Слепоглухой советский учёный - Скороходова Ольга Ивановна и её книга - "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир"

Казалось, только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом черном костюме. А между тем именно из-за нее и пришли сюда профессора, педагоги, врачи...

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом говорит Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха.

Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик. В качестве диссертации Скороходова защищала свою ставшую широко известной книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала — она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие.


Выдержка из книги:

«Если я нахожусь в комнате и кто-нибудь предупреждает меня о том, что начинается гроза, я обычно подхожу к окну и кладу руку на стекло, чтобы ощущать удары грома.

Итак, вообразите себе следующую картину: началась гроза, я стою у окна, приложив ладони к стеклу. Я ощущаю вибрацию стекла при сильных ударах грома. Если я не открываю форточку для того, чтобы воспринять дождь и порывы ветра, а только ощущаю удары грома, то мне представляется, что стекла вибрируют от многих ударов какого-то чудовищно сильного существа, которое так далеко находится от земли, что зрячие люди не в состоянии его видеть, а я не могу осмотреть руками. Это существо представляется мне очень большим и совершенно бесформенным (в действительности я, конечно, знаю, отчего происходит гром и молния, но когда я ощущаю удары грома, то представляю именно существо). Но даже при напряжении всего моего воображения я ни как не могу представить себе ни объема, ни формы этого существа. Я ощущаю лишь его огромную силу по колебаниям воздуха, ударяющего в оконное стекло. Когда вибрации становятся сильнее и чаще, мне кажется, что существо находится совсем близко от окна; когда же вибрация слабее и реже, оно удаляется от окна.

Но если я высунусь в открытую форточку и кроме ударов грома буду воспринимать еще дождь и ветер, мое представление о грозе окажется несколько иным: «бесформенное существо» как будто исчезнет.

Воспринимая одновременно дождь, ветер и вибрации стекла, я уже не могу разрознить эти ощущения, а воспринимаю явление в целом, как обычное и привычное. Но если зрячий человек скажет мне в это время, что сверкает молния, то у меня не возникнет никакого представления о молнии — совершенно так же, как не возникают представления о лунном и звездном свете»





Книга https://coollib.net/b/162257/read ( оглавление книги в конце страницы )

Рекомендую всем кто пытается разобраться, что может стоять за таким упорно вводимым в нашу культуру термином — эгрегор.

Комментарии (21)

