Реформа системы образования. Школа может помогать осваивать МИМ

Учебная программа обычной средней школы не содержит предмета философии и в чистом виде никто не изучает предельно обобщающие понятия. Никто не заставляет учить школьников труды Ленина или Маркса, однако мысль, что всё в нашем мире можно описать в терминах материя, энергия, пространство и время прочно оседает в головах.
 
Логично предположить, что такое понимание является следствием самостоятельного обобщения школьником накопленных знаний. И объём иллюстративного материала, основанный именно на такой точке зрения настолько большой, что иное восприятие мира может сложиться только в виде психического отклонения.
 
Нет, никакой пользы в том, чтобы ломать всю систему образования и строить с нуля «как надо». Педагоги и без того испытывают сложности с реформами да и на смену им придут такие же люди. Изменения, необходимые нам должны быть мягкими и незаметными.
 
Первое, что хочется предложить - это разбавить иллюстративный материал таким образом, чтобы обобщая накопленный опыт, школьник понимал, что материя, энергия, пространство и время - это, как минимум, не единственный способ оценки окружающего мира.
 

Математика
 
Математика очень абстрактна.  Большинство из нас не сможет однозначно сказать, что такое единица без привязки к конкретным примерам. Один стол, одно яблоко… А для ребёнка это вообще непосильная задача. Поэтому вся теория прячется за иллюстрации из реальной (?) жизни.  Ведь понять смысл формул без привязки к физическому смыслу для неподготовленного человека практически невозможно. И вот на этот физический смысл нам и стоит обратить внимание.
 
Дело в том, что для иллюстрации линейных зависимостей используются задачи на движения в разных вариациях. Подобные иллюстрации используют как правило категории пространства и времени. И за годы учёбы таких задач накапливается довольно много.
 
Позднее, геометрия добавляет вторую и третью пространственные оси, что только усиливает ощущение что мир описывается только через пространственно-временные характеристики.
 
 
Но что если, добавить иной тип задач, иллюстрирующих линейные зависимости? Сразу на ум приходят уравнения термодинамики. Где вместо пространственных координат фигурируют объём и давление. Три типа процессов из термодинамики (изобарный, изохорный и изотермический) вполне доступны и в понимании в сложности вычисления уже для пятого класса. Всё что нужно - это придумать парочку весёлых задач про расширение газа в замкнутом помещении. 
 
Можно поспорить, что школьный курс физики эти примеры итак приведёт. Но здесь обратить внимание на то, когда он это сделает.  Ведь сначала надо освоить механику и, возможно, электричество. А опыт тем временем копится и новое знание учение уже соотносит с накопленным багажом в голове. Другими словами, примеры надо приводить до формирования картины мира, а не после. Чтобы строить, а не перестраивать.
 
Информатика
 
Самое важное, что нужно реализовать в информатике - это изучение объектно-ориентированного программирования. Во-первых, это реально полезный навык. Во-вторых, сама природа объектно-ориентированных языков программирования по сути отражает применение категорий материи, информации, меры. Жаль другими словами, но это и не важно.
  
Новые дисциплины
 
Основным критерием любой новой дисциплины должно быть наличие общественная пользы в понимании максимально широкого круга лиц. На мой взгляд уже давно напрашивается такая дисциплина как "Теория информации".  В её рамках ученики узнают:
  1. Что такое информация, и какие бывают её носители.
  2. Какую информацию о себе и как следует защищать.
  3. Какие существуют способы обмена информацией и как ими пользоваться.
  4. Как правильно искать информацию в сети интернет.

 
В качестве заключения
 
Преобразования не должны быть ощутимыми. И не мы, а само время требует их проведения. А результатом их совокупного влияния будет сокращение  объёмов затрат на толчок к осознанию истин для будущих поколений.
 
Наша задача помогать реализовать уже сформировавшиеся в обществе идеи, а не ждать сложа руки изменения в фундаменте системы образования.
Комментарии (61)

