Беседа Пушкина и Николая I

— Ваше Величество, как прошла встреча с Пушкиным?

— Я беседовал сегодня с умнейшим мужем России.

Светский разговор.



На зло завистливому свету,

На радость всех болтливых дам –

В Москву фельдъегерь вёз поэта

По государственным делам.



Застыла южная столица –

Порфироносная Москва.

Царь протянул свою десницу:

А там – молва, молва, молва…



Зачем приветственные речи?

В тени оставим кабинет.

Сей знаменательнейшей встречи

Желаю изложить предмет.



Николай

Скажи, мой друг, случись тебе

В Санкт-Петербурге оказаться

В декабрь вопреки судьбе,

Желал бы ты с толпой связаться?

Иль (чтоб вопрос мой разъяснить)

Скажу словами я иными:

Посмел бы на Сенатской быть?

Чего молчишь?



Пушкин

                          Я был бы с ними.

Однако пламенная страсть

Меня отнюдь не заразила.

Повстанцев яростная сила

Над музой не имеет власть.

Позвольте малость пояснить

Безумия сего причину:

Я был бы там не для зачину,

А с тем, чтоб их остановить…



Николай

Pardon? Изволишь ты шутить?

Всё ж не до смеху мне, признаться.

Тебя хочу я попросить

Без лишних слов во всём сознаться.

Ведь мы нашли твои стихи

У всех повставших, друг любезный.

Как видишь ты, труд безполезный

Передо мной скрывать грехи.



Пушкин

Нашли стихи мои? И что же?

Их каждый мог переписать.

“К Андре Шенье” прочли Вы тоже?

Вот, что хотел я тем сказать:

Когда бы шапки Мономаха

Случилось им тебя лишить,

Клянусь, мой царь, главу на плаху

Пришлось бы следом мне сложить.

Слепых невольников секира

Не пожалела б равно нас –

Слетела б царская порфира,

А с ней умолк бы лиры глас.

Но что судить об этом боле?

Знай, случай я боготворю.

Свершилось всё по Божьей воле.

И Бога я благодарю.



Изрёк поэт своё признанье –

И всё застыло в тишине.

Второй вопрос прервал молчанье.



Николай

Открой, любезный, тайну мне:

Кто автор “Гавриилиады”?

Уж не проказа ль то твоя?

Скажи, как есть. Мне лгать не надо.



Пушкин

Поэмы этой автор я.



Николай

Но для чего? Шутить ты вздумал?

Иль дерзко Бога ты хулишь?



Пушкин

Архангелов не я придумал.

А вот поп`ам с того бар`ыш.

В глуши взрослея понемногу,

Не мог я осознать причин:

C чего же церковь, вместо Бога,

Так чтит пророка важный чин?

Как лицемеры и злодеи

Стоят на службах без забот?

И почему же иудеи

Суть богоизбранный народ?

Они в свою картину мира

Внесли распятие Христа.

Но без казнённого кумира

Глупа их вера и пуста.

Однако что быть может хуже?

Признаться, не вообразить:

Как можно праведника душу

Толпе на жертвенник сложить

И петь псалмы ему во славу?

Кому служил Синедрион?

И кто и по какому праву

Так извратил Святой закон?

Молчат об этом иерархи

Завета ветхого церквей.

И заблуждаются монархи

В первостепенности своей.

В поэме непокорным слогом

Что написал я между строк? –

По Совести я верю Богу.

Неважно, что сказал пророк.



В минуту дивного молчанья

Луч озарил весь небосвод.



Николай

Меня страшит твоё признанье.

Послушай, если вдруг Синод

К допросу страстному приступит

И тень падёт на жизнь твою,

Не жди, когда конец наступит,

Но вспомни просьбу ты мою:

Терпенья полон и отваги,

Ты, ничего не говоря,

Спроси конверт, листок бумаги –

Отвечу, где бы ни был я.

А чтоб церковному гоненью

Себя не стал ты подвергать,

Тебя прошу я в утешенье

Для церкви строчку написать.



Случилось так по воле рока:

После гонений и опал

Поэт сложил стихи “Пророка”,

Но взгляды он не поменял.



Так по загадочному следу

Бродил я долго в тишине.

О чём затем пошла беседа,

Признаюсь, не известно мне.



28.09.2012

Р. Водолей



Источник — https://web.archive.org/web/20121227102825/http://kob.by/proekty/beseda.html

Сбербанк: 4274 3200 4914 7294.
Яндекс.Деньги/Юmoney: 410011599043498.
WebMoney: Z390001142609, E269677759096.