Рекомендую всем кто пытается разобраться, что может стоять за таким упорно вводимым в нашу культуру термином — эгрегор.
Такое ощущение, что это абзац из другой статьи. Как связана написанная история с термином "эгрегор"? В чём проявляется "упорность" введения термина? "Кто вводит" - может быть те, кто его активно использует, например ВП СССР?
Этот абзац, моя оценка, возможно нужно было выделить дополнительно, если выделения в абзац в конце оказалось не достаточным по прочтении. Саму же книгу, как и научную деятельность автора и его коллег, рекомендую  для думающих над работой психики человека, её развитием, становлением, восприятием человека в целом, интроспекцией и т.д. и тп  системного анализа, в частности тем, кто пытается разобраться с тем смыслом который вкладывают разные авторы, включая и ВП СССР, в термин — эгрегор, хотя этого слова и лексических от него производных в книге нет. Т.е. книга для думающих над сутью явления.
AMX 20 января 2019г. в 10:14:  В чём проявляется "упорность" введения термина? "Кто вводит" - может быть те, кто его активно использует, например ВП СССР?
  Упорность проявляется в «появлении» и продвижении ( достаточно набрать в поисковой строчке это слово и убедиться в динамике, например за последние десятилетие )  в культуре этого термина  разными авторами, включая и ВП СССР, в попытках объяснения различного класса психо-физических явлений, манипулируя умолчаниями стоящими за этим термином, определение которого носит очень размытый ( у разных авторов и противоречивый в признаках/свойствах ) характер.
Там по сути больше систематизированные результаты интроспекции автора, за многие годы ( с 5 лет )  обречённого существовать в таком тяжелом для интеллекта и существования вообще — «качестве». Для тех кто видит и слышит, очень полезно побывать на месте того, кто вынужден достраивать модель окружающего его мира в своём мировоззрении относительно того, что для него есть «экстрасенсорика» т.е. зрение, слух. Потому по сути явления, это лишь те или иные приближения, что даёт возможность  взгляда со стороны невозможной для многих зрячих-слыщащих.
Естественно, т.к. как книга автора лишь относительно систематизированная информация наблюдений за своей ( и подобных ей ), психической деятельностью ( например то, что зрительные и звуковые/слуховые/музыкальные образы если не были загружены в психику через зрение и слух, уже потом ни через какие сны, эгрегоры, и пр каналы не могут быть загружены и т.д. ) и лишь обеспеспечивающая сам подход исследователя к этому понятию-модели с этой стороны.  Возможно для не специалиста ( никому не в обиду ) это не сразу так очевидно т.к. книга не самодостаточна в этом смысле ( потому и не очевидно ), больше как доп литература к исследованию в этом направлении. Но необходимая именно из за этой специфики, как части тифлосурдопсихологии и педагогики вообще, раскрывающие особенности человеческой психики с этой стороны.
Вы верно обратили внимание, когда нашёл её, оставил в оформлении именно как своеобразный самостоятельный тест для читателя, проверить себя на подвластность определённым стереотипам. На сколько,  стереотип-идея-символ ( с нравственной в том числе стороны ), может влиять на процессы восприятия/оценки/тд, как фото, так и содержания под таким фото-вывеской. Потому это некий вопрос для самого читателя к самому себе, ( ответ/реакция психики на него будет в любом случае, писать его совершенно не обязательно, а вот подумать над ним стоит ),  что он обнаружит в своей психике как первую(ые) реакцию на эту фотографию, когда обратит внимание/возникнет интерес, какие возникнут эмоции-настроения от неё, какие сделает эмоциональные и смысловые оценки, какие действия под их воздействием или без них предпримет дальше относительно материала публикации. Какими бы ни были реакции и выводы, осмысление их очень полезно для самонаблюдения и выводов из этого ( если кто воспользуется ), уже даже не читая приведенную книгу.
Эгрегор, насколько я понял, происходит от слова Grex — стадо, толпа. Т. е. эгрегоры —
это характерный признак библейской концепции и толпо-элитарного общества, в котором демоны-программисты рулят толпами зомби и животных в обход сознания. Для человечного типа строя психики неприеплем ни толпоэлитаризм, ни демонические проявления. Поэтому переход к человечному типу строя психики должен сопровождаться уходом от управления через частные и каллейдоскопические демонические эгрегоры, и переходом к их человечной целостной альтернативе — соборности, ноосфере и богодержавию. Современное положение дел в мире заставляет человека изучать эгрегоры и перехватывать управление ими у демонов, но только лишь для того, чтобы ликвидировать эгрегориальное управление толпой. Надо от выпасания стада-толпы переходить к коллективному разуму народа.
Если не возражаете, такой тогда вопрос.

Каким набором признаков ( которые отличают эгрегоры как явление, от всего остального в Вашем восприятии и понимании ), Вы пользуетесь в жизни, что бы различать: вот это - эгрегор(ы) —  по такой кто совокупности признаков, а вот это уже —  НЕ эгрегор(ы)?
Думаю, эгрегоры - нужная штука, только если к ним осознанно подходить. Ведь, например, эгрегор водителя - научился входить в это состояние, едешь на "автомате", не задумываясь. Высвобождаются ресурсы на что-то другое. Хуже, когда впадаешь в эгрегориальное навождение и себя не контролируешь. Сам эгрегор, как автомобиль - может пользу принести - едешь на нем, а можно и вреда наделать, включая окружающих.
Андрей 21 января 2019г. в 23:29:
Думаю, эгрегоры - нужная штука, только если к ним осознанно подходить
Да, если под этим словом подразумевается такая совокупность признаков которая отражает объективное явление, познав которое, можно выработать методы относительно-предсказуемого с ним взаимоотношения/взаимодействия.

