Ахромеев И. - Русская культура как основа гармоничного развития (2012)

История, Главное
Обновлено 15 марта 2017г. в 19:01: Импортировано с форума
Хочется поговорить в данной теме о сути русской культуры как гармоническом и всестороннем развитии личности.
Для задела предлагаю просмотреть довольно интересное, на мой взгляд, видео. Лектор говорит одну интересную вещь: в русской культуре люди были самодостаточными в плане материальном, т.е. всё могли делать своими руками: от постройки дома до пошивки одежды, - а посему, когда материальный быт обустроен, появляется время для творчества, которое стояло не отдельно от жизни и быта, а переплеталось с ними(к примеру когда засевали поле - пели; приводит пример ручной вышивки со смыслом; архитектура домов со смыслом и т.д.).

Семинар "Русская культура как основа гармоничного развития личности". Илья Ахромеев, фольклорист. Семинар в Центре Славянской Культуры пр Московском Музее К.Васильева:

Затрагиваются различные вопросы русской народной культуры (танцы, песни, традиции, обычаи, игра на музыкальных инструментах). Так же разговор шёл о народе русском, о коллективном бессознательном(эгрегорах), хозяйственном укладе, смысле жизни, народных сказках т.д.

10 комментариев

Ещё одно небольшое замечание: ни о каких богах перунах, идолах, необходимости плясания перед костром, рептилоидах и т.п. вещах речи не идёт, что отличает данное видео от других на тему наследия предков и т.п. вещей(например: видео Трехлебова ).
Вот это то что надо. Потрясающе рассказывает. Слушается на одном дыхании, как будто он прямо тебе говорит.
Атака защитников крепости Осовец 6 августа 1915 года получила в истории название "Атака мертвецов". Тогда появилась крылатая фраза: "Русские не сдаются".
Кижи
[https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=5gRDWo92Tkk]
КИЖИ (вепс. kiši — "игрище, место для игр, праздников") — остров в северной части Онежского озера. В XIV—XV вв. — владение новгородцев. Кижский погост, расположенный на острове, был центром культуры Заонежья. В Кижах и окрестных селах трудились иконописцы (см. "северные письма"), мастера резьбы и росписи по дереву, вышивки, книжной миниатюры. Здесь был записан эпос об Илье Муромце и другие русские былины. Вокруг по берегам и островам Онеги находится множество уникальных памятников карельской деревянной архитектуры. Величественные сооружения Кижского погоста построены в относительно позднее время, но отражают опыт древней строительной культуры. Архитектурный ансамбль Кижей составляют Преображенская церковь (1714), Покровская (1764) и колокольня (1874), возведенная на месте более ранней постройки. Живописная группа зданий гармонична по пропорциям и согласована по силуэтам, хотя постройки возводились в разное время. Самая знаменитая — Преображенская двадцатидвухглавая церковь (высотой 37 м) пирамидального силуэта. Ее симметричная композиция образована тремя восьмериками, поставленными один на другой. К нижнему восьмерику примыкают четыре придела. Именно такой план "с прирубами" позволял при ограниченной длине бревна сооружать постройки значительной площади. Приделы и восьмерики увенчаны бочками и главами, крытыми деревянным лемехом. Самая большая глава завершает верхний восьмерик. С востока пристроен алтарь с дополнительной 22-й главой, с запада — крыльцо (рис. 358). Характер ансамбля связывает его композицию с традициями древнерусского монастырского зодчества — та же живописность и свобода пространственного мышления. Сложный, изысканный ритм глав Преображенской церкви, динамизм, игра светотени соотносят ее с новейшими тенденциями в развитии русской архитектуры конца XVII — начала XVIII в. Облик церкви называют "русским барокко в деревянной редакции". Но чистота силуэта, рельефность и отчетливость каждой детали, видимой с любой точки зрения, сродни северному народному творчеству и несоотносимы со стилем Барокко (сравн. Кемь; Кондопога; нарышкинский стиль). Характерная особенность интерьеров северных церквей, "небо",— низкий, восьмигранный, зашитый досками потолок, расписанный изображениями Ангелов, евангелистов, сценами Евхаристии. В Преображенской церкви "небо" не сохранилось, его роспись погибла во время войны в 1941 г. Иконостас относится к середине XVIII в.. Иконостас второй, Покровской, церкви собран из подлинных икон "северных писем" XVII—XVIII вв., свезенных из разных окрестных церквей. Иконы установлены на заново расписанные "по-старинному" (растительным орнаментом) тябла. С 1959 г. проводилась реставрация погоста по проекту архитектора А. В. Ополовникова. Были устранены позднейшие искажения, снят тес (доски, закрывавшие естественную структуру бревенчатого сруба), воссоздана ограда. Из разных районов Карелии на остров Кижи свезены старинные часовни, церкви, избы, хозяйственные постройки. Они образовали музей деревянной архитектуры под открытым небом
http://slovari.yandex.ru/%D0%BA%D0%B8%D ... %B6%D0%B8/
У меня возник вопрос: а понятие "ведический" равнозначно понятию "русский"?
Нет, не равнозначно.
Слово "ведический" вообще некорректно. Обычно его применяют в таком виде для обозначения временного периода, времён применения "санскрита", на котором написаны Веды.
По официальной хронологии, это времена до... и тут диапазон, раньше которого этот период был - от 4 века "нашей" эры, до 15 века до "нашей" эры -
Веда = Истинное Знание
Веды = Истинные Знания
Фильм "Духоборы", снятый в 2013 году корреспондентами с Тбилиси для канала RT Russian.
Описание:
На юге Грузии живет община духоборов, приверженцев православной веры, отвергающих внешнюю обрядность церкви. Они переселились сюда еще во времена царствования Николая I. Свой особый уклад жизни духоборам удалось сохранить до сих пор.

