В центре событий (2016.06.10) - Афера Илона Маска, или как построить на Марсе финансовую пирамиду?


В рунете есть сообщества, не потерявшие критического мышления, например stellar.dirty.ru и aftershock.news, их читателям данный видеосюжет будет малоинтересен. Однако многие члены Клуба наивных айтишников, читатели РБК и жертва отрицательного отбора Герман Греф будут испытывать сильный баттхерт от просмотра этого видео с критикой деятельности Илона Маска в целом, в Tesla, SpaceX и PayPal в частности. Среди критиков в сюжете — Игорь Ашманов:
Вековую мечту человечества - полет на Марс - пообещал осуществить простой американский миллиардер Илон Маск. Лет через 10. Потом планируется наладить регулярное сообщение с Красной планетой. А позже и вообще сделать ее пригодной для жизни, растопив лед на полюсах Марса с помощью термоядерной бомбардировки. Таковы ближайшие планы одного из главных кумиров креативного класса, для которого Маск - живое воплощение мечты о свободе и богатстве.

"Сенсация!" – так комментировали буквально все мировые СМИ очередное достижение Илона Маска: впервые специалистам частной компании Space X удалось посадить первую ступень ракеты Falcon 9 на плавучую платформу, да еще и при помощи выдвижных опор. Об этом сообщает "ТВ Центр".

Бизнесмен уже заявляет о планах перезапуска ракеты. Надо понимать, что это ответ всем ученым-скептикам, без устали твердящим о повреждениях настолько существенных, что повторно первую ступень можно отправить разве что в утиль. А в космос убыточно и поэтому бессмысленно.

О будущем Илон Маск всегда говорит так, будто оно наступило уже вчера, и исключительно благодаря его же усилиям. Говорит часто. Из последнего: обещает отправить человека на Марс уже в 2025 году, а чуть позже и вовсе колонизировать планету. Харизматичному Маску верят миллионы по всему миру. Для миллионов он живой супергерой. Не прототип Тони Старка в голливудском блокбастере, а реальный "Железный человек".

Образ у Илона Маска такой, что не восхищаться им трудно. В свои 43 он уже мультимиллиардер, гениальный изобретатель и бунтарь-миссионер, меняющий мир к лучшему.

"Я в первую очередь инженер. Это то, что привлекало меня с самого детства. Я всегда хотел изменить мир, приблизить будущее. Так чтобы все посмотрели и удивились: "Вау! как такое вообще может произойти", - говорит он о себе.

Но главное, что Илон Маск вроде бы 100-процентное  воплощение американской мечты: родился в Южной Африке, переехал в США, на гранты закончил университет, за последние деньги снял с братом маленький офис, где и жил и работал, как проклятый, по 20 часов в день. С нуля учредил фирму X.com, в последствии ставшую  PayPal. Когда капитализация компании выросла до нескольких сотен миллионов долларов — продал. Основал SolarCity, SpaceX и Tesla. В итоге сегодня Маск обеспечивает пол-Америки солнечной энергией, отправляет в космос корабли, строит лучшие на планете электромобили. И в каждом интервью подчеркивает: ничего бы не получилось, живи он в другой стране.

"Помню, я как-то подумал: Соединенные Штаты - столица мира, а значит отличное место, чтобы здесь поселиться!" - говорит он.

В общем, не жизнь, а идеальный сюжет про Великую Страну Возможностей для креативных людей. Только вот в сюжете этом больше вымысла, чем фактов. На самом же деле успех "гениального изобретателя" Илона Маска во многом — история удачных поглощений и превосходного менеджмента.

"Для многих он известен как сооснователь платежной системы PayPal. Хотя далеко не все знают, что он основал компанию, которая была конкурентом PayPal, и потом они объединились. И Илон Маск выступал категорически против развития технологий PayPal, за что был уволен, у него остались акции в этой объединенной компании. И когда PayPal все-таки выстрелил и стал большим монстром, он заработал очень много миллионов на продаже своей доли, которую потом вложил, собственно, в проект SpaceX", - говорит публицист Руслан Осташко.

Он создаёт SpaceX в 2002 году с целью, как заявлено, удешевить ракетные запуски. Нанимает инженера Тома Мюллера, работавшего в аэрокосмической компании TRW, которая, среди прочего, успешно разрабатывала зонды "Викинг" для освоения Марса. Вместе с Мюллером к Маску уходит и целая команда специалистов. Но главное - он получает готовые технологии, что, собственно, и позволяет экономить космические суммы на инфраструктуре, разработке и испытаниях. Вскоре ТRW подаст на SpaceX в суд, но тяжбу, имея на руках все патенты, проиграет. Эксперты говорят, что это прямое свидетельство поддержки Маска на высшем уровне. Как и то, что оба его самых громких проекта, будучи, по данным Forbes, убыточными, чудесным образом развиваются.