Хенсон, вы многие в одном лице? Кто это вообще писал?
Выучите, пожалуйста, язык, иначе вам не понять, что такое информация:
Первое - ваше "итак". Правильно "и так".
Второе - запятые, нет смысла описывать, но вы их ставите случайно что ли?
Третье - ваши представления о математике и детском разуме, мягко говоря, далеки от истины:
1) Математика - инструмент. Инструмент не существует без своего предмета/объекта обработки, т.е. математика физики и математика комбинаторики/информатики - это два разных, но похожих инструмента. Глупость же объяснений для детей не из-за того, что глупы дети, а из-за того, что глупы объясняющие.
2) Запомните/поймите - геометрия ничего добавить/убрать не может - пространственных осей ВСЕГДА три, вне зависимости от представлений отдельного/общества сумасшедшего(-их).
3) Линейная зависимость так называется из-за своего графика - линии, и, фактически, выражает график функции деления. Вы смешиваете пространственные координаты с координатами величин. Отсутствие РАЗЛИЧЕНИЯ туманит ваш мозг.
4) В термодинамике современности интересен только АДИАБАТНЫЙ процесс. Все остальные - от лукавого. Где вы их увидите в современной жизни?
Если глянуть на статью в Википедии, то можно увидеть ахинею об этом процессе:
- название, "адиабатный" значит не "непроходимый" - может быть поэтому для всех он остается непроходимой тупостью? настоящее значение "не имеющий возврата", "необратимый". в той же статье несут ахинею об нулевой теплоемкости газа (где? в модели? в жизни? в реальности газ имеет теплоемкость, но в умах идиотов-теоретиков может и не иметь - считать-то сложно (для них)) и возможности ОБРАТИМОСТИ для НЕОБРАТИМОГО процесса. Вы несете что-то подобное. Лучше изучите для себя этот вопрос.
Пример адиабатного процесса - работа ДВС (любого). Вы же на машине на свою работу ездите?
Четвертое. Десерт. Информатика.
"Итак". Информация есть только тогда, когда есть РАЗЛИЧЕНИЕ, т.е. "это" и "не это". Двоичный код в самом сильном приближении. Т.е. для различения нужны ДВА.
У вас же из "материя, энергия, пространство, время" матрия=пространство, т.к. "материя" значит "простирающаяся". Из четырех осталось три.
Далее, физика изучает ТЕЛА, т.к. такое название и несет.
Т.е. перемещение ТЕЛ по ПРОСТРАНСТВУ/МАТЕРИИ (что есть одно и то же, это билингва русско-арабская), с помощью СИЛ (т.е. энергии) за ВРЕМЯ.
Т.е. из "триединства" Мера-Материя-Информация работает только с Материей и Мерой, ничего не зная об Информации, т.к. для ФИЗИКИ (т.е. ТЕЛЕСНОСТИ), РАЗЛИЧЕНИЯ не существует.
ИНФОРМАТИКА ДОЛЖНА работать с РАЗЛИЧЕНИЕМ "Это" "Не Это". Вы вообще знаете/понимаете, что такое РАЗЛИЧЕНИЕ? Кстати, сообщите свой РОДНОЙ язык, мне проще будет писать вам текст для более понятного перевода. Да, я не верю, что это русский. Ваше мышление не соответствует этому языку.

Цитата: "пространственных осей ВСЕГДА три, вне зависимости..."
Скажите, как вы в с тремя осями в космосе определите своё положение? Ни как - вам понадобится четвёртая координата.
Ради интереса воткните в комок жвачни три списки (координаты) и подвесте всё это за лампочку и вы сами убедитесь, что без четвёртой координаты вы не сможете определить местоположение жвачки в пространстве.

Скажите, как вы в с тремя осями в космосе определите своё положение? Ни как - вам понадобится четвёртая координата.
----
Всё атас, КОБ доводит сознание людей до средневековья. Понятие о пространстве отсутствует напрочь. Скоро у них Солнце будет вращаться вокруг Земли

""Скажите, как вы в с тремя осями в космосе определите своё положение? Ни как - вам понадобится четвёртая координата."" "Четвёртая координата" называется центром координат. Перед тем, как определять положение чего-либо в 3-мерном пространстве, нужно сначала определить именно его.
1) Математика - инструмент. Инструмент не существует без своего предмета/объекта обработки, т.е. математика физики и математика комбинаторики/информатики - это два разных, но похожих инструмента. Глупость же объяснений для детей не из-за того, что глупы дети, а из-за того, что глупы объясняющие.
Ещё в средней школе, на уроках геометрии, нам рассказывали, что не каждый человек способен воспринимать объём нарисованных на плоскости структур. Нас учили мысленно вертеть пирамидки и цилиндры, задачи поиска объёма или площади поверхности на которых мы решали. Это несложная практика, но без неё человеку крайне сложно воспринимать «объём на плоскости». С абстракциями всё точно также. Нужно развивать в себе способности к абстрактному мышлению.

Абстрактная модель передачи данных работает вне зависимости от объекта. Какая вам разница что переносит сигнал? Лазер или электромагнитная волна. А может быть вообще звук. Абстрагируясь от физического канала можно построить стек протоколов TCP IP хоть на голубях.

Высшая же математика  — это не просто абстракция, это абстракция высокого уровня. Примеры физического смысла математических построений настолько редки, что при изучении предмета ими, вообще, можно пренебречь. 

Утверждение вида «Абстракция не существует без предмета» у меня, как математика, вызывает лишь улыбку.
2) Запомните/поймите - геометрия ничего добавить/убрать не может - пространственных осей ВСЕГДА три, вне зависимости от представлений отдельного/общества сумасшедшего(-их).
Это не совсем так. Та же геометрия вполне может построить проекцию четырёхмерного куба в трёхмерном пространстве, отрисованном в двухмерной плоскости :). Довольно занятно. Хотя, тут вы правы, это больше похоже на приступы сумасшествия.

В нашем же случае смысл не в изучении многомерных пространств, а в накоплении различных сочетаний мерных характеристик. Отношение объёма к плотности, хотя и отображено на геометрической плоскости, но не имеет отношения к пространственным координатам.
3) Линейная зависимость так называется из-за своего графика - линии, и, фактически, выражает график функции деления.
Верно, но нас интересует не сами линейные выражения, а иллюстративный материал для их понимания. Движение с постоянной скоростью, затем равноускоренное движение. Это всё примеры в пространственных координатах. В то время как абстрактные правила математики могут быть применены и к другим процессам, описываемым уже вне терминов пространства. А ещё лучше и вне времени.
 
Вы смешиваете пространственные координаты с координатами величин. 
Верно, в этом смысл. В системе координат МЭПВ пространственные координаты обособлены, в МИМ — нет.
 
