Федотов Н.Н. - Новый [цифровой] суверенитет (2010)

Обновлено 16 апреля 2021г. в 12:38: Импортировано с форума
Николай Николаевич Федотов, главный аналитик компании InfoWatch о цифровом суверенитете:
Кто из уважаемых читателей учился в советской школе, помнит, каковы признаки государства. Чтобы территория могла считаться полноценным и независимым государством, у неё должны быть свои собственные:
  • законодательство;
  • вооружённые силы;
  • полиция;
  • деньги;
  • границы.
Некоторые другие атрибуты государства – общеприняты, но не являются обязательными: гимн, язык, гражданство, министерство культуры...
В постиндустриальную информационную эпоху дела меняются. Роль нематериальных активов возрастает. Всё больше граждан уходит в виртуальный мир – кто на отдых, кто на учёбу, кто на заработки, а кто и на всю жизнь. Политика внутренняя и внешняя творится в сетях сперва на 1%, потом на 2, 3, 4... а там, оглянуться не успеешь, значение Интернета станет решающим.
В новых условиях у государства для независимости обязаны присутствовать такие атрибуты, как:
  • своя поисковая система;
  • свой домен верхнего уровня;
  • своя ОС (плюс базовый софт под неё);
  • своя сетевая платёжная система;
  • своя линейка сетевого оборудования (в первую очередь, маршрутизаторы и коммутаторы);
  • своя "глобальная" DLP-система (СОРМ, "Эшелон", Великий китайский файервол).
Под словом "своя" ваш покорный слуга подразумевает не расположение на данной территории, не финансирование из госбюджета и не гражданство работников. А только возможность управления соответствующей системой приказами правительства. Для поисковика – фильтрация и ранжирование результатов. Для TLD – прекращение делегирования любых доменов. Для платёжной системы – эмиссия. Для ОС и коммуникационного оборудования – контроль над НДВ. Многие госчиновники это понимают. Другие – не понимают, но чувствуют соответствующим местом.

Кто не обретёт вовремя новых государственных атрибутов, останется как монарх в изгнании: при всех регалиях и благословении божьем, но без страны.

