Сергей Савельев про мужской ум и женскую логику
Издательство ВЕДИ и профессор С.В. Савельев будут признательны за любую посильную помощь в осуществлении новых издательских проектов. Реквизиты и личное ви...
https://youtu.be/H7P-vhwRaSE
Сбербанк: 4274 3200 4914 7294.
Яндекс.Деньги/Юmoney: 410011599043498.
WebMoney: Z390001142609, E269677759096.
12 комментариев
00:00 Е.Щедрунова В студии Ольга Подолян, Елена Щедрунова. Здравствуйте. Я обращаюсь к тем кто только что подключился к нашей радиостанции. По просьбам наших радиослушателей у нас в студии опять профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН Сергей Савельев. Сергей Вячеславович, здравствуйте.
00:16 О.Подолян Добрый день.
00:17 С.Савельев Здравствуйте.
00:18 Е.Щедрунова Итак. Но поскольку встреча наша в преддверии 8 Марта мы не могли обойти тему различия имеющегося или неимеющегося между мозгом мужчины и женщины. И тем более что все наши коллеги и не только в нашей стране но и за рубежом тоже под эту тему подтянулись. 8 Марта международный женский день. И в частности дэйлимэйл британская написала что несмотря на то что женский мозг как правило на 8% меньше мужского, одна из ваших книг это подтверждает, кстати я её почитала, представительницы прекрасного пола используют своё серое вещество более эффективно. Т.е. у женщин мозг то поменьше, но гораздо эффективней.
00:55 С.Савельев Ну судя по тому что Daily Mail в редакции очень много женщин, судя по тому что они печатают, видимо не очень эффективно. Судя по тому что у них творится.
01:05 О.Подолян Но эффективно продаётся. Вот. И это главная задача.
01:07 С.Савельев Ну если оценивать с позиции купли-продажи то наверно женский мозг действительно эффективней. Не зря же мы на рынках видим в-основном женщин торгующих. Да и в советское время прекрасные мутные глазки продавщиц мясного отдела
01:20 Е.Щедрунова Ой мне кажется.
01:21 О.Подолян Фильм Директор рынка
01:23 Е.Щедрунова Не но с другой стороны для мужчин было просто не статусно заниматься вот так открыто
01:29 С.Савельев Зато доходно
01:30 Е.Щедрунова Доходно, но не статусно.
01:31 С.Савельев Нет вы знаете у мясников стаями в очередь мужчины
01:33 Е.Щедрунова Это да. Но вернёмся всё-таки, существует ли действительно различие между мозгом женщины и мозгом мужчины. Я не зря упомянула то что написано у вас в книге. Вы написали о том что ну минимальный мозг там европейца там 1000 гр но при этом женщина социально выживает при мозге весом 800 гр а мужчина 960 гр. Меня это, зацепило. Не так?
01:55 С.Савельев Нет это немножко не так. Но я сейчас поясню. Значит, дело в том что в среднем по больнице, т.е. в плане эти наши несчастные 1320 гр ну примерно, это у всех у мужчин и у женщин. Но существуют этнические рассовые различия мозга, которые никуда не деть. И для африканцев значит характерно где-то 1000-1100 гр, для монголоидов в о-основном 1300-1400 гр, для европеоидов имеется в виду такая европа от германии до россии где-то 1450 гр. Ну а там французы подмешаны северо-африканскими народами. У них конечно поменьше, самый маленький мозг в европе. Т.е. разница есть. И в каждом конкретном случае нужно обращаться к конкретной статистике. А насчёт женского и мужского, да различия есть, причём есть не только у мальчиков и девочек, но есть и у самцов самок обезьян, в смысле шимпанзе, горилл, орангутанов, у всех. И самое главное, это не связано с массой тела.
02:58 Е.Щедрунова Т.е. размер не имеет значения.
02:59 С.Савельев Женщины...
