Хрематистика против Экономики: сущность денег и денежного обращения

Обновлено 15 марта 2017г. в 19:06: Импортировано с форума
Данная тема создана для того, чтобы разобраться в сущности введёных Аристотелем терминов "хрематистика" и "экономика", т.к., на мой взгляд, Аристотель, введя сии термины, не в достаточной мере раскрыл их сущность. Поэтому не удивительно, что люди со слов Аристотеля часто путают "хрематистику" с "экономикой". Поэтому давайте проведём исследование этих понятий со всеми им сопутствующими понятиями и посмотрим, что у нас выйдет. Все аргументированные сообщения,идеи и мысли, которые помогут выявить сущность данных терминов, приветствуются.

И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.


Любая хозяйственная деятельность общества в соответствии с определением, данным Аристотелем(384-322 годах (IV в. до н.э.)), может быть разделена на 2 составляющие:
  • Хрематистика (от др.-греч. χρηματιστική — обогащение);
  • Экономика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства»);
Хрематистикой Аристотель обозначил науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накапливать богатства - как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли(максимизация прибыли в современном варианте изложения, где успешность извлечённой прибыли определяется кол-вом денежных знаков), а экономикой - деятельность, направленную на создание и приобретение благ для дома и государства.

При этом первую форму организации(хрематистику) хозяйства Аристотель считал противоестественной и несправедливой, а его особое негодование вызывал ссудный процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода, ибо, по его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не должны порожждать новые деньги, а ссудный процент представляет собой выгоду только за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился по причине того, что он его не создавал(не соучаствовал в производстве материальных благ, однако благодаря полученному излишку по возвращении должником ссуды и процента по ней имеет право на приобретение произведённых кем-то благ), а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег, встав на путь коренного извращения их природы.Подобно раковым клеткам в живом организме, которые вытесняют функциональные клетки, обеспечивающие жизнедеятельность организма и не несут никакой цели, кроме размножения себе подобных паразитирующих структур, ростовщические деньги размножаются за счет производительных сил заемщика, уничтожая постепенно социальный организм общества, расслаивая его на богатых и бедных, развивая паразитические наклонности среди наиболее активных элементов общества.
Захвати планету с помощью денег

Отчего же такая ненависть к ссудному проценту? Только ли по причине ущерба такого вида деятельности для общества в целом?

Из воспоминаний современников известно, что, помимо педагогической деятельности, Аристотель, как и многие другие великие греки, вел довольно праздный образ жизни. Так, история сохранила факт о том, что Аристотель недолго учительствовал в Афинах, а уехал к евнуху Гермию, тирану Антарнея, с которым породнился. Аристипп в книге «О роскоши древних» писал, будто Аристотель влюбился в наложницу Гермия, женился на ней с его согласия и «от радости стал приносить смертной женщине такие жертвы, какие афиняне приносят элевсинской Деметре»( 1 2 Настоятельно рекомендую прочесть про сей праздник), а в честь самого Гермия сочинил гимн. С политической точки зрения он был сторонником рабовладельческого общества и делил общество на пять групп (классов):
  • земледельческий класс,
  • класс ремесленников,
  • торговый класс,
  • наемные работники,
  • военные.

Рабы не включались ни в один из перечисленных классов, т.к. не считались гражданами. Деление общества на рабов и свободных людей Аристотель рассматривал в качестве закона природы и, следовательно, переход из одного класса в другой - нарушения этого закона природы. И ещё один немаловажный момент: служителей религии("жрецов") в данной классификации нет, как и нет мужей науки, художников, писателей и т.д.

