Леви В.Л. - Искусство быть другим (1980): взгляд психотерапевта на человека и общество

Такое вот вступление встретило меня в этой книге и, конечно, заинтриговало:
От редакции
"Практикум доброты" - так тоже можно было бы озаглавить книгу, представляемую нами читателю. Само её появление было бы невозможно, если бы гуманистические принципы взаимоотношений между людьми, выработанные многовековыми исканиями человечества, не получили конкретного практического воплощения в нашем обществе. Общечеловеческие идеалы добра и братства, выраженные в нормах коммунистической морали, взаимоуважение и душевная чуткость, наряду с высокой принципиальностью, вошли в повседневную жизнь советских людей - в труд и в быт, в семью, в воспитание подрастающего поколения. 
Книгу можно было бы охарактеризовать как «размышления психотерапевта о бытовых и экзистенциальных проблемах общества, о своей профессии». Из обещанного в предисловии ожидал узнать, каков он, человек коммунистического будущего, по мнению психологов 1970-1980х… Это какой то персонаж из “Великого Кольца” Ефремова или Мальчишь-Кибальчишь… Однако прямого ответа на этот вопрос нет, но книга содержит попытки вычертить некоторые грани Человека и упражнения к их достижению, например “роль альтруиста”, “ как вытравить из себя зверя» и тп. Основная проблема общества (как я ее понял) по мнению автора — отсутствие эмпатии друг к другу: люди мало интересуются проблемами и настроением тех с кем общаются, мы слишком замкнуты на себе. Кто то сильнее (до клинических форм), кто то слабее.

Спорный момент для концептуалов: объясняется что такое совесть и откуда берётся -  это некая сумма оценок индивида обществом (родители, учителя, друзья), воплощенная в постороннего наблюдателя внутри нас (подробнее см. ниже в цитатах). Как понимаю, сторонники Концепции считают совесть отголоском/связью с ИНВОУ, а здесь вот другая версия. И кстати не только совесть - также работают стыд, гордость, застенчивость, заносчивость, тщеславие и кокетство, самолюбие и честолюбие, зависть, мораль, любовь.

Далее поставлю интересные и забавные цитаты дабы читатели могли составить примерное представление о материале:
Пессимизм слишком общедоступен. Быть пессимистом несравненно легче, чем изобрести хотя бы велосипед.
Что нужно понимать, чтобы уметь общаться
Вот и ответ ответов. Вот и вопрос вопросов:
  • Что для Другого ценно?
  • Что для Другого значимо (ценно в данный момент)?
  • Вот на что следует обращать внимание. Любому желающему научиться общаться. В любом жанре.
  • Что для Другого значимо?
  • Что для Другого ценно?
вот ключ ко всей и всяческой коммуникабельности. Все искусство быть Другим помещается в этот вопрос.

Теперь я скажу Вам, почему на свете есть глупые, нудные, скучные люди. Потому что они не умеют задавать себе этот вопрос. Я скажу Вам, почему есть люди злые. Потому что они не желают задавать себе этот вопрос. Я скажу Вам, почему мы не умеем общаться. Потому что мы забываем задавать себе этот вопрос. Потому что мы не умеем. Потому что мы не желаем.
Так просто. И так трудно.
Оптимизм
Правильно, врожденное. Врожденный оптимист каждый ребенок. Утрачивается наивность, постигается трагизм жизни - откуда быть оптимизму?... Вот именно отсюда. С другого конца спирали... Потерянный рай возвращается, когда ад пройден до глубины глубин. После того как мы покидаем полюс наивности, оптимизм ждет нас на полюсе мудрости. Многих, увы, так и не дожидается. До взрослого оптимизма нужно дозреть Ничто не помогает этому лучше, чем открытость Другому.
Сейчас хочу обратить Ваше внимание лишь на одно: лучше всего и мы с Вами предвидим то, чем интересуемся бескорыстно.
Внимание к человеку.
Насколько мы все чувствительны к недостатку внимания по отношению, к своей персоне, настолько же тупы к недостатку его у себя по отношению к другим. Я бы уже с первого класса школы ввел специальный ежедневный урок-игру - Внимание к человеку. Только на поощрении!!! Даже с детского сада, с ясель конфеты бы дарил за это, игрушки. Насколько меньше было бы тогда несчастных некоммуникабельных эгоцентриков, насколько меньше разводов, производственных травм, конфликтов, насколько приятнее жизнь...

А сколько профессий требует рефлекса внимания, к Другому? Продавец, официант, шофер, милиционер, портной, врач, парикмахер, учитель... Без конца и без края. В общественное сознание давно вошло, как важен этот рефлекс, поэтому выработано довольно много шаблонных "знаков внимания".

Знаки нужны, но само внимание нужнее стократ!.. Вы спрашиваете о причинах его нехватки. Причин множество, разного порядка. Есть простая незрелость (ребенок), есть органическая неспособность (болезнь, старость) и есть незаинтересованность, невоспитанность, непривычка. Из причин, общих для всех, я бы выделил одну, самую общую. А именно: общаясь, каждый волей не волей уделяет свое внимание не только Другому, но и себе. Внимание, как деньги, вещь количественно ограниченная - его объем сжат пространством и временем, поэтому "не только" сплошь и рядом переходит в "не столько". Мы заняты собой-своими делами, нуждами, интересами, настроениями, мыслями и т. д. - вот и все.

Для Другого просто не остается места. Простой, как мычание, эгоцентризм - основа основ слепоты душевной и умственной.
Аутизм
Есть одно иностранное словечко, с которым я познакомился, работая в психиатрической клинике.
Аутизм - от слова "ауто" - "я", "сам". Однозначного русского слова нет: если перевести буквально, то получится что-то совсем смешное, "яизм", "самизм"...    Словечко, однако, емкое. Означает оно погруженность в себя и отсутствие контакта с окружающими. При этом может быть вполне нормальной и речь, и память, может быть гигантская эрудиция и потрясающие способности, и даже желание общаться может быть огромным, но - не получается... Человек что-то говорит (пишет, рисует, играет...), что-.то сообщает другим, но его не понимают, а он не понимает, что его не понимают. Не понимает и того, что его понимают, то есть что его аутизм другим виден. В тяжелых случаях дело доходит до какого-то-собственного языка, до абракадабры, полной личного значения и, быть может, великого смысла, но попробуй найти переводчика... 

