Хазин М., Щеглов С. - Лестница в небо (2016): Диалоги о власте, карьере и мировой элите

Косвенно эта «нетленка» (как скромно называют её авторы) здесь упоминалась множество раз из уст самого Михаила Хазина. Однако она вполне достойна быть рассмотрена отдельно. Её польза кратко: если Владимир Михайлович говорил что нужно идти во власть, то данная книга говорит как это сделать и какие там правила игры.
Авторы поведают общие рассуждения о власти и взаимоотношениях внутри нее, карьерах известных деятелей, как то Стив Джобс, Генри Киссинджер и вообще подноготной американской политики, подробную историю о том как развивались знания о власти с древних времен и как элита сдерживала такие открытия (например, работу Кивли смешали с бредовой конспирологией чем нейтрализовали ее остроту), о нюансах управления и примерах из реальной жизни

Резюме в самом конце книге прекрасно передает основные её тезисы:
Власть — это арена со львами Власть — это деятельность властных группировок по использованию ресурсов контролируемых ими организаций с целью для захвата других, еще больших ресурсов, а следовательно, и еще большей власти. Формула власти: ресурс -> власть -> ресурс -> власть. Поскольку ресурсов вокруг нас всегда меньше, чем хочется, Власть — это вечное поле боя между конкурирующими властными группировками.
Ресурс — это все, что позволяет контролировать поведение людей: Деньги (денежные потоки), материальные ценности, имущественные и неимущественные права, привилегии, должности (денежные потоки для конкретного человека), информация (за исключением общедоступной), доступ к влиятельным людям и даже красивая задница… Все, что вынуждает других людей обращаться к Вам, а не проходить мимо, может стать Вашим ресурсом.
Властная группировка — группа людей, связанных между собой отношением личной преданности (отношения, «прочнее супружеских и уж точно прочнее любовных») и действующая как единое целое (все добытые членами группы ресурсы поступают в распоряжение группировки). Благодаря этому властная группировка получает способность задействовать против других людей и групп все свои ресурсы, что в большинстве случаев (против одного человека или против недостаточно сплоченной и единой группы) позволяет навязать им свою волю.
Чаще всего в современной Власти используются должности (особенно государственные) и бюджеты (включая доступ к кредитованию). Ну а информация, кто где с кем когда почему, всегда была и остается главной валютой Власти!

Властные группировки строятся двумя способами.
1) В абсолютном большинстве случаев — феодальным (монархическим) («вассал моего вассала не мой вассал»), когда у каждого члена группировки существует только один сюзерен, который и определяет направление использования добытых ресурсов. При этом от вассала требуется прежде всего личная преданность своему сюзерену.
2) В редких случаях, главным образом среди долго живущих в одном месте семей, или на высших уровнях Власти — родоплеменным (олигархическим), когда вместо личной преданности одному человеку возникает «распределенная» преданность родственникам и «своей среде» в целом (что не отменяет единоначалия, но позволяет без риска предательства формировать временные коалиции). Родоплеменной способ требует очень больших затрат на кооптацию новых членов, но зато обеспечивает более высокий уровень доверия между своими, что, в свою очередь, позволяет более эффективно использовать доступные ресурсы.
Феодальный способ более динамичен и существует на всех уровнях власти, однако требует больших затрат ресурсов на обеспечение безопасности (постоянную проверку вассалов, постоянная боеготовность в отношении конкурирующих группировок). Каким способом будет организована конкретная группировка, зависит от политической культуры ее основателей — если они выросли в родоплеменной среде, такой же будет и группировка, в противном случае (в силу дефицита доверия) может получиться только монархическая «вертикаль власти».

