Разбор модельного закона «О стратегическом прогнозировании и планировании социально-экономического развития» МПА СНГ, написанного на основе КОБ

Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) была создана в 1992 году и в настоящий момент включает в себя Азербайджан, Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызскую Республику, Молдову, Российскую Федерацию, Таджикистан, Украину. Афганистан является наблюдателем:

Среди прочего МПА СНГ занимается формированием рекомендаций по сближению законодательства государств-участников, для чего разрабатывает модельные законы:
Типовые (модельные) законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ – это адаптированные к условиям Содружества международные, прежде всего европейские, правовые стандарты. После принятия в Межпарламентской ассамблее модельные законы предлагаются странам Содружества, как образцы для местного законодательства.

28 ноября 2014 года Комиссией по экономике и финансам МПА СНГ был принят модельный закон «О стратегическом прогнозировании и планировании социально-экономического развития» с таким Постановлением:
1. Принять модельный закон «О стратегическом прогнозировании и планировании социально-экономического развития» (прилагается).
2. Направить указанный модельный закон в парламенты государств — участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать для использования в национальном законодательстве. 

Об участии в разработке этого модельного закона рассказывал Николай Васильевич Смирнов на Петербургском Концептуальном Форуме. Нашему сообществу интересно то, что данный модельный закон содержит следующие нормативы:
метрологическая состоятельность – способность выявить объективную качественно-количественную определенность, характеризующую природное или социальное явление, и описать это явление определенным набором параметров, каждый из которых имеет определенные значения, однозначно измеримые техническими средствами или однозначно воспринимаемые органами чувств человека;
Принцип соответствия показателей целям означает, что показатели, используемые в документах государственного стратегического прогнозирования и планирования, а также при оценке эффективности деятельности центральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, должны быть метрологически состоятельными и соответствовать стратегическим целям социально-экономического и биосферно-экологического развития.
Этот термин введён в обиход ВП СССР, для сравнения вот определение из «Основ социологии»:
Метрологическая состоятельность представляет собой способность выявить объективную качественно-количественную определённость, характеризующую природное или социальное явление, посредством 1) измерительно-приборной базы науки или 2) органов чувств человека или 3) «умозрительно». Это определение относимо как к реально существующим явлениям, так и к объективно возможным явлениям (во втором случае подразумевается творческая деятельность).

По тексту закона видно, что он написан в соответствии с понятиями векторов целей, состояния и ошибки управления из ДОТУ, хотя эти термины там и не применяются. Описание стратегического планирования не противоречит объективным закономерностям бытия человеческого общества, описанным в КОБ:
Цитата из модельного закона:
2.2. Документы государственного стратегического прогнозирования и планирования включают в себя:
 – прогноз научно-технологического развития на долгосрочный период;
 – прогноз социально-экономического и биосферно-экологического развития на долгосрочный период;
 – концепцию долгосрочного социально-экономического и биосферно-экологического развития;
 – долгосрочную бюджетную стратегию;
 – отраслевые документы стратегического прогнозирования и планирования на долгосрочный период;
 – стратегии социально-экономического и биосферно-экологического развития регионов и отдельных территорий;
 – государственные целевые программы;
 – схемы территориального планирования;
 – основные направления деятельности правительства государства на среднесрочный период;
 – прогноз социально-экономического и биосферно-экологического развития государства на среднесрочный период;
 – индикативные планы на среднесрочный период
 – директивные для государственного сектора, ориентировочные (рекомендательные) для частного и общественного секторов;
 – иные документы, соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом, решение о разработке которых принято президентом (главой государства) либо правительством государства.

3. Основными функциями системы государственного стратегического прогнозирования и планирования являются:
 – определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического и биосферно-экологического развития государства, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития государства: биосферно-экологических, демографических, организационно-технологических, финансовых, внешних – экономических и политических;
 – определение целей социально-экономического и биосферно-экологического развития государства и приоритетов социально-экономической политики;
 – определение основных показателей бюджетной системы государства на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
 – выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
 – формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического и биосферно-экологического развития государства в соответствующих сферах государственного управления;
 – определение необходимых ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономического и биосферно-экологического развития государства;
 – координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического и биосферно-экологического развития государства между центральным и региональным уровнями государственной власти, коммерческими организациями и гражданским обществом;
 – осуществление стратегического контроля;
 – обеспечение метрологической состоятельности на основе взаимно однозначного соотнесения объективной реальности и разного рода моделей объективной реальности (включая прогнозы и планы) необходимой для построения системы индикаторов, используемых в индикативном планировании;
 – научно-методологическое, организационно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития государства.
В приложении даны конкретные критерии и показатели:
Система приоритетных характеристических контрольных показателей и критериев, предназначенная для использования в государственном стратегическом прогнозировании и планировании, включает три группы:
1) биосферно-экологические показатели и критерии, характеризующие устойчивость ландшафтов и биоценозов, биосферы в целом и тенденции их эволюции;
2) демографические показатели и критерии, характеризующие динамику изменения численности и распределения населения, качество населения (показатели здоровья, образования, культурного развития и др.) и количественно-качественные демографические тенденции;
3) экономические показатели и критерии, характеризующие производственно-потребительскую систему государства и его финансовую систему в процессе удовлетворения собственных потребностей общества во взаимодействии с внешними хозяйствующими субъектами.