А через некоторое время мне стало ясно, что аутизм встречается далеко не только в психиатрической клинике, что там - лишь гротески, лишь обнаженно-заостренные модели. Я увидел, что и в буднях общения аутизм, в некоей пропорции, присутствует всегда и во всех, взвешен в обыденности, как влага в воздухе, и то там, то здесь сгущается как туман. Частица аутизма при нас всегда, она вырастает, как призрак небытия, и в опьянении алкоголем, и в опьянении чувствами... С глубокого аутизма мы начинаем свою жизнь - с этой младенческой самопогруженности, с несвязного лепета... Мы что-то сообщаем миру, и мы орем, мы негодуем, мы содрогаемся в требовании понимания, мы не перестаем верить, что нас поймут!.. И правда, нас как-то все-таки понимают - вот сухая пеленка, вот улыбка и ласка. Но мы долго еще не понимаем непонимания, ни своего ни чужого, мы никогда, никогда до конца его не поймем...
«Все мы немножко Бабушки» сцена с вариантами
За обеденным столом пятилетний Антон, он же Сын и Внук; Папа, он же Зять; Бабушка, она же Теща. Антон плохо ест, играет вилкой; Бабушка сердится, требует, чтобы Антон ел как следует. Папа слушает и ест. Вдруг Сын спрашивает:
- Папа, а почему Бабушка такая скучная и ворчливая?
Бабушка, напряженно улыбаясь, смотрит на Папу. Что он ответит?… Этюд разыгрывался повторно: импровизируя, роль Папы поочередно играли семь человек (три женщины, четверо мужчин). Вариантов получилось много, привожу восемь.

1. «На страже авторитета».
- Вынь вилку из носа к не болтай глупости. («А завтра ты спросишь у Мамы, почему Папа такой чудак?»)
Бабушка удовлетворена, Антон абстрагируется.

2. «Жизнь реальна, жизнь сурова».
- Вот станешь таким же - узнаешь. Антон не удовлетворен. Бабушка плачет.

3. «На войне как на войне».
- Спроси у Бабушки сам.
Бабушка швыряет в Папу тарелку, Антон смущен.

4. «Промежуточный код».
- А посмотри, Антошенька, какая пти-ичка летит» (Сладким тоном и одновременно беря за ухо.) Бабушка сдержанно торжествует, Антон ловит кайф.

5. «И волки сыты и овцы целы».
- Это тебе кажется, Антоша, а почему кажется, я тебе потом объясню. (Подмигивая, с обаятельной улыбкой.)
Неудовлетворенность Бабушки, презрение Антона.

6. «Меры приняты».
- Это тебе кажется, Антоша, а почему кажется, я тебе сейчас объясню. (Подмигивая Бабушке и снимая ремень.)
Бабушка бросается на защиту внука.

7. «На тормозах».
- (Мягко, вкрадчиво-отрешенно.) Видишь ли, сынок, исходя из принципа относительности, а также имея в виду проблему психофизического параллелизма, все бабушки немножко ворчат и немножко скучные, а также все мы немножко бабушки, немножко скучные и немножко ворчим. Вот я сейчас на тебя и поворчу немножко за то, что ты задал мне такой скучный вопросик. Когда мне было пять лет и у меня была бабушка, я никогда не задавал своему папе таких ворчливых вопросиков, потому что у папы был большой-пребольшой ремешок…

Бабушка и Антон впадают в гипнотическое состояние.
Еще варианты - Папа грустно смеется; Папа весело молчит; Папа поет «В траве сидел кузнечик»: Папа включает радио, а тут как раз передача «Взрослым о детях», и т.д. до бесконечности…

Последовал разбор, комментарии. По поводу каждой из сценок, как выяснилось, можно написать целый трактат: о том, как Папа относится к Сыну, к Бабушке, к самому себе; какие у него ценности, идеалы, взгляды на воспитание, как воспитывали его самого; насколько культурен, интеллигентен, находчив; насколько способен чувствовать и понимать окружающих; здоров ли психически; может ли уравновесить интересы свои и чужие…