Три общих правила Власти:
Первое: «К власти рвутся бандой». Индивидуальных игроков во Власти не существует, и не стоит даже пытаться действовать в ней в одиночку. Только примкнув к какой-нибудь властной группировке, Вы сможете реализоваться как человек Власти.
Второе: «Вассал моего вассала — не мой вассал». На нижнем и среднем уровнях Власти властные группировки организованы по феодальному принципу: во главе группировки стоит единственный сюзерен, которому подчиняются лично ему преданные вассалы — и только они! Вассалы могут (и должны) набирать собственных вассалов, но это уже их личные вассалы.
Третье: «Молчание — золото». Основным способом борьбы за власть является передача информации с целью повлиять на принимающих решения людей. Истинная информация может быть независимо проверена, и потому работает эффективнее ложной. Как следствие, любая достоверная информация может быть использована против вас, или против вашей властной группировки. Поэтому говорить нужно только то, что изменяет поведение слушателей в нужную вам сторону; обо всем остальном следует молчать.

Три правила Власти для вассала
Первое: «Не могу дождаться, когда попаду в офис». Власть любит тех, кто сам ее любит. Успешная карьера во Власти требует работы по 16 часов в день семь дней в неделю, и выдержать такое напряжение можно только тогда, когда вам нравится этот круговорот встреч, телефонных разговоров, хитро составленных бумаг и формальных мероприятий.
Второе: «Ничего личного». Власть — командная игра, и вы действуете в ней не как личность, а как человек Власти, являющийся частью своей группировки. Точно так же ведут себя и другие люди Власти, будь то другие вассалы вашего сюзерена или представители конкурирующих группировок. Поэтому следует раз и навсегда разграничить личные отношения и отношения в рамках борьбы за Власть. Последние нужно воспринимать как что-то вроде спорта (иногда смертельно опасного, но все же спорта); вы же не обижаетесь на друга, когда он обыгрывает вас в шахматы? Вот и он пусть не обижается: вы пришли во Власть не любезничать, а делать карьеру.
Третье: «Сюзерен моего сюзерена — не мой сюзерен». Отношения с вышестоящими (по отношению к вашему сюзерену) персонами — самые опасные. Сюзерену выгодно продвигать вас куда угодно — но только не на свой уровень, к себе же самому в конкуренты. Поэтому любые такие контакты, если они происходят по вашей инициативе, или без моментального доклада о них сюзерену, могут (и должны) быть восприняты как нарушение вассальной присяги.

Три правила Власти для сюзерена
Первое: «Где вы видели еврея с лопатой ?» Чем выше ваш уровень во Власти, тем больше внимания на нем приходится уделять собственно борьбе за Власть, и тем меньше времени остается для формальных должностных обязанностей. Поэтому для успешной карьеры вам необходимо набирать своих вассалов и перекладывать на них как можно больше «черной» работы. Кто работает своими руками — тот не настоящий человек Власти!
Второе: «Доверяй, но проверяй». Верность — необходимое качество вассала; если вассал начинает работать на кого-то другого, все его прочие таланты обращаются против вас. Поэтому вы должны не только обеспечивать эту верность (например, классическим «продвижением неявного избранника»), но и постоянно проверять своих вассалов на верность. Кто этого не делает, всегда рано или поздно оказывается предан.
Третье: «Короля играет свита». Чем больше у вас вассалов и чем лучшие позиции в организациях они занимают, тем сильнее ваша властная группировка. Поэтому необходимо защищать своих вассалов и продвигать их как можно выше (за исключением, конечно, тех мест, где они начнут напрямую конкурировать с вами).

