Пример мировоззренческого стандарта учёного
Я верю:Роберт Йеркс - основоположник зоопсихологии (этологии)
В знание естественного порядка как основу человеческой жизни.
В сверхъестественное – душу, дух, абсолют – как возможное.
В религиозный опыт как осознание сверхличностного влияния.
В ответственность человека за свою жизнь, но не за вечность, судьбу, бессмертие.
В обязанность человека стремиться гарантировать каждому неотъемлемое право на достойное рождение и воспитание.
В достоинство человека и его способность к совершенствованию, поскольку он является частью естественного порядка.
В поклонение идеалу человека, а не божества, и человечности, а не святости.
В полезность посредством оказания помощи другому человеку.
В естественное происхождение совести, морали и правил человеческого поведения.
В приоритет жизни над смертью, усилий над молитвой, знаний над верой и разума над стремлением принять желаемое за действительное.
Сбербанк: 4274 3200 4914 7294.
Яндекс.Деньги/Юmoney: 410011599043498.
WebMoney: Z390001142609, E269677759096.
Похожие материалы
13 комментариев
Вы ставите метку «Авторское» — но это не ваша работа, а репост.
Самые интересные два последних абзаца: «Естесственное» — это значит от природы или от бога, но не «искусственное» от общества? Места для «совести, морали и правил человеческого поведения» не нашлось?
Почему не нашлось?
В предыдущем пункте они перечислены, как неотъемлемые качества человека, обусловленныне его природы.
Чтобы модель позволяла делать прогноз, в этом её ценность, надо заполнить эту форму. Именно это наполнениеи являются ценностью, а не названия, разделов, как например, названия систем регуляции - нервной, гуморальной итд.
Знания состоят в том, как они работают, а не то что они просто есть.
В отношении ТСП их наличие известно уже тысячелетия, в словаре Даля они расписаны. Если вы это узнали от ВПСССР, значит просто имели узкий кругозор на момент знакомства с этой информацией.
Человек плотский, мертвый едва отличается от животного, в нем пригнетенный дух под спудом;
человек чувственный, природный признает лишь вещественное и закон гражданский, о вечности не помышляет, в искус падает;
человек духовный, по вере своей, в добре и истине; цель его — вечность, закон — совесть, в искусе побеждает;
человек благодатный постигает, по любви своей, веру и истину; цель его — царство Божие, закон — духовное чутье, искушенья он презирает.
Это степени человечества, достигаемые всяким по воле его.
Метафора — что толку знать, что в физике есть разные разделы?
Механика: классическая механика, релятивистская механика, а также механика сплошных сред (акустика, гидродинамика, механика твердого тела). Термодинамика, которая включает в себя неравновесную термодинамику. Оптика: физическая оптика, кристаллооптика, молекулярная и нелинейная оптика. Электродинамика: сюда входит магнитогидродинамика, электрогидродинамика, а также электродинамика для сплошных сред.
Важно знать ЗАКОНЫ физики, а не названия разделов
Роберт Йеркс (1876 - 1956)
Роберт Йеркс (1876 - 1956)
Добавлено Psychology OnLine.Net
24.04.2006 (Правка 21.01.2008)
В истории психологии Роберт Йеркс — фигура яркая и примечательная.
Однако современным российским психологам он если и известен, то лишь как соавтор знаменитого закона Йеркса—Додсона. При этом мало кто знает, что закон оптимума мотивации был первоначально открыт Йерксом в опытах на мышах и лишь впоследствии удалось установить, что он распространяется и на человека (в чем Йеркс, склонный к смелым аналогиям, с самого начала не сомневался).
Аналогичным образом механизмы сексуального поведения человека Йеркс изучал на шимпанзе. Сын своего времени, он был прагматиком и реалистом, порой — сверх меры. Некоторые его открытия стали хрестоматийными, иные еще при его жизни вызывали иронию. Но так или иначе, это был действительно крупный психолог.
Детство на ферме
Роберт Мирнс Йеркс родился 26 мая 1876 года в городке Брэдисвилл, штат Пенсильвания, в семье фермера. Его отец Смайлс Маршалл Йеркс был человеком простым, бесхитростным и грубоватым и не видел для своих трех сыновей (Роберт был старшим) иного жизненного пути, чем традиционное для семьи фермерство. Детство Роберт провел среди овец, коров, гусей и коз, чем в ту пору нимало не тяготился, напротив, впоследствии вспоминал: «Ферма дала мне образование, которого не могла дать школа».
