Очки/шлем виртуальной реальности как превосходный инструмент для образования (на примере Google Cardboard и Titans of Space)

Последнее время стали весьма доступны очки для погружения в виртуальную реальность с помощью смартфона. В этих очках с картинка формируется отдельно для каждого глаза, с поворотом головы поворачивается и изображение, поэтому создаётся полный визуальный эффект присутствия. 

Google активно их продвигает: GOOGLE CARDBOARD. Самые простые версии таких очков можно купить от 100 рублей на Avito, Aliexpress или Яндекс.Маркет. Принципиальной разницы между разными очками нет, только качество изготовления и удобство использования (лучше брать с ремешком). Google свободно распространяет чертежи для самостоятельного изготовления картонной версии (главное две нужных линзы найти): «Выпускайте Cardboard».
Смартфон должен иметь экран примерно от 4 до 5 дюймов, и, желательно, разрешение FullHD и выше. Конструкция собирается так:
Используется так:
На Android и iOS приложения для очков нужно искать по ключевому слову «VR». Также подборку приложений показывает специализированное приложение Google Cardboard: play.google.comitunes.apple.com. На Android можно смотреть видео в формате 360° прямо через youtube, для этого нужно сделать поиск по ключевому слову «360°» или указать в фильтре «360°». На iOS для этого нужно устанавливать специализированные приложения. Ролики на youtube в формате 360° можно смотреть и на компьютере без очков, взгляд наблюдателя управляется с помощью мыши:
Чтобы включить режим стереоочков на смартфоне, в большинстве приложений нужно нажать на их пиктограмму:
Навигация осуществляется поворотом головы (нужно какое-то время посмотреть на нужный пункт меню), редко требуется дополнительный пульт.
Для чего я это всё так подробно объясняю. Многие, наверное, видели прекрасную научно-популярную документалку с Нилом Тайсоном «Космос: Пространство и время». Там в отличной компьютерной графике ведущий путешествует в импровизированном космическом корабле по нашей вселенной, показывая планеты, звёзды и чёрные дыры. Такое игровое кино воспринимается зрителем намного лучше, чем рассказы с парой статичных картинок, которые школьники каждый день слушают в школе. А представьте, если каждый школьник сам находится внутри этого корабля, его можно осмотреть, вращая голову, с ним можно взаимодействовать, им можно управлять, а учитель лишь сопровождает увлекательный полёт своими уместными комментариями.

Благо, добрые люди уже выложили, по крайней мере, одно такое бесплатное обучающее приложение для Android: Titans of Space® Cardboard VR:
Не обращайте внимание на английский текст на картинке, в реальности внутри приложения тексты переведены на русский язык процентов на 90, знать английский практически не нужно. Приложение, по сути, представляет собой вводный школьный интерактивный урок астрономии по темам «устройство солнечной системы» и «сравнительные размеры небесных тел». Ученик усаживается на космический корабль, наводит взгляд на кнопку «Поехали!» и перелетает к следующему небесному телу. Там он наводит взгляд на жёлтую кнопку и получает данные об этом теле: расположение, физические характеристики, уникальные особенности:
Ученику покажут все планеты солнечной системы, их орбиты и спутники, Солнце и более крупные звёзды в сравнении. У участника обучающего курса сформируются правильные представления об известном устройстве космоса, месте Земли в нём, взаимовложенности и иерархии процессов во Вселенной. Во время всего интерактивного курса можно осматривать вокруг всю видимую часть нашей галактики.
Для изучающих английский можно включить речевой комментарий на английском языке, он сопровождается субтитрами (легко переводить) и даёт намного больше информации.
В приложении отличная графика и музыкальное сопровождение:
Замечено, что такие очки виртуальной реальности производят потрясающее впечатление и на людей старшего поколения. Для детишек и взрослых такие очки будут хорошим и полезным подарком.
Представьте уроки астрономии, географии, истории и других предметов, построенные с активным использованием такого наглядного интерактива. Смартфоны есть, наверное, в каждой семье. Очки стоят копейки. Осталось Министерству Образования объявить конкурс на образовательные материалы с использованием виртуальной реальности, а ещё лучше скинуться на это дело Министерствам разных стран, и получить виртуальные учебные пособия для детей с качеством картинки на уровне хороших творений Голливуда. 