Три правила высшей Власти при монархии
Первое: «Государство — это Он!» В условиях монархии статус любой властной группировки (и ее сюзерена) определяется исключительно расположением верховного сюзерена. Поэтому основные усилия на высшем уровне власти нужно прилагать для создания хоть какого-нибудь личного контакта с действующим монархом. Власть находится только там, больше — нигде.
Второе: «Подобное тянется к подобному». Монарх — человек, и ничто человеческое ему не чуждо. У него существуют личные пристрастия, какие-то темы ему интересны, а какие-то он терпеть не может. Конкуренция потенциальных вассалов вокруг монарха такова, что он может подбирать себе фаворитов уже не по принципу личной преданности (все будут преданы, никуда не денутся), а по пригодности для интересующих его дел (у кого-то это будет построение Империи, а у кого-то — разврат и пьянство). Если вы по своему складу характера и интересам подходите действующему монарху — сами идите в фавориты; если нет — выдвигайте вместо себя более подходящего вассала.
Третье: «Вовремя предать значит предвидеть». Монархи не вечны, а иногда и насильственно не вечны. Этот факт всегда нужно учитывать, и иметь наготове запасные варианты. Наследников престола или серьезных конкурентов действующего монарха нужно всегда держать в поле зрения, и в случае чего — без колебаний переходить на сторону победителя.

Три правила высшей Власти при олигархии
Первое: «Прислуги здесь не было». Власть при олигархии распределена между сюзеренами высшего уровня, каждый из которых наравне с остальными пользуется определенными привилегиями (например, передачей по наследству титула и имущества даже в случае казни). Гарантиями этих привилегий являются традиции и ценности, которым следует каждый из олигархов. Их отношения к остальным людям — как у знати к «подлому» люду: между собой мы соблюдаем правила, а с нижестоящих какой спрос? С ними просто нельзя иметь дела. Ваша задача — войти в число этих сюзеренов, для чего требуется продемонстрировать свою верность элите в целом, ее традициям и ценностям. Стать своим для элиты можно, породнившись с ней или заслужив уважение в ходе совместной деятельности.
Второе: «Объединяться со слабыми против сильного ». Олигархи выше всего ценят свои привилегии и прекрасно понимают, что возврат к монархической форме Власти означает их утрату. Максимум централизации Власти, который они готовы терпеть — это временный лидер господствующей коалиции, «первый среди равных». Поэтому большинство коалиций при олигархии составляются против сильных (чтобы не дать им еще более усилиться), и именно такие коалиции имеют больше шансов на успех. К ним и надо присоединяться.
Третье: «Как дело до петли доходит». В условиях кризиса, угрожающего самому существованию олигархии, ее «спасители» допускаются в нее вне конкурса. Это единственный шанс попасть в элиту, не меняя собственных ценностей и убеждений.