4) В термодинамике современности интересен только АДИАБАТНЫЙ процесс. Все остальные - от лукавого. Где вы их увидите в современной жизни?
Не стану спорить, может быть уравнения термодинамики не самый лучший вариант. В конечном счёте важно понять принцип почему стоит разбавлять задачи в пространственных координатах. Даже если вы сможете придумать задачки только на адиабатный процесс — это уже большой шаг.
ИНФОРМАТИКА ДОЛЖНА работать с РАЗЛИЧЕНИЕМ "Это" "Не Это". Вы вообще знаете/понимаете, что такое РАЗЛИЧЕНИЕ?
С различением работает математика, а точнее теория множеств. То о чём вы говорите  — это простой, хотя и фундаментальный, навык построения предикатов.
 
Кстати, сообщите свой РОДНОЙ язык, мне проще будет писать вам текст для более понятного перевода. Да, я не верю, что это русский. Ваше мышление не соответствует этому языку.
Сомневаюсь, что вы сможете на нём хотя бы два слова связать :).

В школе преподают МИМ в разрозненном виде.
- Материю изучает физика (плазма, эфир пока под запретом).
- Информацию изучает химия (материя состоит из всех элементов Менделеева и тех, которые нам ещё не известны).
- Меру изучает геометрия. (геометрия не изучает свойства треугольники или шара, она изучает размеры матрицы).
Необходимо преподавать эти уроки как одно целое.

С общим выводом, конечно же, согласен.
Но вот химия изучает меру (та же таблица Менделеева - это матрица возможных состояний материи; т.е. мера)
Мера большая, разные науки изучают её в своих областях.
Информацию же, вроде как, изучает информатика (ну, как то анонсирует учебник по ней :)

У меня несколько иное видение МЕРЫ. Вы что нить про метрическую систему МЕР слышали?

а, тогда понятно.
Классический 4-единый калейдоскоп...

Где и в чём вы увидели, что бы я говорил о четырёх единстве?

если в мере нет матрицы возможных состояний - то она либо где-то ещё, либо в самостоятельную категорию вынесена.
Ну да калейдоскопы можно и на 3 категориях, вижу, разрисовать.
.
Но мировоззрение - дело сугубо личное. Спорить не буду.

Мера - это и есть матрица. В системе мер зафиксирована матрицы возможных состояний материи для нашего удобства.

Матрица - это мера.
Но мера - это не матрица. Мера шире.

- Информацию изучает химия (материя состоит из всех элементов Менделеева и тех, которые нам ещё не известны).
Раскройте мысль подробнее, пожалуйста. 

Кроме геометрической информации о матрице, содержимое её (материя) состоит из вещества состоящая из химических элементов.
Есть геометрическая фигура - цилиндр, ёмкостью 1 литр. Её наполнили водой. Цилиндр - это мера. Вода - это материя. Н2О - это информация о конкретной материи.

Нечто подобное уже есть в курсе химии. Изучение гибридизация орбиталей связано и с геометрией и с физикой. Вот только самостоятельный предмет для учебной программы на этом сложно представить. Ещё сложнее обосновать зачем его массово изучать.

Зачем изучать триединство - да хотя бы для того, что бы наши потомки не променяли свою свободу на две волги.

Изучать триединство и пользоваться им — это как «верить в бога» и «верить богу».

Ещё раз перечитай и попытайся осмыслить написанное.

что за маразм?
Как можно пользоваться тем, чего не знаешь? - либо никак, либо крайне неуспешно.

Математики это триединство уже больше ста лет как открыли, только название придумать не догадались. Натянули эти категории через теорию множеств на мироздание и успешно решают любые (почти) задачи. Сейчас программисты подтянулись со своим ООП.

Уже сейчас существует многомилионная армия практиков МИМ, только они об этом не знают :). А нужно ли им понимать, что помимо их логики мышления существует ещё и другая, старая, от которой надо отказаться, и заменить её на их нынешнюю, но названную немного иначе?
А что химия не изучает материю, а физика не изучает информацию? Что за чушь. У вас нет понимания того, что МИМ представляет из себя неразрывное (!) триединство. Любой процесс, фрагмент во Вселенной может быть описан с позиций этих трёх категорий одновременно.
Вот это и есть «Школьный стандарт образования». Даже если не оглашать, то дети «сами собою» додумаются до четырёхединства, либо до триединства. В зависимости от стандарта.

Henson, не по-мужски себя ведёте, не хорошо это.
У Вас же есть веские основания сомневаться в верности идеи МИМ, зачем тогда пытаетесь всучить её детям?.
.
Не зря же пример давал о невозможности предсказания поведения особи одного пола по отношению к особи другого пола.
Эти отношения из разряда основных инстинктов, без которых просто нет жизни.
Если кому-либо неведома их реализация в жизни, слушать рассуждения такого лишено всякого смысла - у него просто отсутствует адекватное восприятие бытия.
Это в сказках всё классно получается, в "Руслане и Людмиле" - Финн, не муж, не отец, женщин не знавший. В жизни Вы таких слушать не будете - в принципе бесполезны.
.
Различения, в данном случае, означают, что стать мужчиной можно лишь на фоне женщины, а МИМ Вам в этом не поможет.

Батон, у вас ещё мозги не закипели открывать глаза слепцам. Ну любят они МИМ. Им сказали, что МИМ истина полученная от Бога, вот теперь им хоть кол чеши - будут верить и распространять.
А классно они постирали наши комментарии где Кирюша бредит о НТП. Видать в самую точку попали всей сути КОБ.