"Компании поддерживаются благодаря мощному пиару, благодаря привлечению государственных денег. 5 миллиардов долларов компании Илона Маска получили от государства в виде заказов. И Tesla и SpaceX", - говорит Осташко.

Фирму Tesla Motors тоже с большой натяжкой можно назвать детищем Илона Маска. Ее основали в 2003 году совсем другие люди - Мартин Еберхард и Марк Тарпеннинг. Они-то и придумали концепцию "электрического спорткара". Маск решил проинвестировать этот проект, когда он уже был разработан. Самих же разработчиков и совладельцев вскоре обвинил в неэффективности и уволил. Те тоже подали на Маска в суд за клевету и нарушение условий контракта, но опять безуспешно.

"Последнее, что я буду делать - терпеть обвинения в том, что из-за меня дела у компании пошли плохо!" – восклицает Мартин Еберханд.

В последующие 13 лет Tesla лишь меняла и патентировала дизайн, но не технологию. Более того, никаких "специальных секретных батарейных модулей", о которых рассказывает Илон Маск, нет - для электрокаров закупаются китайские батарейки, разработанные в Шеньчжене и уже давно внедренные в весь китайский электротранспорт - от скутеров до автобусов. Однако это ни генерального директора якобы инновационной компании, ни поклонников его "таланта" нисколько не смущает. Более того, они уже вовсю восхищаются новой идеей Маска — настенный домашний аккумулятор, который позволит не только экономить, но и даже генерировать энергию буквально из ничего.

"Там даже не построена фабрика. Это был чистый пиар, это был пиар по поводу того, как использовать отработанные батарейки из Tesla. Все расчеты показывают, что окупаемость при нормальных ценах на электричество, скажем, при разнице утреннего электричества и ночного, она такая, что эта батарейка окупится за лет 25-30. А при этом количество циклов заряда-разряда у этих батареек всего лет на 5", - говорит специалист в области искусственного интеллекта и управления проектами Игорь Ашманов.

Впрочем, все эти технические тонкости мало кого интересуют. В том числе и руководство США, которое, вкладывая деньги в бизнес Илона Маска, платит вовсе не за инновации. В первую очередь - за пиар-услугу: громко и убедительно сообщать миру, что всё уникальное, высокотехнологичное и успешное может быть только американским.

"Маск - это театр чистый. Он сам, конечно, никогда ничего не изобретал. Но изобретателем ставят его, такого фронтмена. Обнаружили клевого парня, который очень хорошо смотрится на сцене, фотогеничен, циничен, готов абсолютно на все ради денег. Им нужен был такой человек, они его нашли", - рассказывает Ашманов.

Из нереального образа, созданного по лучшим голливудским лекалам, американцы извлекают вполне реальную выгоду. Продают товары дорого, покупают мозги дешево. И это, пожалуй, то, чему бы стоило научиться и России. В рамках импортозамещения нам нужны свои супергерои. Только, разумеется, настоящие.

В конце недели появилась еще одна информация о Маске. Которая подтверждает, что мы имеем дело не с мечтателем-инженером, а с циничным менеджером. Как сообщил канал NBC, компания Маска SpaceX платила всем известному сенатору Джону Маккейну за отказ от российских ракетных двигателей, от которых зависят многие программы NASA. Причем, говорят эксперты,  таким  образом устраняются не только российские но и  американские  конкуренты Маска.

Повторю свои мысли про Теслу:
  • электромобили на сегодня неконкурентноспособны:
    • стоят очень дорого;
    • пользуются чрезвычайными налоговыми льготами (т.е. их стоимость искусственно занижена, что будет после отмены льгот?);
    • требуют регулярных крупных затрат на смену быстродеградирующих батарей (это увеличивает стоимость владения);
    • стоимость электричества может серьёзно возрасти с увеличением спроса на него при массовом росте числа электромобилей, естесственным будет появление дополнительных сборов за электричество на автомобиле (аналогично топливному акцизу);
  • высокая экологичность электромобилей сомнительна ввиду наличия большого количества отравляющих химический соединений в батареях, которые будут требовать массового производства и утилизации;
  • главное, электродвигательная тяга — это лишь способ преобразования энергии на самом автомобиле, но чтобы это электричество появилось на электрозаправке, его должны преобразовать на тех же самых ГЭС, АЭС, ТЭС, ВЭС, СЭС и т.д., т.е. сомнительно, что электромобили кардинально изменят структуру энергетики. 