Самого фильма (продолжительность 25:47) на Youtube` е нет, есть только на официальном сайте RT Russian по следующей ссылке. В фильме представители духоборов отрицают церковный церемониал, сословную статусность. Считают, что храм Божий находится в каждом человеке, общаться с Богом может и должен каждый самостоятельно, а не перелаживать эту ответственность на попов, которые дают советы и отпускают грехи; каждый своими усилиями должен взрастить в себе Христа.

Отмечу, что сторонником данного течения был Л. Н. Толстой, которого отлучили от Православной церкви и которой затем помог части сообщества духоборцев переехать в Канаду на новое место жительства. Это течение чем-то схоже с квакерами и Сатьяграха - «пассивное сопротивление» - Махатмы Ганди.
1

Наименование духоборцы дал архиепископ Екатеринославский Амвросий (или, по мнению других историков, предшественник Амвросия Никифор Феотоки) в 1785 году, который хотел этим сказать, что новое учение — противление Святому Духу ( замечание: видимо, смежное право на Святой Дух на условиях исключительной лицензии принадлежали официальной иерархии РПЦ). Представители данного течения приняли сие название, т.к. отрицали внешние атрибуты церковного служения (иконы, свечи и прочую утварь), считая их фетишем, в котором истинные поборники (активный защитник, сторонник кого-либо, чего-либо) духа не имеют нужды.


Письменных источников, принадлежащих духоборам тех времён, не сохранилось, так как они не одобряли «писаное, мёртвое, слово», противопоставляя ему живое, устное. Духоборы верили, что Бог неотделим от человека. Иисус Христос, Сын Божий, есть воплощение духа благочестия и добродетели; духовные вожди духоборов – это новые воплощения Иисуса Христа. Обрядность у духоборов сведена к минимуму: они не признают священства и отрицают все внешние таинства, в том числе таинства крещения и брака. Их вера в равенство всех людей и отказ подчиняться любым властям, как светским, так и церковным стало причиной гоненений – сначала при Екатерине Великой, а затем при Павле I. В 1801 Александр I переселил духоборов в район Азовского моря, где те создали богатые и процветающие поселения. Однако в 1841 вожди духоборов (так написано в Энциклопедии "Кругосвет", хотя в фильме говорится о том, что лидеров в общинах духоборцев нет; возможно, что в виду малочисленности того поселения, в котором снимался фильм - всего 150 человек), отец и сын Калмыковы, были заподозрены в подготовке бунта, и общину переселили еще дальше на юго-восток, в Грузию. В 1887 община духоборцев отказались подчиняться закону о воинской повинности. Благодаря участию Льва Толстого приблизительно 7000 духоборцев покинули Россию в 1898 и 1899 и поселились в Саскачеване (Канада).

Духоборцы в Канаде

Духоборы поселились на целинных землях степной провинции Саскачеван. Им разрешили не служить в армии, получить смежные земельные участки так чтобы можно было селиться деревнями и обрабатывать землю совместно. Но когда власти потребовали от них принести клятву на верность правительству, многие отказались подчиниться, и у духоборов экспроприировали 260 000 акров земли, ставшей пригодной к возделыванию в ходе коллективной обработки, так как это было условием получения земли в собственность. В 1908—1911 гг. шесть тысяч духоборов последовали в Британскую Колумбию, самую западную провинцию Канады, где они основали Христианскую Общину Всемирного братства.