Андрей 21 января 2019г. в 23:29:
Ведь, например, эгрегор водителя - научился входить в это состояние, едешь на "автомате", не задумываясь
Под этими словами, можно подразумевать так же выработку/наработку условных рефлексов, которые у разных людей могут быть наработаны с разными скоростями, от нескольких повторений ( даже внутренне мысленно ), до очень множественных + устойчивую отработку этих рефлексов ( без внешних помех )  как програмный-програмно-адаптивный фундамент в Вашем примере вождения автомобиля, по схеме управления предиктор-корректор но уже с уровня интеллекта водителя. Так же, есть всегда относительно небольшая группа людей которая может  вырабатывать рефлексы с первых попыток ( в независимости от вида деятельности ) по сути равно импринт, механизм давно изученный. Т.е. можно вполне обойтись без привлечения термина  — эгрегор.

Потому и задал выше Константину вопрос ( если Вы не возражаете и к Вам обращаю его )  о признаках, т.к.   определения термина  — эгрегор,  очень размыты и метафоричны, так же бывают между собой и противоречивы у разных людей кто его использует, достаточно посмотреть в сети разные материалы, а так же некоторые его основные признаки, либо очень трудно-с-натяжкой, либо не проверяемы вовсе. Некоторые  сводят термин эгрегор = просто группа людей, некоторые этот же смысл смысл возводят в свойство, чувство, и тд и тп. так же свойств приписывают множество разных. Но эти же свойства можно относить так же и к другим явлениям. Которые можно объяснить совершенно иными моделями не прибегая к тем, которые пытаются выстраивать и называть термином — эгрегор. 

Потому и интересно, если человек использует этот термин, для того или иного объяснения психофизических ( и возможно прочих ) явлений, не как постулативную абстрактную модель, ( а такая модель может быть даже внутренне не противоречивой, логичной и этим привлекать ), а как модель реального явления выраженную в совокупности неких объективных признаков, по которым можно выявить/различить это, качественно отличное от остальных явлений Жизни —  явление. И то, как выявляет он этот необходимый набор признаков ( что это за признаки ), по совокупности которых различает реальное явление - эгрегор от всех остальных явлений.
iero fant 22 января 2019г. в 03:26:
как выявляет он этот необходимый набор признаков ( что это за признаки ), по совокупности которых различает реальное явление - эгрегор от всех остальных явлений.
Большей частью по принципу - мужик задним умом крепок. После того, как что-то случается, начинаю "разбор полётов" с опорой на чувства, где, например, несло без контроля своего поведения и почему. В общем, основываясь больше на чувствах с выработкой стереотипа распознавания на будущее. Я же не волшебник, а только учусь)) Бывает так, что незнаешь откуда решение сложившейся ситуации пришло, делаешь, потом думаешь и понимаешь, что это было наилучшим решением. Или по жизни, в соответствии с обстоятельствами, встречаются люди, которые тебе вовремя подскажут, помогут, будут в нужное время в нужном месте. Как помощь Бога, пославшего тебе Ангела-Хранителя, возможно кого-то из близких умерших родственников. Почему близкие родственники - они в ответе за нас перед Родом и наставляют, как могут. Задавался вопросом и получал ответ, что дело обстоит именно так. У кого-то может быть иначе, у меня как-то так)) Это чувствами различается и Случайностями осознается. Как говорят - везёт или нет, думаю от эгрегора зависит, а вот насколько эгрегор будет добрый и терпеливый, зависит, я думаю, от самого человека. И когда время придет самому своей родне помогать находясь в другой  реальности, хорошо бы иметь Любовь, чтоб не поубивать потомков))
На данную тему в качестве доп.материала https://youtu.be/KZFo0QyITkA
Смотреть с самого начала, там про эгрегор и кто их наполняет, от чего эгрегор сильный или слабый.
Из интернета:
БЕЗ ЛЮБВИ ВСЁ - НИЧТО...
Справедливость без любви делает человека жестоким, правда без любви приводит к критиканству, воспитание без любви формирует в человеке двуличие. 
Ум без любви делает человека хитрым, компетентность без любви порождает неуступчивость, честь без любви делает человека высокомерным. 
Власть без любви порождает насилие, богатство без любви формирует в человеке порок жадности, вера без любви делает человека фанатиком.
Обязанность без любви - раздражительность
Ответственность без любви - бесцеремонность
Справедливость без любви - жестокость
Правда без любви - критиканство
Воспитание без любви - двуличие
Ум без любви - хитрость
Приветливость без любви - лицемерие
Власть без любви - насилие
Честь без любви - высокомерие
Богатство без любви - жадность
Вера без любви - фанатизм
ЖИЗНЬ без любви - смерть

