Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в работе секции «Гражданское общество: партнёрство и справедливость» съезда партии «Единая Россия». На секции он задал вопрос о справедливости:
А.М.Макаров: Владимир Владимирович, Вы на самом деле произнесли слова «мораль», «нравственность», «справедливость», а у нас здесь присутствуют представители всех конфессий. Честно говоря, немножко удивило то, что у них по этому вопросу единая позиция. Поэтому если можно, чтобы у нас сейчас выступил отец Всеволод Чаплин, чтобы он высказал свою позицию по этому поводу.Так как Всеволод Анатольевич не высказал должных возражений, Владимиру Владимировичу отвечает авторский коллектив Концепции общественной безопасности:
В.В.Путин: Конечно. Я просто одну ремарку тоже скажу по поводу того, что Павел Владимирович озвучил. Это вывешивание информации в интернете, самое простое и очень эффективное дело. Согласен.
В.А.Чаплин (протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского Патриархата): Спасибо большое. Одно слово о том, почему я здесь. Я не член партии и не буду в неё вступать. Более того, я даже не член фронта и не буду в него вступать. У духовенства особая, не политическая, а нравственная роль. Но наша церковь общается и ведёт диалог со всеми политическими силами, в том числе, конечно, ведётся диалог очень активный с «Единой Россией» и «Народным фронтом». Особенно отрадно, что партия сегодня выдвигает идею социального консерватизма, которая, по-моему, для России может быть очень-очень полезной.
Сегодня было сказано о том, что право – это общественный договор. Общественный договор важен, но он может быть иногда слишком гибким. Может иногда получаться так, что он находится под влиянием случайных факторов, внешних факторов. Кроме общественного договора должны быть и ценности, которые я бы назвал вечными, ценности, которые придают и государству, и обществу, и социальной системе стабильность. Вот о таких ценностях сегодня нужно как можно больше говорить.
В свое время Всемирный русский народный собор сформулировал ряд такого рода ценностей, и на втором месте после ценности «вера» – ценность «справедливость». Справедливость подзабыта в нашем обществе. Принято считать, что свобода гораздо важнее. И в 1990-е годы нужно было больше говорить о свободе, потому что свободы тогда не хватало. А сегодня, мне кажется, нужно почаще вспоминать о справедливости.
В библейском языке понятия justice и truth, то есть понятия правды и справедливости очень близки. Мои коллеги-иудеи, может быть, меня поправят, но библейский язык как раз говорит о том, что справедливость и правда – это почти одно и то же, так же как и правосудие, почти одно и то же. Сегодня очень важно понять, что справедливость должна иметь не только философское, но и социальное измерение. А оно, к сожалению, часто бывает очень жёстким.
Сейчас две религиозные общины вместе работают над тем, чтобы исследовать сложные случаи межнациональных конфликтов или бытовых конфликтов, которые перерастают в межнациональные или которые пытаются перетащить в межнациональные. Получается очень интересная вещь: отсутствие справедливости – это часто одна из причин опасных ситуаций, которые могут кончиться кровью, извините, если их удастся перевести в стадию межнационального конфликта. Если вытесняют русских с Северного Кавказа – это несправедливость. Если унижают выходцев из Кавказа в Москве только потому, что они кавказцы, – это несправедливость. Если не работают в стране социальные лифты, если человек в маленьком городе не может пробиться ни в политике, ни в экономике: всё занято на десятилетия вперед одними людьми, а потом будет занято их детьми и их внуками – это несправедливость.
Если возникает такая ситуация, что люди не принимают ту экономическую систему, которая сложилась в 1990-е годы, значит, есть чувство несправедливости, значит, нужно что-то сделать и бизнесу, и народу, и власти для того, чтобы это исправить.
Я веду одну программу на радио. Люди пишут и звонят в эту программу. Если идет речь о чиновниках и бизнесменах, жуткие послания получаются: «повесить», «стрелять». Мне от этого очень больно, потому что я знаю, что и среди чиновников, и среди бизнесменов много достойнейших людей, но есть разрыв между элитой и остальной частью народа. Этот разрыв нужно преодолеть, но сделать это можно только, дав людям понять, что к ним относятся по справедливости. Спасибо большое.
В.В.Путин: Батюшка, можно спросить? У нас же дискуссия.
В.А.Чаплин: Обязательно.