"...кол чеши..." - Хоть кол на голове теши — об упрямом, не поддающемся уговорам или равнодушном человеке. Тесать кол - значит заострять палку (кол) при помощи топора. Подчеркивается твердость, крепкость головы упрямого человека.
У Вас же есть веские основания сомневаться в верности идеи МИМ
Не зря же пример давал о невозможности предсказания поведения особи одного пола по отношению к особи другого пола.
Мы уже говорили об интерпретации конструкций в программировании. Аналогичный образом можно взглянуть и на алгебру.

В выражениии «a + b, где a,b — натуральные» можно также выделить все составляющие МИМ:
  • Мера — Множество натуральных чисел с заданной операцией сложения.
  • Материя — a, b.
  • Информация — запись «a + b».

ДОТУ поступает также, только её мерная составляющая несколько сложнее. В частности имеет вид описания «конечного автомата». «Материю» — объект управления, мы получаем на старте, изучаем её мерную составляющую и формируем управляющее воздействие для преобразования — информацию.

А теперь посмотрим что нужно для «натягивания» модели конечного автомата на произвольный процесс. Для этого нужно определить:
  1. Множество внутренних состояний.
  2. Начальное состояние (вектор текущего состояния)
  3. Конечное состояние (вектор цели)
  4. Входной алфавит (управляющее воздействие)
  5. Функцию переходов.
Первое и последнее может поставить в тупик, поскольку без знания возможных внутренних состояний системы и функции перехода, то есть без возможности прогнозирования реакции системы на управляющее воздействие, модель не применима. В этом и кроется смысл термина «Устойчивость по предсказуемости».

В вашем примере вы не могли определить именно функцию перехода, от висячего положения в стоячее. Однако это была субъективная оценка и с точки зрения иного управленца задача может выглядеть вполне решаемой.

Как видите, невозможность применения ДОТУ связана вовсе не с МИМ, а с субъективными способностями управленца «натянуть» математическую модель  «конечного автомата» на объект управления. И вопрос который вы поднимали ранее, в этом смысле, можно перефразировать как: «Является ли математическая модель конечного автомата универсальной?». Ведь если мы получим ответ «нет», то это будет значить, что независимо от управленца существуют процессы, управлять которыми по ДОТУ невозможно. И в этом смысле достаточно общая теория управления не является достаточно общей.

Однако, в самой ДОТУ есть некоторый защитный механизм от подобного рода рассуждений. Дело в том, что обязательными этапами в ПФУ являются только первый и последний. То есть выбор объекта управления и его «архивирование». А всё что посерединке, в том числе выбор математической модели, можете вертеть как вздумается. Другое дело, что других моделей не озвучено.
Различения, в данном случае, означают, что стать мужчиной можно лишь на фоне женщины, а МИМ Вам в этом не поможет.
Цель МИМ не в том, чтобы стать мужчиной :). Польза от этого знания заключается в ином.

Пользу эту довольно просто можно описать в терминах аналитической геометрии (это такая абстрактная геометрия без геометрии, по сути является развитием идей векторной алгебры). Так вот это направление математики занимается изучением пространств и первое с чего оно начинает — определение системы координат. Оси направлений, единичный отрезок, центр координат. Причём размерность пространства для вычислений практически не имеет никакого значения.

Так вот, для задания направлений используются, как правило, единичные взаимоперпендикулярные векторы. Однако базис пространства можно задать и иначе, через комбинацию любых линейно независимых векторов. Число векторов при этом должно быть не меньше их размерности.

В школьном курсе алгебры, например, это требование встречалось при решении систем линейных уравнений. Где для решения системы линейных уравнений с несколькими переменными, количество уравнений в ней должно было быть не меньше числа переменных, причём сами эти уравнения не должны быть комбинацией других. 


Так вот, размерность пространства нашей реальности нам неизвестна. Однако мы её описываем, условно выражаясь, четырьмя векторами:
материя, пространство, энергия, время. Однако эта система векторов линейнозависима. В ней Энергия выражается через материю, а пространство через время. И наоборот. В результате мы имеем модель двумерного пространства вселенной. 

Если мы добавим ещё одну ось и получим трёхмерную модель вселенной, проблему это не решит. Поскольку гарантий, что на три измерения — это предел, никаких. 

МИМ же, уводит нас на более высокий уровень абстракции. Где в описание модели вселенной заложена её бесконечномерность, если хотите. мы говорим, что:
  • вселенная описывается через базис;
  • существуют единицы измерения;
  • существует центр координат.
МИМ не делает нашу модель пространства трёхмерной, оно делает её многомерной. И позволяет на её базе строить абстракции любого уровня. А уже потом соотносить их с реальными процессами.

МИМ — это иной тип мышления. 
Ядрёный Батон пишет ( http://mediamera.ru/comment/73814#comment-73814 ) : «У Вас же есть веские основания сомневаться в верности идеи МИМ, зачем тогда пытаетесь всучить её детям?» — что вам в МИМ не нравится? Вот мои представления о МИМ.
Сталь обладает следующей информацией: она твёрдая, прочная, неупругая (только совсем чуть-чуть), проводит ток, непрозрачная, быстро проводит тепло. Все эти характеристики есть информация, т.к. они описывают, как сталь взаимодействует с другими объектами, как она ведёт себя под внешним воздействием. При этом такие характеристики связаны с определённой структурой кристаллической решётки стали - мерой.
Алмаз и графит - это вещества, состоящие из атомов углерода ( "С" ), но имеющие лишь разное расположение атомов углерода относительно друг друга, т.е. меру. И от этого порядка расположения атомов углерода его свойства, т.е. информация, меняются кардинальным образом: алмаз — твёрдый и блестящий, пропускает свет, а графит — чёрный и легко крошится.