От себя добавлю, что сторонники КОБ без Любви обрели вышеперечисленные качества, т.е. "вознеслись" над "толпой" в своём внутреннем взоре, по факту оставшись этой же толпой. Если сторонники КОБ не обретут Любовь, тогда все мы будем собачиться самоутверждаясь над другими и никакого Русского Духа, который почувствовал Башар Асад, не будет. Растратим даже то, что из Русского Духа настяжали люди из АК ВП СССР для нас.
Андрей 22 января 2019г. в 15:53:
На данную тему в качестве доп.материала https://youtu.be/KZFo0QyITkA
Смотреть с самого начала, там про эгрегор и кто их наполняет, от чего эгрегор сильный или слабый.
Хороший пример того, о чём выше упомянул. Предлагаю поразмышлять.

На 0:47 автор приводит признаки того смысла, что вкладывает в термин  «эгрегор».

«— Если мы, под эгрегором понимаем — силу, то тогда что? Если эрегор силён, а члены эгрегора слабы, то из этого силового поля, выбраться им будет очень сложно..»

Не понятно, что за словом сила, какой смысл? Не известно. Далее корень сила(ён) используется в качестве уже свойств(а) и тд.

Т.е. при таком подходе раскрытия смысла слова «эгергор», перед говорящим открывается возможность по отношению к тому кто слышит речь ( или читает текст ), подставлять разные смысловые умолчания, — образы, эмоции  ( или иные инф фрагменты загруженные культурой в психику ранее, и из которых можно «ткать» образы этих умолчаний в реальном времени ), под этот код в дальнейшем, если слушатель не достаточно внимателен, психика не анализирует входящий поток информации в режиме активного алгоритма-сторожа, а говорящий не склонен анализировать точности своего слово-употребления ( в личной беседе понимания его слов и конструкций из них —  слушателем по ходу беседы, т.к. последнее сложнее проверять в темпе беседы в режиме говорящей головы с экрана )  либо на автомате, либо осознанно так делая.
Так же, при фонетическом произношении ( + настроения с обоих сторон ) мимика, поза, и тп. внешние доп признаки и антураж, создаётся особая атмосфера, подталкивающая к принятию того или иного умолчания. Т.е. управление вероятностью того, какое из умолчаний может быть подставлено слушателем/читателем, под те или иные слова, их конструкции, всю беседу ( текст )

 Например как частный случай, в художественной литературе и любых текстах вообще, можно, создав нужную предшествующую атмосферу в тексте, по  отношению к  какому то хронологически позднему его фрагменту, сформировать вероятность принятия из множества ( образов, представлений признаков и свойств и тп. их ассоциативных взаимосвязей и оценок )  такие, множество которых писателем могут быть изначально предсказуемы относительно какой то группы читателей. Тем самым решая задачу по сути управления безсознательными уровнями, если читатель этого не осознал в процессе чтения и после, то в обход его сознания. Многие авторы делают это для выделения какого то смысла, или оценки, или для того, что бы раскачав эмоции читателя загрузить например нужную оценку, и если читатель в определённом настроении от своего текущего ТСП, и автору удалось решить метрологическую состоятельность текста, когда по тексту-описанию такого автора, читатель соотнёс описанное с тем, что всплыло у него из памяти, +/или соотнёс с какими то как ему кажется реалиями жизни и он сам построил эту связь, связь может быть принята, и оцениваться субъективно как личное достижение понимания. При этом, такое понимание может быть как реально, так и иллюзорно, в зависимости от того, какие цели и способность у автора при кодировке смысла, как внимателен и осмысленно проверяет-перепроверяет текст читатель и т.д.

