Разложение советского общества на примере художественных фильмов

Подборка показывает фазы деградации советского общества под влиянием западной пропаганды и паразитизма номенклатуры.
Обратная сторона луны (2011, Россия)

Обратная сторона Луны (Россия, 2011, 1 сезон)

Сразу оговоримся: во первых, это фантастика, а во вторых реконструкция — что заведомо содержит клише авторов. Однако в целом сериал можно считать энциклопедией основных проблем того времени. Главный герой, полицейский (опер) из 2011 года попадает в 1979 и там оказывается в теле своего отца, также миллиционера. Ему предстоит выполнять его роль в той среде, сталкиваясь с её обратной стороной. Помимо ностальгических ноток фильм размашисто прошёлся по всем ключевым проблемам СССР периода загнивания — спекуляция, шмотки и музыка из-за границы, вседозволенность сынков партийной номенклатуры, алкоголизм на работе, подпольные тотализаторы, воровство завхозов и тп. Конечно фильм нельзя назвать позитивно ностальгирующим, однако интересен как обширный источник примеров (хотя там есть и позитивные моменты). Также примечательно, что во втором сезоне (снято в 2016 год) персонаж попадает обратно в 2011 год, но в мир где СССР не рухнул, а продолжает жить — соответственно авторы предлагают всем «любителям СССР» ознакомится с тем что они потенциально потеряли — если взять СССР эпохи Брежнева, совместить с современными технологиями, то получится видение авторов. Где то явно хуже России, где то лучше (например, любые детские товары и услуги бесплатны, за алкоголь и курение уголовная ответственность)

Ключ (1980, СССР)
Ключ (СССР, 1980)

Весело о грустном — кризис управленческого аппарата. Дальняя морозная стройка: молодая пара на комсомольской свадьбе получает от своего предприятия ключ от новой квартиры. Однако оказывается что дом ещё не сдан, ремонт не доделан и тп. Муж, как человек внешний, не привыкший к местным устоям, подначивает жену разобраться с ситуацией. Попутно оказывается что ключ им выдали от кабинета руководителя. Поселившись в нём, они активно участвуют в жизни верхушки предприятия и с каждым часом вскрываются всё более плачевные факты его работы (которые явно относятся ко всей стране). В фильме рассматривается мягкость коллективов по отношению к негодяям, самоуничижительная готовность продвигать их выше, психологические последствия халатного обращения с работой и подчиненными в будущем, единственный мотив руководителей — деньги и премии. Хотя в фильме конкретная ситуация удачно разрешилась благодаря напору и таланту главной героини, но сделано это было почти революционно и граничило с законом (а может и нарушало): видимо режиссер уже и сам мало верил в удачную развязку этих проблем на уровне страны. По смыслу пересекается с «премией», «добряками», «гонками без финиша». (комедия)

Баламут (СССР, 1979)

Концептуальная неопределённость обучения. Трудолюбивый парень из села идёт в финансовый вуз чтобы стать руководителем и поднять своё село. Выясняется что в теория института расходится с практикой, молодые люди идут в вуз не целенаправленно, а «потому что туда пошла та девчонка», обучение мало кого интересует всерьёз. Рабочие люди вообще не понимают зачем тратить 5 лет на обучение чтобы получать от 120р\месяц, людей интересуют только деньги. Преподавание в школах хромает потому что учителя оттуда убегают в город. Студенческие выездки «на картофель» не продуманы, бессмысленны. Таким образом, человек знающий чего хочет, на общем фоне выглядит баламутом (вообще, название и постер фильму соответствуют плохо) (комедия, драма)

Гонки без финиша (СССР, 1977)

Разруха в машиностроении. Под "гонками без финиша" подразумевается конкуренция автопромов. Производство автомобилей идёт с браком. Про это знает директор, знают рабочие, находятся редкие принципиальные личности, но в общей системе что либо изменить не могут. Когда заходит речь о соревнованиях машин, работники банально бояться конкурировать с мерседесами и бмв - куда нам до них. Трудно представить себе такое поведение людей в фильмах 30-40х. Собственно и лица актеров напоминают холёных алкоголиков.

Иностранцы (часть из Совершенно серъезно) (СССР, 1961)

Уже тогда подражание молодежью западной моде доходило до абсурда (комедия).

 

Блондинка за углом (СССР, 1984)

Расслоение советского общества на тех "кто может достать, у кого есть связи, западников" и на обычных людей (комедия). Пример западников:

Курьер (СССР, 1986)

Потеря прежних ценностей и вектора развития, люди думают о личной выгоде, нет патриотизма, разобщенность.
Классика жанра.
 

Гараж (СССР, 1979)

Разделение общества на простой народ и обеспеченную элиту (комедия).

 

Премия (СССР, 1976)

Отклонение общества от курса коммунизма. Страна на распутье, просматриваются несколько путей развития: один сложный но вверх, другой простой, но вниз (комедия). Более подробно: Премия (1974, СССР).
Один из лучших по этой теме.

Добряки (1979, СССР)

Деградация в науке. Бездарности кумовством ищут повышение и руководящие посты. Профессура поймана на крючок, в следствии чего бездействует или потакает.

Самая обаятельная и привлекательная (СССР, 1985)

Импортные шмотки и знание западной культуры как признак прогрессивности (комедия).

 

Мой папа Барышников (Россия, 2011)

Поздний СССР. Развитие спекуляции, торговля западными шмотками, в обществе стремление к наживе. Фильм содержит сильную манипуляцию: всё представители советского мышления показаны как грубые безпросветные зомби. Кроме того это уже современный фильм и не содержит оригинальной атмосферы, но как пример он подходит (комедия, драма)

3 комментария

Забыли "Москва слезам не верит".
В фильме отображены признаки моральной деградации позднего советского общества - малодушие и мещанство.
да, "Москва слезам не верит" хотел добавить, т.к. там еще есть зачатки моды на западные слова вроде "hello" и прочих.
но не стал т.к. фильм показывает 50е, а снят в 79, т.е. это уже реконструкция, которая может быть неточной (а-ля Мой папа Барышников) и деградация показана о-о-чень аккуратно и как само собой разумеющееся (например, сцена вывода Баталова из похмелья)