Если вещество пористое (пористость - это мера), то оно может впитывать воду в себя. А способность впитывать - это информация. Прозрачность стекла, липкость мёда - всё это информация. Есть кристаллы, обладающие разными оптическими свойствами (это информация) в зависимости от направления по отношению к кристаллической решётке. Такие особенности достигаются за счёт несимметричной кристаллической решётки, т.е. меры. На их примере видно, что информация зависит от меры. Серная кислота, например, много-чего растворяет, и эта способность растворять - тоже информация.
Есть 2 типа жиров (не помню их названия, но о них по ТВ говорили), отличающихся лишь расположением углеродных заместителей по отношению к двойной связи углерод-углерод, т.е. у них разная мера (разное взаимное расположение некоторых атомов). И эта разница приводит к тому, что у этих жиров разная информация: одни — полезные для организма т.к. усваиваются организмом и служат источником энергии, а другие — вредные т.к. просто прилипают к стенкам сосудов.
Аэродинамические свойства гоночной машины (как она прижимается к земле, каково сопротивление воздуха на разных скоростях) - это информация. И эти аэродинамические свойства зависят от формы корпуса, наличия/отсутствия обтекателей, т.е. от меры корпуса машины.

Вот ещё пример: если дерево рубить вдоль направления роста, то оно рубится легко, а если поперёк - то очень тяжело. Если выстрогать множество круглых макевари (деревянные доски, которые ломают каратисты ударами рук и ног), у каждой из которых направление роста дерева (из которого сделана доска) будет совпадать с одним из диаметров круглой доски, и сложить все эти доски так, чтобы у всех досок направления роста дерева совпадали (это - упорядоченность, мера), то такую конструкцию будет несложно разбить, и разлом при ударе будет идти вдоль направления роста дерева (это - информация). Если же у всех досок направления роста дерева образуют углы с направлением для 1-ой доски, равномерно распределённые в интервале от >0 до 90 градусов (это тоже упорядоченность, мера), то сломать такую конструкцию будет уже намного сложней (это тоже информация). Т.е. материал тот же, количество материала то же, но разная мера и, следовательно, разная информация (прочность). Таким способом, кстати, римляне изготавливали свои многослойные щиты.
Сталь обладает следующей информацией: она твёрдая, прочная, неупругая (только совсем чуть-чуть), проводит ток, непрозрачная, быстро проводит тепло. Все эти характеристики есть информация, т.к. они описывают, как сталь взаимодействует с другими объектами, как она ведёт себя под внешним воздействием. При этом такие характеристики связаны с определённой структурой кристаллической решётки стали - мерой.

Хотел бы уточнить вашу формулировку. У термина «информация есть общепринятое значение. Выходить за рамки которого означало создание своего языка, ну или терминологической базы, а целях определения категорий МИМ, надеюсь, это лишнее.

В заметке предложено введение предмета «Теория информации». Учебная программа не должна опираться на сомнительные источники. Коими мы с вами и являемся. Терминология будет и должна опираться на существующие стандарты.
Информа́ция — сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99).
В контексте МИМ это определение означает, что информация замкнута на восприятие, точнее результата процесса восприятия, и, по сути, информацией являются так называемые «высказывания» и «предикаты» (в терминах классической логики).
Высказывание это повествовательное предложение, в отношении которого имеет смысл утверждение об его истинности или ложности. Пример: Земля вращается вокруг солнца (истина).

Предикат это повествовательное предложение, содержащее предметные переменные, замена которых на константные значения превращает рассматриваемое предложение в высказывание - истинное или ложное. Пример: х вращается вокруг солнца.

Различением в этом случае будет способность определения истинности или ложности высказывания.
To Henson: в той же математике можно, не дожидаясь термодинамики, строить графики массы воды в бассейне в зависимости от объёма вычерпнутой из него воды, или количества шариков/суммарной массы шариков, помещающихся в ограниченном объёме, в зависимости от объёма каждого шарика.
Или такая задача: человек ходит вверх-вниз по лестнице со скоростью N ступенек в секунду, и ему нужно перетащить мешки картошки с 1-го на K-ый этаж, брать он может только по 1 мешку картошки, где каждый мешок весит 25 кг. Построить график массы перетащенной картошки в зависимости от этажа K, если времени на перетаскивание у него — час. 
Henson пишет: «Большинство из нас не сможет однозначно сказать, что такое единица без привязки к конкретным примерам» — странное утверждение: цифры — это мера количества чего-то. Единицу, являющуюся указателем на определённое количество чего-то, можно показать лишь показав соответствующее единице количество чего-то.
строить графики массы воды в бассейне в зависимости от объёма вычерпнутой из него воды
Интересный пример. Неплохо вписывается в предложенное накопление примеров базисов различных пространств.
Henson пишет: «Большинство из нас не сможет однозначно сказать, что такое единица без привязки к конкретным примерам» — странное утверждение: цифры — это мера количества чего-то. Единицу, являющуюся указателем на определённое количество чего-то, можно показать лишь показав соответствующее единице количество чего-то.
Имеет ли принципиальное значение чему равен единичный элемент? Какая разница складывать яблоки, метры или часы? Один плюс один будет равно двум вне зависимости от того чему это «один» равно. Без понимания этого перехода нет смысла изучать математику, пальцев не хватит даже чтобы зарплату посчитать :).
«Имеет ли принципиальное значение чему...» - я хотел лишь сказать, что в принципе невозможно сказать, что такое единица без привязки к конкретным примерам. Поэтому ваше утверждение «большинство из нас не сможет...» звучит очень странно.
«Интересный пример» — а мой пример с тасканием картошки?
я хотел лишь сказать, что в принципе невозможно сказать
Если бы так сказал я, то не чувствуя силы за словами, не смог бы отстаивать эту точку зрения. В моей памяти всплывает работа какого-то математика на 30 с лишним страниц, где он давал определения «единице», «точке», «прямой». Нам её лишь показали в качестве примера в рамка предмета «философия математики». К сожалению сам не читал.