2 комментария

"...Пушкин на генетическом уровне владел знаниями древнеегипетских иерофантов. Его прадед по материнской линии принадлежал к знатному эфиопскому роду, среди которых были и те, кто восходил к одной из правящих династий древнего Египта. К этому можно добавить, что одна из жён Моисея, о котором даже Фрейд писал, что он был египтянином из жреческого сословия, - была эфиоплянка. То есть, Пушкин на уровне информации, передаваемой по линии родовых эгрегоров, мог отличить исторически реального Моисея от Моисея, описанного в Библии, и одним из аргументов этого может служить отрывок из его ранней поэмы "Гаврилиада".//"Последний гамбит", 2002, с. 183

http://history-gatchina.ru/article/suidaex.htm - "В Гатчинском районе находятся четыре государственных музея и несколько музеев, действующих на общественных началах. Все они посещаются туристами. Год из года растет паломничество в места, связанные с именем А.С. Пушкина и его родословной. В музее-усадьбе «Суйда» хранится немало любопытных реликвий, имеющих необычные истории. Многие из этих экспонатов овеяны многочисленными легендами и хранят память о своих бывших владельцах. Почти все они являются дарами. В последнее время редкий день обходится в бывшей усадьбе А.П. Ганнибала без подарков. Их приносят в музей благодарные посетители, старожилы суйдинского края, пушкиноведы и краеведы. Особую ценность представляют реликвии подаренные потомками «Арапа Петра Великого». Эта публикация познакомит с некоторыми, наиболее интересными и загадочными экспонатами музейной коллекции.

В Ганнибаловском зале музея, среди самых значимых предметов, связанных с именем А.П. Ганнибала и его потомков, хранится бюст, выполненный из известняка, по-видимому, в XIX столетии, а возможно и в более ранний период. В его очертаниях хорошо просматриваются детали прекрасно сложенной фигуры молодого воина. Хотя воин ли это? Исследование скульптуры, к сожалению, не проводилось. Особый интерес представляет костюм, в который одет юноша. Его головной убор, окрашенный в зелёный цвет, напоминает клафт, очень характерный для египетских фараонов. Его завершением является урей с головой кобры, частично повреждённый. Ткань, покрывающая и драпирующая тело юноши, окрашена в коричневый цвет. Необычными и экзотическими кажутся украшения, демонстрирующиеся на его торсе. Здесь можно рассмотреть различные амулеты и другие предметы, очень детально переданные неизвестным мастером. Лицо и тело юноши окрашены в тёмно-серый цвет, из чего можно сделать предположение, что он мог иметь африканское происхождение.

Эта реликвия была обнаружена священником церкви Успения Пресвятой Богородицы на его приусадебном участке, в старейшем поселении Ленинградской области селе Городец, под Лугой. Известно, что ещё в ХVI веке здесь располагался Городецкий мужской монастырь с церковью Святого великомученика Георгия Победоносца. В ХVIII столетии, при императрице Екатерине II, через село был проложен почтовый тракт, который связывал Санкт-Петербург с южными губерниями России. Интересно, что в пушкинское время в Городце находилась одна из почтовых станций, и здесь неоднократно останавливался великий поэт.

А могла ли эта скульптура иметь отношение к имени знаменитого прадеда А.С. Пушкина? В дореволюционный период на территории Лужского района располагались родовые усадьбы помещиков Нееловых. Супругой одного из них – Семёна Степановича Неелова (1714-1781 гг.), была дочь А.П. Ганнибала Анна Абрамовна. Их многочисленные потомки проживали на лужской земле и в окрестностях села Городец вплоть до октябрьской революции. Поэтому, можно предположить, что это скульптурное изображение когда-то находилось в одном из поместий Нееловых и действительно могло иметь отношение к их семейным реликвиям, связанных с именем А.П. Ганнибала."

http://pushkin-lit.ru/pushkin/text/zametki/nachalo-avtobiografii.htm - Пушкин А. С. Начало автобиографии // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1977—1979.

"Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька....При Петре III вышел он в отставку и умер философом (говорит его немецкий биограф) в 1781 году, на 93 году своей жизни. Он написал было свои записки на французском языке, но в припадке панического страха, коему был подвержен, велел их при себе сжечь вместе с другими драгоценными бумагами. "