Естественно, что при живом общении, такое воздействие может протекать и быстрее и точнее.

Ниже попробую привести пример ( так же воспользовавшись поднятым вопросом в начале Вашей ссылки на видео ) относительно «попадания» в эгрегор, «выхода» из него, и пр «подключений» и «подселений».
iero fant 22 января 2019г. в 20:36:
...инф фрагменты загруженные культурой в психику ранее, и из которых можно «ткать» образы этих умолчаний в реальном времени ), под этот код в дальнейшем, если слушатель не достаточно внимателен, психика не анализирует входящий поток информации в режиме активного алгоритма-сторожа, а говорящий не склонен анализировать...
Хороший комментарий, спасибо. На днях думал о том же, только анализировал фильмы, которые смотрит старшее поколение и современные фильмы, которые смотрит молодежь и думал, какое не здоровое будущее задумали для нас. Как всё-таки легко программируется и также перепрограммируется в "натруженных руках" общество. Достаточно влиять на бессознательное общества. Многие не анализируют, живут одним днём. Как иногда умело интригами и слухами управляются коллективы. Негатив легче заходит в психику, чем позитив. Считают позитивом только кривляния хохмачей. Когда обращаешь внимание, над кем смеёмся и к чему ведут хохмачи, начинают просматривать косо потому, что начинаешь выбиваться из стада, чем можешь навлечь на себя недовольство этого коллекттвного эгрегора и люди толком объяснить не могут, что не так, но не так и всё тут. Это, как брали интервью у навальнят, а они объяснить не могут, против чего протестуют, начинают нести чушь. А это всё берется и формируется из фильмов, музыки, телепередач - в эгрегор. Ты же должен ходить на работу, в магазин, короче сосуществовать с другими людьми, а они ни о чем не думают, живут как зомби из фильмов ужасов))
iero fant 22 января 2019г. в 20:36:
Не понятно, что за словом сила, какой смысл? Не известно. Далее корень сила(ён) используется в качестве уже свойств(а) и тд.
Я бы хотел обратить внимание, что эгрегор силён нравственными людьми, т.е. сила в нравственности членов эгрегора. Иерархия в эгрегоре устанавливается по реальной, а не декларируемой нравственности.
«Это существо представляется мне очень большим и совершенно бесформенным (в действительности я, конечно, знаю, отчего происходит гром и молния, но когда я ощущаю удары грома, то представляю именно существо). Но даже при напряжении всего моего воображения я ни как не могу представить себе ни объема, ни формы этого существа. Я ощущаю лишь его огромную силу по колебаниям воздуха, ударяющего в оконное стекло. Когда вибрации становятся сильнее и чаще, мне кажется, что существо находится совсем близко от окна; когда же вибрация слабее и реже, оно удаляется от окна.»

     
«...Импринт(от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать)  и импринтинг в психологии: что полезно об этом знать?
Импринтинг совершается в течение определенных, обычно весьма ограниченных периодов жизненного цикла (которые называются сенсибильными, критическими, моментами импринтной уязвимости), причем протекает очень быстро и неосознаваемо. Границы личного «Я» в импринте размыты, т. е. важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, вовлеченными в ситуацию. Поясним: речь идет о бессознательном подражании реакциям этих самых значимых, и это формирует опыт. Импринт не обязательно негативен, он может быть и благоприятным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтинговые обстоятельства. Это, в частности, подчеркивал Тимоти Лири в «Семи языках Бога», отмечая, что импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям. Импринты могут складываться в сложные системы, особенно при наличии более поздних травматических запечатлений, которые усиливают более ранний импринт. А проявляются они, например, в виде ощущения «тупика» в жизни, т. е. безысходности, неспособности, покинутости, никчемности и т. д….»