В то время в Греции было принято давать в кредит и занимать(1), особенно часто одалживали зерно (интересно почему?). В 6 веке до н.э. в Греции появились денежные банки при храмах, а также частные банки, принадлежащие отдельным лицам. Размер взимаемых процентов был высок, например, при морских займах- 20-30%. В древней Греции были известны случаи ростовщических ссуд с уплатой от 500 до 900 процентов годовых. Система частных кредитов была чрезвычайно широко распространена в Эллиническом Египте и Риме периода ранней империи. В древней Греции в VII-VI вв. до н.э. родовая знать предоставляла ростовщические ссуды мелким крестьянам под залог их земельных участков, а служители храмов предоставляли займы знати(элите, находящейся во главе аппарата управления государством, если по современному). Уже здесь возникает примитивная форма ипотеки - долгового свидетельства о залоге земли - в виде особых камней, которые ставились на участках заемщиков и на которых были высечены закладные акты. Если заемщик не возвращал денег в установленный срок, то его земельный участок переходил в собственность кредитора-ростовщика.
Ростовщический кредит вел к порабощению неисправных заемщиков их кредиторами. Обеспечением долга служила не только земля, но и личность заемщиков и членов их семей, что немаловажно, т.к. в соответствии данной Аристотелем классификации общества вероятность превратиться из гражданина в раба в соответствии с тогдашнем правовым статусом была велика и весьма осязаема. Греческий историк Плутарх, сообщая о том, что в Аттике в VII-VI вв. до н. э. “весь простой народ был в долгу у богатых”, отмечал, что многие “брали в долг деньги под залог самих себя, так что заимодавцы имели право схватить их и обратить в рабов или продать заграницу”.

Ростовщический кредит в античном мире выступал в двух основных формах:
  1. ссуды мелким производителям (крестьянам, ремесленникам);
  2. ссуды рабовладельцам.

Мелкие производители, хозяйство которых приходило в упадок в результате вытеснения его крупным открытом рабовладельческим хозяйством, а также частых войн, постоянно нуждались в деньгах как для покупки необходимых средств существования, так и для уплаты налогов государству. Потребность же самих рабовладельцев в деньгах вызывалась затратой ими громадных средств на покупку предметов роскоши, постройку великолепных домов, устройство политической карьеры (подкуп избирателей и армии) и т.д.
В качестве средних кредиторов-ростовщиков в открытом рабовладельческом обществе выступали, прежде всего, купцы и откупщики налогов. Значительную роль в этом деле играли также храмы (например, в Греции Дельфийский ( VII—V вв. до н. э.) - выступал посредником в межполисных конфликтах. Оракул - институт и политтехнология). Их ростовщические операции возникли на основе сосредоточения огромных средств, притекавших туда в виде дарений и вкладов, что означает, что только храмы могли выдавать огромные ссуды. Если немного подумать, то можно однозначно сказать, что выдавать натуральные и денежные ссуды могли только те общественные институты, которые имели достаточный избыток материальных ценностей в своих хранилищах, что делает храмы первыми источниками ссудного кредита.

Еще в Древней Греции ростовщические операции делились на два вида в зависимости от того, кто принимал на себя риск (ответственность) за их результаты. В одном случае это был заемщик (при неуплате он или терял залог, или наказывался в соответствии с законом), в другом случае — сам кредитор. Такая форма кредита называлась “морские проценты” (греч. nautikoV tokV, лат. foenus nauticum): торговец, отправляясь в далекое и опасное по тем временам морское путешествие, брал ссуду у ростовщика, чтобы снарядить корабль, нанять экипаж, запастись продуктами и т. п. Обратно он должен был привезти определенные товары и расплатиться по долгам. Однако, если корабль не возвращался или возвращался без груза, кредитор терпел убытки в размере одолженной суммы. Поэтому “морские проценты” были гораздо выше обычных. Для снижения риска ростовщики часто складывали свои капиталы и участвовали в прибыли. Это были первые торговые компании. Они играли настолько важную роль в морской (да и сухопутной) торговле, что даже знаменитые реформы Солона (VI в. до н. э.), снизившего норму процента и отменившего долговое рабство, не затронули величину “морских процентов”. Морская торговля, которая развивалась быстрыми темпами в Средиземноморье, способствовала развитию начальных форм страхования. Эта практика была распространена в Афинах, о чем свидетельствовал в своих работах Демосфен (около 384-322 до н. э.; афинский оратор); торговец, получивший ссуду, возвращал ее только в случае успешного завершения своего предприятия (путешествия), при этом он возвращал на 30% больше денег, чем занимал.