00:49 С.Савельев Уважаемые читатели и рассматриватели моих маленьких роликов, я сейчас хочу рассказать вам о подготовке новой книги, скажем так, новой версии издания довольно известной книги Изменчивости и гениальности, которая выдержала уже три издания и сейчас готовится четвёртое. Четвёртое это будет переработанное, книга в которой будет много очень актуальных разделов, которые вас взволновали по мере прочтения предыдущих версий. Ну и в связи с этим я сейчас собираю материал, я ещё готовлю эту книгу. И сейчас нахожусь в одной из гостиниц Санкт-Петербурга, куда я приехал с одной единственной целью, познакомиться с людьми, которые являются феноменальными специалистами по церебральному сортингу в настоящее время, не имея никакого томографа и не имея в руках никаких инструментов, которыми обладаю я в рамках вот этого проекта церебрального сортинга. Ну значит это специалисты в первую очередь в области математики. Ну почему. Потому что есть объективные критерии. Ну для математиков в результатах их работы. Ну математик или он решает задачу или не решает. Ну достаточно вспомнить Перельмана, который вот умеет решать, а другие нет. И обсуждать тут особенно нечего. Так вот я как раз иду сегодня к специалистам в ИТМО. Т.е. ведущее учреждение в этой области, причём к очень знаменитым людям, о которых речь пойдёт в продолжении этого ролика, если получится, которые умеют отбирать этих самых людей. Т.е. на самом деле математический отбор у нас в стране сохранился очень хороший. А именно в своё время там все, кто учился в советской школе, к сожалению таких осталось в трезвом уме и ясной памяти немного, помнят, что во всех школы приходили какие-то странные тётеньки и говорили спойте-ка там лю-ли лю-ли во поле берёзонька стояла, люди пели, дети пели и их отбирали, отбирали потихонечку. Там первый уровень как бы дворец пионеров или там дом пионеров, потом повыше повыше повыше, потом в конце концов люди с реальными способностями найденные опытными специалистами благодаря их огромному личному опыту попадали там или в хоровое пение или в вокал в большую оперу. Это была работа. Ну кроме самовыдвиженцев как сейчас говорят. Те кто стремился к этому, ну из тех у кого комбинации внутри мозга такие, что они уже с детства были заточены только на один род деятельности, но это редкость. Я бы сказал уникальность. Тоже самое было и в плавании, когда отбирали детей, загоняли в бассейны из школ, там все смотрели как они плавают, после этого выбирали и значит соответственно школа первого уровня, потом юношеская спортивная школа так дальше отбиралось в конце концов для в мастера спорта и в международные мастера спорта международного класса. Т.е. и когда на олимпийских соревнованиях там стояли на краюшке бассейна вот эти люди там среди них половина примерно всегда стоит тех кого вот так из десятков тысяч если не из миллионов детей отобрали и воспитали. А половина стоит гениев ну т.е. те, которые приходили в детские спортивные школы или их приводили родители, тем говорили ну этот плавать не сможет никогда или у этого нет ни голоса ни слуха безобразие какое-то. Да, вот этих вот из безобразий как раз ровно половина. Но вот ужас состоит в том, что очень часто победителями становятся безобразники. Т.е. те кто как-бы способностями с точки зрения опытных тренеров и опытных детских тренеров не очень обладали. Поэтому как-бы спортивные достижения, эта вот школа спортивных достижений, отбора людей со способностями, она всегда была в Советском Союзе. Теперь всё это умерло практически, хотя и сохранились какие-то следы. А вот в области науки в первую очередь математики такая система существует и она достаточно сложная. Поэтому этим стоит воспользоваться и в первую очередь воспользоваться опытом тех людей которые благодаря нечеловеческим усилиям собственно говоря это всё поддерживают. И здесь вот Шалыто Анатолий Абрамович который здесь работает заведующим кафедрой компьютерной технологии ИТМО. Работает давно там с 93 года. Т.