О педагогической субкультуре общества: её проблемах и том, какой она должна быть – накануне Дня знаний и Петербургского концептуального форума. Описывается будущее, к которому ведёт существующая ныне система образования. Родители должны вникать в проблематику школы сами и должны вырабатывать альтернативную педагогическую субкультуру.
Возможности разрешения сложившейся ситуации и положительный опыт были рассмотрены на Форуме. Отдельно там же поднят вопрос о том, как сохранить здоровье занимающимся Концепцией, неизбежно работающим с негативной информацией (1:18:15) (по мере публикации мультимедийных материалов ПКФ, ожидаются более удобные для просмотра и ссылок записи).
Школа и система образования калечит детей и не даёт нужных для жизни знаний. Речь пойдет о школе. Если говорить о будущем общества, то ключевая субкультура это педагогическая субкультура. В самом широком понимании педагогическая субкультура это то, как мы зачинаем детей, как матери их выносят, как рождаются дети и как потом они растут в семье, как потом они воспитываются и обучаются в школе. В школе общеобразовательной, школе высшей, что происходит в детских дошкольных учреждениях. И в результате всего этого формируется взрослый человек. Взрослый человек живет, ведет какой-то социально-ориентированный образ жизни или антисоциальный образ жизни, а потом появляются новые поколения. Но кто-то правильно сказал "Все мы родом из детства". И до того как настало детство наши родители некоторым образом встретились и некоторым образом появились мы. Чтобы в обществе в дальнейшем все было хорошо требуется немного: чтобы педагогическая субкультура вот в том смысле как ее определили ранее, опиралась на объективные закономерности, котором подчинена жизнь человеческого общества. Эти объективные закономерности не все, но основные группы, представлены на рисунке:Они образуют определенную иерархию. Но если вынести закономерности физики и химии из рассмотрения, то остаются общебиосферные закономерности, которые определяют формирование биоценозов и взаимодействие биосферы планеты с остальным космосом и природной средой. Есть специфически видовые закономерности, которыми обусловлена жизнь биологического вида человек разумный и которые отличают нас от всех других биологических видов. Одна из биологических закономерностей состоит в том, что вид человек разумный несет культуру и поэтому есть социокультурные закономерности, которые обуславливают качество нашей жизни. Культура вариативна. Мы можем построить культуру, которая убьёт общество в течение нескольких поколений. А можем построить культуру, которая обеспечит гармонию общества и биосферы, гармонию цивилизации и биосферы, внутрисоциальную безопасность в преемственности поколений и тем самым высвободит творческий потенциал людей для решения каких-то других задач, о сути которых мы сейчас даже не подозреваем. Есть ноосферно-религиозные закономерности, которые регулируют взаимоотношения обладателей разума. К сожалению мы выросли в культуре, в которой предполагается, что этика локализована в пределах общества. В действительности это не так. Этика входит в общество из-за его пределов и своими действиями, которые направлены на природную среду, на космос в целом мы возвращаем свою этику за пределы общества и получаем какую-то ответку природы, которая либо нас поддерживает, либо нас сдерживает. И это сдерживание может быть вплоть до уничтожения. Есть экономические закономерности, которые обеспечивают либо благоденствие в экономическом аспекте всех, либо обеспечивают разруху, голод в зависимости от того, как мы к ним относимся. А поскольку в жизни цивилизации все эти закономерности не организуются сами собой в некую ладную систему, то процессами с ними связанными надо управлять. И тогда получается так, что есть объективные закономерности управления, которые едины для всех процессов управления. Когда речь заходит о педагогической субкультуре, то педагогическая субкультура общества на всех своих этапах от предыстории зачатия до становления личности взрослого человека и выхода его в самостоятельную жизнь должна основываться на этих закономерностях и быть в ладу с ними. Главная внутрисоциальная закономерность представлена на рисунке:Есть научные теории. Научные теории попадают в систему образования. Система образования формирует кругозор, миропонимание, культуру чувст и культуру мышление человека. Дальше получается так, что человек выходит из система образования и приступает к профессиональной деятельности. Если эта деятельность хоть в сфере