Александр Дугин и Сергей Капица говорят о постмодерне

Добрый день. Наша сегодняшняя передача действительно отвечает своему названию "Очевидное - невероятное". Будет разговор между учёным и философом. Учёным и религиозным мыслителем... Опубликовано: 14 авг. 2012 г. ✓ http://www.evrazia.tv/ "Очевидное и невероятное". 2006 г.
Обновлено 16 июня 2019г. в 15:16: + фирменный анонс

Комментарии (4)

01:00  С.Капица Мы пригласили в нашу студию Александра Гельевича Дугина. Философв, доктора политических наук. Мы оба будем искать ответы на те вопросы, которые перед нами поставила наша жизнь. Что происходит сейчас с человечеством. Почему вот та философия грубо говоря рождённая ещё в эпоху Возрождения, эпоху рационализма, когда всё казалось ясным. Почему сейчас мы попали в такое сложное время. Как вы видите эти проблемы.
01:37  А.Дугин Я думаю что человечество подошло к критической точке своего развития.
01:43  С.Капица Почему
01:44  А.Дугин На том с моей точки зрения исчерпана повестка дня просвещения. На самом деле новое время
01:50  С.Капица Почему, наоборот, казалось бы у нас ещё много проблем, которые мы не можем решить.
01:53  А.Дугин Проблемы да. Но та модель, та система координат, то пространство, в котором эти модели, эти проблемы были сформулированы или преподнесены, она исторически отмерла. Новое время поставило перед собой грандиозную задачу освободиться от традиции. По сути дела повестка дня нового времени это была повестка либерализационная, освободительная. И освобождались мы или та часть человечества, которая встала на этот путь от своих собственных корней, от своего бессознательного. И к 20 веку когда через позитивизм, через всплеск науки, через рационализм, механицизм мы обнаружили, что та часть от которой мы освободились, наше бессознательное, наши корни, оно приходит в виде ревенанта, в виде некоего неспокойного покойника, некого вампира и начинает преследовать, напоминать о себе. И в этот момент в 20 веке, уже и к концу,  начале 21 века баланс просвещения, баланс нового времени мы должны пересмотреть. Мы же 200 или 300 лет не ставили под сомнение догмы просвещения. Действовали с этим как со своего рода религией.
03:04  С.Капица А почему надо сейчас от них отказываться.
03:06  А.Дугин На мой взгляд потому что их издержки вот этой повестки дня.
03:11  С.Капица Может наоборот. Мы не до конца их понимаем.
03:14  А.Дугин Я думаю что как раз мы их поняли очень хорошо. На мой взгляд сейчас происходит резонанс негативных последствий просвещения. Что в разных областях накопились некие отрицательные издержки нового времени. И сейчас они входят в резонанс.
03:28  С.Капица Мне кажется что дело в другом. Мы просто не научились по-моему читать язык науки как следует. Мы... Наука развивалась больше вширь чем вглубь. Вам не казалось что это происходит.
03:42  А.Дугин На мой взгляд она не могла развиваться вглубь потому что тогда она столкнулась бы
            С.Капица Почему
            А.Дугин По одной простой причине. Она вернее стала развиваться вглубь с конца 19 века и интенсивно, не в экстенсивном. И с этого начинается кризис науки как раз. Потому что тогда мы стали обнаруживать некое несоответствие или искусственность тех догм, на основании которых триумфальный рост позитивизма продолжался в течении приблизительно 200 лет. Здесь есть очень фундаментальное философское противоречие. Разум способен понять всё что угодно кроме самого себя. Когда он обращается к самому себе он подчас, и это кстати проблема Канта, которая до сих пор не преодолена. А в значительной степени позитивизм или современная наука исходит из этих предпосылок из кантианских или картезианских скажем. Всё таки это отпечаток колоссальный. И вот здесь проблема разума.
Очевидное - невероятное. Феномен научной школы (2007) 
Опубликовано: 25 июл. 2015 г. 
TeslaOne 1 
00:16 С.Капица Добрый день. Наша сегодняшняя передача "Очевидное - невероятное" посвящена формам организации науки, феномену научной школы. Эта форма особенно развита в нашей стране. Именно ей будет посвящена наша сегодняшняя беседа.
00:43 Исаак Халатников акад.РАН - Директор института или заведующий лабораторией получал больше, вы не поверите, чем член Политбюро...
00:58 Владимир Лебедев чл.кор.РАН - Но к сожалению, если начать перечислять вот те имена, которые я имею в виду, то это как правило окажутся учёные, которые живут за рубежом, а не в России...