http://infowatch.livejournal.com/110518.html

6 комментариев

Ещё один пример подавления глобализацией по-западному национальных особенностей культур:
Беспрепятственный путь в постиндустриальную компьютерную эру получили те нации, чей алфавит уложился на стандартную 100-кнопочную клавиатуру. А кому не повезло – плетутся как черепахи со своими иероглифами или вынуждены переходить на латиницу. Нам – повезло.
http://infowatch.livejournal.com/339450.html
Вот вы говорите "цифровой суверенитет"...
Одна из составляющих суверенитета – отечественная соцсеть. Таковая имеется у Китая, Ирана, Вьетнама, Южной Кореи и ещё у России. Даже две. Обе опережают Фейсбук, прислужницу мирового империализма.
Кто не желает финансировать собственный интернет, будет финансировать чужой.
Сеть-то есть, а вот должного её использования – нет.
Соцсеть должна объединять общество, то есть граждан, организации и государство. Но для обеих отечественных соцсетей не хватает их интеграции в деловую жизнь и в процесс получение госуслуг.
Проведём аналогию с мобильными телефонами. Гражданин без телефона сейчас – неполноценный гражданин; ему трудно общаться с друзьями и родственниками, трудно вести бизнес, трудно являться клиентом бизнеса, а также трудно взаимодействовать с государственными органами. То есть, мобильная связь глубоко интегрирована в гражданское общество и государство. А теперь вообразим себе, что госорганы по какой-то странной прихоти отказывались бы взаимодействовать через сотовые телефоны: все звонки только с проводных телефонов, никаких СМС, в анкетах недопустимы мобильные номера и т.д. Кому от этого было бы лучше?
Но сейчас в подобном же статусе госорганы держат социальные сети. Даже отечественные. Их не признают полноценным средством связи (хотя де-факто они им давно стали); по ним не желают взаимодействовать с населением; их использование кое-где запрещают даже собственным служащим. А национальные соцсети, напомним, являются инструментом государственного суверенитета.
Ну и кто тут прислужник Госдепа?
http://infowatch.livejournal.com/339643.html
Интернет станет базовым источником информации для россиян уже через несколько лет и, скорее всего, выборы депутатов Госдумы в 2016 г. и выборы президента России в 2018 г. пройдут в условиях, где главная роль будет принадлежать Сети, полагают авторы доклада "Рунет сегодня", подготовленного Фондом развития гражданского общества (с документом удалось ознакомиться редакции Interfax.ru). По мнению его авторов, большая часть Рунета к тому моменту будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами страны и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах. Тогда популярные площадки - к примеру, Facebook, Twitter и YouTube - могуть стать центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил, считают они.
...
- "К настоящему моменту пять из двадцати лидеров Рунета по объему среднедневной аудитории являются не российскими по своему происхождению (Google, Youtube, Wikipedia, Facebook, Twitter). При сохранении данной тенденции, уже через несколько лет может сложиться ситуация, когда большая часть Рунета будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами России и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах".
- "Различные американские фонды и корпорации активно инвестируют в успешные российские интернет-компании. Из 15 российских сайтов из топ-20 большая часть имеет значительную долю иностранного капитала, которая с течением времени возрастает". В качестве примера авторы приводят Mail.ru Group (контролирует Mail.ru, «Одноклассники», крупный пакет «Вконтакте»), в структуре которого южноафриканский холдинг Naspers владеет 29% акций, китайский Tencent – 7,8% и еще 30% акций находится в руках владельцев GDR, размещенных на британской бирже LSE. "Похожая ситуация наблюдается и в "Яндексе", отмечают они.
- Многие российские популярные сервисы уже находятся вне российской юрисдикции. В частности, "Яндекс" официально зарегистрирован в Нидерландах, а "Вконтакте" переехала с российского домена Vkontakte.ru на международный домен Vk.com.
- При этом сами глобальные социальные сервисы - Facebook, Twitter и YouTube - становятся центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил. В период зимы 2011 - весны 2012 года на пространстве Рунета также были "протестированы" многие сетевые технологии, ранее использовавшиеся в арабских странах, сказано в докладе. "В частности, речь идет о мобилизации людей на оппозиционные акции через массовую рассылку приглашений в социальных сетях, массовая скупка развлекательных сообществ с целью превращения их в протестно-политические, рассылка политического спама".
- Также авторы отмечают укрепление позиций Google в России. В ближайшие 2-3 года вероятна ситуация, при которой Google сможет значительно упрочить свои позиции на российском рынке, прогнозируют они.
- Позиции медийных порталов сильно ухудшились из-за наступления социальных сетей и сервисов.
Фактически, единственным крупным медийным порталом на российском рынке остался Mail.ru. Последний столкнулся с конкуренцией со стороны глобальных почтовых продуктов от Google (Gmail) и Apple (Me.com), и перспективы его являются неоднозначными
- Новостные агрегаторы по-прежнему является одним из системообразующих элементов информационного пространства. Однако в ряде случаев отображаемые пользователям материалы "носят необъективный характер, а пользователям зачастую предлагаться преимущественно политически-ангажированный контент".
- Социальные сети являются сегодня основным способом времяпровождения в Сети. "Исходя из того, что в настоящее время Vk.com опережает Facebook почти в 8 раз по посещаемости, пока именно эта сеть сохраняет свое доминирующее положение на российском рынке, однако, слабо контролируемый ресурс "ВКонтакте", также представляет определённую угрозу информационной безопасности", - сказано в докладе.
- В Рунете активно формируется прослойка профессиональных блогеров, чьи журналы и по контенту, и по размеру аудитории становятся все больше похожи на крупные интернет-СМИ. При этом сами блогеры не стеснены различными ограничениями и стремятся зарабатывать финансовый и политический капитал на своих журналах, участвуя в различных информационных кампаниях, в том числе, политического характера.
- YouTube фактически занял монопольное положение среди видеохостингов. Видеозаписи, размещенные на нем, все чаще вызывают широкий резонанс в блогосфере и СМИ. В ряде случаев, они становятся самостоятельными информационными поводами. Администрация YouTube порой принимает весьма спорные решения в области модерирования контента, что заставляет усомниться в ее нейтральности.
...
Источник — http://www.interfax.ru/society/txt.asp? ... 0&mp=2&p=1