Цифровая гигиена в школьной программе. Взгляд «обывателя»

Сетевая паутина
оплела весь белый свет,
не пройти детишкам мимо.
Что же это? – …

(Современная загадка)
 
В начале 2019 г. Игорь Станиславович Ашманов, известный ИТ-специалист и многодетный отец, сообщил, что с его участием подготовлен проект изменений в школьной программе, которые позволят детям научиться защищаться от опасного воздействия на них через интернет. Проект грандиозен — большинство взрослых беззащитны перед СМИ и интернетом, а здесь замахнулись на то, чтобы к старшим классам школы человек был способен выявлять манипуляцию (скрытое управление). Точнее, уберечь детей от опасностей, несомых интернетом, планируется с одной стороны обучением, с другой — фильтрацией контента, закон о которой в период подготовки данного материала проходил рассмотрение в Госдуме. Игорь Станиславович входит в различные правительственные рабочие группы, можно надеяться, что его предложения будут одобрены в Минпросвещения. В идеале готовые наработки могли бы быть запущены как пилотный проект уже  в 2019/2020 учебном году. (Как региональная программа дополнительного образования «Цифровая гигиена детей и подростков» уже проходит апробацию в Приморье.) Увидим, а пока – предположения, что могло бы войти в программу, как сообщается, по предмету Основы безопасности жизнедеятельности.
Нужно сказать, что И.С.Ашманов не одинок в стремлении дать детям навыки цифровой гигиены. Например, на одной из методических интернет-площадок для учителей ещё в 2015 г. (с которого действует текущая редакция программы ОБЖ) размещена публикация:
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЖ
Корепанов Илья Александрович
(…)
В процессе информатизации человек становится информационно «прозрачен». Если есть желания и средства, то любая информация конкретной личности может стать доступной и быть использована в корыстных целях другой личности, группой лиц, общественной группой и государством.
(…)
Вашему вниманию предлагаются примерные главы раздела «Информационная безопасность личности в сети Интернет»:
(…)
Содержание темы: культура общения, социальные сети, нравственность.
(...).
Содержание темы: информационный терроризм, кибермошенничество кибербуллинг (преследование сообщениями …) (...).
(…).
Предложенный раздел рекомендуется ввести в курс Основы Безопасности Жизнедеятельности для изучения в 5 классе образовательных учреждений, для того, чтобы обучающиеся как можно раньше познакомились с правильным посещением всемирной «паутины», поскольку возраст посещения сети Интернет становится все меньше.

Но и Корепанов И.А. из СШ №15 г. Глазов не открыл Америку. До прихода в нашу жизнь соцсетей существовали 10 правил безопасного поведения детей в сети интернет от очень известной софтовой компании. Привести название компании не представляется возможным, так как уже несколько лет эти правила поисковыми системами не показываются как связанные с какой-либо крупной организацией. Далее, при ознакомлении с правилами станет понятно: прочитав некоторые из них наш современник назовёт источник динозавром или каким-нибудь другим ископаемым существом. Для бизнеса это не приемлемо. Сейчас подобные тексты можно найти в сети в основном на персональных страницах учителей ОБЖ. Наверное, потому что в базиснную часть ОБЖ (7–9 классы) и информатики этот материал не входит.  Ниже — снабжённая собственным названием выжимка из методического документа «Урок-беседа "10 правил поведения в сети интернет"».

7 полезных привычек для безопасного использования интернета детьми
1. Помни: далеко не всё, что мы читаем и видим в интернете — правда. Советуйся со взрослыми, прежде чем заходить на незнакомые сайты.
2. Никогда не публикуй в сети и не сообщай своё настоящее имя, адрес, школу, класс, номер телефона. Если ты разместишь слишком много информации о себе, ей могут воспользоваться такие незнакомцы, которые захотят тебя обидеть.
3. Никогда не соглашайся на личную встречу с людьми, с которыми ты познакомился в интернете; под маской виртуального друга может скрываться злой человек. О подобных предложениях немедленно расскажи родителям.
4. Всегда сообщай взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали у тебя смущение или тревогу.
5. Будь дружелюбным с другими пользователями при общении в интернете. Ни в коем случае не надо писать и говорить оскорбительные слова, нельзя размещать в сети чужие фотографии и сведения без разрешения хозяина.
6. Не сообщай никому свои пароли, не звони и не отправляй СМС в ответ на предложения от неизвестных людей.
7. Не скачивай и не открывай незнакомые файлы, не спросив разрешения родителей или учителей. Проверь скачанный файл с помощью антивирусной программы перед тем, как открыть его.