Еще тогда, в детские годы, зародился его интерес к поведению животных, определивший направление его зоопсихологических исследований. По-русски Йеркса можно было бы в буквальном смысле назвать ученым «от сохи». Впрочем, соху он забросил довольно рано, вознамерившись получить высшее образование. Отец эту «причуду» не одобрил и отказал сыну в финансовой поддержке. Из-за этого отношения отца и сына, и прежде не очень теплые, надолго испортились. Оплачивать обучение Роберта взялся его дядя, за что юноша должен был убирать дядин дом и чистить конюшню.
Где женщинам делать нечего
Научные интересы Йеркса, первоначально лежавшие в сфере медицины, окончательно оформились и сместились к психологии на завершающем этапе его высшего образования — в Гарвардском университете. Здесь Йеркс в 1898 году получил степень бакалавра, год спустя — магистра и стал соискателем докторской степени по психологии. Защитив диссертацию в 1902 году, он получил должность преподавателя в Гарвардском университете, где проработал последующие 15 лет.
В эти годы он познакомился с Адой Уоттерсон, которая изучала в Гарварде ботанику. Молодые люди поженились и прожили в браке всю оставшуюся жизнь. Йеркс был ревнителем семейных ценностей и с гордостью утверждал, что наследует традицию своего рода, в котором на протяжении многих поколений не было ни единого адюльтера или развода. Помимо прочего, Йеркс, в отличие от многих коллег, всю жизнь оставался убежденным трезвенником.
В своем отношении к женщинам он придерживался традиционных, точнее — консервативных представлений. По мнению Йеркса, «женщины по сравнению с мужчинами более глубоко вовлечены в процесс сохранения вида, более тяготеют к сфере домашнего быта». Соответственно, «с самого рождения практика воспитания должна быть приспособлена к полу».
Мысль сама по себе здравая, если бы она не выливалась в категорическое игнорирование самой возможности женского участия в общественной деятельности и научном творчестве. Среди учеников и сотрудников Йеркса не было ни одной женщины. Психолог Элеонора Гибсон, изъявившая желание с ним сотрудничать, была шокирована резкой отповедью: «В моей лаборатории женщинам делать нечего».
Бесспорный феномен
Первая крупная публикация Йеркса — книга с экзотическим названием «Танцующая мышь» — увидела свет в 1907 году. Она была посвящена наблюдениям и экспериментам над поведением мышей и фактически стала первой в мировой науке книгой по зоопсихологии.
Однако самые впечатляющие результаты, которые удалось получить в опытах над хвостатыми испытуемыми, были опубликованы год спустя в «Журнале сравнительной неврологии и психологии». Йерксом совместно с Дж.Д. Додсоном был поставлен сравнительно несложный опыт, который продемонстрировал зависимость продуктивности выполняемой деятельности от уровня мотивации. Выявленная закономерность получила название закона Йеркса—Додсона, многократно экспериментально подтверждена и признана одним из немногих объективных, бесспорных психологических феноменов.
Законов фактически два. Суть первого состоит в следующем. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.
Согласно второму закону Йеркса—Додсона, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.
Сам Йеркс всегда тяготел к антропоморфизму, не проводил принципиальных различий между поведением животных и людей, легко усматривал аналогии, далеко не бесспорные. Иногда это звучало наивно, однако по отношению к открытому им закону оказалось абсолютно справедливо.
Эксперимент, повторенный на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула — денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось.
За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.
Похоже, авторы популярных самоучителей жизненного успеха плохо знакомы с психологией. Выдвигаемый ими лозунг «Сосредоточить всего себя на желанной цели» — не совсем точен. Цель, безусловно, нужно перед собой иметь, к ней нужно стремиться. Но при этом нельзя забывать, что одержимость целью может оказать и скверную услугу. Согласно закону Йеркса—Додсона, для достижения успеха необходим оптимальный (а проще говоря — умеренный, средний) уровень мотивации, избыток здесь столь же плох, как и недостаток.
Революция в изучении поведения
Эксперименты Йеркса принесли ему широкую известность и признание коллег. Эксперименты над животными приобретали все большую популярность. В те же годы свои знаменитые опыты ставил Э. Торндайк, а также Дж. Уотсон. С последним Йеркс несколько лет плодотворно сотрудничал (им принадлежит несколько совместных публикаций), однако потом разошелся на почве теоретических разногласий.