01:28 С.Капица Исаак Маркович, вот как вы видите это дело. Вы сформировались буквально с молодости, когда вы вернулись с войны в школе, окружающей вашего учителя. Как это влияло, что вы увидели там. Что вас привлекло в эту школу.
01:46 И.Халатников Вы знаете, человек, который может возглавить школу, он должен быть по определению ещё и не только учёным, он должен быть учителем. Учителем с большой буквы. И не случайно, вот один из учеников Ландау талантливый человек, который по существу создал Отделение школы Ландау в институте Теоретической экспериментальной физики, академик Померанчук - он всегда обращался к Ландау и называл его учителем. Поэтому нужно быть учителем и иметь этот талант. Это не все имеют. Теперь, школы в России возникли давно и возникали не только в столичных городах. Ну скажем в математике знаменитая школа Лобачевского в Казани. Теперь, в Казани не только химики хорошие, там возникла великолепная школа физики. Школа Завойского, который не получил нобелевской премии, но по недоразумению. Потому что он работал в Курчатовском институте, его не выпускали и т.д. и т.д. Но в действительности он открыл электронный парамагнитный резонанс - одно из самых фундаментальных явлений современной физики, за который другие получили нобелевскую премию. Его ученики ещё до сих пор работают в Казани и поддерживают высокий уровень института. Я привожу эти примеры как менее может быть известные, но в Москве, Санкт-Петербурге существовали знаменитые школы. Например, можно прямо сказать, что Советская физика вышла из школы Абрама Фёдоровича Иоффе.
03:55 С.Капица Это была очень харизматическая личность, которая угадывала таланты молодых людей и давала им возможность работать.
04:01 И.Халатников Ну и затем вот из учеников этой Ленинградской школы возникли такие школы как школа Петра Леонидовича Капицы, как школа Ландау, которая зародилась в Харькове. Он как только появился в 32 году в Харькове, он сразу произвёл такое впечатление на студентов. В 32 году ему было 24 года. Он произвёл такое впечатление на студентов, что толпы студентов захотели с ним работать. И тут-то Ландау, который хотел учить и был учитель по природе понял, что нужно придумать какой-то метод отбора студентов. И тогда он придумал систему экзаменов, которая получила название Теоретического Минимума Ландау для того, чтобы отбирать способных людей. В Харькове в 32 году в системе преподавания Ландау увидел много анахронизмов. Там 2 года студентов учили теоретической механике. Ландау показал, что теор.механику можно изложить в тоненькой книжке и за полгода. Конечно, он нажил себе врагов среди теормехаников. Потому, что он лишил их как говорится пищи. Но Ландау считал, что модернизация образования является очень важным делом. И в 35 году он, а в то время курировал науку отстранённый из Политбюро Николай Иванович Бухарин. Он курировал науку и Ландау поехал именно просить помощи как расширить его опыт, современный опыт преподавания на другие университеты. Ландау думал широко не только в рамках Харьковского университета. Поэтому он начал писать этот курс для того, чтобы поднять вообще уровень теоретической физики в стране.
И вот это явление не только в России. В Англии была известная школа Резерфорда, великого физика, где Капица и получил как говорится свою первую настоящую подготовку физика, где он смог развернуться при сильной поддержке Резерфорда. В этом смысле Резерфорд тоже был учитель. Он сразу разглядел талант Капицы. И разглядел, что Капица отличается от других его даже любимых учеников. Не случайно, Капица стал после этого среди любимых первым. И вы знаете, как-то известный физик Руди Пайерлс приезжал с лекциями, один из создателей амер. бомбы - английский физик, приезжал в Россию и его на лекции, то ли в университете, спросили, ну скажите наверно были у Резерфорда какие-то и недостатки - "Вот вы очень хвалите Резерфорда и как учёного и как человека, но были же у него недостатки". Он сказал - "У него был только один недостаток - он сильно помогал Петру Леонидовичу Капице" и в отличии от него "сильно выделял".  Вот видите, т.е. у Резерфорда были и любимые ученики, но это всё почти по Библии. И у Христа был любимый ученик как мы знаем.
07:46 С.Капица Да. Как сохраняется сейчас эта традиция.
Сергей Капица. "В гостях у Дмитрия Гордона". 1/2 (2009) 
Опубликовано: 28 июн. 2014 г.