8. Вариант «Доктор».
- Понимаешь, Антоша (заговорщически), человек становится скучным оттого, что с ним не играют. От этого и ворчливый делается, что скучно и не играют с ним. Ты согласен?… Ты ведь тоже скучный и ворчливый, когда я с тобой не играю, так? («Угу…») Ну вот, а если будешь с Бабушкой играть побольше и притом иногда слушаться, увидишь, она станет веселой-веселой, правда, Анна Петровна?… (Бабушка растерянно кивает.) А вилку (еще более заговорщически) я бы на твоем месте из носа вынул. И навсегда, понимаешь?… На всю жизнь.
И вот наблюдение, и мое, и Д. С.: из детей, рано разучивающихся играть, выходят самые невезучие взрослые... 
К сожаленью, день рожденья...
К сожаленью, день рожденья...
"Уважаемый Владимир Львович! До меня дошли слухи, что сегодня Вы празднуете свой день рождения. Спешу Вас отговорить - это глупо, это нехорошо, это стыдно. Зачем Вы вводите в заблуждение самого себя и своих близких? Ведь на самом-то деле, если разобраться, если всерьез - никакого Вашего дня рождения нет. Если всерьез - это все не более чем игра воображения, чепуха, ерунда, выдумка. Как это так день рождения? Какой бред, чей, почему, зачем?!.. Ничто не повторяется, время необратимо. Вы один раз уже родились, раз навсегда - и хватит. Будь наш календарь иным, скажем, ацтекским, эта дата приходилась бы совсем на другой день. Более того, по древнекитайскому календарю Вы могли бы и вообще не родиться, и вполне возможно, что так оно и есть. Но, поскольку все мы, и Ваш покорный слуга в том числе, пребываем в далеко идущем заблуждении, что факт Вашего рождения все-таки однажды имел место, прошу Вас принять по этому случаю мои искренние соболезнования. Крепитесь, мужайтесь, утешайте себя тем, что этого больше не повторится". Такое вот веселенькое поздравленьице прислал мне однажды уважаемый Дмитрий Сергеевич. Странно - именно после этого у меня почему-то сразу прошла юбилейная депрессия и наступил праздник. Я попробовал поиграть в то, что никакого дня рождения нет не получилось... Чем больше играешь, тем более убеждаешься, что между игрой и жизнью нет жестких границ, что и сама реальность тоже в немалой мере состоит из условий, которые мы задаем себе сами или через некое посредство... В самом деле, Читатель (у вас, я слыхал, тоже случилась эта неприятность), почему именно сегодня вы ощущаете себя именинником и воистину новорожденным, почему именно сегодня еще раз торжественно начинаете жизнь сначала? Да потому что и г р а е т е в это, играете, всерьез! Эта игра и есть ваша жизнь.
Ревность
Вы вообще имеете хоть какое-нибудь представление о том, что такое настоящая мужская ревность? Ревность воина и художника, ревность рыцаря и поэта... О том, какой она должна быть великолепной, какой мощной, утонченной, всепроникающей, какое неописуемое наслаждение должна доставлять женщине... Как, вы не знаете, что всякая нормальная женщина мечтает о том, чтобы ее ревновали?! Да-да, мечтает, грезит по ночам, но только о такой ревности... Как дай вам бог любимой быть другим... Ах, вы не знаете... Ну так послушайте... Я вам расскажу до тонкостей, я вам сейчас покажу, как это делается, я в некотором роде профессионал... (Пропускаю часть текста). Ревновать надо вот так (сцена с монологом Отелло)... А еще вот так (сцена с импровизированным монологом)... И вот так тоже можно (сцена с непередаваемым монологом) - и вот так, и всячески так... И вот это, волею природы и во имя священного благополучия семейного очага, вы обязаны...
Так вы поняли, дорогой мужчина? Вы обязаны устраивать могучие и великолепные сцены ревности.
Ролевая гимнастика
Игра с внутренней бесконечностью (Из инструкции для новичков ГИПа. Подготовка к ролевым играм общения.)
Одно и то же слово "да" вы можете произнести:
- громко
- тихо
- кратко
- растянуто
- заикаясь
- утвердительно
- удивленно
- восторженно
- задумчиво
- вызывающе
- скорбно
- нежно
- иронически
- злобно
- тоном ответственного работника
- разочарованно
- торжествующе
- как "нет"

и так далее возможности безграничны. Точно так же и "нет", точно так же любое слово, любую фразу и реплику, любой монолог. Точно так же – любое действие, любой жест (пожимание плечами, улыбка, рукопожатие...)-тысячи значений, тысячи рисунков, красок, оттенков...
А теперь вопрос: чем вы пользуетесь из этой очевиднейшей бесконечности?
Ответ: лишь ничтожной частью.
Вопрос: почему? Ответ: потому что вас ограничила роль "самого себя".
Отчасти, конечно, и потому, что этого от вас требуют или ожидают другие.
Но главное потому что вы этого ожидаете от себя сами. Вы сами свой тюремщик номер один.
Начните же освобождаться, побудьте для начала просто разным собой.
Произносите слово "я" по меньшей мере двадцатью разными способами, вкладывая в него соответственно разный смысл, разные подтексты, разные тембры, интонации, краски, разное самочувствие... Слово "да". Слово "нет".
Слово "ты". Свое имя. Еще чье-то имя. Любое слово. Любую фразу - КАК МОЖНО РАЗНООБРАЗНЕЕ! КАК МОЖНО БОГАЧЕ
...Вы чувствуете?.. В вас что-то происходит, вы делаетесь свободнее, ваш* самочувствие меняется уже от того, с какой интонацией вы произносите слово "я".., ЕЩЕ и ЕЩЕ.

Прочтите любой текст - хотя бы "Однажды в студеную зимнюю пору...".
- шепотом,
- с максимальной громкостью,
- переходя волнообразно из одного в другое,
- с пулеметной скоростью,
- со скоростью улитки,
- как будто вы страшно замерзли,
- как будто во рту у вас горячая картошка,
- как будто вас через десять минут расстреляют,
- то же самое, в сочетании со всем вышеперечисленным,
- как бы его прочел марсианин,
- лошадь, только что научившаяся говорить,
- робот.
- пятилетняя девочка,
- как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны ему объяснить, как важно людям стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет, 
- как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности объясниться нет, и так далее - возможности безграничны...

Запишите на магнитофон. Прослушайте, сами себе удивитесь. Отметьте самое любопытное. Повторите.
Варьируйте, фантазируйте. Еще и еще.

Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаменационной комиссии,
- пчела на цветке,
- кассир на своем рабочем месте,
- обезьяна, изображающая, как сидите вы,
- побитая собака,
- торжествующая собака,
- кот, имеющий намерение пойти погулять,
- наказанный Буратино.
- невеста на свадьбе,

- поросенок на кактусе,
- Гамлет, принц датский,
- наездница на лошади,
- беременная,
- преступник на скамье подсудимых.
- космонавт в скафандре - импровизируйте. - Уловите самочувствия.
ЕЩЕ и ЕЩЕ.

Походите, как ходит:
- младенец, который только что начал ходить,
- глубокий старик (старуха),
- лев (львица),
- пьяный,
- артист (артистка) балета,
- горилла (орангутанг, шимпанзе).
- все тот же Гамлет, принц датский,
- он же, больной сильным радикулитом,
- амеба,
- солдат прусской армии,
- представительница древнейшей профессии, Ромео в нетерпеливом ожидании свидания...
- А как идет дождь?... Изобразите-почувствуйте! Почувствуете - изобразите! Свежесть, свежесть!
ЕЩЕ. ЕЩЕ.