В то же время есть ощущение, что дать определение единице можно через категории теории множеств, где существует такое понятие как «единичный элемент».
а мой пример с тасканием картошки?
Про картошку, думаю, пример уже менее удачный. Ведь перетаскивание мешка — это уже дискретный процесс. А значит вместо линейной зависимости мы получим ступеньки. Хотя, если заменить мешки картошки на конвейер по производству сухого пюре...
Henson пишет ( http://mediamera.ru/comment/73823#comment-73823 ): «Информа́ция — сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99). В контексте МИМ это определение означает, что информация замкнута на восприятие, точнее результата процесса восприятия..» — всё верно. А разве твёрдость/хрупкость, липкость, (не)прозрачность, упругость и проводимость тока не являются результатом процесса восприятия? Вы вдарили кулаком по твёрдой и прочной железобетонной стене (процесс коммуникации) — сломали кости кисти, вам больно. А вдарили вы по тонкой фанерной стене — сделали дырку, которую вы видите, а с кулаком всё нормально.
Разве вы не воспримете липкость мёда, если сначала рукой залезете рукой в банку с мёдом, а потом увидите, как к вашей медовой руке начнёт всё липнуть (процесс коммуникации)?
Подключили вы металлический провод к клеммам высоковольтной «розетки», а потом взялись за оголённое место провода, и вас как шандарахнет (процесс коммуникации), либо провод начнёт греться и светиться (как в лампе накаливания), либо насыпанная рядом с проводом железная стружка образует причудливые кольцевые линии, хотя до этого стружка лежала хаотично, либо при поднесении заземлённой металлической пластины между проводом и пластиной будут идти разряды. А если вместо металла взять резиновую трубку, то ничего не произойдёт. Чем не замкнутость на восприятие?
Разве способность впитывать (информация) — это не воспринимаемое человеком сведение, как отражение фактов материального мира, если кидаете такую пористую (мера) губку в миску с водой, вода впитывается в губку, и в миске её уже нет? Разве способность кислоты растворять в себе органику не является сведением, воспринимаемым человеком? Засунули руку в ёмкость с серной кислотой (процесс коммуникации) — и нет руки, не уж-то мы это не воспримем?
Про жиры: если вы кушаете один тип жиров, то они перевариваются и дают вам энергию, после чего вы восстанавливаете силы после тяжёлой работы и можете снова работать. А кушаете жиры другого типа — силы не прибавляются (т.к. такие жиры не перевариваются), и вы не можете снова приступить к тяжелой работе. Зато после длительного потребления таких жиров вы почувствуете проблемы со здоровьем (из-за забитых жирными бляшками сосудов). Поэтому способность перевариваться и питать организм — это информация, т.к. человек это воспримет, скушав эти жиры. И отсутствие питательности с прилипанием к стенкам сосудов — тоже информация, т.к. вы и это почувствуете. А прилипшие к стенкам сосудов жирные бляшки можно и увидеть при соответствующем медицинском оборудовании.
Любой объект во вселенной может быть описан через текущее состояние в доступной мѣре. Отсюда три категории: объект — материя; текущее состояние  — информация; математическая модель — мѣра. (подробнее, на момент написания комментария не опубликовано).

Смысл снабжать иллюстративным материалом термин, существующий и в том и в другом мировоззрении, крайней небольшой. Количество, пусть и правильных, примеров не приведёт к качественному скачку, но скорее потопит идею. Хорошей пример должен быть хоть чуточку приправлен полезной абстракцией.

Добрый день, хотел бы задать вопрос, можно ли на реальном примере показать как выглядит объектно ориентированное программирование с точки зрения материи-информации-меры?

Простенький пример восприятия программирования в терминах мим можно посмотреть в комментариях к заметке «О триединстве формы, интеллекта и материи». Пример показывает универсальность категорий МИМ.

В рамках же текущей заметки, изучение ООП должно подтолкнуть ученика к пониманию идей аналитической геометрии. А именно базиса. Обосновать изучение абстрактной геометрии в общеобразовательной школе, а тем более в начальных классах — что-то нереальное. А вот изучение программирования — легко, тем более что для детей есть такие весёлые игровые формы обучения, как Scratch.