Информация по теме к размышлению:
Комментарии (8)
В 1995 году была такая игра Дюна 2. Потом Ред Алерт, в играх бал одна деталь. Всё что там производилось требовало только электроэнергии и какого-то спайса-пряности. Всё производство было ограничено только количеством электростанций. Америкосы активно ведут исследования по солнечной энергетике. Пустынь у нас хватает и т.д. По внешнему виду Маска и по его осанке можно сразу сказать - он не здоров. Сколько он ещё протянет в свои 43 - тяжело сказать. Ёмкость Литиевых батарей деградирует в два раза приблизительно за 2 года. Это можно проверить понаблюдав за своим телефоном. Касательно производства электроэнергии посмотрите в интернете ролики: Ториэль Капанадзе. Думаю это даст представление о том что идёт к нам. Всякого рода болтовня о колонизации марса - бред сивой кобылы с болота для отмывания денег. Просто потому что даже электромагнитные волны в вакууме за пределами магнитного поля земли меняют поляризацию и т.д. - т.е. даже о телеметрии говорить не приходится не говоря уже о каких-то там снимках, управлении и т.д. и т.п. Марс - бог войны у римлян, можете сами подумать на что уйдут деньги. Так же рекомендую ознакомиться Эфиродинамичесчкой картиной мира - Ацюховский В.А. Лекции в политехническом музее. Это так же даст представление о реальных возможностях человечества и мироздания в нём.
Просто потому что даже электромагнитные волны в вакууме за пределами магнитного поля земли меняют поляризацию и т.д. - т.е. даже о телеметрии говорить не приходится не говоря уже о каких-то там снимках, управлении и т.д. и т.п.
Всё смешалось. У нас немало аппаратов бороздят просторы солнечной системы, и они вполне управляемы.
Из-за ошибки автопилота в аварии на Tesla погиб водитель, который ранее хвалил автопилот за спасение от аварии. Разве было непонятно, что называя недоделку «автопилотом», среди тысяч покупателей обязательно найдётся несколько процентов, которые полностью доверят свою жизнь распиаренному негодному алгоритму?

Израильская фирма Mobileye NV больше не будет поставлять компоненты для системы автономного пилотирования электромобилей Tesla. Для распознавания объектов дорожной инфраструктуры автопроизводитель разработает собственную систему.
http://www.zr.ru/content/news/901835-tesla-motors-poteryala-odnogo-i/
Серия аварий с участием электромобилей Tesla, находившихся в режиме автопилота, в том числе одно смертельное ДТП, наложила негативный отпечаток на репутацию Mobileye. Руководство этой компании решило больше не рисковать и не стало продлять контракт с Tesla Motors.

Почему Tesla ждёт провал: Мнения бывшего топ-менеджера Chrysler, Ford и BMW и других экспертов.

В автомобиле вскрылся самый главный дефект, сразу после первой аварии автомобиль можно попросту выбрасывать, так как компания Tesla Motors сразу снимает его с обслуживания. И, возможно, это не так страшно, если бы не одно но - автомашина полностью компьютеризованная и требует регулярных обновлений, а сделать это возможно только у официального дилера. После первой же аварии компьютер машины полностью блокируется в общей системе, вас больше не допустят на очередное ТО, ремонт, вы не сможете зарядить или заменить АКБ  на специализированной станции экспресс заряда. Вероятно, проблема вызвана тем, что при ДТП есть риск разрушения элемента питания и официальный дилер уже не хочет нести за это ответственность, так как владеть такой машиной становится небезопасно. http://nemihail.livejournal.com/353665.html
Все предсказуемо: когда Tesla перестает генерировать новости или возникают какие-то проблемы, акции уходят ниже $200, а порой и ниже $150 (помните, что сразу после выхода на биржу в 2010 году акции стоили около $17 за акцию).

Потом будет ка­кой-ни­будь ин­фор­ма­ци­он­ный повод, вроде бума пред­ва­ри­тель­ных за­ка­зов на Model 3, акции под­ни­мут­ся, и для Маска и его ко­ман­ды это ста­нет новой воз­мож­но­стью по­лу­чить до­ступ к де­ше­во­му ка­пи­та­лу. Та­ко­ва кон­струк­ция, ко­то­рая опи­ра­ет­ся на ры­ноч­ную ка­пи­та­ли­за­цию Tesla.
Добавить комментарий

Новые комментарии