В этой книге раскрываются методы и приемы получения конфиденциальной информации о людях и организациях, вызывающих ваш интерес. «Знать истинное положение дел – это иметь возможность действовать наверняка» – такова основная идея автора, профессионала тайной войны.Как собирать и анализировать нужные сведения, как привлекать людей к сотрудничеству, как побуждать их делать то, что вам нужно – об этом и многом другом, имеющем отношение к разведывательной работе, рассказывается в книге.«Своя разведка» – ценное пособие для служб безопасности, детективных и охранных агентств и вообще для любого, кто хочет действовать на основе точной информации, а не домыслов.
Есть какое-то чувство, что размножение аналитиков вышло испод контроля. Но все мы знаем, что это не так. Но сейчас не об этом, а о потребности людей в информации.
В мире происходит очень много событий, обо всём узнать просто нереально. тут и жизни не хватит. Поток полученных разнообразными путями данных станет полезным лишь после того, как все они подвергнутся необходимому анализу и предельно точному истолкованию. Вполне логично стремиться стандартизировать процессы обработки входных данных и способов получения интересующей всех аналитики, то есть полезной информации. Получить выводы вместо сотен страниц данных экспериментов. Вот об этом мы и поговорим на примере книги Романа Ронина «Своя разведка».
Книга вообще не про аналитику, и в ней будет очень много такого, что в рамках данного сообщества нет смысла обсуждать. Однако наличие внешних целей в отношении процессов обработки информации создаёт потребность в более качественном изложении основ.Автор говорит самый минимум, самое важное. не сферическая аналитика, а конкретные навыки обработки информации, при этом выраженные в максимально сжатом виде. И, по сути, интересовать нас будут всего две главы: «Способы получения и оценки информации» и «Принципы оценки и анализа информации».
Следует конкретно различать и не путать:
- факты (данные),
- мнения (личностные предположения),
- информацию (аналитически обработанные данные).
Информация подразделяется на :
- Тотальную (дает общее обзорное представление об интересующей проблеме и участниках – индивидах и организациях – проводимой игры);
- Текущую или оперативную (держит в курсе изменяющихся событий);
- Конкретную (заполняет выявленные пробелы в данных или отвечает на определенные вопросы);
- Косвенную (подтверждает или опровергает некие предположения, будучи стыкованной с последними только опосредованно);
- Оценочную (растолковывает события и дает прогноз относительно их развития в будущем; это – оптимально обработанные данные).
Осознав, что вам необходима информация, проясните для себя следующие вопросы:
- Что надо узнать?
- Где (и в каком виде) может быть желаемая информация?
- Кто ее может знать или достать?
- Как (и в каком виде) ее можно получить?
Получив исходную фактуру, ее надобно:
- оценить (по степени достоверности, важности, секретности, стыкуемости, возможности использования);
- интерпретировать (в свете других данных и глубинной интуиции), выявив ее место в общей мозаике фактов;
- определить, надобна ли (и какая) дополнительная информация;
- эффективно использовать (учесть в своих планах, передать кому следует, придержать до нужного момента…).
Подоплека многих деловых неудач заключается не в игнорировании информации, а в ее ошибочном анализе.
Сведения, как правило, оценивают по достоверности, значимости, согласованности, полноте, возможности использования.
Чтобы высветить такие показатели, каждый регистрируемый факт полезно дополнять специальной букво-цифровой отметкой, причем буквами обозначают уровень надежности источника, а цифрами – откуда тот взял сведения.
Уровень надежности источника принято кодировать так :
А – абсолютно надежный и компетентный;
Б – обычно надежный;
В – не слишком надежный;
Г – ненадежный;
Д – неопределенный.
То, как сей источник получил представляемые данные, отмечают следующим образом :
1 – сам видел;
2 – слышал от того, кому можно верить;
3 – слухи.
иногда дополняют римской цифрой, указующей на предполагаемую достоверность факта:
I – подтверждается другими фактами;
II – вероятно правдив (3 к 1);
III – возможно правдив (1 к 1);
IV – сомнителен (3 против 1);
V – неправдоподобен;
VI – неопределяем.
Переработка информации после предварительного собирания фактуры и конкретной постановки проблемы подразумевает:Помимо этого, довольно интересным может показаться раздел «Психофизиологические аспекты».
а) систематизацию фактов, которые сортируют по степени их отношения к тому или иному вопросу;
б) выявление, основываясь на интуиции, ключевых моментов;
в) построение предположений, объясняющих основные факты;
г) получение, при необходимости, дополнительных данных;
д) оформление выводов и их проверка на соответствие другим фактам.
- смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
- речь можно понимать лишь при ее скорости не превышающей 2,5 слов в секунду;
- фраза произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;
- мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора;
- любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание…) обычно затрудняет понимание других;
- типичный собеседник как «слышит», так и понимает намного меньше, чем он хочет показать;
- люди, имеющие склонность к самоанализу, неважно понимают тех, кто не задумывается над своим внутренним миром;
- беседуя с известным человеком в знакомых ситуациях, партнеры обычно слышат то, что предполагают услышать, а потому сообщение, не очень характерное для него, обычно пропускают мимо ушей или воспринимают неверно;
- неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы (излишне выспренные выражения – смешат, банальные – нередко раздражают, ошибочная лексика настраивает на иронию…);
- у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, так что услышав их объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
- мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
- когда нужно воздействовать на чувства человека – ему говорят преимущественно в левое ухо, когда на логику – в правое;
- людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
- активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
- то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
- когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
- известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
- люди обычно преувеличивают информационную ценность событий подтверждающих их гипотезу и недооценивают информацию противоречащую ей;
- человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают – 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
- чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
- чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
- «средний человек» удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
- лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего – сразу после обеда;
- лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
- память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
- прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше чем законченные;
- слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
- интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже стоя, совсем плохо – лежа;
- пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые – вечером;
- люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
- стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
- взаимодействуя в условиях большого шума необходимо: смотреть на говорящего, использовать лишь хорошо знакомые слова, слегка растягивать слоги, глаголы типа «запрещаю» ставить в начале фразы, типа «разрешаю» – в ее конце;
- «мысль изменяется в зависимости от слов, которыми она передается»;
- «иначе расставляемые слова приобретают другой смысл, иначе расставляемые мысли произведут другое впечатление»;
- при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса, задействованием резервов сахара и жира…), блокируя «ненужную» работу мозга;
- женщина рассматривает разговор как способ устанавления контакта, высказывания чувств или симпатий – антипатий, а главное – как способ поиска решения различных проблем;
- мужчины больше любят говорить о собственных успехах, чем слушать о чужих, женщины – наоборот;
- мужчина озабочен личным статусом во мнении окружающих и смотрит на общение как на возможность обмена информацией, а не переживаниями; он жаждет утвердить здесь свою собственную независимость;
- женщины ориентируются на внутреннее содержание (мысли, намерения, чувства и отношения) беседы, усматривая всевозможные намеки во всяких безобидных репликах; они верят словам обычно больше, чем поступкам.
9 комментариев
В книге дана: информация (аналитически обработанные данные).
Характер: конкретная.
Оценка по степени достоверности: Д-1-III
Оценка по важности: необходима в качестве опорной точки зрения;
Оценка секретности: общедоступная;
Оценка возможности использования: будет применена при написании «методики совместной работы»
Оценка потребности в дополнительной информации: для поставленной цели необходимы алгоритмы логической обработки информации и анализа законченных результатов.
Как видите, информация из указанной книги имеет субъективно высокую оценку в силу личной моей потребности разработки методического документа «методика совместной аналитической работы». Для стороннего человека, в рамках иных задач, оценка может быть иной.
Пару лет назад у меня появился коллега, с которым мы вместе проводим исследования до сих пор. Как правило коммуникации выглядят как мозговой штурм в чате, затем я оформляю идеи в текст, а он их рецензирует.
Сейчас возникла новая ситуация совместного исследования. В рабочую группу попали люди из самых разных уголков мира, и мы все друг для друга анонимны. У каждого участника проекта одинаковые роли и обязанности. И развитие проекта не зависит от конкретных личностей. Каждый проводит собственное исследование и сопоставляет данные коллег. Такая ситуация требует стандартизации аналитической работы. Нужен единый подход. Чтобы любой желающий мог поучаствовать и при этом не навредить общей цели. То есть нужна прозрачная логика и единая структура рабочих материалов.
В результате возник запрос на методический документ, регламентирующий процесс проведения совместной аналитики.
Подозреваю, что эскизы у художников выполняют ту же задачу.
Так вот, данные идеи выступают в качестве отправной точки. Никто не говорит, что они будут использованы в чистом виде. Но всё-таки подход достоин внимания.
Чтобы понять смысл данной оценки, нужно выписать хотя бы несколько фактов из книги. С другой стороны некоторые данные из книги уже не зависят от человека. Например. методики работы. Поэтому к ним общая оценка достоверности в отношении книги не применима.