Доходы коммуны росли, общинная собственность оценивалась в несколько миллионов долларов.


Некоторые из участников общины ставили авторитет Веригина под сомнение, а в 1924 году Пётр Веригин погиб при загадочных обстоятельствах результатом чего явился расскол в движении. Участники течения «Сыны свободы» демонстрировали абсолютное неприятие современной им жизни, в том числе отказываясь посылать своих детей в школы. Более того, они поджигали школьные здания. Также они в знак протеста стали устраивать «голые» демонстрации в канадских городах.


В 1932 году канадская община духоборов была принята в международную антивоенную организацию «Интернационал противников войны» по инициативе В. Ф. Булгакова, последнего секретаря Л. Н. Толстого (В 1924—1928 годах был председателем Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии. Поддерживал Марину Цветаеву в годы её пражской эмиграции. Переписывался с выдающимися деятелями культуры: Р. Ролланом, Р. Тагором, А. Эйнштейном, Н. К. Рерихом и др.) и члена Совета этой организации, к тому времени тоже оказавшегося в эмиграции за проповедь антимилитаризма.
В настоящее время умеренное крыло духоборов возглавляет пра-правнук Петра Васильевича Веригина — Джон Веригин. За вклад в улучшение канадско-российских отношений и последовательную борьбу за мир Джон Веригин был награждён орденом Канады, орденом Британской Колумбии и советским орденом Дружбы народов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1% ... 1%80%D1%8B
PS
А не из этих ли выродившихся (в плане нравственных стандартов по умолчанию) заграничных течений выходят различные Левашовы, Трёхлебовы и т.п. деятели? Что-то припомнились слова Задорнова о том, что "некие заграничные деятели" вернут "русским" "русскую культуру".
PS2 В сети есть сайт духоборов - http://duhobor.ru/pesni.html
Алексей Архиповский - "Золушка". Изполняет музыкальное произведение на балалайке.
Фрагменты концерта, записанного TV Культура 28.04.2011 в Светлановском зале Московского международного дома музыки (ММДМ)
Фильм-концерт известных песенных коллективов, солистов и ансамблей русской песни и пляски. (1953 год)
Треклист
1.Государстенный русский народный хор северной песни
худ. руководитель А. Колотилова "У Гурьвых ворот"
2."Зеленная рощица" слова и напев народные
запевает Зоя Кашина
3."Каргапольские частушки"
4. Государственный народный оркестр им. Осипова худ. руководитель дирежер засл. арт. Р.С.Ф.С.Р. Д. Осипов
"Камаринская"
5. Сестры Федоровы "Звездочка"
6.Государственный Воронежский русский народный хор худ. руководитель К. Массалитинов
"Колхозные напевы" Частушки Мария Мордасова
7. А. Огнивцев "Ноченька"
8. Народная артистка Р.С.Ф.С.Р. М. Максакова
"Что ты жадно глядишь на дорогу" слова Н.Некрасова
9. Народный артист СССР М. Михайлов
"Вдоль по Питерской"
10. Омский русский народный хор худ. руководитель Е. Калугина
"За воротами гуляла молода" слоова и напев А. Оленичевой исполняет М. Селиванова
11. "Медведь" сибирская игровая пляска
12. "При долине куст малины" музыка А. Новикова
13. Государственный русский народный хор им. Пятницкого худ. руководитель нар. арт. СССР В. Захаров и нар. арт. Р.С.Ф.С.Р. П. Казьмин
"У нашей Кати горя много"
14. Плясовая группа хора им. Пятницкого руководитель заслуженный деятель искусств Р.С.Ф.С.Р. Т. Устинова
"Русские хороводы"
15. Краснознаменный имени А.В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии худ. руководитель и дир. нар. арт. Р.С.Ф.С.Р. Б. Александров
"Песня молодых солдат" слова Я . Шведова музыка Н. Акуленко запивают засл. арт. Р.С.Ф.С.Р. Г. Бабаев и В. Пучков
16. Плясовая группа Краснознаменного имени А.В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской армии худ. руководитель засл. деятель искуств Р.С.Ф.С.Р. П. Вирский
"На привале" солисты засл. арт. Р.С.Ф.С.Р. Г. Светланов П. Петербургский В. Жуков
17. Московский хореографический ансамбль Березка худ. руководитель Н. Надеждина
"Молодежная" музыка А. Новикова