Минкин А. - Под властью маньяков (2008): о роли ТВ и как составляются рейтинги на ТВ

Обновлено 16 апреля 2021г. в 12:40: Импортировано с форума

Серия статей (5 частей) о современном ТВ, влияние на зрителя, о роли телевизора в семье и воспитании детей, об отношении к телевидению в мире. Особый интерес представляет часть посвящённая формированию телеэфира - составлению рейтингов. Тема знакомая многим по фильму "Прочисть мозги!". На языке наших телевизионщиков прибор для съема мнения с "населения" называется пиплметр. Ставят его после тщательного отбора кандидатов. Автору удалось выяснить как проходит вербовка на жизнь с прибором и к чему она приводит владельцев и население в целом.
 

Несколько цитат из статьи:
…А ради чего все это показывают? Ради чего нас ежедневно все глубже опускают в насилие, подлость и грязь? Телевизионщики ведь не сумасшедшие. В их поведении должен быть смысл.
Он есть. Он называется “деньги”. На их языке - “рейтинг”.
“НРАВСТВЕННОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО - психическая болезнь, при которой моральныя представления теряютъ свою силу и перестаютъ быть мотивомъ поведения. При нравственномъ помешательстве человекъ становится безразличнымъ къ добру и злу, не утрачивая, однако, способности теоретическаго, формальнаго между ними различения. Неизлечимо”. (Энциклопедический словарь Ф.Павленкова. С.-Пб., 1905.)
В России два народа - один явный, другой тайный. Явный народ не любит ТВ. Смотрит, но не любит.
Все соцопросы показывают: людям осточертели скандалы, опротивели похабщина и жестокость, кровь, пошлость, идиотский юмор, извращения.
А все рейтинги (народное волеизъявление) показывают, что людям нравится именно это. У людоедства огромный рейтинг, у педофилии зашкаливает.
Кто же эти любители дряни? Кто этот тайный народ, из чьих голосов складывается рейтинг? Ведь ТВ показывает нам, как жить. А теленачальство решает, что показывать (ориентируясь на рейтинг).
Нам говорят: “ТВ такое, потому что мы такие”. А какие мы?
Мы вроде бы хорошие. Нас возмущает то, что показывают.
Как же это: ТВ такое, какие мы. А мы не такие, как ТВ. Что-то тут не так.
Соцопрос - это ответы случайных людей.
ТВ-рейтинг - ответы совсем не случайных.

Полный текст статьи.

1 комментарий

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ №2
. Закадровый морализаторский комментарий примитивен и невыразителен как по смыслу, так и интонационно, эмоционально. Видеоряд явно избыточен. Например, начальные кадры избиения ребенка занимают слишком много времени. Реакция отвращения и ужаса у нормального человека развивается через 1—2 секунды просмотра.Затем у зрителя могут включиться механизмы психологической защиты. Например, идентификация себя не с ребенком, а с насильником; любопытство и так далее. И если просьбы зрителей о повторе передачи действительно были, они вызваны пробудившимися низкими инстинктами, а не желанием понять “глубокий” смысл передачи.
2. Демонстрация детского порно по Центральному телевидению приведет к тому, что люди с так называемыми пограничными психическими состояниями, невротики, некоторые типы психопатов станут осознанными потребителями детского порно.Для них сам факт показа по ТВ означает допустимость, разрешенность собственных подавляемых устремлений. Социальная референтность (оглядка на большинство) в России традиционно заменяет совесть: “Это морально, так как это делают все”. “Если многие покупают порно — значит, можно и мне”…
3. Многократный показ процедуры покупки детского порно с тщательными инструкциями, примитивность смысла передачи, гипертрофированность видеоряда приводят к мысли, что это слабо закамуфлированная реклама детского порно.
Кандидат психологических наук ХОЛМОГОРОВА В.М.,
Институт психологии РАН.
Зав. кафедрой биологии МИПКРО,
доктор биологических наукСЕДОВ А.Е.
Врач-психиатр ИЛЮШЕНКО С.В.
Убедить телеведущих, что надо убавить мерзость, не удается. Они так обижаются, будто им предложили добровольно умереть с голоду. Они кричат: “Нет! Это надо показывать! Это правда жизни!”
На самом деле (если говорить прямо) это ложь. Обычный человек за всю жизнь не увидит столько убийств и маньяков, сколько за один день на экране. Пропорции зла в жизни и на экране абсолютно разные. Если бы жизнь в какой-то момент совпала со своим экранным отражением, здесь уже была бы пустыня.
В стране бандит — каждый сотый, а на экране — каждый второй.
Власть телевизора сильнее Кремля! В Кремле всего лишь решают, как нам голосовать, а ТВ регламентирует всю жизнь.
ТВ — власть коварная. Оно не говорит: я командую. Оно говорит: я тебя развлекаю, я твой лучший друг, информатор, отдых…
Вроде бы телевизором командуете вы: можете выбирать канал, можете выключить — это покорный слуга. (Власть тоже любит называть себя слугой народа.)
Слуга? Но ведь только он в вашей семье говорит часами. Вы между собой почти уже не говорите. Подай, убери — это не разговор.
Человек возражает (иногда) даже начальнику. Ребенок, бывает, спорит с отцом, с учителем.
И только с ТВ не спорят. Он говорит один, вы молча глотаете. В этом процессе не предусмотрены мысли. Точнее — предусмотрительно не оставлено для них места.
Человек подключен. Мозг отключен.
Люди даже не задумываются (и знать не хотят), что происходит с ними, с их душой, с их мозгами от непрерывного поступления внутрь теле-, радио и прочей электронной продукции.
Телевизор разрушает человеческую иерархию чувств и отношений. Вы начинаете что-то важное говорить, а вам в ответ:
— Не мешай! Замолчи!
Они слушают, что говорит ящик.
Возьмите в руки сегодняшнюю программу и сравните: пятьдесят лет назад она выглядела иначе. (Публикуем полностью, без пропусков.)
Телевидение
29 ноября 1959 года, воскресенье
Первая программа:
11.00 На зарядку становись
14.00 “Юный пионер” — тележурнал
17.20 Учитесь танцевать. “Вальс-гавот”
17.50 Киножурнал
18.00 Народная республика Албания. В странах социализма.
18.40 последние известия
18.50 Народный университет. “Великие мастера Возрождения”. Тележурнал “Искусство”
20.30 оперетта “Акулина”. Фильм-спектакль
22.40 последние известия
 
