Величко М.В. (2015.06) - Об истории

Список воспроизведения со всеми роликами, играют подряд:

Скачать видео:[yadisk][cloud.mail] Скачать звук:[yadisk][cloudmail]

Кто управляет ходом истории?

В чем причина событий на Украине? Почему, разрушив старую систему, украинцы не могут построить новое государство?

По каким законам развивается история? Объективна ли эта наука и наши знания о прошлом или все мы живем во власти культурно-исторического мифа? Существует ли единая для всех объективная реальность и правдивая история? Почему любые аутентичные исторические документы все равно содержат в себе ошибки? Объективны ли хроникеры, фиксирующие текущие события? Могут ли ключевые события не попасть в поле зрения летописцев и не войти в хроники? Отличается ли реальная история от того, как описывают ее очевидцы? Может ли быть мифом история, которую преподают в школах? Как быть с установленными и представленными на суд зрителя фактами, которые при этом они не находят подтверждения у официальных историков.  Кандидат экономических наук Михаил Величко рассуждает, кто управляет ходом истории и по каким законам формируются новые цивилизации и идеологии? Какая идея лежит в основе мифов Древней Греции? Почему и в греческих мифах, и в идеологии Третьего Рейха господствует представление о сверхчеловеке и разделение на расу богов и расу людей? Лежит ли в основе древнегреческих мифов идея глобального фашизма? Почему перестают существовать цивилизации и терпят крах идеологии? С чего начинается возрождение нации и как вырабатывается новая система социальных отношений? Почему для правителя так важно иметь цель и понимать, что он хочет? В чем причина происходящего на Украине и почему новая власть так и не может восстановить стабильность в стране? Чем опасен политический нигилизм  и почему нельзя построить новое государство исключительно на лозунгах отрицания предыдущей системы?
Если реально, мы живем на основе культового исторического мифа. Этот миф изначально никогда не был плодом свободного развития исторической науки, потому что историческая наука, даже если сохраняются все архивы и хроники, она уже обретает некую ошибку именно на основе документации, хранящейся в аутентичных документах соответствующей эпохи. Почему? Потому что тот, кто пишет докладные вышестоящему начальству, заинтересован в том, чтобы скрыть свои ошибки или представить их как выдающиеся достижения. То, что гроша ломанного не стоит, представить как эпохальное достижение для того, чтобы получить награды. Кроме того, не все, что попадает в поле зрение хроникеров и привлекает их внимание, действительно обладает той значимостью, которой приписывают последующие истории. А те события, которые действительно оказали важное значение, они вполне могли не попасть в хроники, поэтому реальная история, даже если она пишется на основе полного набора документов, все-таки она отличается от того, что было в мифах.

Если говорить об истории, как она преподается, то есть действительно целое множество фактов, которые не лезут в культовый исторический миф, причем это далеко не поветрии современности. Потому что, если Вы обратитесь к журналу «Техника молодежи», майский номер 1969 года, на обложку вынесен рисунок, в тексте журнала статеечка, иллюстрированные фотографии, пересланные станцией «Лунар орбитер-2». На фотографии, снятой с высоты порядка 50 километров, территория Луны. Некие остроконечные шпили отбрасывают тень. Казалось бы, отбрасывают тень, что тут такого? А автор статьи утверждает, что план расположения объектов, отбрасывающих тени, зеркален по отношению к плану расположения пирамид в Гизе. Дальше регулярно публикуются карты, на которых Антарктида, карты датированы временами ранее плаваний и экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Точность такая, которая в нынешней цивилизации обеспечивается развитием математики и картографии только со второй половины 18 века. Но карты существуют, куда их девать? Поэтому к той истории, которую преподают в школах, надо относится скептически, как к мифу. Потому что мы, в общем-то, даже присутствуем при том, как фальсифицируется та история, очевидцами и соучастниками которой мы были.