В то же время все возрастающее влияние на мировую психологию оказывало учение И.П. Павлова. Уже первые сведения о нем, дошедшие до западных психологов, получили широкий резонанс. На VI Международном психологическом конгрессе в Женеве (1909) прозвучало имя Павлова. Оно называлось неоднократно, однако не русскими участниками конгресса (они составляли небольшую группу во главе с Г.И. Челпановым), а американцами, в первую очередь — Йерксом.
Открытие условного рефлекса
американские психологи восприняли как революцию в изучении поведения. В докладе Йеркса «Научный метод в психологии животных» высказывалась уверенность, что новые научные устремления, среди выразителей которых первым назывался Павлов, позволят дать объективный анализ поведения.
В том же году Йеркс совместно со своим русским студентом С. Маргулисом опубликовал в «Психологическом бюллетене» сводку работ павловской лаборатории, познакомившую западного читателя с учением об условных рефлексах. Это сыграло важную роль в разработке объективных методов в американской психологии. (Были, оказывается, времена, когда наша наука выступала не свалкой заморского мусора, а источником вдохновения для
американских коллег!)
Пионер тестирования
В 1911 году Йеркс, уже признанный к тому времени специалист, опубликовал свой учебник психологии, не снискавший, впрочем, особой популярности.
В 1913 году он начал сотрудничать с отделением психопатологии Бостонской центральной больницы. Здесь он принял участие в разработке тестов умственных способностей и скоро выдвинулся в ряды ведущих специалистов и в этой области. Признанием научных заслуг Йеркса стало избрание его в 1916 году президентом Американской психологической ассоциации. Для ученого, пребывавшего в Гарварде в должности доцента, это было очень почетно. Однако, несмотря на широкое признание научной общественности, гарвардская администрация не удостоила Йеркса повышения в должности. Обидевшись, он в 1917 году оставил Гарвард.
Впрочем, ему было чем заняться. По поручению правительства США он возглавил комитет, в задачи которого входила разработка надежных методов психологического тестирования новобранцев.
Под его руководством были созданы так называемые армейские тесты Альфа и Бета, предназначенные для диагностики интеллектуальных способностей. Тесты были апробированы на почти полутора миллионах военнослужащих. Практического значения это уже не имело, поскольку мировая война завершилась, однако позволило сделать многие важные выводы, касающиеся как природы интеллекта, так и механизмов его измерения. По сей день Йеркса называют одним из пионеров психологического тестирования.
Почти люди
По окончании войны Йеркс некоторое время работал в Вашингтоне в должности администратора Национального научно-исследовательского совета. Именно в этот период он завязал контакты, которые сыграли важную роль в исполнении его давнего желания — создать лабораторию по изучению приматов.
Эта мечта, по признанию самого Йеркса, зародилась у него еще в студенческие годы. Несколькими годами позже он опубликовал свой научный план и работал над его реализацией в течение ряда лет, по возможности проводя исследования приматов в самых разных местах. В 1911 году он купил в штате Нью-Гемпшир ферму, которая несколько лет одновременно служила ему и дачей и научной лабораторией. Незадолго до начала Первой мировой войны он запланировал совместные с В. Кёлером исследования на острове Тенерифе, но война помешала этим планам осуществиться. Вместо этого Йеркс в 1914–1915 годах изучал поведение приматов в частном поместье в Калифорнии. Результаты этой работы обобщены в двух книгах, написанных вместе с женой (характерно название одной из них — «Почти люди»).
Всецело осуществить свою давнюю мечту Йерксу удалось лишь в 1929 году, когда им на средства Фонда Рокфеллера (полмиллиона долларов!) была основана «Экспериментальная станция по исследованию антропоидов» во Флориде. После ухода Йеркса на пенсию с поста директора в 1941 году эта лаборатория была названа его именем. Ныне она находится в городе Атланта, штат Джорджия. Здесь проходят стажировки многие ученые, специализирующиеся в области сравнительной психологии.
Завещание
В последние годы жизни Йеркс работал над автобиографией, которую назвал «Путь в науке, или Завещание». Ему стоило большого труда опубликовать ее и в Америке, а выход книги на русском языке в наше время и вовсе представляется маловероятным. Тем не менее вчитаемся повнимательнее хотя бы в те несколько строк, которыми Йеркс завершает свое «Завещание».
Я верю:
совершенствованию, поскольку он является частью естественного порядка.
молитвой, знаний над верой и разума над стремлением принять желаемое за действительное.
Сергей Степанов
Идеал - Человечность, а не иллюзии