Лекции по Ментальной Науке. Лекция 1: Дух и Материя.

ЭДИНБУРГСКИЕ ЛЕКЦИИ ПО МЕНТАЛЬНОЙ НАУКЕ.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге представлен основной курс лекций, прочитанный автором в Эдинбурге в Холле Квин Стрит. Цель книги - раскрыть Естественные Принципы, управляющие отношением между Умственной Деятельностью и Состояниями Материи, и таким образом, дать студентам разумную отправную точку для практического исследования данного предмета.

Томас Тровард

Март, 1904

Содержание

I. Дух и Материя

II. Более высокий интеллект управляет более низким.

III. Единство Духа.

IV. Субъективный и Объективный Разум.

V. Дальнейшие размышления по поводу Субъективного и Объективного Разумов.

VI. Закон Роста.

VII. Восприимчивость.

VIII. Взаимодействие Универсального и Индивидуального Разумов.

IX. Причины и Обстоятельства.

X. Интуиция.

XI. Исцеление.

XII. Воля.

XIII. В Контакте с Подсознательным Разумом.

XIV. Тело.

XV. Душа.

XVI. Дух.

I. Дух и материя

Когда лектор начинает курс лекций по Ментальной[1] Науке, у него возникают некоторые трудности по поводу выбора наилучшего метода для раскрытия данного предмета. К предмету, рассматриваемому в лекциях, можно подойти с различных сторон, и каждый из этих подходов будет иметь свои особенные преимущества; но после долгих раздумий мне показалось, что в изучении данного курса нельзя найти лучшей отправной точки, нежели рассмотреть взаимоотношение между Духом и Материей. Я выбрал именно это в связи с тем, что различие между ними - или то, что мы полагаем таковым, - представляет собою нечто, с чем мы так хорошо знакомы, и я наверное допускаю, что каждый признает это; и поэтому я могу сразу же установить это различие, использовав прилагательные, которые мы обычно применяем, выражая естественную противоположность этих двух - живой дух и неживая материя. Эти термины выражают наше современное понимание противоположности духа и материи с достаточной точностью, и данное понимание, рассматриваемое только с точки зрения внешнего проявления, несомненно, является правильным. Общее единогласие всех людей, выражаемое в отношении того, что следует доверять нашим ощущениям, обоснованно, и любая система воззрений, настаивающая на том, что мы не правы, доверяя данным, полученным через наши органы чувственного восприятия, никогда надолго не приживется в разумном и здоровом обществе. В этих данных нет ничего неверного, если они передаются здоровому разуму посредством органов чувственного восприятия здорового тела, но когда мы начинаем рассуждать о смысле этого утверждения, открывается лазейка для ошибки. Мы привыкли судить лишь по внешним проявлениям и посредством некоторых ограниченных значений, которые мы даем словам; но когда мы начинаем докапываться до истинного значения наших слов и анализировать причины, которые породили определенные явления, мы обнаруживаем, что старые значения постепенно теряют для нас всякий смысл, и в конце концов, мы начинаем осознавать тот факт, что мы живем в абсолютно другом мире, нежели тот, который признавали ранее. Старая привычка мыслить ограниченно постепенно исчезла, и мы обнаруживаем, что вступили в новое состояние, где все есть свобода и жизнь. Это работа просветленного разума, проистекающая из настойчивой решимости поведать о том, что истина действительно не зависит от каких-либо предвзятых мнений, из каких бы источников они ни происходили, и эта работа основана на решимости честно мыслить самим, а не стремиться присвоить чьи-либо мысли. Давайте начнем с вопроса о том, что мы в действительности имеем в виду под жизненностью в качестве определения, даваемого духу, и под безжизненностью в качестве определения материи.

Сначала, вероятно, мы определили бы жизненность как наличие энергии и движения, а безжизненность как их отсутствие; но краткий экскурс в большинство последних научных открытий очень скоро покажет нам, что такое различие недостаточно глубокое по сути. То, что ни один атом так называемой “неживой материи” не существует без движения, является сейчас абсолютно установленным фактом в физике. Передо мною на столе лежит твердый кусок стали, но в свете современной науки я знаю, что атомы этой кажущейся инертной массы вибрируют крайне интенсивно и энергично, непрерывно мчась взад и вперед, сталкиваясь друг с другом и отскакивая друг от друга, или вращаясь по кругу подобно миниатюрной солнечной системе, с непрерывной скоростью, и их активность достаточно сложна, чтобы озадачить любого человека. Масса как таковая может лежать инертно на столе; но будучи лишенной элемента движения, она является своего рода вместилищем неустанной энергии, движущей частицы с такой скоростью, по сравнению с которой скорость железнодорожного экспресса практически ничто. Вот почему сам факт движения не является основой для проведения различия, которое мы инстинктивно устанавливаем между духом и материей. Сравнение Жизни с тем, что мы называем безжизненностью, никогда не позволит нам решить эту проблему, и причина этому станет очевидной немного позже. Необходимо найти истинный критерий для сравнения одной степени жизненности с другой. Существует, конечно, некое значение, внутри которого качество жизненности не допускает различения по степеням; но есть и другое значение, для которого все сводится к вопросу о степенях. У нас нет сомнения, что жизненность присутствует в растении, но мы также понимаем, что она отличается от той, что присуща животному. И все же, какой обычный мальчик не предпочтет фокстерьера золотой рыбке в качестве домашнего любимца? И почему сам мальчик является шагом вперед по сравнению с собакой? Растение, рыбка, собака и мальчик являются живыми в равной степени; но в качестве их жизненности есть различие, и это не вызывает сомнений, и каждый, без каких-либо колебаний, скажет, что это различие лежит в степени развития их интеллекта. С какой бы стороны мы не посмотрели на предмет нашего обсуждения, мы всегда обнаружим, что то, что называется “жизненностью” любой отдельной живущей особи в конечном счете измеряется уровнем её интеллекта[2]. На шкале бытия именно обладание более высоким интеллектом ставит животное выше растения, человека выше животного, интеллектуально развитого человека выше дикаря. Высокий уровень интеллекта вызывает к активности формы движения более высокого порядка, соответствующие данному интеллекту. Чем выше интеллект, тем более полно он контролирует форму движения; и когда мы спускаемся вниз по шкале интеллекта, этот спуск отмечается соответствующим повышением автоматического движения, которое не поддается контролю со стороны самосознающего интеллекта. Этот спуск является постепенным: от полного самосознания высоко развитой человеческой личности до самого низкого уровня видимых форм, о которых мы говорим как о “вещах”, и в которых самосознание отсутствует полностью.