В биосферно-экологические показатели и критерии включёна структура землепользования, но без конкретных процентовок по Доксидиадису:
Цитата из закона:
1. Биосферно-экологические показатели и критерии имеют зональный характер и определяются физико-географическими условиями, специфическими в разных регионах планеты и государств. В каждом регионе объективным показателем является структура землепользования, характеризующая распределение земель между:
1) заповедными природными ландшафтами, обеспечивающими воспроизводство биологических видов для миграции за пределы заповедников;
2) территориями, которые эпизодически посещаются людьми для ведения хозяйственной деятельности, не нарушающей ландшафты, и отдыха;
3) сельскохозяйственными угодьями различного предназначения;
4) территориями, отчуждаемыми под инфраструктуры;
5) территориями населенных пунктов;
6) промышленными ландшафтами и полигонами утилизации отходов, на которых невозможно воспроизводство каких-либо естественных биоценозов.

Фактическая структура землепользования должна обеспечивать устойчивость биосферы в регионе, а политика ее изменения – улучшение биосферно-экологической обстановки.


Дополнительно используются традиционные критерии оценки экологической обстановки: выявление уровней загрязнений поверхности, верхних слоев почвы, атмосферы и гидросферы вредными химическими веществами и механическими образованиями, соотнесение уровней с заданными предельно допустимыми значениями (коэффициенты загрязненности почвы, воды и воздуха).

Относительно государства в целом основными интегральными критериями являются:
– отношение к общей площади территории государства площади тех территорий, на которых критерии устойчивости биоценозов и экологически благоприятной для человека среды удовлетворяются для каждого региона специфическим образом;
– отношение к общей площади акваторий государства площади акваторий внутренних водоемов и прилегающих к территории государства районов Мирового океана, для которых критерии устойчивости биоценозов удовлетворяются для каждого региона специфическим образом.

Общими динамическими показателями для государства в целом и его регионов являются:
– скорость изъятия земель из природных ландшафтов на нужды цивилизации (км2 в год);
– скорость возврата земель в природные ландшафты после прекращения на них хозяйственной деятельности и рекультивации (км2 в год);
– соотношение обеих скоростей.

Необходимыми компонентами биосферно-экологических критериев для каждого региона являются региональные реестры биологических видов и государственный кадастр редких и исчезающих видов животных и растений (Красные книги).

Обратите внимание на место неадекватной сексуальной ориентации:
2. Демографические показатели и критерии связаны с разграничением территории государства на регионы, обладающие физико-географической спецификой. Приоритетным критерием является нормальная форма демографической пирамиды региона, обеспечивающая равномерность воспроизводства населения в преемственности поколений, исключающая переполнение экологической ниши и создание проблем экономического характера.

Интегральными по отношению к государству в целом являются следующие критерии:
– соотношение площадей, на которых удовлетворяются демографические критерии, к общей площади территории государства;
– соотношение численности населения, проживающего на территориях, на которых удовлетворяются биосферно-экологические критерии, к общей численности населения государства.

Характеристическим показателем, во многом определяющим социально-экономическое развитие общества, является распределение населения по типам семей: взрослые одинокие люди; пары без детей; неполные семьи; пары с одним ребенком; пары с двумя детьми; пары с количеством детей более двух; семьи нескольких взрослых поколений, живущих совместно и воспитывающих детей; доля населения, не способная к семейной жизни в силу разных причин (нездоровье в аспекте репродуктивности, психические заболевания, неадекватная сексуальная ориентация и т. п.).

В демографической политике государства приоритетным должен стать тип семьи нескольких взрослых поколений, совместно проживающих и воспитывающих детей. Этот тип обеспечивает: оптимальные условия для становления личности ребенка; наименьший уровень криминогенности; наименьшую нагрузку на среду обитания и систему социального обеспечения.
Как уже цитировалось выше:
Типовые (модельные) законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ – это адаптированные к условиям Содружества международные, прежде всего европейские, правовые стандарты.
Однако очевидно, что в европейских правовых стандартах появление такого текста было бы невозможным.

В экономические показатели и критерии введено разделение по типам потребностей, разделение на реальный и спекулятивный сектор экономики, энергетический стандарт обеспеченности платежной единицы, зависимость роста цен от ссудного процента, децильный коэффициент (отношение зарплат 10% самых богатых к 10% самых бедных):
3. Экономические показатели и критерии характеризуют хозяйственную деятельность и потребление. Все потребности общества делятся на два спектра: демографически обусловленные, удовлетворение которых безопасно и необходимо для обеспечения устойчивости общественного развития, и деградационно обусловленные, удовлетворение которых наносит прямо или косвенно вред потребителям, окружающим, потомкам, биосфере.