Автор: Валентина Пономарева 
Источник: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/31886/
© Shkolazhizni.ru
Роберт Уилсон «Психология эволюции».
Что бы  разобраться с явлением эгрегор/импринт, обладающим свойствами волн,колебательных движений (ряд основных свойств, которыми обладает всякое волнообразное движение – это отражение и преломление, совершающиеся по определенным законам; затем – интерференция и, следствие ее, получение стоячих волн; наконец, в учении о свете рассматриваются дифракция лучей, поляризация их и так называемое двойное лучепреломление в некоторых кристаллах. Эти основные свойства присущи волнообразным движениям всякого рода. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c0dd614-196f-44d6-9dbd-8d5a91d40324/br08_opit_vanna.htm вообразим невидимого музыканта,которого ни пощупать, ни увидеть,ни попробовать на вкус (не)возможно?! Слушая (с нашего детства по сегодняшний день-песни,сказки,мульт/фильмы,литературные произведения и др.) ту или иную «музыку»,мы загружаем (нам грузят) в психику различные мелодии(стереотипы поведения). Мелодии сопровождаются декорациями(жизненными обстоятельствами),на музыку накладываются слова(тексты,выступления,беседы , пр.). Всё это накапливается/откладывается в нашем безсознательном . 
  
  Увеличим число «музыкантов» до оркестра неограниченных размеров,играющего на бесконечном множестве инструментов. При этом,оркестр способен вечно исполнять музыку различных жанров-от народного фольклора до тяжёлого метала(названия условные). 
   
  Мелодии,как мы помним(наше безсознательное), уже загружены/грузятся (в моменты импринтной уязвимости-детство,трагедии/радости и т.п.). Жизнь интересна и многообразна-у каждого свой жизненный путь/опыт. Проходя этот путь, мы(наше «Я»-к вопросу о мировоззрении) видим различные декорации,слышим/чувствуем мелодии,слова/тексты. Это волны(колебательные движения) в исполнении «оркестра»,вызывающие в нашей психике(вопрос-насколько она наша) соответствующие (синфазность,когерентность,синхронизация) отклики. В результате всё человечество в ЦЕЛОМ и каждый(как часть ЦЕЛОГО) в отдельности эволюционируют именно так,как видят,слышат и чувствуют игру/звучание «оркестра» на струнах мироздания.
  
    Кто совершенный композитор и дирижёр,виртуозный исполнитель и слушатель(Господь каждому дарует часть своей души при зачатии)-вопрос риторический.
Помогают разобраться с явлением  такие понятия как:
 Изотропи́яизотро́пность (из др.-греч. ί̓σος «равный, одинаковый, подобный» + τρόπος «направление, характер») — одинаковость физических свойств во всех направлениях, инвариантность, симметрия по отношению к выбору направления (в противоположность анизотропии; частный случай анизотропии — ортотропия).

Изотропная среда — такая область пространства, физические свойства которой (электрические, оптические и др.) не зависят от направления. Например, показатель преломления оптически изотропной среды одинаков во всех направлениях. 
Анизотропи́я (от др.-греч. ἄνισος — неравный и τρόπος — направление) — различие свойств среды (например, физическихупругостиэлектропроводноститеплопроводностипоказателя преломленияскорости звука или света и др.) в различных направлениях внутри этой среды; в противоположность изотропии.

В отношении одних свойств среда может быть изотропна, а в отношении других — анизотропна; степень анизотропии также может различаться.

Частный случай анизотропии — ортотропия (от др.-греч. ὀρθός — прямой и τρόπος — направление) — неодинаковость свойств среды по взаимно перпендикулярным направлениям. (википедия).

Новые комментарии