Лисицын Ф.В. (2018.05.27) - Учебник, который мог изменить историю СССР (День ТВ)

С.Н.Виноградов и А.Ф.Кузьмин. Логика. Учебник для средней школы. Издание восьмое. Учпедгиз, Москва, 1954. Текстовой формат: читать.

Публицист показывает важность для общества владения логикой. Поводом стал выход репринтного издания учебника «Логика» 1954 г.
Рассмотрены следующие вопросы. История учебника и предмета «Логика» в России. Достоинства дореволюционного издания, как учебника и средства самообразования. Причины создания и преемственность «сталинского» учебника. Краткий перечень изучавшегося. «Аргументация» политиков в период разрушения СССР и логика. Приоритетность логики над экономическими знаниями в избегании финансовых пирамид. Реклама и логика. Почему рассматриваемый учебник был предназначен только для учебных заведений РСФСР. Немного о школьном курсе и учебнике психологии, существовавших в сталинский период. 
В видеоролике даётся более широко описание «сталинского» курса логики, приводимое в томе 5 «Основ социологии».
Побуждение освоить логику в объёме общеобразовательного курса актуально для участников обсуждений на Медиамере (и других концептуальных площадках), в которых  игнорирование логичности аргументации встречается регулярно. Один из редких примеров комментариев, в которые собеседники пытаются привлечь логику – обсуждение ТМ 123 «Земля выходит из конспирологического проекта».

Комментарии (3)

О репринтном учебнике «Психология» 1954 г.: «Зачем Хрущёв запретил учебник психологии» (видео). Опубликовано 16 августа 2018 г. Дмитрий Таран рассказывает о проекте «Сталинский букварь».
Важно отметить, что школьный курс математики включает ставшее известным в ней к началу XVIII века (и этого почти достаточно), курс логики сложился к концу XIX века, а в психологии ряд открытий сделаны (и быстро герметизированы) во второй половине 1950-х.
В частности, «сталинский» школьный курс психологии закончил своё существование до открытия таких фундаментальных свойств психики как способность оперировать 5—9 объектами или процессами одновременно и быстродействие сознания (точнее, частота дискретизации) 15 бит/с. Не найти в книгах до 1992 г. (в том числе в «Логике» и «Психологии») и адекватного объяснения что такое понятие.
Четырёхединство, ленинское определение материи-вещества, материалистический атеизм – всё это оказывает влияние на курс психологии в большей мере, чем на логику или математику. 
Написано добротно, как все учебники того периода. В отличие от «Логики» можно рекомендовать выборочно, после освоения МИМ, на базе понимания структуры и базовых свойств психики по современным представлениям. 

На фоне упоминания этого учебника Лисицыным, ролик – просто реклама. Рекламщик стоит на позициях православия, в том числе «1000-летней Руси». Про Хрущёва так и не огласил.
Я тоже так считаю: советские люди — должны были быть умными. Тогда бы мы не потеряли СССР.
Ну, и психология у них — должна была быть устойчивой: светлой и гуманистической. Чтобы нами не
смогла завладеть — тёмная и хищническая.
Хорошее дело: начать думать и анализировать, а заодно — прислушиваться к своей душе.
Спасибо.

Есть аудио с оглавлением:

Аудиокнига "Логика" (С. Н. Виноградов и А.Ф. Кузьмин) 

Олександр Сєвріков

0:38• Глава I Предмет и задачи науки логики 
0:41• § 1. Логика мышления и наука логика 
2:02• § 2. Логические законы и формы 
7:55• § 3. О материалистическом понимании мышления 
10:11• § 4. Мышление и язык 
11:48• § 5. Значение логики 
16:00• Вопросы для повторения 

16:40• Глава II Логические приемы 16:44• § 1. Мышление — опосредствованное и обобщённое познание действительности 
21:00• § 2. Сравнение 
25:18• § 3. Анализ и синтез 
29:10• § 4. Абстрагирование и обобщение 
33:38• Вопросы для повторения 

33:58• Глава III Понятие 
34:01• § 1. Сущность понятия 
37:14• § 2. Понятие и представление 
38:29• § 3. Понятие и слово 
40:58• § 4. Содержание и объём понятий 
44:03• § 5. Соотношение между содержанием и объёмом понятия 
46:26• § 6. Ограничение и обобщение понятия 
49:54• § 7. Родовые и видовые понятия 
52:56• § 8. Основные классы понятий 
56:21• § 9. Отношения между понятиями 
1:04:25• Вопросы для повторения 