Прочие интересные цитаты
 
Неизвестно, так ли развивались события на самом деле, или все это лишь наши фантазии, но четыре года спустя, в 1970–м, на американском рыке появляется книга признанного мастера политических и религиозных бестселлеров, бывшего агента ФБР Клеона Скоузена  — «Голый капиталист». Она на треть (!) состоит из перепечатки фрагментов «Трагедии и надежды», на другую треть из фотографий и биографий известных бизнесменов и политиков (начиная, разумеется, с Ротшильдов) и на последнюю треть — из выдержанных вполне в духе Квигли рассказов о многочисленных связях американских политиков с Морганами, Рокфеллерами и Советом по международным отношениям. Основное содержание книги сводится к ее первой же строке: «Я думаю, что коммунистический заговор является лишь частью куда большего заговора!» Как нетрудно догадаться, этим «куда большим заговором» является созданное финансистами (Ротшильдами, Морганами и Рокфеллерами) мировое правительство (в лице сначала Круглого стола, а затем Совета по международным отношениям), а его первооткрывателем — профессор Кэрролл Квигли. За несколько лет «Голый капиталист» расходится в США 500–тысячным (!) тиражом, про «мировое правительство банкиров» теперь не знает только ленивый, а Квигли становится скандальной знаменитостью. Незнакомые люди звонят ему домой с целью убедиться, правда ли он тот самый профессор, и действительно ли Нельсон Рокфелеллер — коммунист?
Вот теперь нейтрализацию открытия Квигли можно было считать законченной. Ни один историк в здравом уме не станет заниматься теорией заговоров; это удел скандальных журналистов- разоблачителей, обслуживающих какую-нибудь политическую партию. Более того, поскольку любая совместная деятельность людей, не объединенных официальной организацией, может быть названа заговором , на подобные исследования тоже стали косо посматривать. Мировая правящая элита торжествовала победу: отныне о ее делишках разрешалось говорить открыто, и даже печатать такие рассказы миллионами экземпляров — но все нормальные люди понимали, что все эти книжки конспирология , не имеющая ничего общего с реальностью. Ученые потеряли возможность всерьез изучать высшие уровни власти; «правящая элита существует, но ничего не решает» сделалось общепринятой точкой зрения на устройство общества; вторая маска Власти превратилась в телевизионный экран, показала рядовому избирателю его собственную физиономию и тем самым надежно скрыла за собой реальные властные группировки.
В то же время правдивое раскрытие причины, помогающей меньшинству оставаться у власти (лучшая организованность), совсем не в интересах этого меньшинства: того и гляди, подданные сами захотят организоваться. Поэтому правящий класс и вырабатывает идеологию, ложную, но убедительную легенду, оправдывающую его пребывание у власти: «…политический класс никогда не утверждает свою власть только в виде фактического господства, а пытается придать ей моральную, а также юридическую санкцию, представив ее как неизбежное следствие изучений и верований, общепризнанных и общепринятых в руководимом им обществе… Эта юридическая и моральная база, на которую в любом обществе опирается господство политического класса, и является тем, что в одной работе мы называли политической формулой »
Вечно готовые на поиски того, что они считают благом, люди всегда находят предлог убивать и преследовать друг друга. Некогда они убивали и преследовали из-за трактовки догмы или отрывка из Библии. Затем убивали и преследовали во имя Царства свободы, равенства и братства. Сейчас они убивают и преследуют, дружески мучают друг друга во славу других вероучений. Завтра, возможно, они станут убивать и мучить друг друга с целью уничтожить последние следы жестокости и несправедливости на земле!»