государственного управления, хоть где-то еще, то эта деятельность основана на том, что поток оперативной информации, который порождает жизнь, человек соотносит с тем, чему учили в школе и осмысляет это так, как учили в школе. И соответственно на основе этого он вырабатывает управленческие либо поведенческие решения. А проведении этих управленческих решений в жизнь - оно обуславливает качество жизни общества в будущем. Теперь обратимся вот с этих позиций к тому что происходит в нашей школе. К сожалению наша школа организована сейчас таким образом, что здоровых выпускников практически нет. Причем нет здоровых выпускников по-разному: есть сердечные болезни, есть нарушение сосудистой деятельности, есть просто недоразвитость и извращенность развития организма, когда из школы выходит хилотусы сутулые кривобокие. Ну и кроме всего прочего из школы выходят мальчики и девочки, которые никогда не смогут стать матерями и отцами по той простой причине, что школа их искалечила. Это одна часть тех проблем, которые создает школа. Вторая часть проблем, которые создает школа в том виде в каком она сложилась к настоящему времени состоит в том, что школа выпускает тех людей, которые характеризуются широко известной фразой Лаврова, которая стала мемом - "Дебилы.." Почему? А потому что школа это система. Какие системообразующие принципы в нее положены - такой результат на выходе мы получаем. Развитие школы это не правильные слова. Потому, что школа деградировала на протяжении последних нескольких столетий. Деградация школы выражалась в том, что школьник на протяжении 11 лет обязательного образования плюс к этому 5-6 лет высшего профессионального образования - обездвижен. А для того, чтобы человек развивался, он должен двигаться. И даже часовые уроки физкультуры каждый день не в состоянии компенсировать тот вред, который наносит обездвиженность пока школьник сидит на остальных уроках и делает домашние задания дома. Кроме того что он сидит, он сидит не так как должен сидеть для того, чтобы поза сиденья была отдыхом, а не наносила вреда организму. То есть, эргономика школы в современном ее виде - она безобразна античеловечна и по сути дела не гуманна. Это издевательство над детьми и издевательство над педагогами. Еще один аспект школы - это бюрократизация учебного процесса. В настоящее время и учителя школ и преподаватели вузов поставлены в такие условия, что объем всевозможной документации, которая сопровождает учебный процесс практически вытесняет педагога из учебного процесса и у него не остается ни времени ни сил для того чтобы работать с учениками вникать в их проблемы, помогать им в решении этих проблем, помогать в том чтобы ученики школ и вузов становились прежде всего человеками, а потом уж профессионалами в своей области. Причем высокими профессионалами, которые в состоянии преодолевать междисциплинарные барьеры, устанавливать деловую коммуникацию со специалистами других областей деятельности и тем самым обеспечить безопасное развитие человечества. Что происходит в школе ныне? Ныне предполагается дальнейшее упрощение системы образования под тем предлогом, что такие навыки, как умение писать - это уже не актуально, поскольку везде компьютеры, клавиатуры, сенсорные дисплеи по которым можно водить пальцем и так далее и тому подобное. Дескать, школа должна отвечать потребностям современности. Но реально за таким проектом дальнейшего реформирования школу не стоит ничего, кроме желания распилить бюджет на производстве и поставке в эти самые школы всевозможной электроники, которая с одной стороны упрощает доступ к информации, а с другой стороны в условиях современной школы порождает неумение детей читать писать, неумение излагать мысли своими словами, неумение думать вообще. Потому, что весь процесс ориентирован на компиляцию того, что есть в сетях и в иных базах данных под решение каких-то конкретных проблем. Поэтому надо понимать, что стране для ее развития нужна другая школа. Если говорить о том, кто будет строить эту школу, то к сожалению чиновники, ответственные за систему образования не способны к решению этой задачи. Причины просты. Они сложились как бюрократы. Они сложились как бюрократы на основе тех типов детских характеров, которые описал Пётр Францевич Лесгафт еще в начале 20 века: "Прежде всего это лицемеры и честолюбцы". Лицемеры и честолюбцы не способны вникать существо проблем, но способны имитировать деятельность. И они имитируют деятельность, плодя всевозможную отчетность, которая обязательна, но которая не нужна для учебного процесса. Они