Цитата из книги Ю.М.Орлова Внимание и воля (кому надо - могу выслать) "Эти две высшие психические функции человека неразрывно связаны друг с другом. Для сосредоточения произвольного внимания требуется воля. Воля в свою очередь предполагает способность к сосредоточению внимания на управление тем поведением, которое в данный момент осуществляется человеком. Люди хотят иметь сильную волю для того, чтобы преодолевать препятствия к достижению жизненно важных целей. Однако без знание того, как осуществляется волевое управление поведением, невозможно совершенствовать волю. Обыденное представление о том, что воля усиливается в тренировке насилия над самим собой "преодолеть себя", рассеянное во многих книгах по самосовершенствованию не обоснованно и вредно. Оно развивает только один аспект саморегуляции управление принуждением и насилием, - а другую сторону, а именно управление ненасилием, оставляет без рассмотрения. Это вызывает деформацию личности и поэтому такие книги по тренировке воли, как правило, вредны для человека и его окружения. Итак, начнем изложение нашего предмета с внимания, а потом перейдем к воле." "Сказанное позволяет считать, что обычная волевая закалка, состоящая в выработке способности к усилию и преодолению самого себя, чем заполнены примитивные, прямолинейные и понятные для обывателя рекомендации некоторых, так называемых психологов, не способствуют выработке разумной воли. Она чаще приносит вред, чем пользу как самому человеку, так и его окружению. Только овладение научной философией обыденной жизни и знанием того, как работает наш ум, может способствовать выработке разумной воли и плодотворного внимания. " "Представление о воле обычно связано со способностью к определенному усилию для достижения цели. О человеке говорят, что он обладает силой воли, когда он может преодолеть или не принимать во внимание обстоятельств, которые мешают достижению цели. Часто волевыми считают людей, которым достижению цели не мешают морально - этические соображения. Субъективным выражением воли является волевое усилие. Если рассматривать волю с позиций поведенческого подхода, то ее можно рассматривать как способность человека к управлению собственным поведением в самом широком смысле. Любое поведение, управление которым достигает уровня искусства, предполагает овладение поведением. Чем больше навыков и привычек управления, тем меньше усилий требуется для управления поведением собственным и поведением других. В воле, таким образом, можно выделить субъективную и объективную стороны. Когда результаты деятельности значительны, то наблюдателю кажется, что для этого требовалось очень много усилий. А в конечном счете оказывается, что эти дела совершались с удовольствием и для их исполнения не требовалось субъективного усилия. Усилие, которое сопровождает наслаждение едой или сексом не принято рассматривать как волевое усилие. Усилие, направленное на преодоление искушения или устранение моральных препятствий к достижению цели, иногда рассматривается как волевое усилие. Схимник, который отрубил палец руки, чтобы избежать полового совращения, рассматривается как святой, способный на волевое усилие ради праведности. Чтобы понять объективное проявление воли следует рассмотреть основные функции управления собственным поведением. Этих функций три: направляющая, организующая и сдерживающая." Книга написана доступным языком, из нее можно узнать о том, что зазубривание стихов в школе не ведет к развитию памяти и т.д.
"Эти две высшие психические функции человека неразрывно связаны друг с другом. Для сосредоточения произвольного внимания требуется воля. Воля в свою очередь предполагает способность к сосредоточению внимания на управление тем поведением, которое в данный момент осуществляется человеком.
Люди хотят иметь сильную волю для того, чтобы преодолевать препятствия к достижению жизненно важных целей. Однако без знание того, как осуществляется волевое управление поведением, невозможно совершенствовать волю. Обыденное представление о том, что воля усиливается в тренировке насилия над самим собой "преодолеть себя", рассеянное во многих книгах по самосовершенствованию не обоснованно и вредно. Оно развивает только один аспект саморегуляции управление принуждением и насилием, - а другую сторону, а именно управление ненасилием, оставляет без рассмотрения. Это вызывает деформацию личности и поэтому такие книги по тренировке воли, как правило, вредны для человека и его окружения. Итак, начнем изложение нашего предмета с внимания, а потом перейдем к воле."
"Сказанное позволяет считать, что обычная волевая закалка, состоящая в выработке способности к усилию и преодолению самого себя, чем заполнены примитивные, прямолинейные и понятные для обывателя рекомендации некоторых, так называемых психологов, не способствуют выработке разумной воли. Она чаще приносит вред, чем пользу как самому человеку, так и его окружению. Только овладение научной философией обыденной жизни и знанием того, как работает наш ум, может способствовать выработке разумной воли и плодотворного внимания. "
"Представление о воле обычно связано со способностью к определенному усилию для достижения цели. О человеке говорят, что он обладает силой воли, когда он может преодолеть или не принимать во внимание обстоятельств, которые мешают достижению цели. Часто волевыми считают людей, которым достижению цели не мешают морально - этические соображения.
Субъективным выражением воли является волевое усилие. Если рассматривать волю с позиций поведенческого подхода, то ее можно рассматривать как способность человека к управлению собственным поведением в самом широком смысле. Любое поведение, управление которым достигает уровня искусства, предполагает овладение поведением. Чем больше навыков и привычек управления, тем меньше усилий требуется для управления поведением собственным и поведением других. В воле, таким образом, можно выделить субъективную и объективную стороны. Когда результаты деятельности значительны, то наблюдателю кажется, что для этого требовалось очень много усилий. А в конечном счете оказывается, что эти дела совершались с удовольствием и для их исполнения не требовалось субъективного усилия.
Усилие, которое сопровождает наслаждение едой или сексом не принято рассматривать как волевое усилие. Усилие, направленное на преодоление искушения или устранение моральных препятствий к достижению цели, иногда рассматривается как волевое усилие. Схимник, который отрубил палец руки, чтобы избежать полового совращения, рассматривается как святой, способный на волевое усилие ради праведности.
Чтобы понять объективное проявление воли следует рассмотреть основные функции управления собственным поведением. Этих функций три: направляющая, организующая и сдерживающая."
Книга написана доступным языком, из нее можно узнать о том, что зазубривание стихов в школе не ведет к развитию памяти и т.д.