Соображения «обывателя» по правилам безопасности детей в интернете, которые уже были и которые ожидаются
- Написание «интернет» с заглавной в упомянутой методичке говорит о «древности» правил. У автора этих строк они — «детские воспоминания», то, что легко было найти в интернете со ссылкой на авторитетную корпорацию, но потом стало не выгодным и материал убрали. Доступная (2006 г.) редакция брошюры от софтверного гиганта очень содержательна — 35 страниц, в качестве правил не годится (их там ещё нужно найти), и её избегают цитировать, не связываясь с копирайтом.
- Количество правил — 10 это предпосылка к их невыполнению. Сознание способно оперировать 5–9 объектами или процессами одновременно (у всех здоровых людей, примерно с 12 лет), это значит что выучить наизусть можно и 20 пунктов, но сознание будет автоматически объединять их до количества процессов не более 9.
- В приведённом здесь пересказе число пунктов уменьшено до 7 из оригинальных 10. Они, по возможности без изменений, перефразированы в единственном числе второго лица (адресованы «тебе»). В наше время дети получают доступ в сеть раньше, чем узнают, что такое файрвол, поэтому детский фильтр исходно должен быть включён (то есть 2 правила избыточны), и это забота взрослых.
- Возможно, нужны базовые и расширенные правила. Опять же, сейчас ребёнка к компьютеру допускают раньше чем он может понять что такое «проверить антивирусом» и «почтовые вложения» (эта фраза, как и упоминание фильтра не попала в пересказ здесь). Тем, кому уже 11, настоятельное «сообщите родителям» не подойдёт. Для них лучше «расширенная версия», в которой не подчёркивается обращение к старшим, к чему у них должна быть выработана привычка (а главное, выработано понимание, тогда не будут скрывать от родителей проблемы) лет в 5 по базовой версии. Не менее важно и развитие самостоятельности в работе с информацией, как и в любой другой деятельности. Опыт возрастной дифференциации имеется.
- Школьное (часто и семейное) воспитание изобилует адресованными ребёнку «должен, должен, должен...», это угнетает. При изложении здесь предпринята попытка сгладить, распределить равномерно и удалить некоторые императивы. Есть надежда, что в предложениях Ашманова этот педагогический аспект учтён, правила понятны детям разных возрастов, запреты оставлены преимущественно законодателям, а детям предназначено понимание как действовать и почему.
- Школьная программа с дополнениями, подготовленными с участием И.С.Ашманова (раздел «цифровая гигиена» в предмет ОБЖ), обещает быть превосходящей то, что работало 10 лет назад – «
не сообщайте никому свои пароли». Заявлена выработка у детей навыка как противостоять манипуляциям, а это уже иной уровень — полностью информационная, а не только кибернетическая безопасность. Самая большая надежда, с которой готовился этот материал, на то, что в скором будущем у школьников (или взрослым по школьным учебникам) можно будет учиться безопасному обращению с информацией. Вместе с надеждой есть и понимание того, что от всего информационного потока не оградиться, и научить детей (а сначала, себя) действовать по
нормальной схеме самоуправления и обработки информации в психике могут только думающие родители. Школе такое пока не разрешено, даже с помощью ведущего айтишника. Значит, при всей невозможности повлиять на происходящее в министерских коридорах, быть обывателем (маленьким человеком) — не выход для того, кого заботит будущее собственных детей.