В.В.Путин: А то меня все только спрашивают. Мне тоже хочется спросить.
Я, во-первых, согласен полностью практически со всеми тезисами: по поводу того, в каких регионах как к людям относятся, и по поводу этих социальных лифтов, продвижения, закрытых дверей. Но вы сказали, что справедливость имеет ещё и ярко выраженный социальный смысл.
Вопрос такой. Всем поровну – это справедливо?
В.А.Чаплин: Это несправедливо, совершенно верно.
Я не призываю вернуться в СССР. Я там жил в достаточно уже сознательном возрасте и не хочу туда возвращаться. Но всё-таки то, что Вы сказали, связь между нравственностью и законом, между нравственностью и решениями власти – это очень важная связь. Если нет её, то всё начинает подвергаться коррозии.
В.В.Путин: Спасибо.
В действительности справедливость это не «отнять и поделить» и «не всем поровну».
Справедливость это политика государства и деятельность гражданского общества, направленные в русле Богодержавия на искоренение эксплуатации «человека человеком», путём построения культуры, в которой необратимо человечный тип строя психики будет достигаться всеми как единственно и безальтернативно нормальный к началу юности.
И эта идея искоренения эксплуатации «человека человеком» — действительно консолидирующая. Причём, как показал опыт СССР, — консолидирующая в глобальных масштабах даже с учётом того, что в марксизме и в политике СССР она выражалась не во всей полноте её смысла и, будучи извращённой её противниками, главными из которых после убийства И.В.Сталина стали кланы высшего руководства КПСС и КГБ. Тем не менее, даже после того, как Н.С.Хрущёв на ХХ съезде В РЕЖИМЕ ОФИЦИОЗА оклеветал на весь мир Сталинскую эпоху, эта идея была притягательна для тружеников во всём мире, вследствие чего мировая система социализма расширялась вплоть до того, как «ликвидационная комиссия» во главе с М.С.Горбачёвым не предала страну, сдав её под власть либерал-буржуинов.
Поэтому возрождение России и истинный прогресс всего человечества возможны только на основе консолидирующей идеи справедливости — всем стать человеками и искоренить эксплуатацию «человека человеком» в глобальных масштабах, … хотя у неё были, есть и ещё некоторое время будут противники-паразиты.
Что и далее будем жить под властью паразитов и ждать, пока Обама или кто-то из будущих президентов США скажет, что эксплуатацию «человека человеком» надо искоренить?
Сбербанк: 4274 3200 4914 7294.
Яндекс.Деньги/Юmoney: 410011599043498.
WebMoney: Z390001142609, E269677759096.
Похожие материалы
16 комментариев
( Библия. Притчи Соломона 29;14)
Хоть РФ и светское государство, но в религии все же содержатся морально-нравственные ориентиры, которые так необходимы человеку для ощущения внутреннего покоя, для жизни в мире с другими людьми, для того чтобы не разучиться любить, дружить, помогать тем, кто нуждается в твоей помощи и т.д. Посмотрите на государства западные - где идет травля на церковь, там разлагается общество во всю, проблемы с рождаемостью, морально-нравственными установками людей, пьянство, фактически уничтоженный институт семьи и т.д. Поэтому здесь нужен комплексный подход. Все законодательство, там, где это можно сделать без особо ущерба для государства, нужно подчинить не религии, но христианским морально-нравственным нормам(они одинаковые как в христианстве, так и в исламе и др.религиях).
Где не разумеют справедливости, там основания земли (государства) колеблются. Потому и Россия разрушается все больше, что нет справедливости.
Евангелие от Матфея гл.24, стих 12 пишет: 'И, по причине умножения беззакония (несправедливости), во многих охладеет любовь;'. Так что бессполезно подчинять все законодательство христианским (или др. религий) ценностям, если процветает беззаконие.
В православном понимании справедливость — прежде всего совершенное следование заповедям Божиим. В «Изборнике 1076» справедливость объясняется так: «Творящим добро воздай почет, творящих зло наказывай. Не оправдывай виновного, даже если он и друг тебе, не обижай правого, даже если он и враг тебе». Справедливость в понятиях Святой Руси осуществляется не просто стремлением к справедливости, а любовью. Для того чтобы быть справедливым, надо быть самоотверженным, т. е. как бы несправедливым к себе. В сборнике «Пчела» (к. XII — н. XIII) говорится: «Человек справедливый не тот, кто не обидит, а который мог бы обидеть и не захотел».