Идея МИМ состоит в уходе от мерности пространства. Это значит что на замену двумерной картине мира мы получим трёхмерную, а многомерную. То есть мим — это не три оси координат а натуральная бесконечность.

Стержнем ООП является понятие «объект», понимание которого и воспроизводит мировоззрение МИМ, только в других терминах.
 
  1. Всё является объектом  — материя.
  2. Описание объекта (атрибуты, методы) — мѣра
  3. Манипуляции в отношении объектов — информация.
То есть когда программист смотрит на мир в терминах ООП, по сути он пользуется МИМ. И даже без понимания этого факта, хороший программист лучше понимает материалы концепции.

Что будет реальным примером? Описание мира в терминах ООП.

Класс в ООП - это мера (структура и взаимосвязи).
методы класса - тоже мера, алгоритмы.
Если меру класса наложить на оперативку компа (материю) - то получится разМЕРенная классом память - объект. Естественно, в ячейках переменных в памяти уже будет какая-то информация - вот и 3-единство объекта в ООП. (ну а потом, дабы значения ячеек привести к удобоваримому виду - их нужное начальное состояние задаёт метод класса конструктор).
.
Нужны ли тут ещё какие-то реальные примеры?

Спасибо за ответы и ссылки Henson и аывджалыва, примеры очень наглядные!!! Так как я нахожусь на начальном этапе изучения ДОТУ, то ещё не все понимаю.

Для быстрого освоения практики ДОТУ рекомендую описать какой-нибудь простенький процесс в качестве конечного автомата.

Для скорейшего освоения ДОТУ нужно - как ни странно - продолжать её читать. До конца.

Henson пишет ( http://mediamera.ru/comment/73834#comment-73834 ): «..работа какого-то математика на 30 с лишним страниц, где он давал определения «единице»..» — очень бы хотелось посмотреть, как он дал определение «единице» без использования каких-либо примеров предметов в единичном количестве.
«..дать определение единице.. через категории теории множеств, где существует.. «единичный элемент»» — ну-ну, мой папа тоже пытался ввести абстрактные числа (т.е. числа, не обозначающие количество чего-либо). Он пытался сделать это с помощью числовой оси, при этом у него некое число «N» есть такое число, которое находится между «N-1» и «N+1».
По поводу теории множеств: сами числа и образуют линейное пространство (множество) с определёнными на нём скалярным и векторным произведением элементов, а «единица» является единичным элементом в этом пространстве.
Более того, в самом определении линейных пространств используются действительные числа, поэтому будет абсурдно пытаться выразить эти самые числа через категории теории множеств. Это эквивалентно доказательству простой теоремы с помощью сложных, которые сами являются следствием этой простой.
Henson пишет ( http://mediamera.ru/comment/73836#comment-73836 ): «Смысл снабжать иллюстративным материалом термин..» — хорошо, информация — это то, как данное тело взаимодействует с другими телами, как оно ведёт себя во внешней среде. Мера — это упорядоченность материи. Тут можно будет привести какие-то примеры, чтобы проиллюстрировать эту самую упорядоченность. Но с мерой будет посложнее, т.к. о мере чего-либо мы можем судить лишь по тому, как это тело взаимодействует с окружающими телами. Например, если есть какая-то прозрачная конструкция, то, взглянув на неё, мы не увидим архитектуру (меру) этой конструкции. Остаётся только на ощупь определять, если есть возможность. Теперь, в XX веке, когда мы смогли заглянуть в атомарное устройство, мы выявили кристаллическую решётку (тоже мера), либо иную упорядоченность (меру) на молекулярном/атомарном уровне. Т.е. появилась возможность взаимодействовать не с телом в целом, а с его отдельными молекулами/атомами, и на основании этой новой информации и был открыт новый «уровень» меры.
P.S. Пишу уже уставшим, могу что-то и напутать.
 хорошо, информация — это то, как данное тело взаимодействует с другими телами, как оно ведёт себя во внешней среде.
Согласие должно подразумевать принятие точки зрения оппонента. Ваша интерпретация довольно сильно отклоняется от общепринятого ГОСТ-ового: «Информа́ция — сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации» (ГОСТ 7.0-99)

Ранее мы пришли к согласию, что информация замкнута на восприятие. Ваша текущая трактовка допускает двоякое понимание.
 
Мера — это упорядоченность материи.
А вот здесь уже не соглашусь. Конкретная упорядоченность — это уже информация. Мерой в данном случае будет возможность упорядоченности, точнее закономерности.
 
Но с мерой будет посложнее, т.к. о мере чего-либо мы можем судить лишь по тому, как это тело взаимодействует с окружающими телами.
Это точка зрения современной физики: чтобы понять природу чего-либо, это надо как следует расхреначить, а потом посмотреть из чего оно состояло. А чтобы понять таким способом закономерности, свойственные этому чему-нибудь, таких штук расхреначить надо как можно больше. Повторяемость эксперимента требует жертв :).
 
Но это не единственный способ познания. Есть альтернатива (например способ познания Николы Теслы). Правда она ни разу не проще.

Объясняешь вам, олухи, примитивные вещи, а вы - Тук, Тук - кто там?.
Сам открою.
Ваша МИМ годится для НЕ воодушивлённых предметом, типа для механизмов.
Однако фокус в том, что для управления этими самыми механизмами никакие ДОТы и МИМы не нужны.
Нужна инструкция по эксплуатации и практические навыки. ВСЁ !!!
Механизмы делают предсказуемыми, на то они и маханизмы, никто ж не сядет за руль не предсказуемой железяки - дураков нет.
Посему все ваши интерпритации с техникой и математикой для реальной жизни не пригодны.