- Улыбнитесь, как улыбается ...леди Макбет, очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке - улыбка нирваны, само солнышко,мать младенцу, младенец матери...
- Нахмурьтесь, как нахмуривается ...король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, человек, желающий скрыть улыбку. Наполеон, рассерженный павиан....
- Попрыгайте, как прыгает ...кузнечик, кенгуру, козел, воробей, профессор, изображающий обезьяну...
- Пойте, как поет...
- Пишите, как пишет...
- Думайте, как думает…

Зачем все это? Чтобы выбрать себя. Чтобы выбрать нужно побыть. Побыть - всевозможным. Испытать себя.
Перепробовать, перечувствовать всю палитру внутренних состояний. Все диапазоны!.. Все, конечно, нельзя! Но хотя бы максимум из возможного... Сования, заказы, задания телу и душе. Кроме жизни, их может давать только воображение. Оно всегда при вас будьте смелы. Разнообразьте, обогащайте себя.
Создавайте внутренние "копилки" - интонаций, движений, жестов (способов чувствования, способов мышления...).
Проделывая хотя бы три раза в неделю по двадцать минут импровизированную ролевую гимнастику (обыкновенную физзарядку тоже можно проводить в разных ролях, подключая воображение), вы будете замечать удивительное освежение духа, облегчение общения, улучшение самочувствия. Пойдет на подъем и ваша работоспособность.
А почему многие, и не только девушки, так любят обновки? Чтобы красиво выглядеть и производить приятное впечатление? Да, Но не только. Чтобы хорошо себя чувствовать. Чтобы сказать себе: вот, это я - "красивый двадцатидвухлетний". Примеривая новую одежду, мы примериваем и роль Нового Самого Себя.
Почему для многих так невыносим плач
А почему для многих так невыносим плач - детский, женский, любой, почему, "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало"? Да потому, что мы плачем вместе с Другим. Жалость - это и есть собственный плач, только внутренний, свернутый (а часто и вполне развернутый) - плач Ребенка в тебе, откликающегося на Ребенка в Другом. Сопутствующее раздражение, даже злость понятны: это тебе больно и страшно, это твой Ребенок требует - прекратить! Но вот удовольствие, радость от страданий Другого, жестокость, садизм - как понять это?... Эмпатия-наоборот, вчувствование с обратным знаком. Загадка природы, требующая особого разговора, который мне сейчас заводить не хотелось бы.
(не) поступай с ближним так, как (не) хотел бы. чтобы поступили с тобой?
Уже который век бьются учителя мирские, вдалбливая жителям коммунальной планеты Земля простейшую формулу общежития.
(не) поступай с ближним так, как (не) хотел бы. чтобы поступили с тобой - а ведь это еще только первый виток, только ньютоновская механика общения, исходящая из допущения, что ближний во всех отношениях подобен тебе. Здесь еще не учтен принцип относительности. Ближний и подобен тебе, и не подобен. Если ты всегда голоден и всегда рад поесть, это не значит, что и ближнего нужно кормить 24 часа в сутки. Ближний - это Другой, желающий, чтобы с ним поступали так, как того хочет он, а не ты.
Практическая непостижимость этого очевидного факта достойна всяческого удивления. Куда-бы Вы ни явились, Вас 24 часа в сутки угощают собой, достают и в собственном доме... Но я, кажется, начал повторяться, отказала заглушка.
Что же такое роль?
Что же такое роль?
Отвечу так: роль есть способ существования Вашей психики. Другими словами - тело Вашей души. Ее внешность. То же, что форма для материи: как ни лепи, все будет форма, каким ни будешь - все будет роль. Ваше Я-Для Другого. Реального или воображаемого. Живого, жившего или еще не рожденного... "Играть роль" - просто иное наименование для общения. Желая или не желая того, в общении мы принимаем некие роли и предлагаем какие-то роли другим.
Ролевые конфликты
Взаимные ролевые позиции склонны к окостенению, к образованию замкнутой самоподдерживающейся системы. В присутствии родителя даже пожилой человек, уже сам отец или даже дедушка, становится ребенком - не сознательно, конечно, а подсознательно, благодаря непроизвольному включению глубинных пластов психики, в которых накопились весьма живучие залежи детского самочувствия. Такая ситуация легко может вызвать в человеке внутренний ролевой конфликт. Нота бене! Человеку давно уже необходимо быть Взрослым, Значительным, Самостоятельным, но что-то ему мешает, и он сердится на того, в ком видит источник препятствии, не понимая, что источник этот, по меньшей мере наполовину, заключен в нем самом. Тот, кто желает Другому добра, должен трижды подумать о роли, в которую загоняет объект своего доброжелательства одним лишь своим присутствием. Множество тяжких недоразумении между детьми и родителями, равно как и между супругами, между друзьями и так далее, происходит из-за таких вот скрытых внутренних ролевых конфликтов, не ведомых обеим сторонам. Вот горячо любящая супруга переносит на мужа неистощимый запал присущих ей материнских чувств, властно заботится, опекает, а он, не в силах противостоять этому напору и каждый день подсознательно возвращаясь в сладостное младенчество, в то же время желает играть роль Авторитетного Отца Семейства - не получается. Он сопротивляется сам себе - и вот ему кажется, что у жены неприятный голос, вульгарные манеры, недостаточно высокий культурный уровень... Вот жена, полуневедомо для себя ищущая в муже исполнителя роли Отца, Покровителя, Патриарха, а/он, подсознательно страшась этой роли, не принимая ее, уходит в роль Непонятой Творческой Личности...
Внушение без “Я”
Практический совет. Если Вы хотите обрести некие недостающие качества - смелость, силу воли, работоспособность, привлекательность, любовь к людям, все что угодно, - никогда не внушайте это себе в виде утверждения, начинающегося с буквы "я" - "я смелый, я привлекательный, я такой-то", - это глупая ошибка. 