В Греции, согласно закону Дракона, кто не мог вовремя расплатиться с долгами, тот вместе с семьей становился собственностью заимодавца. Дракон был афинским законодателем, при котором в 621 году до н.э. были записаны правовые обычаи («драконовы меры»») - наказания за нарушение частной собственности. Осталось из истории такое понятие: драконовский процент.

Но, что самое поразительное, общей судьбы не смог избежать даже спартанский полис, где целая система ограничительных запретов ростовщичества долго сдерживала, но так и не смогла сдержать естественно развивавшийся процесс расслоения гражданской корпорации. Принятый около 400 г. закон эфора Эпитадея о свободе дарения и завещания земельных наделов спартанцев уничтожил последние формальные препоны для мобилизации собственности. Имущество частного лица было как бы в полном распоряжении государства: последнее могло приказать женщинам выдать все свои драгоценности, кредиторам - поступиться в его пользу своими ссудами.

Последствия этого были поистине катастрофические: в Спарте, где принадлежность к общине "равных" обусловливалась обладанием наследственным наделом-клером и возможностью вносить свою долю в застольное товарищество- сисситию, разразившаяся теперь почти откровенная скупка наделов привела к резкому сокращению числа граждан. Если во времена легендарного законодателя Ликурга спартиатов насчитывалось около 9 или даже 10 тыс., а в период Греко-персидских войн их все еще было свыше 5 тыс., то к 371 г., по подсчетам К. Ю. Белоха, число спартиатов упало до 1500, а ко времени Аристотеля сократилось еще более.

По утверждениям Плиния Старшего, “деньги дали начало алчности, ибо явилась возможность заниматься ростовщичеством и наживаться, не трудясь”. ( Плиний Старший. Естественная история, XXX III, 48).

Что же касается кредитного дела, то именно к IV в. относятся первые обстоятельные сведения о профессиональном ростовщичестве, о деятельности древних банкиров-трапезитов и даже о целых банкирских домах, осуществлявших кредитные операции в больших масштабах, можно сказать, в рамках всей Эллады. Из речей Исократа (XVII) и Демосфена (XXXVI, XLV-XLVI, XLIX) хорошо известен один такой, - правда, по-видимому, наиболее крупный и знаменитый - банкирский дом в Афинах, осуществлявший кредитные операции на протяжении ряда поколений. Сначала им владели совместно Архестрат и Антисфен, затем его унаследовал вольноотпущенник Архестрата, впоследствии ставший полноправным афинским гражданином, Пасион, а еще позже его главою стал Формион, который, в свою очередь, был вольноотпущенником Пасиона и тоже с течением времени приобрел права афинского гражданства. Оборотный капитал этого предприятия, когда во главе его стоял Пасион, может быть оценен в круглую сумму более чем 50 талантов (см.: Dem., XXXVI, 5). Первоначально банкирские операции, в особенности приём денежных вкладов, осуществлялись “корпорациями” жрецов. Впоследствии в связи с интенсивным развитием торговли, последовавшим за персидскими войнами, потребность в кредите и посредничестве побудила частных лиц заняться банкирскими операциями. Посвятившие себя этому делу афиняне занимались своим промыслом, сидя за столиками на рынке, отсюда и их название трапезиты (от греч. трапеза — стол).

К концу V в. до н.э. у афинских трапезитов наблюдается уже некоторая специализация по отдельным видам сделок. Так, трапезиты занимались преимущественно приёмом вкладов и осуществлением платежей за счёт клиентов. В свою очередь, от них отделился класс специалистов-менял (аргираймосы), ставших вместе с тем экспертами по определению подлинности и цены многочисленных видов обращавшихся монет. Третья категория банкиров осуществляла выдачу мелких займов, обыкновенно под залог, т.е. ломбардное дело.