Ведь только подумайте, бюджет одной только компьютерной игры GTA V — 256 миллионов долларов, но какой толк от неё, кроме сливания времени и потенциала людей? Сопоставимые бюджеты у фильмов «Трансформеры», «Железный человек» и других блокбастеров. Каждая секунда этого фильма сделана так, чтобы приклеить зрителя к экрану. А потом этот зритель идёт в школу и получает занудные учебники со скучными картинками, хотя у него в кармане смартфон с тысячей развлечений, над многими из которых трудились талантливые люди.

Стоит ли обвинять современного школьника в том, что учёба ему малоинтересна, если мир взрослых настолько шизофреничен, что он сливает масштабные потоки денег и усилий талантливых творцов на бессодержательные (а то и вредные) пустые однодневки, вместо того, чтобы наполнять систему образования увлекательными учебными курсами?

13 комментариев

Есть еще вариант. Приложение , привязывающее картинку по геолокации к месту нахождения, показывающее все, что угодно, относительно этого места. В голову приходит обычный гид, рассказывающий о достопримечательностях настоящего, исторические картины прошлого, да мало ли... виртуальные проекты будущего, например.

Хорошо, что есть хотя бы один комментатор, которому в голову приходят примеры полезного применения современных гаджетов.

По геолокации — GPS-аудиогиды уже есть, которые автоматически рассказывают о том месте, где ты находишься. Во многих очках можно открыть окошко для камеры и тогда будет работать дополненная реальность. Было бы весьма познавательно таким образом показывать школьникам древние города, исторические события. Физики могут показать наглядное устройство атома, химики — устройство кристаллической решётки. Математики — объёмные сложные фигуры. Главное, что интегрировав такое в учебный процесс, вполне реально победить постоянное желание многих тянуться к телефону на уроках — ведь урок станет интереснее, чем бесполезные игрушки.
Кроме шуток, я себе год назад, когда шел по Бутлерова и смотрел на реставрацию дома, представил, как было бы интересно идти и слушать этого самого гида… Что тут было раньше, кто жил, чего делал… Можно и посмотреть, конечно, в пределах осторожности, улица все-таки. Записал себе в органайзер, «разработать приложение под Андроид», только при моих темпах освоения записанных задач из органайзера срок исполнения — «никогда». Поэтому и не в курсе, что подобное существует.
То, что уже есть, скорее всего направлено при минимальной информативности на максимальное извлечение прибыли на этой особенности, хотя может и ошибаюсь.
А по поводу использования была идея привлечь любителей Майнкрафта немного использовать свое время с пользой, относительно, конечно. То есть строить на этих геолокационных привязках свои строения и представлять, как будет выглядеть этот район в будущем (вполоть до тендеров госзакупок :)

А есть мультик по мотивам С.Лема "Футурологический конгресс". Там по аналогии, все смотрят и видят совершенно другое, чем в реальности, но там они "под химией", правда. Ходят все грязные на самом деле, а видят себя в разных ипостасях интересных. С Гуглом надо тогда еще в нос виртуальные затычки придумать, чтобы не пахло разлагающимся обществом, а то где-то читал, что не нудобные шлемы и очки, а просто линзы контактные себе вставляют, и все. А то и вживлять начнут...

а ещё лучше, сразу сделать лоботомию мозга и между полушариями вживить микрочип (или смартфон), и рай обеспечен каждому, на вставая с больничной койки.

AMX, я недавно тоже задумался о пользе виртуальной реальности в процессе обучения, это невероятно важно. Редкий педогог способен вдохновить ребёнка на самостоятельное создание образов простым повествованием. И тот кто первый начнёт создавать качественный контент получит уникальную монопольную возможность донести свои оразы до всех.

Google помимо самих очков работает над программой обучения. Называется Google Classroom Expeditions (Экспедиции на уроке): http://parlx.ru/vr/google-classroom-expeditions. Сейчас проходит тестирование в нескольких школах (анголязычных), может быть, и до нас доберется

Ещё вирт. реальность упрощает удалённую работу.
Виртуальный офис создаёт эффект присутствия без неоходимости куда-то ехать.
Можно смотреть на монитор коллеги, слышать его и его комп, общаться, показывать что-то на сколь угодно громадном виртуальном экране и т.д.