Косное, хитрое "я" все время будет ставить Вам палки в колеса. "Я" должно быть не подлежащим, а дополнением: "Сила входит в меня", "любовь охватывает меня"... А еще лучше, если оно совсем забывается: "сила входит...", "любовь охватывает..." Когда так - нечто неизмеримо большее и сильнейшее, чем какое-то жалкое "я", начинает вас творить... И удивительно: как раз это и освобождает силы, скрытые в "я", и дает свободу самовыражению. Действительно: не "я охватил гнев", а "гнев охватил меня"... 
Истоки совести, стыда и тп
Прежде всего, самооценка есть у всех, и у всех болезненна, в том числе и у тех, весьма многих, кто и не слыхивал этого слова. В каком-то виде она есть, по-видимому, и у высших животных, у обезьян, у собак... Нет ее разве что у клинических идиотов да у близких к ним по состоянию людей, находящихся в глубокой алкогольной интоксикации. Еще нет ее, в развитой форме, у маленьких детей, лет до 5. Но уже и в два-три года, если не раньше, малыш начинает ощущать зависимость своего настроения и самочувствия от оценок окружающих, прежде всего взрослых, родителей, потом сверстников - от оценок, которые, скоро ли, долго ли, становятся его собственными. "Ты хороший", "ты нехороший", "ты бяка", "ты умница" – все мы проходим через это, как пассажиры через турникеты метро. "Я хороший".    "Я плохой". "Я самый хороший" - вот и первые самооценки. Они уже погружены в море общения. Самооценка есть основная человеческая форма переживания связи с миром. Это мост между "я" и Другим - мост с движением в обе стороны. Все, что происходит с душой дальше, все наши триумфы и драмы вырастают на этих первых простых "я хороший" и "я плохой". На Рае и Аде. На Прянике и Кнуте. Основа, как видим, проста и до глупости целесообразна. "Рай" и "Ад" (центры положительных и отрицательных эмоций) находятся внутри нас, а Пряник и Кнут (поощрение и наказание, одобрение и неодобрение) воздействуют извне. 

Все понятно. Усилия воспитания направлены на то, чтобы загнать Пряник и Кнут внутрь воспитываемого и тем освободиться от необходимости воспитания. Покуда человечек мал и незрел, трудно надеяться, что Пряники и Кнуты сразу войдут внутрь и будут действовать безотказно - всем известная детская безответственность... Нужны, ничего не поделаешь, нужны внешние стимулы, и поощрения, и наказания. Многое не воспринимается, забывается. Похвалили - и ладно, отругали - подумаешь.. До поры до времени то, как тебя воспринимают, еще не самое главное в жизни. Но уже и помогает и мешает жить... И все как-то действует, как-то откладывается... 

И вот мало-помалу наш Рай и наш Ад оказываются во власти Другого, живущего внутри нас. Его зовут Стыд. Его зовут Гордость. Его называют также Застенчивостью и Заносчивостью, Тщеславием и Кокетством, Самолюбием и Честолюбием. Это Зависть и это Совесть. Это Мораль, и это Любовь. Я перечислил не все, далеко не все. Он может, по своему усмотрению, принять имя любого из наших знакомых. И самое любимое, и самое ненавистное. Но почему же один Другой? Их так много!..

Да, много. И все же - один.

Где-то на рубеже отрочества и юности, пораньше или попозже... Нет, нельзя уловить, когда он приходит, этот миг, когда то, как тебя воспринимают, становится главным. Это уже не просто Пряники и Кнуты. Ты уже живешь ради того, чтобы для Кого-то быть Кем-то. Ты хочешь нравиться. Ты не хочешь не нравиться. Ты хочешь радовать и не хочешь, чтобы над тобою смеялись. Ты хочешь покорять, внушать трепет и удивление. Ты хочешь быть уважаемым, быть любимым. Ты хочешь, чтобы о тебе знали, чтобы о тебе помнили. Ты. хочешь жить не только в себе, но в Другом. И это главное. Главное. Потому что ты умрешь, а Другой останется.. Это зов пола. Зов любви. Зов родительства. Но не только. Утвердить себя среди людей. Найти свое место, свое лицо. Отдать себя своему обществу, своему народу... Но не только своим, нет, не только. В этом зове голос всего человечества. Голос предков и еще не рожденных потомков, голоса всех и вся - не все Его слышат, но Он во всех...
Признавать Высшую Ценность, Абсолют в каждом живом, в каждой жизни. В своей - в том числе. 
Человек равен Бесконечности. Самая страшная ошибка отметочной психологии - приравнивание человека к его принадлежностям, к разного рода статьям, к функциям и ролям. В циничном пределе - отоваривание, превращение в вещь. Психология мещанина - вещизм грубый и откровенный. Но еще более страшная ошибка - самоотождествление человека со всем этим барахлом. Проникновение вещизма в самооценку.

Рыночное отношение к своему достоинству. Я уже писал Вам, что происходит, когда человек имеет глупость отождествлять себя со своей талией, носом или дипломом - этот список можно продолжить неограниченно.

Вещизм может прикинуться самой что ни на есть высокой духовностью. Ко мне приходит множество людей, страдающих от тех или иных форм "унижения". И каждому, в доступной для него форме, приходится объяснять одно: унизить тебя может только один человек на свете. И этот человек – ты сам. Ты унижаешься, потому что забыл о своей Высшей Ценности. Ты сам себя отоварил. Ты забыл, что ты Человек. Унижающий Другого признает тем самым и свою низость. Тот, кто чувствует себя униженным - отождествляется с унижающим. 

Это простая и, казалось бы, самоочевидная аксиома. Признавать Высшую Ценность, Абсолют в каждом живом, в каждой жизни. В своей - в том числе. 
Роль Альтруиста, упражнение
А если Вы не игнорируете ролевой AT, предлагаю Вам провести небольшой жизненный эксперимент. Попробуйте на один день или хотя бы на час добровольно войти в роль Альтруиста. Поживите чуть-чуть в роли Доброго Ангела. Но поживите всерьез, и подчеркиваю - добровольно. Исключительно ради себя: этот день или час посвятите не себе, а кому-то другому, или какому-то делу, не имеющему отношения к Вашим личным интересам. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких либо знаков внимания - более того, действуйте инкогнито, чтобы никто о Вашем эксперименте не догадался. Сравните пережитое состояние с Вашим обычным...