Просто давайте еще раз посмотрим на древнегреческие мифы. В общем-то, боги не отличаются хорошими этическими качествами. Так? Сменяется несколько поколений богов, то есть на Олимпе происходят дворцовые перевороты. Боги считаются бессмертными, боги могут то, чего не могут люди. Но главная идея Третьего рейха, какая? Вырастить сверхчеловека, который бы биологически превосходил среднестатистического человека от обыденного. Если он биологически превосходит, то, соответственно, в его власти те паранормальные способности, которые ныне свойственны некоторым, или даже те, о которых ныне никто не подозревает. Дальше, если он превосходит по продолжительности жизни, а у подвластных нет письменных хроник, то долгожители будут восприниматься как бессмертные боги, тем более, что они могут много чего. И одна из интерпретаций древнегреческих мифов, она говорит о том, что в ее основе память о жизни прошлых цивилизаций. То есть глобальный фашизм, разделение общества на расу рабов, которые живут коротко, быстро меняются, и расу долгожителей, которая всем этим управляет. Рабам запрещено пользование техносферной, техногенной энергией, это обеспечивает хорошую экологию планеты. Элита, господа пользуются тем, что можно сказать, назвать в нашей терминологии, физикой, выходящей за пределы того, о чем говорит наш современный учебник физики. Поэтому многое из того, что они могли делать, оно бы сейчас воспринималось тоже как чудо, поскольку в рамках традиционной физики не находило бы объяснения. И, в общем-то, это уже вопрос глобальной периодичности истории. Если прошлая цивилизация породила этически порочную систему социальных отношений и что-то обрушила себе на голову, в результате чего перестала существовать, то далее начинается процесс возрождения глобальной цивилизации. А дальше работает психодинамика та же самая, поскольку есть память, то отрабатываются алгоритмы, которые есть в памяти. Когда включается интеллект и включается воля, то порочные алгоритмы из прошлого оцениваются как вирус, как то, что подлежит искоренению, и вырабатываются иные алгоритмы, которые обеспечивают лучшее качество управления системой в целом.

Но вопрос, понимаете, не в том, какое было в действительности прошлое. Вопрос в том, какого будущего мы хотим. Причем, конкретно хотим, потому что управление, оно предполагает определённость целей. Если мы занимаем позицию, «я не хочу того, я не хочу этого, я не хочу этого», то мы получаем открытое множество возможностей, за исключением того, что мы не хотим, над которым властны не мы, а кто-то другой. И что в этом открытом множестве возможностей вылезет при не нашем управлении, нет гарантии того, что не вылезет нечто такое в сопоставлении с чем то, что было раньше покажется просто раем. Что на Украине сейчас, там проблемы как раз те же самые, отсутствие мечты, причем жизненно состоятельной мечты, и распоясавшийся нигилизм, не хотим этого, не хотим этого, не хотим этого. Все.

http://dostoyanieplaneti.ru/2456-kto-upravlyaet-khodom-istorii-mikhail-velichko

Почему история повторяется?