Вторая программа:
14.30 “За лесами дремучими”. Спектакль Белорусского ТЮЗа
18.45 Чайковский “Воевода”. Опера
20.00 Мастера художественного слова. Главы из романа А.Толстого “Петр Первый”
20.45 “Соперники за рулем”. Х/ф ГДР”
Настоящим подарком в 2007-м стало интервью руководителя НТВ Кулистикова (“Коммерсантъ”, 4.06.07).

— НТВ — коммерческая компания, очень жестко нацеленная на производство рейтингов, которые дают компании прибыль. Каких-либо других задач мы перед собой не ставим.
“Гэллап” всем предлагает поставить пиплметр, но соглашаются приблизительно 40 процентов (из тех 60, которые согласились отвечать).
Через некоторое время им звонят по телефону: “Не передумали?” И оказывается, что две трети передумали и ставить прибор не хотят. Остается треть от тех 40 процентов от тех 60 процентов, что согласились отвечать.
А когда мастера приезжают устанавливать прибор, еще значительная часть согласившихся отказывается в последний момент.
В конце концов на пиплметр соглашается 5 процентов. Люди особенные. Если 95 процентов отказываются, значит, 5 процентов согласившихся резко отличаются от подавляющего большинства.
Эти 550 семей постоянны. Некоторые живут с прибором долгие годы. Что с ними происходит? Если им уже давно все отвратительно, то, может быть, они включают, регистрируются, но не смотрят, сидят в соседней комнате? Но если они перестанут включать — у них отнимут прибор, призы. Значит, они смотрят не как зрители, а как наемники.
Их вкус опускается, их восприятие нарушено. Привычка смотреть пакости превращается в потребность и оборачивается спросом на пакость.
Психологи по нашей просьбе описали (предположительно) такую личность.
Вряд ли согласится на пиплметр профессионально успешный, активно работающий, хорошо зарабатывающий. Вряд ли согласится тот, кто ходит в кино и театр, имеет дачу, любит копаться в огороде… Люди, живущие насыщенно, любящие близких, друзей, природу, скажут “нет”.
Должна быть некая пустота в жизни. Эту пустоту и займет пиплметр.
Ущербный, одинокий (есть люди, которые одиноки даже в своей семье), нереализовавшийся, пытающийся доказать себе и миру, что он чего-то стоит, согласится гораздо скорее. У него в жизни ничего не выходит, а тут — к нему пришли, его мнение важно для телеканалов! Теперь он будет влиять на то, что смотрит вся страна.
Человек даже не сознает, что соглашается на резкое, интенсивное вмешательство в личную жизнь. Он соглашается на тотальный внешний контроль своего поведения. И — своего образа мыслей (скажи нам, что ты смотришь, и мы узнаем, кто ты).
Забавно, что у автора много надежд на какую-то сферическую оппозицию, однако у нас основная «оппозиция» идейно живёт на западе, а рейтинговая система ТВ полностью взята оттуда.