Комментарии (14)

Проблема,на мой взгляд, первого порядка-уровень образования. Прочитал «правила/привычки для безопасного использования интернета детьми» внучке(10 лет). Воспринимает адекватно,на вопрос «как тебе такие привычки?»-говорит нормальные,расскажу подругам.
  Ещё такой аспект-вовлечение детей,подростков через игры на различные тотализаторы,букмекерские конторы,казино… Тут же предложение онлайн-кредита (для тех,кто к 18-ми годам «подсел») -можешь стать «богатым» не вставая со стула.
Задумка была — представить какой могла бы быть эффективная программа, обучающая выявлять манипуляции, и сравнить с предлагаемыми дополнениями в школьный предмет. Но реализовано только как демонстрация того, что работавшие раньше правила, ныне отброшены в угоду маркетологам (как минимум).
А в реально работающей программе должно быть дано понимание воли, совести и процесса познания, не обойтись без ТСП и ОСУ. Иначе — натаскивание, чем собственно и занимается кодирующая педагогика. Ориентируюсь на то, что материал Ашманова будет и опубликован и утверждён — это лучше чем ничего. Но учить противодействию манипуляциям в ближайшее десятилетие — удел неравнодушных родителей. Сначала нужно самим научиться, в чём-то будущая программа, изучаемая вместе с ребёнком, может стать подспорьем. Понять «как всё запущено» можно на крупных форумах, где всегда найдутся высказавшиеся: «а чё, манипуляция — хорошее слово, синоним слова «управление», обозначает профессиональную ручную работу, я в словарях смотрел» и т. п.
Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ). Список произведений хорош-полезно как для детей так и для взрослых.
Создал АКК в ВК, обозвал себя Олей Сончевой и в какой-то флудилке обсуждал букет грузинский вин с отборным матом.
Остался без смартфона, у него теперь за 300 руб телефон с игрой "Змейка" и без компа с ноутом. Пусть книги читает. А за каждое матное слово пишет в тетрадки в клетку по 18 листов словами синонимами, но из толкового словаря.
В общем пока есть кому подражать - это будет продолжаться. Дети как обезьянки — что увидят, то и делают, поэтому без присмотра их в сети нельзя оставлять.
Всё верно. Первым препятствием может стать собственная бабушка, прикалывающаяся над соседкой, которой до сих пор нет в «Одноклассниках» под реальным именем.
Даже не стал искать попадавшуюся когда-то рекомендацию не указывать на фотографиях в сети имена и возраст своих детей. Она была до дуровых, с тех пор население настолько выдрессировано, что такое будет воспринято, минимум, как маргинальность.
Новые поколения… в который раз уже повторю… даже выругаться-то ПО-РУССКИ не умеют… («мне НА ТЕБЯ по х...»)...
Какие «матные» слова?!. МАТЕРНЫЕ… шах и мат, вашу мать...
Если ограничиться общим пониманием безопасности, реализацию можно поручить и инженерам, и закон подтянут и автоматизируют мгновенную блокировку негуманных сервисов. Вот что хотим в итоге: нужны соприкасающиеся напрямую  с реальностью или умеющие жить в окружающей действительности. Не стать  Роберту Вуду великим экспериментатором, если бы в детстве ему не сходило с рук и взрыв в центре города и проделки на фабрике родственника. А с другой стороны не было бы сейчас в школе менторов и тьюторов с пухлыми годовыми программами неадекватных в гаджетах и технологиях. Никто не охватит ни всего многообразия взаимодействия с информацией, ни даже того, что уже освоено юными умами но не проявлено в деле.
Каку Ся 27 февраля 2019г. в 16:01:
Никто не охватит ни всего многообразия взаимодействия с информацией
Поэтому на смену кодирующей педагогике ещё в 1992 г. была предложена методологическая. Есть повод вспомнить её содержание на уровне обучающегося, возможно, добавить в статью — этот аспект 1-го приоритета ОСУ довольно редко обсуждается
Источник (не путать с запрещённым изданием 2003 г.): 
Мёртвая вода. Часть II. Книга 1. Санкт-Петербург. 1992. Электронное издание, с. 22–23.


«МЕРОПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
(...)
Наша же средняя и высшая школа со всевозможными курсами повышения квалификации по-прежнему продолжает оставаться школой калейдоскопического освоения фактологии. Единственный разумный выход из этой ситуации — переложить освоение новой прикладной фактологии и информационную адаптацию к месту своей работы на самого человека, но это требует создания единой государственной системы подготовки и переподготовки кадров, одинаково РЕАЛЬНО доступной выходцам из всех слоёв общества, которая бы охватывала возрастные границы от детских яслей и садов до выхода на пенсию.

Эта система должна обеспечивать такое развитие процесса, при котором человек по завершении обязательного для всех образования:
  • обладал целостным мировоззрением, т. е. осознавал мир‑природу и общество как взаимовложенность процессов триединства: материя в формах изменяется по мере развития (или ещё более глубоко);
  • был в состоянии читать книгу в темпе листания;
  • умел пользоваться клавиатурой средств обработки информации слепым десятипальцевым методом, поскольку человек печатает быстрее, чем пишет.
Из прикладной фактологии он должен знать прежде всего:
  • текущую концепцию прошлого глобального исторического процесса, как частного в эволюционном процессе биосферы Земли;
  • основные прошлые концепции глобального исторического процесса;
  • что художественная литература, большая литература (как и другие виды большого искусства), достаточно часто обгоняет социологическую науку в анализе состояния общества и перспектив его развития даже вопреки намерениям самих художников и социологов. Поэтому для человека с целостным мировоззрением не может быть и реально нет никаких запретов на обладание той или иной фактологической информацией: нравственной или безнравственной. Любая безнравственность разрушение целостности мировоззрения;
  • достаточно общую теорию управления в её содержательной части и приложении её к управлению обществом толпо‑«элитарным» и безэлитарным общенародным;
  • взаимодействие абстрактно-логического и процессного мышления друг с другом, соотношение сознания и подсознания, передачу информации при речи и письме;
  • что любое прикладное знание, осознанное и используемое вне осознания глобального исторического процесса и перспектив его развития, представляет величайшую социальную опасность, поскольку последствия его применения непредсказуемы в таком случае;
  • текущую прикладную фактологию частных отраслей знаний   медицины, общей биологии, социологии, географии, физики, химии, математики в объёме, достаточном для осознанного ведения здорового образа жизни и начала первичной профессиональной специализации;
  • свободное владение не менее чем двумя иностранными языками из числа: английский, арабский, немецкий, китайский, японский, испанский, кроме обязательного владения языком народа, на территории становления культуры которого человек проживает».
Это тоже, но кроме, ещё и новые, пока не выделенные из языка способы быстрого доказательного прихода к согласию, т.е. язык как предмет логики, а она уже вскрывает ошибки подходов в науках. Да много ещё упоминание чего здесь выглядит странно.
Каку Ся 27 февраля 2019г. в 16:01:
Вот что хотим в итоге: нужны соприкасающиеся напрямую  с реальностью
Дети соприкасаются с искусственно созданным информационным пространством, а не с реальностью. В этом пространстве используются психологические технологии, о которых население практически ничего не знает. Ашманова к изменениям в школьной программе привела полуторогодовая работа с деструктивной технологией, которую он упоминает как психотехнику воронки втягивания в суициды.
Крохи информации о психотехниках (работающих против нас лет 20-30), которые наряду с описанием наджа и Овертона доступны настойчивым взрослым: https://youtu.be/x2i0p7RElJw?t=4043 . Обсуждалось в теме «Ситников А.П. (2017.11.09) - Мы провели более 400 выборов...».
Много с чем соприкасаются, это надо видеть. Выделил под реальностью, что лежит вне действий освоенных обществом составляющих его действительность.
Каку Ся 27 февраля 2019г. в 16:01:
Если ограничиться общим пониманием безопасности
Расшифруйте, что вы хотели сказать этой фразой.
Ничего большего, что подталкивает составлять списки правил для детей.
Оная … гигиена … напоминает «правила безопасного секса»… действительная безопасность не на «этом» основывается.

Новые комментарии