Не хочу ничего заранее предугадывать. Но знаю и по себе, и по опыту множества других людей: субъективно - результаты чудесные. Удивительная свобода. Удивительная уверенность. Вот далеко не полный перечень неприятностей, которые могут быть вылечены или значительно облегчены одним лишь принятием этой роли:

- застенчивость, неуверенность в себе и всевозможные комплексы
- неполноценности, страхи, тревоги и навязчивые мысли, ипохондрические
- состояния с неприятными ощущениями и болями, бессонница, импотенция и
- половая холодность, раздражительность, гневливость, конфликтность,
- депрессивные состояния, связанные с одиночеством, утратой любви и смысла жизни

А подарить Вам роль Настоящего Альтруиста не может никто и может каждый, если только Вы сами её возьмете. Более всех других эта роль творческая, требующая истинной жизненной виртуозности. А если очень крепко подумать, то это роль и самая страшная, ибо принимающий ее берет на себя тем самым и ответственность решать, что такое Добро. Мыслить - решать - и действовать...
На странице 50 заинтересовало еще кое-что: Заверяю мужей, что в каждом споре жену убедит заявление: "Ты мое самое дорогое сокровище". Невозможно объяснить, почему мужчины так редко обращаются к этому прекрасному аргументу".
Про некоторые (западные) книги об успехе:
...И вот попадает ко мне эта книга. Так-с. "Сумевший добиться этого завоюет мир... Простой способ произвести хорошее впечатление... Как понравиться человеку с первой встречи... 12 способов заставить человека встать на вашу точку зрения... Принцип, с помощью которого вы можете добиться чудодейственных результатов... Если вы хотите быть счастливым, не пренебрегайте следующим правилом..."

Так-с, понятно, дешевенькие наживки, рекламный напор, рецепт, счастья всего за пятьдесят центов. Энергия примитива, деловая Америка... Кто же этот дядечка - ученый, психолог, доктор? Да нет, академиев не кончал, скромный коммивояжер, еще какой-то бизнес, неудача за неудачей, а потом бац-и нашел себя: начал учить неудачников. Открыл "Курсы человеческих взаимоотношений". Бизнес, старый как приворотное зелье. Посмотрите рекламные объявления российских дореволюционных изданий - "Нивы" хотя бы - пестрым пестро: "Личный магнетизм", "Как преуспеть в жизни", "Секрет обаяния", "Каждый-гений", "Как покорять сердца, практическое руководство"...   Однако же...

Как всегда, прочитав книгу, составляю для себя два портрета: Отправителя и Адресата. Отправитель: скромный продавец общедоступных рецептов счастья, оборотистый просветитель. Свойский малый, тертый калач, оптимист, Дяденька Здравый Смысл собственною nepcoной. Терпеливый педагог, не склонный переоценивать умственные способности учеников. Смелый, самокритичный, искренний парень. "Какого черта, ребята, мы с вами будем дожидаться, покуда профессора научатся писать человеческим языком? Я такой же простой смертный, как вы, но мне просто повезло, я пошевелил мозгами и кое-что нашел, теперь дарю вам"... Скудость духа, величие нюха...   А кто Адресат? Ну конечно, профан. Эгоист. Обыватель. Недоверчивый и внушаемый, отчаявшийся и надеющийся. Неудачник, готовый проглотить любую пилюлю, лишь бы не горько и не жевать. Для кого же и пишутся подобные книги? Интеллектуальный уровень двенадцатилетнего. Но многие ли адресаты поднимаются выше?..

Мистер Икс рассказывает о том, как один эгоист может психологичгески облапошить другого с самыми приятными ощущениями для обоих. 
А жизнь в некотором смысле можно определить как кратковременный ряд действий в условиях недостатка: времени, сил, здоровья, информации, престижа, любви, денег и всего остального. 
Когда становится злым мужчина и когда женщина
Еще древние греки в лице Гиппократа знали, что мужчина становится злым в двух случаях: когда голоден и когда унижен, а женщина лишь в одном: когда не имеет любви. Задолго до Фрейда замечено было, что женщина с неудовлетворенной сексуальностью выражает свою агрессивность преимущественно в форме обвинений, совершенно не относящихся к существу дела.

Но и теперь, когда связь этих сторон человеческой натуры уже, кажется, достаточно понята, воз, как говорится, и ныне там. Психология и жизнь находятся в довольно странном положении взаимного отставания.
Обвиняющее состояние у человека начинается обычно с утра
Обвиняющее состояние у человека начинается обычно с утра, особенно после бессонной ночи... С самого раннего утра или попозже, после завтрака - вот-вот, что-то не то... Ты, конечно, поймешь потом, ты и сейчас чувствуешь, что организм просит двух-трех простых до глупости, но таких дефицитных вещей: досыпания, сладких фруктов, крепкой работы на чистом воздухе, ты уже знаешь, что может выручить и йога, и аутотренинг, и музыка, но ведь ЭТО ЕЩЕ ВОПРОС, И НЕОХОТА, И НЕКОГДА, а на весы ада увесистыми гирями падают неудачи, долги, слабое легкое, сотрясение мозга, дурная погода - о, какие же все мерзавцы, какие все кругом сволочи! - стой, стой, погоди, ты сейчас раздражен, взвинчен, но ведь надо же, что бы именно вот сейчас... Кто-то виноват, и кто-то особенно, и, конечно, кто-то из тех, кто близко или не совсем, все равно-вот он!
“Не судите, да не судимы будете” с точки зрения психотерапевта
Из старинных многонарушаемых общечеловеческих заповедей типа "не укради", "не убий", "не пожелай жены ближнего" есть одна, как мне кажется, самая невыполнимая:
НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ.
Как врач и как человек, я часто и подолгу размышлял над ее смыслом. Что это такое? Призыв к смирению, всепрощению? - Никого не осуждай, всех люби и да простит тебя господь? Или практический совет «помалкивай, не высказывай своего суждения, чтобы оно не обернулось против тебя?» Напоминание смертному, что он грешен и должен каяться сам, а не разоблачать других? Или просто запрет иметь свое суждение, запрет думать?..
Стоит ли говорить правду “всегда и всем, чего бы это ни стоило”
Разделяя Ваше "отвращение и ненависть ко всей и всяческой лжи", не могу вместе с тем согласиться с прямолинейной установкой "говорить правду всегда и всем, чего бы это ни стоило", которую Вы провозглашаете и как свой лучший принцип, и как рецепт спасения человечества. Считаю своим долгом и кое от чего дружески предостеречь. Чтобы Вам стала яснее моя позиция, приведу несколько случаев из жизни, с которыми мне пришлось столкнуться как врачу и как человеку. Врач М., оригинал, любящий "резать правду-матку", осмотрев пациента Н., сказал: "Не буду скрывать, любезный, у вас рак, жить вам осталось с год, самое большее. Советую не ходить больше к врачам, лучше проживите оставшееся в свое удовольствие". Через три дня пациент покончил с собой. На вскрытии выяснилось, что опухоль доброкачественная. Военнослужащему X. некий друг "открыл глаза" на легкомысленное поведение его жены. Самовольно уехав домой из командировки и не застав жену дома (она была с двумя детьми на даче у бабушки), X., человек сдержанный и дисциплинированный, утратил самоконтроль. Всю ночь пил. Утром явилась жена (дети остались у бабушки.) Произошло убийство. Жена, как потом выяснилось, ни в чем не была повинна. Сам X., уже после судебно-психиатрической экспертизы, покончил с собой. Двое детей остались сиротами.    Академик Д., большой жизнелюб, имел ревнивую жену, постоянно подозревавшую его в изменах. Таковые действительно имели место, но все сходило, а вместе с тем подозрительность жены не знала границ. И вот однажды, после легкого инфаркта и фиаско с какой-то любовницей, усталый Д. решил, наконец, покаяться жене во всех своих изменах, чтобы очистить душу и начать новую жизнь. Но новой жизни не получилось. Жена впала в тяжелейшую депрессию. В течение года лечилась у меня. Стало несколько легче, душевная боль, казалось, начала утихать. Но однажды раздался телефонный звонок. Незнакомая женщина спросила Д., и на вопрос "кто спрашивает" не ответила и положила трубку. Этого оказалось достаточно, чтобы жена Д., написав прощальную записку "теперь ты свободен", бросилась с девятого этажа.