По какой схеме русские уже в третий раз строят новое государство? Как история наказывает за незнание своих законов?
Цикличность происходящих в мире событий заметил еще Ключевский, написав, что история повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй – как фарс. Кандидат экономических наук Михаил Величко анализирует, от чего зависит повторяемость исторических явлений. Какую роль в формировании циклов истории играют духовность и менталитет народа? Стоит ли искать этику в человеческом обществе или за его пределами, в природе или космосе? Что отличает человека от говорящей обезьяны и позволяет ему менять ход истории? Как различаются атеистическое и религиозное толкование истории? Почему для атеистов история – это линия, а для верующих людей – спираль, для одних – учительница, а для других – надзирательница? Что является движущей силой истории: классовая борьба или психика людей? Какие закономерности можно увидеть, если рассматривать психику как информационно-алгоритмическую систему? Почему, если психика человека не меняется, повторяются не только одни и те же ситуации в его роду, но и события у целых народов и цивилизаций? О каком важном аспекте забыл Гумилев, указав продолжительность цикла истории в 1200 лет? В чем уникальность циклов русской многорегиональной цивилизации? Какую роль в цикличном ходе истории играют свержение Романовых, попытка построения СССР, убийство Сталина, 40-летний ползучий государственный переворот и в итоге – отказ от принципов советской власти и переход на либерально-рыночную модель отношений? Как русские уже в третий раз строят новое общенародное государство? Откуда возникает социальная элита и как она со временем деградирует? Почему не удается найти эффективных управленцев, за деградацией следует крах и государство приходится строить с нуля? Как история наказывает за незнание своих законов? Какой цикл истории мы проживаем сейчас? Ответит ли русская элита на вызовы времени или нас ждет новая социокультурная катастрофа?
Величко Михаил: Сторонний наблюдатель обычно говорит, что история повторяется дважды, первый раз, как трагедия, второй раз, как фарс. Если смотреть изнутри, то Ключевский как-то сказал: «Закономерность исторических явлений обратно пропорционально их духовности». Понятие «закономерность», как в науке понимается? Именно как повторяемость результата при воспроизведении одних и тех же условий. А духовность, это что? Это, прежде всего, менталитет. И, соответственно, если менталитет не меняется, то история повторяется, именно потому что психика людей – это информационно-алгоритмическая система, и индивидуальная психика - информационно-алгоритмическая система, и коллективная психика - информационно-алгоритмическая система. И если алгоритмика психики не меняется, то реагируя, в общем-то, на одни и те же события, мы воспроизводим в некоторой комбинаторике те сценарии, которые уже отработаны в прошлом.

Дальше, понимаете, получается так, что взгляд на историю в атеистическом и религиозном миропонимании, он будет принципиально различен. Потому что в атеистическом миропонимании история просто последовательность каких-то событий, которые никуда не ведет. Есть некое множество возможных вариантов, и вот история там, как ступа с Бабою Ягой сама бредет неведомо куда и неведомо как. Причем, а в атеистическом миропонимании этика локализована в пределах человеческого общества. А в религиозном миропонимании этика приходит из-за пределов человеческого общества в общество людей, и из общества людей она дальше, так или иначе, обращена к природе. А дальше встают вопросы на тему о том, человек состоялся как человек, или это просто говорящая обезьяна, как о том написано в романе «Планета обезьян», экранизации которого полным-полно. Если человек не говорящая обезьяна, но он еще не состоялся как человек совершенный, то тогда история – это школа. Опять же, как сказал Ключевский: «История не учительница, а надзирательница. Она ничего не учит, никого не учит, она только наказывает за незнание уроков». Вот этот афоризм, он нуждается в пояснениях, потому что педагогический состав в гимназиях дореволюционных времен, он включал в себя учителей и надзирателей. В обязанности учителей входило преподавать те или иные научные дисциплины, а в обязанности надзирателей входило следить за поведением учащихся и в гимназии, и за ее пределами. И если нормы этикета, которые были свойствены для общества в то время, гимназистами нарушались, то они попадали под руку надзирателя, и те уже дальше прилагали к ним воспитательные меры. В религиозном миропонимании история – это процесс, в котором общество людей, региональные цивилизации, народы и человечество в целом методом последовательных продвижений решает определенные задачи нравственно-этического характера. В зависимости от того, как человечество и общество решает эти задачи, история либо повторяется, либо, если некие задачи решены, то открываются новые возможности и в истории появляется что-то новенькое.

Причем, если анализировать жизнь человеческих обществ, вот эта повторяемость, она касается не только народов и цивилизаций, она касается жизни практически любого рода, любой семьи, потому что, если есть род, то есть некая череда родственников в нескольких генеалогических линиях, то если люди живут бездумно, то можно увидеть, что биографии родственников разных поколений в той или иной комбинаторике воспроизводят одни и те же события. Почему? Потому что, в общем-то, историей движет психодинамика, именно психика людей как информационно-алгоритмическая система, это движущий фактор истории. Ни классовая борьба, ни экономика, ни что-то еще, а именно психодинамика, которая обусловлена нравственно, в которой выражается миропонимание людей, то есть осмысленность ими тех или иных сторон жизни. Это движущая сила истории.