Теперь мы видим, что жизненность Жизни заключена в интеллекте, другими словами, в силе Мысли; и поэтому мы можем сказать, что отличительным качеством духа является Мысль, и напротив, отличительным качеством материи является Форма. Мы не можем представить материю без формы. Должна быть хоть какая-нибудь форма, пусть даже невидимая нашему глазу; так как материя, для того, чтобы быть таковой, должна занимать пространство, а такое занятие какого-то определенного пространства обязательно подразумевает соответствующую форму. По этим причинам мы можем принять в качестве основного положения то, что отличительным качеством духа является Мысль, а отличительным качеством материи является Форма. Это и есть радикальное отличие, из которого вытекают важные следствия, и поэтому изучающие данный предмет должны обратить на это особое внимание.

Форма подразумевает протяженность в пространстве, а также наличие совершенно четких границ. Мысль такого не подразумевает. Вот почему, когда мы думаем о Жизни как существующей в какой-то определенной форме, мы ассоциируем её с идеей протяженности в пространстве, таким образом, можно сказать, что слон обладает гораздо большим количеством жизненной субстанции, нежели мышь. Но если мы думаем о Жизни с точки зрения жизненности и не ассоциируем её с идеей протяженности в пространстве, то нам сразу становится ясным, что мышь жива ровно настолько, насколько жив слон, несмотря на их различие в размере. При допущении такого различия важным является то, что, если нам дано постичь что-либо, начисто лишенное элемента протяженности в пространстве, то оно должно присутствовать целиком и полностью где угодно и повсюду, другими словами, в каждой точке пространства одновременно. Научное определение времени таково: время - это период, занимаемый телом при прохождении его из одной заданной точки пространства в другую, и в соответствии с этим определением, если нет пространства, то нет и времени. Следовательно, та концепция духа, которая определяет его как нечто, лишенное элемента пространства, должна определять его и как нечто, лишенное элемента времени. Вот почему мы приходим к мнению, что понимание духа как чистой Мысли, а не конкретной Формы, является пониманием его в качестве существующего абсолютно независимо от элементов времени и пространства. Из этого следует, если идея чего-либо понимается как существующего на данном уровне, это что-либо может собою представлять только то, что в действительности существует здесь и сейчас. При таком понимании это что-либо не может быть удаленным от нас ни во времени, ни в пространстве: или идея этого чего-либо рассыпается, или она есть как объективно существующее нечто в настоящем, а не как нечто, что будет в будущем, поскольку где нет последовательности во времени, там не может быть и будущего. Точно также, где нет пространства, там не может быть и понятия чего-то, находящегося на расстоянии от нас. Если удалить элементы времени и пространства, то все наши идеи вещей должны обязательно существовать в универсальном здесь и вечном сейчас. Нет сомнений, это весьма абстрактная концепция, но я хотел бы попросить учащихся постараться тщательно разобраться в ней, потому что она является жизненно важной для практического применения Ментальной Науки, как мы увидим далее.

Противоположная концепция - это концепция о вещах, выражающих себя посредством состояний в пространстве и времени, и устанавливающих, таким образом, разнообразные отношения с другими вещами, такими как, объем, расстояние и направление или последовательность во времени. Эти две концепции трактуют понятия абстрактные и конкретные, необусловленные и обусловленные, абсолютные и относительные, соответственно. Они не противопоставляются друг другу с точки зрения несовместимости, они дополняют друг друга, и только через призму этих двух концепций можно рассматривать реальность. Ошибка убежденного идеалиста заключена в его стремлении понять абсолютное без учета относительного, а ошибка убежденного материалиста в том, что он стремится познать относительное, не принимая во внимание абсолютное. С одной стороны, ошибочное стремление понять внутреннее, не рассматривая внешнее, с другой стороны, не менее ошибочная попытка постичь внешнее, не уделив должного внимания внутреннему. Для формирования объективной реальности как внешнее, так и внутреннее являются необходимыми условиями.

[1] ментальный - умственный, мыслительный, психологический.

[2] интеллект - рассудок, разум; мыслительная способность.

Сбербанк: 4274 3200 4914 7294.
Яндекс.Деньги/Юmoney: 410011599043498.
WebMoney: Z390001142609, E269677759096.

1 комментарий

Всё верно.

«Вселенная собой являет мысль, из мысли родилась мечта, частично видима материей она. Когда ты к краю подойдёшь всего, начало новое и продолженье твоя откроет мысль. Из ничего возникнет новое прекрас­ное рожденье, Тебя, стремленья, душу и мечту твою со­бою отражая.»   

Владимир Мегре «Сотворение».глава  РОЖДЕНИЕ
https://megre4.bib.bz/rozhdenie