И еще один случай припоминается, тяжелейший разнос, устроенный немолодому уже литератору М. на страницах некоего литературно-критического журнала. Литератор был с именем, журнал тоже, а критик Г. сведущ и опытен. От М. не осталось камня на камне. Была ли критика справедливой? Возможно, не берусь судить, хотя в восторге от произведений М. я тоже никогда не был. С достоверностью знаю лишь, что, прочитав статью о себе, узнав эту правду, М. слег и через полмесяца умер. Неврогенный инфаркт. Сердце само по себе было хорошим, этот человек мог бы прожить еще по меньшей мере лет двадцать. Я знал его и его семью (лечил сына), М. был любящим мужем и отцом, редкостно порядочным человеком. Прошел войну рядовым. Все в семье, в том числе сын, знали, что как писатель он не талантлив, - все, кроме самого М., который это только подозревал, а узнал слишком поздно. Ну так что же? - могут возразить. - Лучше поздно, чем никогда, не так ли? Такова естественная суровость жизни. Да, есть соперничество и измены, есть неизлечимые болезни и есть бездарность. Искусство требует жертв. Пусть неудачник плачет.

Я, как мне кажется, понимаю и представителей этой позиции, только, мне почему-то хочется держать их подальше от детей. Попробую сформулировать свою точку зрения. 

Человек имеет право знать правду, и прежде всего о себе. Но вменить ему это в обязанность нельзя. Я хотел бы, в частности, знать всю горькую правду, касающуюся меня, я не хотел бы ни ныне, ни когда настанет пора умирать, пребывать в иллюзиях. Но, считая это необходимым для себя, я не считаю возможным навязывать подобное кому бы то ни было. К проблеме правды относятся, помимо самой правды, и неизбежные вопросы:- кому и как ее говорить, то есть правда включает в себя и свое восприятие.

Прежде чем говорить, стоит подумать, как правда будет воспринята. Нельзя резать больной палец, не убедившись, что под ножом нет заодно и головы. Лучше оставить человека при его иллюзиях, чем, разрушив их, не дать взамен истины и тем ввергнуть в иллюзии худшие. 

Говорящий правду берет на себя страшную, тройную ответственность: и за саму правду, и за себя, и за того, кому он ее сообщает. Масштаб значимости имеет при этом решающее значение. Согласитесь, несколько разные вещи - сказать человеку, сколько сейчас времени, и сказать, сколько времени ему осталось жить. Необходимо знать и помнить, что в сферах, для человека сверхзначимых (жизнь и смерть, здоровье, любовь, внешность, престиж, степень одаренности, дети, убеждения список можно продолжить неограниченно), неискаженное восприятие действительности практически невозможно (или возможно лишь в исключительных случаях). Ибо это сферы, заслоняемые многослойной броней самозащитных иллюзий ("то, чего я не знаю, для меня не существует"), сферы, изначально, природно болезненные, как болезненна мякоть зуба и мышца сердца, сферы, проникновение в которые чревато шоками и требует либо искусных пальцев врача, либо... Ничего. Да. Ничего. Не трогать. Молчать. Ждать, не присваивая себе полномочий судьбы. (Вы, надеюсь, понимаете, что я говорю только о поведении по отношению к личности, к отдельному, конкретному человеку-как врач, я могу говорить только об этом). Иногда лучше никогда, чем поздно. Не так уж мало людей, которые, подобно покойному М., живут в иллюзиях и самоиллюзиях долгие десятилетия и срастили с ними свои сосуды и сердце.
Как же вытравить из себя зверя? упражнение
Но как же,,как же вытравить из себя зверя? ...Я скажу вам сейчас о самой малости из личного опыта, о ерунде. С некоторых пор я перестал прихлопывать кусающих меня комаров - я их просто отгоняю. Смысл?.. Одним комаром меньше, одним больше... Да вот в том-то и дело!

Внешнего смысла в "комарином гуманизме", конечно, нет. Но нет ведь и смысла в противокомарином озверении. Если комар уже укусил, от его убийства тебе легче не станет, а если еще не укусил, так все равно укусит: не этот, так другой. Прихлопни я на себе хоть миллион комаров, их практически не убавится и не прибавится. Ыо зато отказ от убийства неразумной твари имеет большой внутренний смысл. А именно: практика подавления агрессивного импульса. И практическое же воплощение принципа человечности, определенного Альбертом Швейцером как благоговение перед Жизнью. Здесь необходима последовательность, не исключающая и мелочей творения. Между прочим, как это ни странно, я заметил, что после принятия этой позиции комары стали относиться лично ко мне гораздо гуманнее: кусают нежно, заботливо-ей-богу, проверьте сами!..
Люди безмерно различны
Люди безмерно различны. Иногда кажется, что причисление их к единому природному виду - просто ошибка, будто Природа лишь пошутила, придав нам более или менее одинаковую оболочку. Причудливые своекровные существа... Вчера приходил человек-черепаха, с панцирем на душе. В тишине, под лучами ласки маленькая головка на морщинистой шее высовывается, размякает, но при малейшей незнакомой вибрации втягивается обратно.
Беззлобие и безлюбие. Спячка-депрессия семь месяцев в году...  Потом пришла женщина-одуванчик, с облетевшими парашютиками любви — дунул ветер... Ждать до следующей весны... Если все мы такие единственные, такие особые, то может быть, для каждого из нас существует и единственный Идеальный Врач, единственный исцеляющий гений души? Единственный Идеальный Друг, Идеальная Подруга, Возлюбленная, Возлюбленный?..
Крик души: почему юных людей не учат, как общаться, как спать, как любить?
...Никак все-таки не укладывается в голове, почему юных людей десять, пятнадцать, эн лет подряд учат чтению и письму, физике, географии и еще черт знает чему и почему не учат, как общаться, как спать, как любить.

