— Ваше Величество, как прошла встреча с Пушкиным?
— Я беседовал сегодня с умнейшим мужем России.
Светский разговор.
На зло завистливому свету,
На радость всех болтливых дам –
В Москву фельдъегерь вёз поэта
По государственным делам.
Застыла южная столица –
Порфироносная Москва.
Царь протянул свою десницу:
А там – молва, молва, молва…
Зачем приветственные речи?
В тени оставим кабинет.
Сей знаменательнейшей встречи
Желаю изложить предмет.
Николай
Скажи, мой друг, случись тебе
В Санкт-Петербурге оказаться
В декабрь вопреки судьбе,
Желал бы ты с толпой связаться?
Иль (чтоб вопрос мой разъяснить)
Скажу словами я иными:
Посмел бы на Сенатской быть?
Чего молчишь?
Пушкин
Я был бы с ними.
Однако пламенная страсть
Меня отнюдь не заразила.
Повстанцев яростная сила
Над музой не имеет власть.
Позвольте малость пояснить
Безумия сего причину:
Я был бы там не для зачину,
А с тем, чтоб их остановить…
Николай
Pardon? Изволишь ты шутить?
Всё ж не до смеху мне, признаться.
Тебя хочу я попросить
Без лишних слов во всём сознаться.
Ведь мы нашли твои стихи
У всех повставших, друг любезный.
Как видишь ты, труд безполезный
Передо мной скрывать грехи.
Пушкин
Нашли стихи мои? И что же?
Их каждый мог переписать.
“К Андре Шенье” прочли Вы тоже?
Вот, что хотел я тем сказать:
Когда бы шапки Мономаха
Случилось им тебя лишить,
Клянусь, мой царь, главу на плаху
Пришлось бы следом мне сложить.
Слепых невольников секира
Не пожалела б равно нас –
Слетела б царская порфира,
А с ней умолк бы лиры глас.
Но что судить об этом боле?
Знай, случай я боготворю.
Свершилось всё по Божьей воле.
И Бога я благодарю.
Изрёк поэт своё признанье –
И всё застыло в тишине.
Второй вопрос прервал молчанье.
Николай
Открой, любезный, тайну мне:
Кто автор “Гавриилиады”?
Уж не проказа ль то твоя?
Скажи, как есть. Мне лгать не надо.
Пушкин
Поэмы этой автор я.
Николай
Но для чего? Шутить ты вздумал?
Иль дерзко Бога ты хулишь?
Пушкин
Архангелов не я придумал.
А вот поп`ам с того бар`ыш.
В глуши взрослея понемногу,
Не мог я осознать причин:
C чего же церковь, вместо Бога,
Так чтит пророка важный чин?
Как лицемеры и злодеи
Стоят на службах без забот?
И почему же иудеи
Суть богоизбранный народ?
Они в свою картину мира
Внесли распятие Христа.
Но без казнённого кумира
Глупа их вера и пуста.
Однако что быть может хуже?
Признаться, не вообразить:
Как можно праведника душу
Толпе на жертвенник сложить
И петь псалмы ему во славу?
Кому служил Синедрион?
И кто и по какому праву
Так извратил Святой закон?
Молчат об этом иерархи
Завета ветхого церквей.
И заблуждаются монархи
В первостепенности своей.
В поэме непокорным слогом
Что написал я между строк? –
По Совести я верю Богу.
Неважно, что сказал пророк.
В минуту дивного молчанья
Луч озарил весь небосвод.
Николай
Меня страшит твоё признанье.
Послушай, если вдруг Синод
К допросу страстному приступит
И тень падёт на жизнь твою,
Не жди, когда конец наступит,
Но вспомни просьбу ты мою:
Терпенья полон и отваги,
Ты, ничего не говоря,
Спроси конверт, листок бумаги –
Отвечу, где бы ни был я.
А чтоб церковному гоненью
Себя не стал ты подвергать,
Тебя прошу я в утешенье
Для церкви строчку написать.
Случилось так по воле рока:
После гонений и опал
Поэт сложил стихи “Пророка”,
Но взгляды он не поменял.
Так по загадочному следу
Бродил я долго в тишине.
О чём затем пошла беседа,
Признаюсь, не известно мне.
