Алгоритм целенаправленного мышления. по книге А.Курпатова "Чертоги разума. Убей в себе идиота!"

Как известно, в ДОТУ есть метод динамического программирования, с использованием которого часто возникают затруднения у людей с низкой культурой интеллектуальной деятельности. В связи с чем считаю своим долгом поделиться проверенные многими годами моей практики методическими рекомендациями по его освоению и применению.

Для обеспечения возможности применения метода динамического программирования для начала нужно освоить критическое мышление, обычно осваиваемое в школе.

Для повышения эффективности применения метода динамического программирования полезно освоить и практиковать алгоритм целенаправленного мышления изложенный в книге Курпатова «Чертоги разума. Убей в себе идиота!». Тут выложена её аудио версия.

Перед описанием сути целенаправленного мышления стоит упомянуть то, что не является мышлением, то есть об убийстве идиота в себе, которому посвящена большая часть книги. Приведу лишь один пример идиота в себе и метода его ликвидации:
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. Платон

«Незавершённый гештальт»: (не думайте о розовом слоне) вы о чём-то думаете, но мысль до конца не докручивается (она как вопрос без ответа), и вы не знаете, что вам делать, – нет вывода, нет решения. (На нейрофизиологическом языке это называется формирующимся или нарушенным динамическим стереотипом.)

Как убить в себе этого жвачного идиота?

Составьте список вашей «умственной жвачки», разделите его на две части: то, что вы должны сделать, и то, что вы должны продумать.

• Начнём с самого простого – списка дел, которые вы должны сделать, но так к ним всё и не приступите.

Все эти дела внесите в свой календарь, распределив их так, чтобы это было максимально удобно и реалистично. Всё, об этих вещах вам больше думать не надо.

Вторая часть списка – мысли, которые вы должны додумать.

Все эти мысли нужно будет волевым решением разделить на две группы: на бессмысленные и требующие осмысления.

1.К бессмысленным мыслям относятся любые суждения предельно общего характера – о мировой несправедливости, о жестокости мира, о вашей неудачливости.

Маркируя эти мысли как «бессмысленные», вы лишаете себя возможности их думать: сталкиваясь с ними в своем «блуждании», вы будете видеть их абсурдность.

2. мысли, нуждающиеся в настоящем промысливании.

Запишите каждую проблему отдельно на листочке и подумайте о том, из каких элементов она складывается.

новому «пониманию» потребуется какое-то время устояться, но когда это наконец случится (соответствующие синаптические «шипики» нарастут), данная навязчивая мысль перестанет вас беспокоить. («Шипики» – разросшиеся нервные окончания, увеличивающие площадь соприкосновения между связанными нейронами. Это увеличение синапсов сопровождается переходом кратковременной памяти в долговременную).

Просмотрите свои списки, составьте финальный и подведите итоги:

• есть дела, которые вы должны сделать, и они вами уже распланированы – вы будете думать о них тогда, когда придёт их время;

• набор бессмысленных мыслей, которые вы продумали и вычеркнули, потому что это чушь, которая не стоит ваших времени и сил;

• набор важных мыслей, которые нуждаются в доработке, но сейчас вы ничего нового про них сказать не можете, поэтому вы вернётесь к ним тогда, когда соберёте достаточное количество новых фактов.

 Теперь вам надлежит начать отслеживать собственное «блуждание»: всякий раз, когда ваши мысли потекут куда-то не в ту степь, вы сможете это заметить и вспомнить, к какому классу относятся эти ваши мысли.

«умственной жвачке», происходящей на полном автопилоте, посвящена половина всей вашей жизни. Вы только вдумайтесь: половина жизни – на то, чтобы гонять одни и те же мысли в голове! Причем без всякого проку!

Убить этого жвачного и вечно чавкающего идиота – единственная возможность освободить ваш мозг для того, чтобы он начал реально на вас работать.
 

В качестве обзора сути целенаправленного мышления, но не замены прочтения данной книги, предлагаю хороший конспект одной женщины по данной книги:
Думает у человека дефолт-система мозга (ДСМ). И способна она это делать, только тогда, когда две другие системы заторможены.

Две другие системы это:

ЦИС - центральная исполнительная система, отвечающая за обработку внешних сигналов и принятие решений, за познавательную деятельность.

СВЗ -система выявления значимости - это непосредственное восприятие, интеллектуальная сосредоточенность, медитация.
Алгоритм целенаправленного мышления.

1. Озадаченность и формирование доминанты.

- Мозг д.б. озадачен. Нет вопроса - не найти ответа.

- Необходимо 23 минуты (примерно, )чтоб целенаправленно сосредоточиться на решении задачи (не на том, как избавиться от проблемы, а именно решении задачи) За это время формируется доминанта.

Для формирования доминанты необходимо:

-выключить все средства связи

-взять лист бумаги, написать ситуацию в центре (нельзя делать это в уме - когда вы пишете - вы освобождаете ум для поиска новых фактов или объектов)

-просто сосредоточиться на ситуации

-записать все соображения, которые вам приходят в голову по ситуации.

 
2. Загрузка интеллектуальных объектов (создание факт-карты)


-фиксация разных аспектов заявленной темы на листе

- вокруг массивных идей, записывать смежные аспекты проблемы. Можно обозначить связи между разными идеями стрелками.

Всё это будет представлять собой примерно 150-200 интеллектуальных объектов (фактов, которые усвоил ваш мозг). Если фактов меньше - не все мощности дефолт-системы использованы.

-отдохнуть

- дефолт-система мозга сама начинает определять внутренние связи между объектами.

ВАЖНО: не выдумывать удобную историю, а создавать пространство фактов - сложных интеллектуальных объектов, которые находятся между собой во взаимосвязи, в отношениях. Рассматривая факт, надо смотреть систему в целом.


3. Сбор дополнительных фактов.

-где ещё может содержаться информация по теме? в каких смежных темах?

-озадаченный мозг смотрит на всю окружающую действительность с точки зрения задачи

-снова берём лист и заново пересобираем систему фактов, с учётом дополнительных сведений. Многократное повторение важно, для того, чтобы наращивались шипики у нервных клеток. Оно важно, так как сначала у нас лишь спонтанный интерес, потом мы видим и осознаём лишь базовые вещи, которые идентичны для многих предметов, и лишь потом мозг начинает видеть частности.

- начинаем выявлять структуры, лежащие за большим объёмом неорганизованных фактов - концепты (системные идеи, функциональные средства для реконструкции реальности в рамках наших карт реальности)
 

4. Проверка реальностью.

Как только получится реконструировать ситуацию, ваш мозг сам предлагает вам совершить действия. Вся проблема сразу, скорей всего, не решится, но будет понятен следующий шаг, откроются ходы, которые сейчас неочевидны.

Задача сознания - помочь мозгу, а не решить проблему за него. Надо правильно сориентировать наш мозг.

Сознание помогает:

-озадачиться (ощутить наличие проблемы, вопроса)

-подыскать интеллектуальные объекты, относящиеся к делу

-направить поиск при работе с дополнительными фактами

-оценить результат при проверке реальностью реконструкций, созданных нашим мозгом.

У нас сейчас произошёл захват дефолт-системы мозга (то есть процесса мышления) нарративной конструкцией (конструкцией рассказов, историй) "о себе", "о других". Всё рассматривается с точки зрения "я". Необходимо избавиться о "я" (интеллектуальная уловка такая для того, чтобы начать мыслить), растворить "я".
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/2851019/post431313010/