оценивал? задумывался о том, что они вообще существуют и ухудшают качество жизни многих миллионов людей? Это вот пример нарушения государственным управлением биологических закономерностей. Второй пример - концепция мегаполисной урбанизации, всё население должно быть стянутым в десяток крупных мегаполисов и агломераций вокруг них (картинка public-goroda_rasselenie). Те, кто это дело затеял - добрых слов в их в адрес нет по той простой причине, что, вырывая человека из биосферы (картинка welcome-wide2_1), они обрекают новые поколения (картинка in_article_856e62a636) на биологическую деградацию, и за которой последует социокультурная деградация (картинка 1373477671_96067200). То есть мегаполисная урбанизации (картинка Screenshot_7), ликвидации сел и деревень, как экономически невыгодных, нерентабельных, сосредоточенность населения в мегаполисах и их пригородах - эта программа биологического геноцида населения России. Набиуллина сейчас во главе Центробанка. Когда она была главой Минэкономразвития, она эту программу высказывала на московском урбанистическом форуме (картинка 5ff682acb5). Это пример того, что человек с сугубо финансово-бухгалтерским образованием не должен выходить за пределы бухгалтерии в своей деятельности. Тем не менее, кадровая политика такова.
Следующий вопрос: постройте укрупненную схему денежного обращения.
Никто не построил. Ну опять же, Набиуллиной и другим в былые времена, когда они учились в школе, в курсе физики был раздел «Электричество» и в нем в советской школе рассказывали о правилах Кирхгофа. Правила Кирхгофа (картинка slide_5 (1)) - это моделирование процессов переноса в сетях, то есть сколько чего вытекает из пункта А, столько же всякого из пункта А стекает в пункт В, С и другие, с которыми пункт А связан сетью. Для того, чтобы построить схему денежного обращения на основе правил Кирхгофа требуется примерно 5 минут времени. Есть эмиссионный центр (картинка), откуда текут деньги, есть финансовый сектор, где есть деньги и некий внутренний оборот, есть добытчики сырья и добытчики энергоносителей, есть обработчики сырья и энергоносителей; обработчики сырья поставляют производственное оборудование добытчикам в одну сторону и получают за это деньги, а с другой стороны обработчики продают готовую продукцию конечным потребителям (это само общество и его государственный аппарат) и за это тоже получают деньги. В общем, даже на словах понятно, что это просто. Можно построить такую схему денежного обращения. В этой системе денег всегда сто процентов и эти сто процентов только выражаются в тех или иных номинальных суммах. Если анализировать денежные обращения в этой системе при наличии института кредита со ссудным процентом и действия в этой же системе института беспроцентного кредитования, то вы увидите, что ссудный процент является первичным генератором инфляции (картинка 2016.02.11-inflyatsiya-ili-kredit3). И, соответственно, если бы Центробанк России действительно был обеспокоен инфляцией, то он бы не болтал на тему о том, что инфляция высока и не позволяет снизить ставку по кредиту, а он бы снизил ставку по кредиту до нуля и давным-давно бы Центробанк у нас бы выступал на тему о том, что страна нуждается в системе беспроцентного кредитования и его финансовые специалисты предлагали бы, как реализовать систему беспроцентного кредитования так, чтобы существовал и банковский сектор, и реальный сектор и население жило год от года лучше, будучи уверенным в завтрашнем дне, потому что все разговоры на тему о том, что «Вот, мы старались, старались, а мировой финансовый экономический кризис 2008 года (10 лет тому назад, уже прошел) и санкции, введенные после воссоединения Крыма с Россией оказали на нас воздействие» - это все отговорки, потому что единственная проблема России в аспекте экономики - это неадекватное задачам развития государственное управление, в основе которого лежит полная профессиональная несостоятельность и вопиющее невежество госчиновников, как властных, от чьих подписей и слова зависит принятие тех или иных управленческих решений, так и тех, кто вырабатывает эти управленческие решения, то есть от работников государственного аппарата. Также депутатский корпус на всех уровнях у нас невежественен в вопросах содержания всех объективных закономерностей (картинка 6-vidov-zakonomernostei), которым подчинена жизнь человеческого общества и в вопросах о том, как строить государственное управление таким образом, чтобы эти объективные закономерности работали на политику, а не разрушали благие намерения повысить качество жизни общества.
