Дольник В.Р. - Непослушное дитя биосферы (2004): этология, интересные аналогии между поведением людей и животных

Обновлено 16 апреля 2021г. в 12:48: Импортировано с форума
Интересные аналогии между поведением людей и животных.
Многие древние народы, в том числе египтяне, поклонялись Солнцу и каждый роз приветствовали его восход, вознося небу молитвы. На этом рисунке бог Солнца Ра имеет облик соко-ла, а его друг-змей свернулся в круг. По боком изображены приветствующие Солнце павианы. Согласно одному папирусу, они поют:

Сотворил ты павианов,
да поют они тебе,
да пляшут они перед тобою,
да восклицают они восхваления тебе.

Жрецы считают, что поклонение богом — главное, что отличает человека от животных. Древние египтяне причислили павиана к священным животным, потому что на заре он поднимается на открытое место и при восходе Солнца воздевает к небу руки, громко ревет и кланяется. Священное животное, подобно чело-веку поклоняющееся Солнцу... Все логично. Через тысячелетия этология внесла лишь одну поправку: не павиан поклоняется Солнцу подобно челове-ку, а человек — подобно павиану. Ибо кричать на заре — общее свойство приматов.
У павианов очень четкая иерархия между самцами, которая напоминает государственную иерархию, распределение материальных благ и кто кому подчиняется. В древнем Египте жрецы могли держать павианов в храмах, как священных животных, и ставить над ними эксперименты. А в экспериментах моделировать различные ситуации. И на основе этих данных получать представления о том, как ведут себя люди в жестких условиях. В условиях при которых культурные программы больше не работают и вступают в свое дейстивие инстинкты.
Вот еще один.

Из книги "Непослушное дитя биосферы". Оглавление:http://ethology.ru/library/?id=321 Ссылка на книгу:http://ethology.ru/files/v_r_dolnik_neposlushnoe_ditya_biosfery_doc_versoin.zip

2 комментария

Книга интересна и с ней трудно спорить. Но есть важный аспект - там все строится на основе теории эволюции.
Соответственно, если мы исходим из того что человек создан богом и должен быть его "наместником", то многое из того что дано в книге входит в противоречие, потому что человек рассматривается как результат эволюции привычек и постоянной борьбы.
Почему решил об этом написать. Кто то говорил, что если человек воспринимает себя и мир как нечто сотворенное богом чтобы быть наместником, то это одно мировоззрение, а если воспринимает себя и всех вокруг как результат конкуренции, это совсем другое, более жестокое мировоззрение.
Так, а вот теперь появилась новая точка зрения )
Если допускать возможность реинкарнаций, причем с последовательностью от органики к более сложным видам ( -> минералы -> растения -> животные -> человек -> )
то душа может накопить в себе переживания этих воплощений. Таким образом человек будет иметь воспоминания и повадки этих существ, но не на генетическом, а на каком то подсознательном уровне. Этот подход с одной стороны, не нуждается в теории эволюции (мир может быть сотворенным в более менее конечном виде), а с другой допускает как бы эволюцию отдельной души без эволюции существ. Т.е. под таким углом данная книга не противоречит идее "Человек - Наместник Бога".