не в состоянии прочитать текст объемом более четырех страниц формата А4. А если в нем есть какие-то понятия, которые выходят за пределы их узенького узенького кругозора, то для них это вообще камень преткновения. И они стараются перепоручить дело тем, кто с их точки зрения не задает неудобных вопросов, а тупо исполняет то что положено. Ими положено. Поэтому перспективы реформы системы образования - они мягко говоря оставляет желать лучшего. А по сути дела они подпадают под положение статьи уголовного кодекса Российской Федерации № 275 - государственная измена в форме оказания или иного рода помощи иностранным государствам и международным организациям. Почему? А потому, что выгодополучателем их действий, результатов их действий являются иностранные государства - геополитические конкуренты России. Поскольку говорить о суверенитете государства, если население не способно адекватно воспринимать и осмыслять мир не приходится. Если школа направлена на дебилизацию населения и подавление уровня здоровья, то получается так, что выгодополучателями является кто угодно, только не народы России. В таких условиях родители прежде всего тех детей, которым предстоит учиться, которые учатся в школе, должны вникать в проблематику школы сами и должны вырабатывать альтернативную педагогическую субкультуру. То есть, должны обеспечить развитие школы, деятельность чиновников в таком направлении, чтобы школа стала эргономичной, чтобы система преподавания учила детей чувствовать мир и адекватно его осмыслять, а не готовить к угадайкам тестовых экзаменов, где человеку предлагается выбрать из некоего меню некие ответы и тем самым доказать свой квалификационный уровень. Жизнь - она не предлагает меню. Жизнь - она предлагает проблемы и предлагает творчество, которое должно быть свободным, не ограниченным какими-либо шаблонами. Но именно к этому наша школа не готовит детей в результате реформ 90-х годов и тем более не собирается готовить их, если пройдут реформы на тему дальнейшей компьютеризации школ и полного устранения из школы детского творчества и творчества педагогов. Все должны понимать что это очередная угроза безопасности страны и будущему наших детей. Хотя все оформлено вроде как благовидно. Школа должна быть на уровне требований времени. Требование времени - компьютеризация, легкий доступ к информации и все такое прочее. Да, легкий доступ к информации, компьютеризация в современном мире необходимы. Но это должно быть организовано таким образом, чтобы не делать будущего взрослого человека придатком к меню компьютерных систем. Что будет в этом случае Станислав Лем описал в одном из своих рассказов еще в пятьдесят втором году. Посмотрите Лема - про путешествие на планету индиотов. Индиоты передали управление компьютеру(ам) и компьютер решил, что самая большая проблема планеты это индиты, которые мешают ему организовать правильный порядок. Поэтому все индиоты были уничтожены.
«Требование времени - компьютеризация, легкий доступ к информации и все такое прочее.
Да, легкий доступ к информации, компьютеризация в современном мире необходимы.
Но это должно быть организовано таким образом, чтобы не делать будущего взрослого человека придатком к меню компьютерных систем».
Один я считаю странным комментировать свою же статью?
Для детей, как и для большинства — технология=магия. Вы понимаете, как работает компьютер? Нет. Значит — вы пользуетесь магией.
Магия — это работающая технология, пути работы которой вам совершенно не ясны.
Приведенная статья — гуано. Бессвязные похвальбушки.
«Исследование» впечатлило — «исследователям» стоило бы упомянуть, как и чем пользуются японские школьники в учебе.
Стив Джобс же, как и любой другой гений/самодур/нужное вставить мог чему угодно учить/не учить своих детей, в силу самого отношения к детям. Любой белиберде/полезному и т.п. Показателем чего вообще является Джобс?
З.Ы. Вся та хрень, на которой приходится работать (IBM-совместимый мусор) — по сути — игровые автоматы.
Неудобные настолько, что ныне имеются десятки разных стандартов и ОС, которые подходят для решения реальных задач.
Главное, от чего бы стоило отказаться в школе — это от ай-би-эм, и связанных с ними проблем.
Ещё так считаю я. Может возникнуть вопрос об искусственном подогревании интереса к материалу. В данном случае дополнительные ссылки не вписываются в описание ролика, статьи по ним представляют собой самостоятельные точки зрения на одну из затронутых в нём проблем. Притягивание их к материалу статьи (точнее, ролика со стенограммой) было бы менее уместным.