Почему не преподают физику внушения, чтение подсознания - эти каждодневные предметы первой необходимости. И слов-то даже, заметь, нет для них подходящих - точных, плотных, красивых слов, какие-то худосочные, вымученные, слова-заморыши. "Самовнушение"...
Может ли психология похвастаться чем-нибудь сравнимым с такими уже обыденными чудо-детищами технологии, как, например, телевизор? Не-а. Из чудес у нас есть гипноз, но он был всегда, старичок-гипноз.
...Итак, общение
...Итак, общение — идя домой от Д. С., я, как вы понимаете, Читатель, все еще продолжал, все еще увязывал и утрясал диалог. Итак, общение-что ж, так и закроем тему, не открыв? Никто необъятного не обнимет - так, значит, и никакого определения?.. Итак, универсалов нет, выигрывающий в одном проигрывает в другом, и никакой жизни не хватит... И выходит, можно проникновеннейше понимать людей, понимать до мозга костей, и при этом не уметь общаться с собственными домочадцами... Можно, значит, быть психотерапевтом высшего класса и никудышным супругом, гениальным режиссером и бездарным актером... Душой общества, всеобщим любимцем, и при этом не иметь друга, не найти общего языка с родным сыном... Но как же так. Доктор, как же так?.. Ведь по отдельности-то все как-то выходит, как-то иногда получается... Ведь даже не понимая друг друга, люди могут проявлять изумительную согласованность, вместе есть, пить, смеяться, скучать, работать, шагать в строю, зачинать детей, даже любить - не видя, не чувствуя, не понимая. До момента... - ...пока одна слепота не ударится о другую?

Книга также есть в формате аудио.

Комментарии (4)

Sapiens
 
Я есмь 
Не знающий последствий
слепорождённый инструмент,
машина безымянных бедствий, 
фантом бессовестных легенд.
Поступок – бешеная птица,
Слова – отравленная снедь.
Нельзя, нельзя остановиться, 
а пробудиться – это смерть
.

Я есмь
сознание. Как только
уразумею, что творю, 
взлечу в хохочущих осколках
и в адском пламени сгорю.

Я есмь
Огонь вселенской муки,
пожар последнего стыда.
Мои обугленные руки,
построят ваши города. (В.Л. Леви)
«Рецензия» из т. 5 «Основ социологии» (2017):
В решении задачи осмысленного формирования собственной психики людьми и преодоления пороков собственного личностного развития в СССР более полезными оказались не учебники психологии для школ и вузов, а несколько книг В.Л. Леви (родился в 1938 г. и, соответственно, должен был изучать психологию в школе): «Искусство быть собой» (1973 г.), «Искусство быть другим» (1983 г.) и некоторые другие, а также его публикации в научно-популярных журналах СССР. К его произведениям люди обращались по собственной инициативе, хотя подавляющее большинство общества проблематикой психологии не интересовалось и в силу этого оставалось в ней запредельно невежественным.
Однако при всех достоинствах общий недостаток всех произведений В.Л. Леви — концептуальная неопределённость: 1) в вопросе социальной организации, соответствующей сути человека, полноте его достоинства, и 2) в вопросе формирования социальной организации под воздействием статистики распределения людей по психотипам, воспроизведения и изменения статистики психотипов в преемственности поколений под воздействием разнородных социокультурных факторов.
Эта неопределённость и его собственные не выявленные и не решённые им личностные нравственно-психологические проблемы выразились в стихотворении В.Л. Леви «Sapiens»: «Я есмь / не знающий последствий / слепорождённый инструмент, / машина безымянных бедствий, / фантом бессовестных легенд. / Поступок — бешеная птица, / Слова — отравленная снедь. / Нельзя, нельзя остановиться, / а пробудиться — это смерть. // Я есмь / сознание. Как только / уразумею, что творю, / взлечу в хохочущих осколках / и в адском пламени сгорю. // Я есмь / огонь вселенской муки, / пожар последнего стыда. / Мои обугленные руки / построят ваши города». (См. В.Л. Леви. Исповедь гипнотизёра. Книга третья. Эго или профилактика смерти).
Интересно, спасибо. Не знал что ВП уже отметил его.
В этой работе действительно отсутствуют перечисленные ВП пункты, хотя по предисловию редакции хотелось их встретить. Но с другой стороны, ожидать такого анализа от психотерапевта — слишком круто. Тем более он сам признает (например, см последнюю цитату в статей «… Итак, общение») что даже психотерапевты имеют кучу проблем в личной жизни и не совсем понятно чего может психология с этим сделать... однако у него есть элементы озарения вроде того, что детей надо учить по другому и не тому уже со школы.

Еще думал сразу написать, но не стал, однако раз пошли комментарии о личности автора напишу — Это не рекламный пост самого Леви (в стиле прочитайте все его книги). Это пост про конкретную книгу. Судя по книгам автора, после 2000х он, решил выпускать книги на все случаи жизни и у него масса интервью по сей день. Что там и как изменился (если) Леви я не знаю и за все его цитаты и стихи отвечать не собираюсь ))
Хотя «Как быть собой» прослушаю обязательно и может быть отпишусь по ней.
Одна из женских оценок, представительниц поколения автора: Болтун и пустозвон, одна вода, ни одного реального упражнения для практики. :-)