Основные экономические показатели:
– занятость населения в производстве продукции каждого из спектров и соотношение численности обеих групп занятости;
занятость населения в реальном и спекулятивном секторах экономики и соотношение численности обеих групп занятости;
– затраты техногенной энергии на обеспечение производства по каждому из спектров потребностей и соотношение энергозатрат обоих видов;
– стоимость в составе промежуточного и конечного продукта, в составе инвестиционных продуктов демографически обусловленной и деградационно-обусловленной составляющих совокупного спектра производства (за вычетом дотаций и субсидий) и соотношение стоимостей обеих составляющих в каждой из групп продукции;
– стоимость демографически обусловленной и деградационно обусловленной составляющих экспортно-импортного баланса;
– доля демографически обусловленной составляющей в ВВП;
– соотношение стоимости прогнозного спектра демографически обусловленных потребностей и стоимости прогнозного спектра деградационно обусловленных потребностей;
– соотношение стоимости объема реального производства по демографически обусловленному спектру потребностей и стоимости объема производства продукции по деградационно обусловленному спектру потребностей;
– соотношение стоимости объема реального потребления продукции по демографически обусловленному спектру потребностей и стоимости объема потребления по деградационно обусловленному спектру потребностей;
объемы и соотношение оборотов реального и спекулятивного секторов экономики;
энергетический стандарт обеспеченности платежной единицы (годовой объем производства электроэнергии / объем средств платежа, находящихся в обращении) и динамика его изменения;
– отношение полного объема кредитной задолженности к объему эмитированной денежной массы;
– распределение кредитной задолженности по срокам погашения;
– распределение возобновления кредитной задолженности по срокам вслучае реструктуризации;
показатели скорости и объема перетока денежной массы из собственности общества и государства в собственность банковского сектора с разграничением внутреннего и иностранного;
оценка роста уровня цен под воздействием ссудного процента;
– оценка дефицита денежной массы по отношению к запланированным потребностям реального сектора экономики;
– статистика доходов и накоплений населения с выделением социальных групп, в которых: 1) доходы и накопления избыточны по отношению к демографически обусловленному спектру потребления; 2) доходы достаточны для покупки (строительства) в течение пяти лет жилья, позволяющего сформировать семью нескольких взрослых поколений, проживающих совместно и воспитывающих детей; 3) доходы для покупки (строительства) с привлечением кредитных ресурсов жилья, позволяющего сформировать семью нескольких взрослых поколений, проживающих совместно и воспитывающих детей, достаточны и обеспечивают погашение кредитной задолженности в течение пяти, 10, 15 и 20 лет; 4) доходы не позволяют обеспечить семью при рождении первого ребенка;
– стоимость демографически обусловленного спектра потребностей врасчете на душу населения в текущих ценах и динамика ее изменения;
отношение стоимости демографически обусловленного спектра потребностей в расчете на душу населения к среднему уровню доходов населения;
отношение средней заработной платы руководителей органов власти и депутатского корпуса к уровню заработной платы, отделяющему 10% наиболее низкооплачиваемого персонала от более высокооплачиваемых категорий.

Жаль что в приложение 2 (Перечень вспомогательных оценочных показателей государственного стратегического прогнозирования и планирования) ничего про разделение потребностей не включено, ведь там самая конкретика.

Текст модельного закона целиком: http://iacis.ru/upload/iblock/861/prilozhenie_k_postanovleniyu_10.pdf
Комментарии (2)
Ну так И....!?  Всё верно,-метрологическое измерение,-ЧЕМ? Удавами, попугаями, (м/ф" 38 попугаев")..или может киловаттами? 
Очередной раз предлагаю утвердить в вмшей организации КОБ Энергометрологическую Экономику с инвариантом исчисляемым джоулем. Много раз обращался и к Ефимову, когда был в Питере и питерским кобовцам (целых пЯть человек!!!) и тут. Уже с 14го года  пЯть лет!
Давайте по новой, ознакомьтесь: www.ffaa.info
Только глупых вопромов прошу не задавать. По существу.
У компетентных управленцев никогда не возникает проблемы измерения того, чем они управляют. Вполне измеримо даже то, чего не существует в объективной действительности, причем обычно без джоулей. А объекту же управления совершенно не обязательно знать, чем его измеряют.
Так что если Вам непонятно в чём измеряют, то вы точно не субъект управления, и скорее всего являетесь объектом управления.
На вашем месте я бы в место просьб ввести джоуль, занялся бы практическим применение ДОТУ для управлением делами в своей жизни. То есть тем, что вас окружает и зависит от вас лично. Тогда сразу стало бы понятно, что и чем измеряется в реализуемом вами управлении.

Новые комментарии