"Прикол" тут кроется еще и в том, что до авторов КОБ никто вообще не говорил о т. наз. предельных обобщающих понятиях, которые лежат в основе науки и образовательных стандартов. Так что и "ученые мужи", и обычные учителя и преподаватели не понимают, что это вообще означает. Они просто работают в рамках той матрицы (системы координат, "правил игры"), в которой выросли и привыкли. Это ВП СССР, выйдя из этой матрицы, впервые выявил и обозначил этого "четырехипостасного" "Амуна", который в рамках современной физики принял форму МЭСТ, или "пространственно-временного континуума". Хотя, признаться, и мне еще в юном возрасте, когда я проходил в школе и вузе темы, решал задачи по физике и математике, связанные с временем и движением, приходили в голову вопросы, что время не является чем-то первичным и определяющим, как это пытались представить. Ведь время напрямую зависит от движения (в терминах КОБ - колебательных процессов), а не нааборот. Если во Вселенной не будет происходить никаких движений, то и возможностей измерять время никаких не будет. Потом, когда эта тематика исчезла из моей жизни, это вопросы немножко призабылись. И вот после знакомства с КОБ всё стало на свои места.
Tassadar, я тебе ответ на твой пост написал в ветке «правила жизненного движения» — http://mediamera.ru/comment/73740#comment-73740 , недавно только твой последний пост в той ветке обнаружил.

А не приходило в голову, что время и пространство взаимно обратные величины лишь благодаря коэффициенту пропорциональности - скорости света в вакууме по версии Энштейна, которого КОБАДОТА отрицает?
.
< Если во Вселенной не будет происходить никаких движений, то и возможностей измерять время никаких не будет. > - ну ежели во Вселенной не будет происходить никаких движений, то как узнать осталась ли сама Вселенная?
.
Время вам прячут для того чтобы скрыть безрезультатность КОБы.
(" Мы не связаны временем " - чем, чем не связаны? Его же "нет" )

Вам тут гражданин Кирилл из Москвы подсказывает: " время не является первичной обобщающей категорией, но является производной от движения."
Во как!
А движение тогда чего такое будет?

А пространство разве является величиной? И какое пространство вы имеете в виду: одномерное (т.е. расстояние, измереяется в метрах), 2-мерное (т.е. площадь, измеряется в метрах квадратных) или 3-мерное (т.е обьём, измеряется в метрах кубических). Что-то вы не похожи на компетентого собеседника в этом вопросе (при всём при том что и я не являюсь физиком).
Ядрёный Батон пишет: "..не приходило в голову, что время и пространство взаимно обратные величины лишь благодаря коэффициенту пропорциональности - скорости света в вакууме по версии Энштейна.." — а ты, дурень, не знаешь, что коэффициент пропорциональности, скорость света, устанавливает прямую пропорциональность между пространством и временем (x=c*t)?
«" Мы не связаны временем " - чем, чем не связаны? Его же "нет"» — кто это сказал, что времени нет? Учись читать. Речь идёт о том, что время не является первичной обобщающей категорией, но является производной от движения.
«Ваша МИМ годится для НЕ воодушивлённых предметом, типа для механизмов... Механизмы делают предсказуемыми, на то они и маханизмы» — люди тоже часто предстказуемы. На эту тему есть такие высказывания «Козьмы Пруткова» и В.О. Ключевского, как «многие люди подобны колбасе: чем их начинят, то они и носят» и «закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности». На то и ведут пропаганду, и борются с "вражеской" контрпропагандой, что под её действием люди начинают вести себя предсказуемо и нужным образом.
МИМ и для человека годится: человек состоит из вещества (белки, жиры, углеводы, вода, соли и пр.) и биополей (дух). И вещество, и биополе имеют свою меру. Да и само тело имеет меру: взаимное расположение внутренних органов, мышц, костей и пр., взаимное расположение различных клеток во внутренних органах и тканях (мышечная, нервная, костная и пр.), взаимное расположение компонентов клеток (ядро, митохондрия и пр.) в самой клетке и далее… В результате такой сложной меры вещественного тела и биополей человек обладает след. информацией: он может ходить, видеть, слышать, думать, запоминать и пр., у него есть разные инстинкты, в его организме идёт сложный обмен веществ, включающий переваривание пищи, и пр.
«Ваша МИМ годится для НЕ воодушивлённых предметом..» — правильно: «Ваша МИМ годится для неодушивлённых предметов». Ты, воодушевлённый наш, походи сначала в школу и грамматику поучи, а потом уже будешь тут людей олухами называть. Грамотей хренов!  

Видимо невозможно объяснить разницу между живыми и не живыми объектами тем, кто не имеет никакого понятия о матриархате.

«Видимо невозможно объяснить разницу..» — а вы пытались объяснить??? Интересно посмотреть, что вы там наобъясняли.

А _ К_А_К ???
.
Как научить плавать того, кто воды больше чем в ведре умещается не видел?
.
Это вы, неспособные обзавестись женой, берётесь учить жить других и решать глобальные проблемы человечества.

Добавить комментарий

Новые комментарии