К 75-летию Великой Победы.Представляю Вашему вниманию рассказ-быль. В память о моем дедушке Александре Макаровиче. Он пошел на войну в возрасте четырнадцати лет. Был юнгой на флоте. Дважды тонул, но выжил и Победил.
Рассказ «Приказано-выжить»
На морском берегу сидел задумчивый,пожилой человек. Печально вглядываясь в море, как будто бы видел вдали, что то, что неподвластно пониманию. Рядом с ним, опираясь на его плечо, сидела его девятилетняя внучка.
-Деда, о чём ты думаешь? - спросила девочка.
-Думаю я, внученька о приближающемся Дне Победы и о том, какой Великой ценой она досталась нам. Никогда тебе не рассказывал, а сейчас хочу, что бы ты знала об одном очень важном событии в моей жизни! Дедушка слегка наклонил уже седую голову, опустил глаза и погрузился в воспоминания.
«Итак, был ясный летний день. Шёл уже второй год войны.Наш корабль, на котором я был юнгой, плыл вперёд и вперёд, рассекая волны. Я старался и работал от души, познавая все тонкости морского дела. По быстроте и точности работы, не уступал иногда опытным матросам. Мне было тогда чуть больше четырнадцати лет. На корабле меня все считали кто сыном, кто братом, но всё равно я был для них «свой». В трюме за работой я отвлекался от страшных мыслей о войне. Но меня всё время тревожило судьба моей матери, сестры, и младшего брата, которые остались в Сочи:
“Родные мои, как вы там? Живы ли? Здоровы? Не голодаете?” - часто задавал я себе в мыслях этот вопрос. Но тут мысли мои были прерваны громким боевым сигналом, что значит по боевым местам. Воздух!
Не успели мы расположиться по боевым местам, как наш корабль был подбит.
-Срочно задраить люки! – скомандовал старшина.
Задраить люки, была необходимое действие, для того, что бы судно как можно дольше оставалось на плаву и люди верхней палубы успели спастись. Мы надеялись, что наш корабль не затонет. Но когда левый борт стал накреняться и крен стал критическим, мы поняли, что судно неминуемо уйдёт ко дну. Каждый из нас это понимал. У меня от страха сердце заколотилось с ужасной силой. На лбу и ладонях проступил пот.“Неужели это конец? А как же мать, брат, сестра?” – пронеслось у меня в голове.
-Открыть иллюминатор! – послышалась команда стармеха Валентина Михайловича.
Это прервало мои мысли и дало надежду на спасение.
-Сашка, ко мне, бегом! – скомандовал стармех. - Давай, сынок, ты первый!
-А как же вы? – спросил я.
- А мы все за тобой! – ответил старшина.
-Иллюминатор же узкий! Тут я и то еле пролезу. Останусь с вами! - настойчиво произнёс я.
-Но ты должен жить! Ты такой молодой. Совсем ещё ребёнок. Жизни не видел! – по - отечески произнёс Валентин Михайлович.
-Нет, не хочу без вас, - еле сдерживая слезы, сказал я.
-Саня, сынок. Ради нас, ты должен это сделать! У тебя единственного среди нас есть шанс выжить! Обещай нам, что ты останешься в живых.
Я, прижавшись к его груди, зарыдал. Никогда ещё мне не было так больно. Валентин Михайлович погладил меня по голове и сказал:
-Мы все будем жить, если ты выживешь!
-Как это будете? – спросил уже я без слёз, не понимая ещё смысл сказанного.
-Ты стал хорошим моряком, честным и смелым человеком, в тебе есть часть нашей души и ты должен её понести дальше. Ты обязан отомстить за всех нас! За всех советских людей, погибших на этой войне! Ты обязан Саня, слышишь, обязан воевать дальше, победить и выжить, что бы рассказать своим потомкам об ужасах войны. Что бы больше никогда она не повторилась и что бы память об этой войне жила! Потому что забыть эту войну и героизм нашего народа равносильно смерти! – закончил свою речь Валентин Михайлович.
Он подвёл меня к иллюминатору, приподнял и сказал:
-Быстрее! И плыви как можно дальше.
Я оглядел трюм и, смотря в глаза всей команде из семи человек, мысленно прощался с ними. Моё сердце сжималось, но я дал слово “Выжить!”»
Так закончил свою историю Александр Макарович. Он поднял голову и посмотрел на внучку глазами полными слёз, так, что мороз прошёл по её коже, и она вздрогнула. Этим взглядом дедушка передал всю накопившуюся боль, все ужасы той страшной с нечеловеческим лицом войны. Он – выжил! Он - победил! Он исполнил просьбу своего командира и рассказал внучке о войне. Теперь дело за ней!
Фото из личного архива.