Для успешной карьеры и поисков новой работы нужно соответствовать корпоративным стандартам — что ж, будем соответствовать; в рабочее время белые воротнички превращаются в «жизнерадостных роботов», компенсируя такое насилие над собой в оставшиеся свободными часы: «Каждый день люди продают маленький кусочек себя, чтобы вечером или в уик–энд купить взамен немного развлечений»… Людям, запертым в этом беличьем колесе карьерной жизнерадостности, престижного потребления и компенсаторных удовольствий, незачем и некогда иметь какие-либо политические взгляды: «Они не радикалы, не либералы, не консерваторы и не реакционеры; они неучастники, они вне всего этого. Если мы примем греческое определение идиота как замкнувшегося в частной жизни индивида, то мы должны заключить, что сегодня большинство граждан США — идиоты» [Mills, 1951].
(Китайские стратагемы)
Что же изобрели древние китайцы, тысячелетиями сражаясь друг с другом за власть? Пройдемся по оглавлению зенгеровской энциклопедии, чтобы составить общее представление о характере этих изобретений. Вот первая группа стратагем, смысл которых (как мы надеемся) понятен из одних названий. «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао» (2), «В покое ждать утомленного врага» (4), «Грабить во время пожара» (5), «Сманить тигра с горы на равнину» (15), «Чтобы поймать разбойников, надо поймать главаря» (18), «Вытаскивать хворост из-под котла» (19), «Подменить колонны, не передвигая дома» (25). За всеми этими цветистыми названиями скрывается, по сути, один и тот же прием — воспользоваться слабым местом противника. Если мы знаем такое место (вот он, пожар, уже горит) — нужно бить, если не знаем — создавать (подменять колонны). Но так ли просто узнать про слабости противника (не говоря уже о выкрадывании колонн из его дома)? Можно с уверенностью сказать, что нет: подобно стадным животным, человек Власти скорее умрет, чем покажет свои уязвимые места. Попытка выманить опытного противника «с горы» обычно натыкается на встречное и зачастую более убедительное приглашение на эту самую гору. Удар в слабое место действительно решает исход сражения; но в реальных ситуациях таких мест у противника, как правило, не видно. Что делать в этом случае, подсказывает второй набор стратагем. Такие слабости нужно создавать. Как? Конечно же путем обмана! «Поднять шум на востоке — напасть на западе» (6), «Для вида чинить деревянные мостки, втайне вступить в Чэньцан» (8), «Скрывать за улыбкой кинжал» (10), «Сливовое дерево засыхает вместо персикового» (11), «Бросить кирпич, получить яшму» (17), «Ловить рыбу в мутной воде» (20), «Цикада сбрасывает золотой кокон» (21), «Потребовать прохода, чтобы напасть на Го» (24), «Притворяться глупцом, не теряя головы» (27), «Украсить засохшее дерево искусственными цветами» (29), «Открыть городские ворота» (32), «Нанести себе увечье» (34). Обман ценен не сам по себе, а лишь как средство спровоцировать противника на ослабление позиции — переброску войск, утрату бдительности, неподготовленную атаку. Если противник поддается на провокацию, возникающее при этом слабое место становится известно, и остальное, как говорят шахматисты, «дело техники». Если не поддается — ничто не мешает устроить другую, более хитрую провокацию. Однако не будем забывать, что и противник владеет тем же искусством и может ответить на провокацию еще более изощренной провокацией (например, поддавшись на нее только для вида). Получить в борьбе с ним решающее преимущество можно за счет привлечения дополнительных участников, и этому искусству посвящена третья группа стратагем. «Убить чужим ножом» (3), «Наблюдать за огнем с противоположного берега» (9), «Дружить с дальними врагами против ближних» (23), «Сеять раздор» (33). Втравить в борьбу со своим противником другую властную группировку — вот это уже настоящая интрига, «властные шахматы», когда еще вчера самостоятельные игроки сами становятся фигурами на доске. Действуя чужими руками, сюзерен реализует китайский идеал политического «недеяния» — «сидя на горе, смотреть на драку тигров в долине» (нужно лишь заметить, что такое «сидение на горе» требует неустанных хлопот по дезинформированию и провоцированию «тигров»)...