Если обратиться к истории нашей, истории русской многонациональной региональной цивилизации, то тоже можно выявить определенную повторяемость. И эта повторяемость, она вовсе не такая, как об этом писал Гумилев в «Этногенез и биосфера земли», что дескать есть цикл этногенеза, он совершается полностью примерно за 1200 лет, сначала пассионарность, потом утрата пассионарности, а потом остатки этноса воспроизводят что-то новое, или новый цикл пассионарности, либо вливаются в состав каких-то других этносов или суперэтносов. В описании этногенеза Гумилева отсутствует именно этот нравственно-этический аспект. А если посмотреть в историю нашей цивилизации, то она отличается по ритмике от истории других цивилизаций. Отличается она в каком смысле? Она состоит из последовательности циклов, и каждый цикл включает в себя две фазы. Начало цикла – это завершение какой-то социокультурной катастрофы. За этой социокультурной катастрофой, за ее завершением следует попытка построения общенародного государства, государства, в котором, в общем, все люди вне зависимости от их социального происхождения, так или иначе, работают на общее дело, а взаимно дополняя друг друга, не унижая друг друга. И в результате возникает некая слаженность, и получается результат.

В конце этой фазы возникает социальная элита. Социальная элита характеризуется тем, что она мировоззренчески отлична от остальной массы народа, потому что они стоят на позициях «мы лучше, чем они», все остальные – быдло, все остальные должны служить нам и быть благодарны за то, что мы управляем их жизнью и даем им ту возможность, какую даем, без нас было бы еще хуже. И элита, когда она формулируется, она обрушивает общенародное государство и начинает попытку строительства своего элитарного государства, которое бы выражало этот принцип. Народ – это один из ресурсов, которым располагает элита. Если помните, в школьные времена сказка о том, как мужик двух генералов прокормил. С точки зрения генералов, мужик везде есть и это часть природы, это и природные ресурсы, его обязанность не отлынивать, а кормить двух генералов. Генералы со своей стороны характеризуются тем, что они выросли в неком департаменте и в силу этого ничего не знают, ничего не понимают и умеют расписаться, где покажут. Это Салтыков-Щедрин писал о завершающей второй фазе полного цикла от периодичности истории России, когда государственность элитарная деградирует в силу разных причин, главным образом, внутренних причин. И получается так, что, когда элитарная государственность сформирована, в силу усложнения жизни и среды элиты, она не в состоянии выделить достаточное количество высоко квалифицированных управленцев, которые в состоянии понимать, как возникают проблемы, и как их надо решать. То есть вызовы времени проходят мимо, вратари не ловят, и это единственная причина, по которой элитарная государственность обрушивается. 
Далее, когда она обрушивается, начинается новый период, все то же самое. Попытка построения общенародного государства, возникновение элиты, обрушение элитой общенародного государства, попытка построения элитарного государства, деградация элиты, опять катастрофа. И вот можно выявить, по крайней мере, на протяжении памятной истории, если соотносится с хронологией, официально ныне принятой, то будет три таких цикла. Сейчас мы живем во второй фазе третьего цикла, потому что 1917 год – это крах элитарной государственности Романовых. С 1917 года попытка построения общенародного государства, возникновение элиты, убийство Сталина в 1953 году, ползучий государственный переворот, протяженностью около 40 лет. В 1993 году отказ полный от принципов советской власти как общенародного государства. И посторенние элитарного государства на принципах либерально-рыночной экономической модели. Как видим, ныне правящая элита на вызовы времени не отвечает, управленческая деятельность носит неадекватный характер, и, в общем-то, уповать на то, что нынешняя элита справится с решением тех задач, даже которые она ставит, нет оснований, потому что решение этих задач не поддерживается системой образования, начиная фактически даже с детскосадовских времен.