1:05:37• Глава IV Определение и деление понятия 
1:05:41• § 1. Сущность определения понятия 
1:09:27• § 2. Правила определения 
1:14:57• § 3. Генетическое определение 
1:16:04• § 4. Номинальное определение 
1:17:37• § 5. Значение определений 
1:19:28• § 6. Приёмы, заменяющие определение 
1:23:53• § 7. Сущность деления понятия 
1:25:35• § 8. Правила деления 
1:29:42• § 9. Дихотомическое деление 
1:31:14• § 10. Приёмы, сходные с делением 
1:32:31• § 11. Классификация 
1:35:31• Вопросы для повторения 

1:36:48• Глава V Суждение 
1:36:52• § 1. Сущность суждения 
1:39:37• § 2. Состав суждения 
1:41:50• § 3. Суждение и предложение 
1:44:05• § 4. Виды суждений 
1:46:08• § 5. Утвердительные и отрицательные суждения 
1:47:40• § 6. Единичные, частные и общие суждения 
1:52:10• § 7. Соединение делений суждений по количеству и по качеству 
1:55;02• § 8. Условные, разделительные и категорические суждения 
2:02:48• § 9. Суждения возможности, действительности и необходимости 
2:08:32• § 10. Объём подлежащего и сказуемого в суждении 
2:17:53• § 11. Отношения между суждениями 
2:28:36• Вопросы для повторения 

2:30:19• Глава VI Преобразование суждений 
2:30:22• § 1. Уточнение логического смысла суждений 
2:44:35• § 2. Превращение 
2:45:39• § 3. Обращение 
2:49:31• Вопросы для повторения 

2:49:59• Глава VII Основные законы логического мышления 
2:50:04• § 1. Понятие о логическом законе 
2:52:08• § 2. Закон тождества 
2:59:44• § 3. Закон противоречия 
3:06:48• § 4. Закон исключённого третьего 
3:12:32• § 5. Закон достаточного основания 
3:18:31• § 6. Значение логических законов 
3:20:13• Вопросы для повторения 

3:20:52• Глава VIII Дедуктивные умозаключения 
3:20:57• § 1. Понятие об умозаключении 
3:24:17• § 2. Определение силлогизма 
3:25:57• § 3. Состав силлогизма 
3:29:33• § 4. Аксиома силлогизма 
3:32:41• § 5. Правила силлогизма 
3:44:35• § 6. Понятие о фигурах силлогизма 
3:46:46• § 7. Разновидности силлогизма 
3:48:58• § 8. Характеристика фигур 
3:50:40• § 9. Познавательное значение силлогизма 
3:53:32• § 10. Условно-категорический силлогизм 
3:58:55• § 11. Разделительно-категорический силлогизм 
4:01:27• § 12. Энтимема 
4:05:47• § 13. О сложных силлогизмах 
4:07:07• Вопросы для повторения 

4:08:33• Глава IX Индуктивные умозаключения 
4:08:37• § 1. Сущность индукции 
4:11:04• § 2. Полная индукция 
4:12:47• § 3. Неполная индукция 
4:16:00• § 4. Научная индукция 
4:18:44• § 5. О причинной связи явлений 
4:24:01• § 6. Методы исследования причинной связи явлений 
4:34:18• § 7. Условия применения методов индукции 
4:36:32• Вопросы для повторения 
4:37:52• Глава X Аналогия 
4:44:10• Вопросы для повторения 

4:44:39• Глава XI Гипотеза 
4:44:42• § 1. Определение гипотезы 
4:46:12• § 2. Проверка гипотезы 
4:47:21• § 3. Гипотеза и теория 
4:49:25• Вопросы для повторения 

4:49:51• Глава XII Доказательство 
4:49:55• § 1. Определение логического доказательства 
5:04:19• § 2. Состав доказательства 
5:07:11• § 3. Доказательства прямые и косвенные 
5:14:42• § 4. Правила доказательства 
5:27:41• § 5. Опровержение 
5:31:22• Вопросы для повторения 

5:33:19• Приложение Логические упражнения.

3 года назад (изменено) •

Т