Интервью Дмитрия Гордона с российским академиком, телеведущим Сергеем Капицей в двух частях. Часть 1. 2009 год. Больше о Сергее Капице: http://gordonua.com/heroes/sergej-kap... Смотрите продолжение интервью: https://www.youtube.com/watch?v=_XQJU... Цитаты из интервью: * "Смотрите, какой у вас знаменитый сын!" – сказала отцу дикторша Центрального телевидения. – "Вот я, – ответил отец, – знаменит, а он только известен" * И дед, и отец воспринимали политическую жизнь как погоду, которую нельзя изменить * К телефону подошел Маленков и спросил: "Товарищ Капица, почему вы перестали писать товарищу Сталину?" * Как выяснилось, даже от мыши мы довольно ничтожным образом отличаемся * Если от чего-либо человечество и может погибнуть, то разве что от собственной глупости * Я увидел перед собой крепкого парня, который в одной руке сжимал топор, а в другой – опасную бритву. Он был сумасшедшим и набросился на меня, как на главного жидомасона (видео фрагмента: https://www.youtube.com/watch?v=fW5tb...)

Полная текстовая версия интервью:
Часть 1: http://www.bulvar.com.ua/arch/2010/18...
Часть 2: http://www.bulvar.com.ua/arch/2010/19... 

В гостях у Гордона 
Все вышеперечисленное так или иначе нашло выход в более чем 600 выпусках передачи «Очевидное-невероятное», в качестве программы-долгожителя занесенной в Книгу рекордов Гиннесса. Ее бессменному ведущему удалось невозможное: доказать, что «ящик» может не только оглуплять зрителей, правда, «благодарные» ученые этого ему не простили, поэтому в Российскую академию наук так и не приняли. Впрочем, Сергей Петрович знал, на что шел, - еще в 1973 году, когда его пригласили на телевидение, академик Арцимович сказал: «У тебя, безусловно, получится, только имей в виду: этим на своей академической карьере ты ставишь крест». Хорошо, что «бессмертные» из Европейской Академии наук оказались не столь ревнивы к чужой славе и увидеть Капицу в своих рядах посчитали за честь...
Задачи В.И. Арнольда: "О проблемах математики и физики"
Опубликовано: 13 февр. 2016 г.
Программа "Очевидное-невероятное" с Сергеем Петровичем Капицей. В гостях Владимир Игоревич Арнольд - советский и российский математик, автор работ в области топологии, теории дифференциальных уравнений, теории особенностей гладких отображений и теоретической механики. Один из крупнейших математиков XX века.
Open University

«Наша сегодняшняя передача посвящена встрече с нашим выдающимся математиком, одним из самых замечательных учёных нашей страны, Владимир Игоревичем Арнольдом. И она посвящена проблемам математики и физики.» 
01:04 С.Капица Когда я преподавал на Физико - Техническом институте, то нас каждую весну на III курсе мы экзаменовали студентов после того как они прослушали Общий курс. И тогда нужно было давать им новые задачи и каждый раз придумывать новые задачи было нелегко. А, и я очень ценил тех преподавателей, которые могли придумывать новые задачи. Решателей задач находится всегда много, но часто постановка задачи это первое и самое главное может быть шаг в этом деле. Вот мне бы хотелось бы сегодня поговорить с Владимир Игоревичем как он видит эту проблему, постановку задач. Вот в начале прошлого века был знаменитый математический конгресс, на котором выступал великий немецкий математик Гильберт, который поставил по-моему 26 проблем, которые по-моему в том числе и вы весь 20 век занимались их решением.
02:07 В.Арнольд Ну. Конечно, проблема существует. И давно существует. Я хотел бы сначала процитировать моего уважаемого учителя Андрея Николаевича Колмогорова - "Меня упрекают" - говорил Колмогоров - "в том, что я математик без теорем, который никогда ничего не доказывает, который гораздо больше умеет ставить задач, чем решать их. Но я считаю, что хотя это возможно и правда, это скорее мне не недостаток а похвала".
02:45 С.Капица Можно ли вообще воспитывать таких людей или это дар божий что называется и задача может быть его окружения и других руководителей крупных выделять людей, которые обладают такой способностью к постановке задач.