 
Книга есть в идеальной аудио-озвучке.

Комментарии (11)

Забавно. Название «лестница в небо»  само по себе «стырено» у каббалистов, при этом содержание слов перекручено с ног на голову. В каббале «небом» называется свойство отдачи и любви, Творца. Соответственно в направлении «неба» людям сообща и нужно строить «лестницу». Но вот у Хазина «небо» получается —  это междусобойчик мировых элит)) Вот вам и наглядное проявление человеческого эгоизма во всей красе)))
Tassadar of the Templar 15 октября 2019г. в 12:37:
эгоизма
Что такое эгоизм в вашем понимании? Желание получать больше, чем отдавать? Или что то другое?
Этот вопрос очень глубок и сложен, чтобы раскрыть его в формате данного форума…
Но попытаюсь.

Можно разграничить ответ на две составляющие — эгоизм в широком и узком понимании.
Эгоизм в широком понимании — это вся глубинная сила, вшитая свыше внутрь человека, которая служит интересам его индивидуального существования и как бы втягивает всё, что ему полезно, из окружающей реальности в центр собственного тела, сферу его интересов. Т.е. это вся наша внутренняя природа, «физическая сила», дающая нам энергию для реализации различных наших целей и желаний в этой конечной материальной жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=16gfhUjQzNg
https://www.laitman.ru/crisis/251181.html
Эгоизм в узком понимании — это та его часть, которая приобретает характер ненависти и эксплуатации ближнего, чтобы облегчить собственное существование. И речь идет не об абстрактной ненависти, а о той, которая проявляется в действиях по эксплуатации другого на благо себе (т.е. это «верхушка айсберга», позволяющая всем увидеть эгоизм как зло...)
https://www.youtube.com/watch?v=ybzjMmEC4Uk
https://mediamera.ru/comment/103610#comment-103610
по моему это совсем не некомпетентность.
Хазин совсем не выглядит наивным исследователем который не видит следующих этажей объемлющих разработанную им теорию(модель) власти. Но предпочитает об этом не говорить / умалчивать.
В книге прослеживается некая «верхняя планка» за которую автор не выходит в своих рассуждениях и в построении модели.
Правда при этом делаются оговорки типа: «это тема уже совсем другого обширного исследования». И следует при прочтении замечать эти моменты иначе предложенная модель расширит(ограничит) миропонимание читателя именно до этого «невидимого» забора.
Зато в оглашенных пределах модель очень стройная, практичная и мне позволила гораздо более отчётливо понять и оценить наблюдаемые в окружающей жизни процессы.
А места в которых упоминаются «выходы» за «забор» не-упоминания, в свою очередь, очень полезно отследить и самостоятельно обдумать / достроить пользуясь в том числе моделью и методологией КОБ.
.
По моему мнению давно пора включить ознакомление с данной книгой в курс «молодого бойца КОБ» :))), но желательно на «второй ступени» тренировки, после усвоения основ, сопроводив её тщательно продуманным разбором умолчаний автора, или наоборот считать такой разбор контрольным заданием на проверку качества усвоения материалов КОБ.
Например Пякин Валерий Викторович рекомендовал её прочесть, хотя бы для того, что бы перестать повторять глупости в стиле «Путин за 20 лет того-то не сделал», «Путин не хочет выгонять Набиуллину и либерастов потому, что они его друзья» и т.п., что часто встречается и здесь на форуме.
Дмитрий Лесов 1 15 октября 2019г. в 17:08:
Piter G. 15 октября 2019г. в 16:56:
пора включить ознакомление с данной книгой в курс «молодого бойца КОБ» :)))
КМБ КОБ???  а сертификаты выдают?
поди уже и спецназ коб есть ?
извините,
это была попытка пошутить,
или сокращённо обозначить гораздо более длинное описание:
 — для тех кто уже прочитал основные материалы КОБ, в частности по теме управления и построения управленческих структур, было бы очень полезно ознакомится с идеями и моделями изложенными в «Лестнице в небо». Потому как мало кто способен самостоятельно создать подобные или лучшие по качеству описания функционирования власти.
И во многих выступлениях на данном форуме можно обнаружить явный пробел в миропонимании по данному вопросу. А выкатывать для каждому непонимающему лекцию на две страницы с разъяснениями где он пишет явные глупости очень трудоёмко и почти всегда бесполезно — слушать не станет.
И хотя «бойцы» в данном случае уже чувствуют себя совсем не «молодыми»(а большинство так совсем уже крутыми «стариками») это не спасает их от ошибок связанных с тем, что в круг их понятий не входит описание функционирования современных структур власти. Под властью которых они собственно в данный момент живут и строят свои планы.
Хазин в этой своей книжке описал обычное стадно-стайное поведение бабуинов, основанное на самом примитивном инстинкте — иерархическом. Это стадно-стайное поведение бабуинов основанное на иерархическом инстинкте можно наблюдать не только в правительстве или корпорациях, но даже в детском саду или зоопарке. Неудивительно, что его выгнали даже из Ельцинского правительства и уже 20 лет не пускают даже на самые низшие правительственные посты несмотря на его непрерывное лизание у власть имущих.

Единственное, что было ценным в его книге это то, что он признал, что своей карьерой обязан негативному отбору, при котором тупые бабуины умеющие правильно лизать зад «сюзерена» подбирают себе в замы (вассалов) еще более тупых бабуинов и еще лучше умеющих изощренно лизать задницы.