28.09.2012
Р. Водолей
Источник — https://web.archive.org/web/20121227102825/http://kob.by/proekty/beseda.html
2 комментария
"...Пушкин на генетическом уровне владел знаниями древнеегипетских иерофантов. Его прадед по материнской линии принадлежал к знатному эфиопскому роду, среди которых были и те, кто восходил к одной из правящих династий древнего Египта. К этому можно добавить, что одна из жён Моисея, о котором даже Фрейд писал, что он был египтянином из жреческого сословия, - была эфиоплянка. То есть, Пушкин на уровне информации, передаваемой по линии родовых эгрегоров, мог отличить исторически реального Моисея от Моисея, описанного в Библии, и одним из аргументов этого может служить отрывок из его ранней поэмы "Гаврилиада".//"Последний гамбит", 2002, с. 183
http://history-gatchina.ru/article/suidaex.htm - "В Гатчинском районе находятся четыре государственных музея и несколько музеев, действующих на общественных началах. Все они посещаются туристами. Год из года растет паломничество в места, связанные с именем А.С. Пушкина и его родословной. В музее-усадьбе «Суйда» хранится немало любопытных реликвий, имеющих необычные истории. Многие из этих экспонатов овеяны многочисленными легендами и хранят память о своих бывших владельцах. Почти все они являются дарами. В последнее время редкий день обходится в бывшей усадьбе А.П. Ганнибала без подарков. Их приносят в музей благодарные посетители, старожилы суйдинского края, пушкиноведы и краеведы. Особую ценность представляют реликвии подаренные потомками «Арапа Петра Великого». Эта публикация познакомит с некоторыми, наиболее интересными и загадочными экспонатами музейной коллекции.
В Ганнибаловском зале музея, среди самых значимых предметов, связанных с именем А.П. Ганнибала и его потомков, хранится бюст, выполненный из известняка, по-видимому, в XIX столетии, а возможно и в более ранний период. В его очертаниях хорошо просматриваются детали прекрасно сложенной фигуры молодого воина. Хотя воин ли это? Исследование скульптуры, к сожалению, не проводилось. Особый интерес представляет костюм, в который одет юноша. Его головной убор, окрашенный в зелёный цвет, напоминает клафт, очень характерный для египетских фараонов. Его завершением является урей с головой кобры, частично повреждённый. Ткань, покрывающая и драпирующая тело юноши, окрашена в коричневый цвет. Необычными и экзотическими кажутся украшения, демонстрирующиеся на его торсе. Здесь можно рассмотреть различные амулеты и другие предметы, очень детально переданные неизвестным мастером. Лицо и тело юноши окрашены в тёмно-серый цвет, из чего можно сделать предположение, что он мог иметь африканское происхождение.
Эта реликвия была обнаружена священником церкви Успения Пресвятой Богородицы на его приусадебном участке, в старейшем поселении Ленинградской области селе Городец, под Лугой. Известно, что ещё в ХVI веке здесь располагался Городецкий мужской монастырь с церковью Святого великомученика Георгия Победоносца. В ХVIII столетии, при императрице Екатерине II, через село был проложен почтовый тракт, который связывал Санкт-Петербург с южными губерниями России. Интересно, что в пушкинское время в Городце находилась одна из почтовых станций, и здесь неоднократно останавливался великий поэт.
А могла ли эта скульптура иметь отношение к имени знаменитого прадеда А.С. Пушкина? В дореволюционный период на территории Лужского района располагались родовые усадьбы помещиков Нееловых. Супругой одного из них – Семёна Степановича Неелова (1714-1781 гг.), была дочь А.П. Ганнибала Анна Абрамовна. Их многочисленные потомки проживали на лужской земле и в окрестностях села Городец вплоть до октябрьской революции. Поэтому, можно предположить, что это скульптурное изображение когда-то находилось в одном из поместий Нееловых и действительно могло иметь отношение к их семейным реликвиям, связанных с именем А.П. Ганнибала."
http://pushkin-lit.ru/pushkin/text/zametki/nachalo-avtobiografii.htm - Пушкин А. С. Начало автобиографии // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1977—1979.
"Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька....При Петре III вышел он в отставку и умер философом (говорит его немецкий биограф) в 1781 году, на 93 году своей жизни. Он написал было свои записки на французском языке, но в припадке панического страха, коему был подвержен, велел их при себе сжечь вместе с другими драгоценными бумагами. "