02:59 В.Арнольд Расскажу маленькую историю такую. Один раз лет 10 назад ко мне в Париже на мой семинар явилась студентка IV курса парижского университета. И мне сказала, что хочет ко мне поступить в ученики. Ну я сказал, что я посторонних не беру. У меня имеется такая статья назыается Математический Триумф, в которой примерно 100 задач очень лёгких но много. И надо их сначала решить. В письменном виде мои студенты в Москве за 3 часа решают 100 задач, такие не лёгкие вопросы. Ну говорит а можно я неделю всё-таки порешаю. Можно. Через неделю она приходит, приносит мне. Я смотрю первую задачу, решена неверно, вторая неверно, 96 тоже неверно. Я говорю нет я тебя не беру. Потому что мне такие не нужны, которые ничего нигде не понимают. Знал, она из Мексики вообще, первые 2 года кончала в мексиканском университете, а потом уже перешла в парижский. Я знал что в Париже так плохо учат, что вот эти мои задачи не могут решать студенты. Это я понимал, но что и в Мексике так плохо, это для меня новость. Она немножко огорчилась, но сказала можно я через неделю ещё раз приду. Через неделю приходит опять. И говорит - профессор, у меня было в прошлый раз очень мало времени и я очень быстро хотела за 3 часа решить задачи, это очень трудно, а на этот раз я вам приношу только 10 первых задач. Я смотрю решение, первая верно, вторая верно, 10 верно, все верно. Вот, но я говорю, но всё-таки это не то что мне надо, мне надо 100. Она говорит- А можно я ещё через неделю. За 10 недель она решила их все 100. После этого я говорю тоже самое. Молодец говорю. Вот теперь ты мне подходишь. Теперь ты всему научилась. Ты мне подходишь теперь. Вот ты просила тему на диссертацию. Я тебе дам задачу вот какую вот решать и так далее. Адриана, её зовут Адриана, она мне в ответ говорит а вот этого не будет, не будет. Потому что я всё это время ходила на семинар и слушала что докладывают другие люди, да и вы сами, и чем вы интересуетесь. И задачу которой я хочу заниматься на этом семинаре я уже придумала себе сама.
05:23 С.Капица Вот это уже есть настоящ
05:25 В.Арнольд Вот именно. Это я и хочу сказать. Она была никуда негодной 10 недель назад, за 10 недель выучила всю математику во-первых, а во-вторых оказалось, что ещё и способна самостоятельно ставить задачи. Задача, которую она поставила, была прекрасная задача. Она написала диссертацию на эту тему. Уехала потом в Мексику и там на компьютере сделала огромное продолжение этой задачи. И в общем дальше. Дальше уже всё в порядке.
05:50 С.Капица Она состоялась.
05:51​​​​​ В.Арнольд Она состоялась но вот так вот, это вот умение самостоятельно придумывать чем надо заниматься.
05:59 С.Капица Да вот это. Я очень рад, потому что это именно то, о чём я хотел сегодня говорить. Мне кажется вот этот вот перекос в решателей.
06:07 В.Арнольд Что касается перекоса в решателей, то я вам пожалуй тоже упомяну пример. Значит вот этот пример называется проблема Гильберта номер 16. В качестве решателя выступает сам Гильберт. Надо сказать вы немножко не знали когда формулировали что там Гильберт сделал, потому что из тех, их 23 на самом деле, проблем, которые Гильберт сформулировал. Не надо думать что они все были новыми. Среди них некоторые проблемы были не его. И были даже такие проблемы которые за 3 года до того как он их сформулировал были решены и опубликованы. И может быть он это даже и знал и нарочно не хотел цитировать а может не знал. Трудно сказать, но в 16 проблеме произошло следующее. Там проблема была такая, имеется алгебраическая кривая шестой степени уравнения f от x, y, равно нулю, где f многочлен шестой степени. Какой может быть топология. Как она может быть расположена. Ну вот например если второй степени то это может быть эллипс, гипербола, парабола. А вот как перенести на более высокие степени. Вот 16 проблема это очень старая общематематическая задача. Для уравнения степени например 3, 4 это сделали Декарт и Ньютон, а вот для шести оставалось неизвестным и Гильберт говорил я подумал как следует и нашёл что 11 частей из которых может состоять самое большее кривая шестой степени (это правильный ответ, действительно 11) могут быть расположены только следующими двумя способами и указал.
07:44 С.Капица Это сам Гильберт, но это его
07:46 В.Арнольд Его доказательство так никогда и не появилось до его смерти.
07:54 С.Капица Вот так. А в чём же загадка тогда.
07:55 В.Арнольд Сейчас. Около 70 года ко мне обратился ректор Московского университета и великий математик Иван Георгиевич Петровский. И мне сказал вот у меня, а кстати кроме меня ещё и у физика Андронова имеется в Нижнем Новгороде такой замечательный ученик Дмитрий Андреевич Гудков, который используя математические мои методы и физические методы Андронова сделал большие достижения в 16 проблеме Гильберта. И он написал диссертацию представил пожалуйста надо оценить эту диссертацию,  правильна она или нет, и как, давать ему докторскую степень или нет за эту диссертацию, потому что эта диссертация во-первых полностью противоречит утверждению Гильберта, а во-вторых доказательство этой теоремы Гильберта которое сам же Гудков опубликовал год назад.