Отношение государства к банкирам было различным в отдельных полисах Греции. В Эфесе, например, государственное вмешательство ограничивалось законодательной регламентацией прав и обязанностей банкиров, тогда как в Византии право на занятие банкирским делом сдавалось на откуп. В полисах последней категории монополия трапезитов охранялась государством, но зато их операции и размеры допустимых процентов были строго регламентированы. Единственное свидетельство о законе, регулирующем отношения кредиторов и заёмщиков, относится к Дельфам. Там был принят закон, устанавливающий максимальный процент по займу у частных лиц и ассоциаций различного рода в размере 8,5 или 6 %. Однако обычной процентной ставкой по активным операциям в Греции было 12 %.
Выходит, что в Древней Греции на равне с открытым рабством существовала неявное рабство - долговое рабство, и слова Аристотеля о свободных гражданах воспринимать серьёзно - не серьёзно.
 
Промежуточный итог
  1. В древнем мире существовал ссудный процент и был сильно распространён, причём в долг под проценты давались не только деньги(зерно).
  2. Первоначально монополия на ссуды принадлежала храмам в виду концентрации в храмах различных материальных ценностей, и как следствие такой концентрации - возможность выдачи больших кредитов под проценты “элите” на строительство особняков и ведения шикарной жизни, которая была зависима от “жрецов” храмов не только в религиозном аспекте, но и в материальном.(Дельфийский оракул по сути был наднациональным органом управления Средиземноморья с египетскими корнями). Так же не стоит забывать различные религиозные действа(ex. Элевсинские мистерии).
  3. Наравне с открытым рабством существовало неявное рабство - долговое, что не добавляло устойчивости социальным классам, т.к. индивиды, имеющие государственный статус свободных граждан могли перейти в статус рабов, в то время как индивиды, имеющие статус рабов, могли перейти в статус свободных граждан. По сути и в настоящее время положение общества осталось таким же.
  4. Осуждая ростовщичество Аристотель ничего не сказал о его сути и источниках возникновения этого рода деятельности.
  5. Ростовщичество возможно в любых формах - в денежных и натуральных, однако деньги обладают одним преимуществом перед натуральными товарами - они легки в обращении, не портятся в течение времени, их легче хранить и транспортировать. Поэтому ростовщичество с использованием денег намного эффективнее ростовщичества натуральными товарами.

Комментарии (2)

Qwer:
[
Данная тема создана для того, чтобы разобраться в сущности введёных Аристотелем терминов "хрематистика" и "экономика", т.к., на мой взгляд, Аристотель, введя сии термины, не в достаточной мере раскрыл их сущность. Поэтому не удивительно, что люди со слов Аристотеля часто путают "хрематистику" с "экономикой". Поэтому давайте проведём исследование этих понятий со всеми им сопутствующими понятиями и посмотрим, что у нас выйдет.
Имхо, начинать надо со времён ранее Аристотеля, потому что им были придуманы термины явлениям УЖЕ существовавшим. Ну а раз были, то резонно просмотреть, откуда, из чего и как они зародились. А зародились они не просто так, а судя по всему, были целенаправленно ВВЕДЕНЫ в жизнь.
Я провёл некоторые интеллектуальные исследования этой части, опираясь на КОБ, и вот что получилось: http://moneycompetition.ru/introduction_k.html (и далее по главам книги "Комбинаторика денег").
Жители Великобритании и ЕС всё болезненнее ощущают на себе меры строгой экономии, вызванные непрекращающимся финансовым кризисом. Но те, кто имеют связи, могут в сложившейся ситуации зарабатывать даже больше, чем прежде. Финансовый гуру RT Макс Кайзер говорит о новом финансовом апартеиде.
В вопросе процентных ставок в Великобритании существует стена апартеида