Поэтому с периодичностью истории дело обстоит таким образом, нашей истории. Но в глобальной истории, там тоже есть своя периодика, но периодика глобальной истории – это еще процесс взаимодействия региональных цивилизаций, каждая из которых тоже обладает своей внутренней периодикой. Поэтому периодичность глобального исторического процесса, она несколько сложнее, чем наша внутрироссийская, внутрирусская циклика истории.

http://dostoyanieplaneti.ru/2458-pochemu-istoriya-povtoryaetsya-mikhail-velichko

Роль культуры в истории

Почему мы производим автохлам и покупаем подержанные иномарки? Как культура и этика влияют на исторические сценарии?

Кандидат экономических наук Михаил Величко рассуждает, какую роль в историческом процессе играют причинно-следственные связи, культура, нравственность и этика.
Как связаны история и культура с точки зрения теории управления? Как культура передается от поколения к поколению? Может ли культура обеспечить автоматическое существование общества в гармонии с природой? Почему в каждую эпоху культура – разная? Развивается ли культура, когда люди осваивают новые знания, много читают? Достаточно ли быть начитанным человеком, чтобы считаться культурным? Придет ли «великий учитель» или придется осваивать и применять новые знания самостоятельно? Почему толпа всегда равнодушна к появлению учителя? Можно ли было избежать социокультурных катастроф 1905 и 1917 года? Как история наказывает тех, кто не знает ее законов? К чему может привести и уже приводил рост энерговооруженности? Как научить детей не только потреблять созданное предыдущими поколениями, а творить самим, не нанося вреда природе и обществу? Знает ли история сослагательное наклонение? Какой исторический сценарий не смогли реализовать Романовы, но взяли на вооружение японские монархи? Какую роль в историческом процессе сыграли столыпинские реформы и разрушение общины? Нужны ли общинная этика и круговая порука в условиях современного бизнеса? Почему промышленные корпорации Японии известны на весь мир, а с конвееров нашего автопрома сходит брак? Можем ли мы пойти путем Японии? Как исправить нравственно-этические ошибки и научиться управлять ходом истории?
Величко Михаил: Что в сюжетах мифов образы поведения, образцы решений тех или иных житейских задач, они освящены авторитетом греческих богов, и для греков соответственно были образцами поведения. Но другое дело, что в Греции не сложился единый стандарт, есть вариации мифов, в результате чего разные персонажи имеют разные биографии, разные свойства. Эта история не наша, ее нам пытались навязать, когда греческая и римская культура входила в стандарт нашего образования, и тем самым фактически на Руси в очередной раз формировался раскол общества, когда правящая элита получала одно образование, и у нее был один менталитет, а народ жил своей жизнью, и у него был другой менталитет, иное представление о мире и о мифах Древней Греции. В общем-то, до середины 20 века в простонародье никто ничего не знал.

А что было у нас? А у нас были свои сказки, были свои былины. А там что? А там тоже образцы поведения, причем, понимаете, все такого рода вещи, они имеют некий скрытый смысл, потому что на сюжет можно смотреть со стороны. Вот мы смотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье». Смотрим как? Как зритель, а посмотреть на эту ситуацию с позиции витязя, сидящего на коне, ведь не каждому и в голову такая мысль придет. А дальше получается так, что откуда Вы смотрите на сюжет сказки или былины? Из вне? Или с позиции персонажа того или иного? В зависимости от того, с какой позиции Вы смотрите, Вы получаете тот или иной результат, формируется тот или иной менталитет. Но, в общем-то, все это было ориентировано на то, что весь комплекс былин ребенок узнавал, по всей видимости, к возрасту 5 лет, а дальше на протяжении вступления в юность, если было кому, то могли пояснить некоторые аспекты, которые остаются вне восприятия стороннего наблюдателя, которым надо сопереживать самому, а сторонний наблюдатель, он обычно эту миссию сопереживания избегает, уклоняется от нее, и в результате не получает то, что он должен был бы получить.