08:46 С.Капица Вот так вот.
08:47 В.Арнольд Вот так вот. Я стал читать и я обнаружил что это очень интересная работа и что она совершенно правильная. А работа Гильберта не опубликована, но во всяком случае ответ у Гильберта был неправильный а у Гудкова правильный ответ,  правильное доказательство. Ну я ещё в добавок заметил что эта задача очень тесно связана и чего Гудков не знал с квантовой теорией поля и четырёхмерным многообразием, то что называется сейчас инварианты Виттена и так далее. Элементарные частицы, все эти теории очень тесно связаны с этой замечательной работой Гудкова. Я дал блестящий положительный отзыв на то что это совершенно замечательная работа. Я придумал некоторые обобщения этой работы и так далее. Я хочу сказать Гильберт конечно был великий решатель, но ошииибочный. 
Гораздо большее значение чем Гильберт в 19 веке имел его соперник Анри Пуанкаре, французский математик Анри Пуанкаре, который за 3 года до Гильберта сформулировал задачи, которые 19 век оставляет 20-му.
09:55 С.Капица Вот так вот.
09:56 В.Арнольд Да. И он сказал, что такая задача в сущности одна. А вот какая задача по словам Пуанкаре оставлена 19 веком 20-му. Создать математический аппарат необходимый для развития релятивистской и квантовой физики. Вот формулировка Пуанкаре за три года до Гильберта. И она гораздо более правильна и ход развития математики в 20 веке гораздо больше следовал этому, чем проблемам Гильберта. Удивительно насколько мало проблем Гильберта оказали влияние на развитие математики. А эта проблема Пуанкаре огромное влияние. Причём например и сам Пуанкаре. Например что сделал сам Пуанкаре. Сам Пуанкаре за пять лет до Гильберта в 1895 году опубликовал теорию относительности за 10 лет до Эйнштейна.
10:48 С.Капица Относительности времени. Статью.
10:49 В.Арнольд Статья Пуанкаре называлась Об измерении времени. И она начиналась с анализа вопроса о галилеевской одновременности в теории Ньютона и Галилея. Он доказывает что она антифизична потому что пока не указан способ синхронизации часов в Париже и в Нью Йорке сравнивать и говорить что-то, какое-то событие одновременно одно в Париже другое в Нью Йорке бессмысленно физически. Поэтому только когда мы докажем способ синхронизации то можно будет это говорить. И дальше была вся теория относительности, но только это был философский журнал, в котором Пуанкаре не опубликовал формул кроме только одной формулы, формула атомной бомбы E=mc​​​​​2​​​ уже была в этой работе. Он говорит доказательство трудное и у меня нету для вас. Я вам не могу без математики это объяснить, но вот оно.
11:40 С.Капица Результат.
11:41 В.Арнольд У Пуанкаре однако в Цюрихе был друг который там был профессором, Минковский. И Пуанкаре с Минковским обсуждал. А Минковский своему ученику который туда пришёл посоветовал прочитать работу Пуанкаре раз он хочет заниматься физикой и такими вопросами.
11:58 С.Капица Это был Эйнштейн.
11:59 В.Арнольд Это был Альберт Эйнштейн. Это ученик Минковского.
12:01 С.Капица Это я знаю.
12:02 В.Арнольд И Эйнштейн прочитал работу Пуанкаре и добавил недостающие в ней формулы. И это и есть работа Эйнштейна 1905 года. Но в ней нет ссылки на Пуанкаре. Ссылка Эйнштейна на Пуанкаре появилась в 1940 по-моему или даже позже году когда он стал вспоминать историю как это было и говорил конечно я очень сильно использовал Пуанкаре но почему-то по молодости лет не процитировал. Тем временем когда Эйнштейн написал свою работу и её послали на отзыв как полагалось чтоб печатать. И на отзыв конечно послали Пуанкаре. И Пуанкаре прочитал эту работу и написал блестящий положительный отзыв, что это совершенно гениальная работа. А когда Минковский увидел это, то он другу своему Пуанкаре задал вопрос, а почему же ты не упомянул о своём приоритете. А Пуанкаре ответил наш долг помогать молодёжи. 
12:58 С.Капица Всё правильно. Это великие люди были.
...