е. на его плечах это всё выросло. Ну конечно были предшественники потому что Парфёнов Васильев которые собственно говоря эту кафедру организовали это очень проницательные и умные люди которые глядели далеко вперёд в те далёкие годы. И вот благодаря заботе этих трёх людей собственно говоря на сегодняшний день наши мальчики из школ из университетов побеждают на всяких олимпиадах по программированию и это главное. Главное то что они остаются в науке, науке программирования и это очень важный момент потому что одно дело отобранные из десятков тысяч или как вот у китайцев из миллионов способных молодых людей некие таланты для этих целей и натасканные в определённой области, а есть и другая ситуация как эти таланты потом реализуются в творчестве. Вот том самом который уже олимпиадой измерить нельзя. Т.е. в том творчестве который необходим для решения неразрешимых задач. Ну если повезёт попробую с этим разобраться в чём там дело. Потому что ситуация так складывается что вот этот опыт Анатолия Абрамовича который он получил за многие десятки лет отбирая и воспитывая вот этих самых гениев со справкой он может очень сильно пригодиться. Потому что жизнь складывается так что на сегодняшний день мы занялись созданием томографа высокого разрешения для церебрального сортинга. Появились возможности которые как мне кажется могут закончиться вселенской катастрофой, а именно созданием этого прибора и в первую очередь надо конечно искать подходы к отбору математиков и программистов. Почему. А всё очень просто. Дело в том, что то о чём я написал и рассказывал это связано с конкретными функциями ну что тут говорить функция ну например художники, я это многократно говорил и повторю. Дело в том, что художники имеют очень чётко выраженное 17 поле затылочное. Это здорово. Это отлично. Это хороший понятный критерий. Кстати говоря он будет одним из первых на котором мы будем отрабатывать уже рабочую модель высокоразрешающего томографа. Но кроме художников и музыкантов, у которых тоже есть соответствующие слуховые поля, но с менее чёткими границами, есть области человеческой деятельности, которые не возникли в результате эволюции. Ну где там несколько миллионов лет назад были проблемы связанные с математикой. Они что там птичьи яйца считалм или икринки. Да нет конечно. Это совершенно другая область деятельности, которая связана именно с особенностями комбинаторики структур головного мозга. Т.е. человеческое качество, которое характерно для людей всё-таки. Мы понимаем, что обезьяны, птички, даже некоторые насекомые могут считать там лучше чем малообразованные дикари, там муравьи до десяти например и передавать друг другу информацию. А вот такие вещи как дифференциальные уравнения всё-таки взять решить трудно. Я понимаю конечно там интеграл взять с помощью двух палочек [?] довольно легко. Ума особого не нужно. Но вот уже сделать это математически это проблематично. Потому вот эти чисто человеческие свойства, достаточно абстрактные, потому что они не имеют прямого биологического отношения к нашей эволюции, особенно интересны. И в этом отношении познакомиться со специалистами, которые собственно занимаются церебральным сортингом с результатом, который проверяется всё время было бы очень интересно. Если получится то мы от Анатолия Абрамовича услышим соответствующий комментарий тем вопросам которые меня интересуют, подготовки к созданию уже действующего томографа для анализа человеческого мозга.
11:13 С.Савельев ...
Мне повезло учиться не у таких оказывателей образовательных услуг, а у настоящих учителей, которые научали детей учить и переучивать себя самостоятельно, а не оказывали образовательных услуг.
Помню в студенческие годы подруга моя заняла первое место на олимпиаде ВУЗа, поступила естественно без экзаменов на самую престижную специальность. Училась очень хорошо. Ну а через десять лет после окончания она работала продавцом во ФГУПе. :(
По-моему учить нужно не каких-то избранных всех желающих учиться детей, и в первую очередь учить их учить себя. А уж с самим предмет они сами в группах разберутся.
Мужик совсем всех математиков опозорил. Что-то Савельев к кому-то не тому пришел интервью брать
Но ролик Савельева все равно интересный, хоть и смешной. Спасибо, Каку Ся
06:30 А.Шалыто ...