Это же понимание справедливости проводится у русских мыслителей и более позднего времени. «Справедливость в нравственном смысле, — пишет В. С. Соловьев, — есть некоторое самопожертвование; ограничение своих притязаний в пользу чужих прав. Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного».
Определитесь уж концептуально.
Путин поддакивает либералам потому что у него нет выхода, а не потому что так правильно. Он не прав.
Если ВП СССР поддерживает, что справедливо это не всем поровну, то они тоже не правы, ну либо тогда им нет причин возмущаться ибо всё справедливо и так, всем всего не поровну. Нет проблем.
Помните, особенно в 90- годы, сказки об уравниловке? Дескать, коммунисты хотели и хотят уровнять всех, а люди разные: одни умные, другие глупые; одни работящие, а другие бездельники. «Взять всё и поделить» — как говорил Полиграф Полиграфович Шариков.
И сегодня, либероид с озлобленностью будет убеждать вас, что из-за уравниловки в СССР, какие люди пострадали. Мол им, особенным, креативным и
работящим, жизни не давали — возможности реализоваться. А Горбачёв и Ельцин дали.
В общем, приём хорошо известный. Но давайте серьёзно поговорим об уравниловке в СССР и равенстве в его марксистском понимании.
Вот что говорил об уравниловке и равенстве тов. Сталин — из стенограммы отчётного доклада ЦК ВКП(б) XVIIсъезду партии:
«Эти люди*, очевидно, думают, что социализм требует уравниловки, уравнения, нивелировки потребностей и личного быта членов общества. Нечего и говорить, что такое предположение не имеет ничего общего с марксизмом, ленинизмом.
Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов, т. е. а) равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы, б) равную отмену для всех частной собственности на средства производства после того, как они переданы в собственность всего общества, в) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их труду (социалистическое общество), г) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их потребностям (коммунистическое общество).
При этом марксизм исходит из того, что вкусы и потребности людей не бывают и не могут быть одинаковыми и равными по качеству или по количеству ни в период социализма, ни в период коммунизма.
Вот вам марксистское понимание равенства.
Никакого другого равенства марксизм не признавал и не признает.
Делать отсюда вывод, что социализм требует уравниловки, уравнивания, нивелировки потребностей членов общества, нивелировки их вкусов и личного быта, что по плану марксистов все должны ходить в одинаковых костюмах и есть одни и те же блюда, в одном и том же количестве, — значит говорить пошлости и клеветать на марксизм.
Пора усвоить, что марксизм является врагом уравниловки. Еще в “Манифесте Коммунистической партии” бичевали Маркс и Энгельс примитивный утопический социализм, называя его реакционным за его проповедь “всеобщего аскетизма и грубой уравнительности”. Энгельс в своем “Анти-Дюринге” посвятил целую главу бичующей критике “радикального уравнительного социализма”, выдвинутого Дюрингом, как противовес против марксистского социализма.
“Реальное содержание пролетарского требования равенства, — говорил Энгельс, — сводится к требованию уничтожения классов. Всякое требование равенства, идущее дальше этого, неизбежно приводит к нелепости”.
То же самое говорит Ленин:
“Энгельс был тысячу раз прав, когда писал: понятие равенства помимо уничтожения классов есть глупейший и вздорный предрассудок. Буржуазные профессора за понятие равенства пытались нас изобличить в том, будто мы хотим одного человека сделать равным другим. В этой бессмыслице, которую они сами придумали, они пытались обвинить социалистов.
Но они не знали по своему невежеству, что социалисты — и именно основатели современного, научного социализма, Маркс и Энгельс — говорили: равенство есть пустая фраза, если под равенством не понимать уничтожения классов. Классы мы хотим уничтожить, в этом отношении мы стоим за равенство. Но претендовать на то, что мы сделаем всех людей равными друг другу, это пустейшая фраза и глупая выдумка интеллигента” (Речь Ленина “Об обмане народа лозунгами свободы и равенства”).
Вот так, коротко и ясно — по-сталински, что ни убавить, ни прибавить.
__________________________________
* Сталин имеет ввиду часть членов партии, не разобравшихся с вопросом о равенстве и уравниловки.