Следующий вопрос: изложите видение принципов построения эмиссионной политики государства.
Этот вопрос подразумевает то обстоятельство, что объемы производства во всех отраслях обусловлены прежде всего энергообеспечением этих отраслей (картинка energopolza-kpd), во вторую очередь коэффициентом полезного использования этой энергии, в котором выражаются совершенство технологий, совершенство конструкций, совершенство логистических и иных организационных процедур. И поэтому эмиссия должна быть согласована с законом сохранения энергии (картинка energostandart), которому подчинено в природе всё, включая и все технологические, логистические процессы в экономике. Если вы нарушаете в любую сторону сверх критически вот эту пропорцию - объем энергообеспеченности экономики - количество денег, находящихся в обороте, то вы тем самым разрушаете все хозяйственные связи либо душите экономику безденежьем на фоне постоянно растущих цен под воздействием ссудного процента, чем у нас Центробанк и занимается вполне законно на протяжении всего времени существования Конституции 1993 года. И обратите внимание, что Центробанк юридически ни за что у нас не отвечает, потому что единственная его конституционная обязанность – обеспечивать устойчивость рубля. А вот что такое устойчивость рубля? Это термин юридически не определенный, а в среде экономистов-классиков этот вопрос дискуссионный.
Следующий вопрос: дайте самое лучшее в вашем понимании определение термина «управление», применимое ко всем жизненным ситуациям.
Мы пользуемся достаточно общей теорией управления, в которой есть такое понятие «полная функция управления». Понимаете, вопрос не в словах, вопрос в том, что, если человек видит полную функцию управления (картинка polnayafunupr), начало которой дает выявление факторов среды, которая давит на психику и вызывает потребность в управлении, которая завершается достижением целей в отношении этого фактора, то человек в состоянии её описать в некоторых словах. И тогда у него получится некое определение термина «управление» в самом общем смысле, применимое ко всем жизненным ситуациям.
И двенадцатый вопрос: в чем разница в процессах управления между «контрольными параметрами» и «свободными параметрами»?
(Картинка 00170.01_00_07_01.Still004) Разница, в общем, должна быть понятна. Контрольные параметры входят в вектор целей, а свободные параметры - это те параметры, любые значения которых в процессе управления признаются допустимыми.
Так что, вот этот тест из 12 вопросов, если его запустить, то его не пройдет подавляющее большинство госслужащих, подавляющее большинство депутатов всех уровней. А это означает то, что Россия испытывает очень суровые проблемы, обусловленные невежеством, слабоумием и рвачеством управленческого корпуса, который имеет доходы, многократно превышающие доходы тех людей, которые действительно работают в разных отраслях экономики.
Вот такой вот простенький тест и не очень сложные комментарии к нему. Кому мало сказанного, то есть литература. Можно прочитать одну книгу «Экономика инновационного развития» (картинка EIR). Там понемногу обо всем есть.
4 комментария
Есть что сказать по методике тестирования, но оставлю на случай если будут несогласные. Не для оценки магистрантов оно проведено. Для того, в частности, чтобы показать положение дел «несогласным» и продемонстрировать изучающим ДОТУ самостоятельно уровень необходимой компетентности. Есть мнение что даже Иисусу, знавшему «теорию», перед тем как проповедовать потребовалось посмотреть опыт практики лично. Правда у него «стажировка» была на позитивном опыте. У стран и народов – на негативном, на рыночной экономике, например.
В одном из его комментариев – расширение ответа на вопрос №3 для интересующихся темой: http://www.iacis.ru/upload/iblock/861/prilozhenie_k_postanovleniyu_10.pdf