И если посмотреть на то, как развивалась наша культура, 20 век – это очень агрессивная вестернизация с попытками истоптать, искорчевать, выжечь все то, что уходит в глубокую нашу собственную древность. 

http://dostoyanieplaneti.ru/2479-rol-kultury-v-istorii-mikhail-velichko

Мифы Древней Греции в культуре России

Как греческая литература вытеснила из образовательной программы эпос древних славян? Чему былины учат не хуже мифов?

Почему в стандарт нашего образования включили мифы Древней Греции, а древнеязыческая литература в программу не входит? Кто насаждает на Руси чужую культуру и провоцирует раскол общества? С помощью чего по-разному формируют менталитет правящей элиты и простонародья? Почему до середины XX века о мифах Древней Греции в России никто не знал? Можно ли заменить греческие мифы славянскими былинами и преданиями? Какое место занимали былины в культуре Древней Руси? Как легенды учат решению житейских задач и дают образцы поведения? Почему мы смотрим на сюжет сказки или былины снаружи, как зрители или слушатели? Как былины формировали менталитет наших предков? В каком возрасте ребенок знакомился с народными преданиями и какие аспекты ему поясняли взрослые на протяжении жизни? Что важное в сути былин упускает сторонний наблюдатель? Как научить сопереживать сказочным героям и видеть сюжет изнутри? Чем важно правильное понимание мифов или былин для развития культуры? Кандидат экономических наук Михаил Величко размышляет, как остановить попытки тех, кто пытается «выкорчевать» историческую память и знания, уходящие вглубь веков?

Величко Михаил: Что в сюжетах мифов образы поведения, образцы решений тех или иных житейских задач, они освящены авторитетом греческих богов, и для греков соответственно были образцами поведения. Но другое дело, что в Греции не сложился единый стандарт, есть вариации мифов, в результате чего разные персонажи имеют разные биографии, разные свойства. Эта история не наша, ее нам пытались навязать, когда греческая и римская культура входила в стандарт нашего образования, и тем самым фактически на Руси в очередной раз формировался раскол общества, когда правящая элита получала одно образование, и у нее был один менталитет, а народ жил своей жизнью, и у него был другой менталитет, иное представление о мире и о мифах Древней Греции. В общем-то, до середины 20 века в простонародье никто ничего не знал.

А что было у нас? А у нас были свои сказки, были свои былины. А там что? А там тоже образцы поведения, причем, понимаете, все такого рода вещи, они имеют некий скрытый смысл, потому что на сюжет можно смотреть со стороны. Вот мы смотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье». Смотрим как? Как зритель, а посмотреть на эту ситуацию с позиции витязя, сидящего на коне, ведь не каждому и в голову такая мысль придет. А дальше получается так, что откуда Вы смотрите на сюжет сказки или былины? Из вне? Или с позиции персонажа того или иного? В зависимости от того, с какой позиции Вы смотрите, Вы получаете тот или иной результат, формируется тот или иной менталитет. Но, в общем-то, все это было ориентировано на то, что весь комплекс былин ребенок узнавал, по всей видимости, к возрасту 5 лет, а дальше на протяжении вступления в юность, если было кому, то могли пояснить некоторые аспекты, которые остаются вне восприятия стороннего наблюдателя, которым надо сопереживать самому, а сторонний наблюдатель, он обычно эту миссию сопереживания избегает, уклоняется от нее, и в результате не получает то, что он должен был бы получить.

И если посмотреть на то, как развивалась наша культура, 20 век – это очень агрессивная вестернизация с попытками истоптать, искорчевать, выжечь все то, что уходит в глубокую нашу собственную древность.

http://dostoyanieplaneti.ru/2623-mify-drevnej-gretsii-v-kulture-rossii-mikhail-velichko

2 комментария

На звуковой дорожке периодически повторяют 'нам есть чем гордится'. Я вот только не понял чем гордится???
Раньше гордились страной а теперь чем ?