По-моему, полезный набор и анализ разноуровневых примеров от IP до кнопки питания, развеивающих опасные заблуждения родителей, начиная с наивного (что не значит выдуманного): «О, Джонни легко станет лучшим специалистом по компьютерам, он постоянно сидит дома за компьютером».
Меня тоже впечатлило. Заказчик – ОЭСР, в неё не всех берут, Россию не взяли. А как и чем пользуются японские школьники в учебе? В результатах исследования сообщается только: «Страны и города с самым низким уровнем использования Интернета в школах — Южная Корея, Шанхай, Гонконг и Япония – продемонстрировали лучшие результаты в международных тестированиях». И важно ли чем, когда показательно минимальное использование интернета?
ПризнаЮ я спроецировал своё знание темы на единственную ссылку, хотя и по ней можно прочитать: «В статье New York Times приводились цитаты других известных деятелей из сферы технологий, которые также жёстко ограничивают время, проведённое их детьми у мониторов». Вот более наглядная статья, с перечнем «гениев/самодуров»: Айфоны под запретом. Где учатся дети самых умных людей?. Примеры как в работах ВП СССР 2016 г., можно сравнить, если интересно:
«Ах, зачем учить писать ручкой в прописях, это так несовременно», «Ох, почему заставляют детей стихи учить - прошлый век, лучше б презентации компьютерные учили делать». И, по сути, обманывают сами себя.
Несколько сложнее найти названия мест, где «сходят с ума» целыми школами и регионами:
«Речь идет о Вальдорфской школе на полуострове, одной из 160 вальдорфских школ страны, которые придерживаются философии обучения через физическую активность и творческие задания. Те, кто использует этот подход, считают, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность».
Вместо обещанных в описании качественных фрагментов — не работающие ссылки на фрагменты, которые есть. Можно поискать альтернативные записи, если актуально — в чём сомневаюсь.
4 комментария
О заблуждении по поводу того, что младшие поколения – компьютерные аборигены: «Дети не умеют пользоваться компьютерами… И вот почему это должно вас беспокоить» – статья 2013 г. британского учителя информатики.
Международное исследование 2015 г.: Компьютеры не способствуют улучшению уровня образования в школах.
Почему Стив Джобс не разрешал своим детям использовать айфоны и айпады?
«Исследование» впечатлило — «исследователям» стоило бы упомянуть, как и чем пользуются японские школьники в учебе.
Стив Джобс же, как и любой другой гений/самодур/нужное вставить мог чему угодно учить/не учить своих детей, в силу самого отношения к детям. Любой белиберде/полезному и т.п. Показателем чего вообще является Джобс?
З.Ы. Вся та хрень, на которой приходится работать (IBM-совместимый мусор) — по сути — игровые автоматы.
В данном случае дополнительные ссылки не вписываются в описание ролика, статьи по ним представляют собой самостоятельные точки зрения на одну из затронутых в нём проблем. Притягивание их к материалу статьи (точнее, ролика со стенограммой) было бы менее уместным. По-моему, полезный набор и анализ разноуровневых примеров от IP до кнопки питания, развеивающих опасные заблуждения родителей, начиная с наивного (что не значит выдуманного): «О, Джонни легко станет лучшим специалистом по компьютерам, он постоянно сидит дома за компьютером». Меня тоже впечатлило. Заказчик – ОЭСР, в неё не всех берут, Россию не взяли.
А как и чем пользуются японские школьники в учебе? В результатах исследования сообщается только: «Страны и города с самым низким уровнем использования Интернета в школах — Южная Корея, Шанхай, Гонконг и Япония – продемонстрировали лучшие результаты в международных тестированиях». И важно ли чем, когда показательно минимальное использование интернета? ПризнаЮ я спроецировал своё знание темы на единственную ссылку, хотя и по ней можно прочитать: «В статье New York Times приводились цитаты других известных деятелей из сферы технологий, которые также жёстко ограничивают время, проведённое их детьми у мониторов».
Вот более наглядная статья, с перечнем «гениев/самодуров»: Айфоны под запретом. Где учатся дети самых умных людей?.
Примеры как в работах ВП СССР 2016 г., можно сравнить, если интересно: Несколько сложнее найти названия мест, где «сходят с ума» целыми школами и регионами: