Дугин А.Г. - Лекции о геополитике и глобализации

Обновлено 22 октября 2019г. в 18:51: Импортировано с форума
Весьма интересно послушать лекции Дугина, которые отсняты в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (который к слову позиционируется как ведущий, один из старейших и крупнейших классических университетов России, один из центров отечественной науки и культуры) каналом на ютубе "Познавательное ТВ", с позиции фактологического материала и овладевания терминологией, которые используют "элиты". Предлагаю вылаживать видеолекции с описанием тем и проблем, в них затронутых.

Либерально-марксистская глобализация
Описание
Разсказывает о трёх видах позитивистских теорий глобализации:

  • либеральная парадигма
    "Демократические страны между собой не воюют; нужно, чтобы во всех странах была демократия и тогда мир будет всеобщим, единым для всех". Брейвик - европейский националист; Снятие национальных границ и всего, что препятствует процессу глобализации. Управленице глобальной массой.
  • неолиберальная парадигма
    Неолиберализм = транснационализм. Упомянул и посоветовал прочесть книгу Фрэнсиса Фукуямы - "Конец истории и последний человек"
    Глобальное человечество - конец национальным государствам. Весь мир должен стать глобальным, либеральным. Должна быть полная свобода передвижений и людей,информационных, материальных и денежных потоков (а государственные границы препятствуют данным процессам). Доминанта экономики над политикой. Skillful individual - искуссный индивидуум. Коспополитизм - мир как государство, некая система. Сетевые сообщества. Национальные государства могут остаться лишь в качестве рудемента, как дань традиции. Soft power(мягкая сила) - проникновение технологий, культурных кодов, образов (приводит пример айфона, где идёт манипулирование владельцем через определённые гаджеты, виджеты, новостные ленты, социальные сети). Теория Global society(мировое сообщество); one world(единый мир). Карл Поппер Открытое общество и его враги(либеральная теория)
  • реалисты
    Существуют только государства и их интересы и такое положение вещей незыблемо. Международные отношения подобно катанию бильярдных шаров и виду эгоистических интересов; идея империализма, разширения своих границ, государственное либидо; Толкание государств - хаос в международных отношениях
А так же о:

  • марсксистской парадигме
    Изходит из классового прнципа. История международных отношений - история взаимодействия классов(пролетариата и буржуазии). Классы - это интернациональное явление - есть глобальный класс эксплуататоров и глобальный класс эксплуатируемых. Борьба между этими классами является интернациональной, глобальной. Идёт интернациональное объединение эксплуататоров(богатых против бедных, для которых бедные - это лишь ресурс; пример с гастарбайтерами: более дешевый ресурс), в течение которого должны исчезнуть государственные границы, а потом должно наступить интернациональное объединение эксплуатируемых(после того, как они осознают себя в этом качестве) - как итог глобальная революция.
  • неомарксистской парадигме
    Государство - это уже отжившая категория. Идёт процесс создания интернационального несправедливого общества господства мирового капитала.
    Валерстайн - "мир - система".Мир и так един, несмотря на кажущуюся разрозненность. Карта Валерстайна - геоконтуры капитала(Ядро - богатый мир\развитые страны, специализируются на сфере услуг и высоких технологиях; на периферии - бедные/страны третьего мира, которые являются поставщиком ресурсов). Субъект эксплуатации - ядро, объект эксплуатации - периферия. Глобализация неизбежна и после её завершения появляется шанс для интернациональной революции. По сути продолжает идею интернационализации либералов. Управленице.
    Революция 1917 - это национальная революция, а не марксистская, если изходить из теории марксизма.Советский социализм - не настоящий, т.к. он был национальным, в пределах одного государства. Марксисты солидарны с либералами в том, что национальные государства должны исчезнуть, в становлении мирового правительства. Но солидарны до определённого момента - окончания процесса глобализации. Интернационализм связан с марксизмом.
    Глобализм, неомарксизм за глобальную революцию.
  • Английской школы Хэйли Була
    Международные отношения (МО)- сообщество государств(Государства останутся субъектами МО). МО - поле-общество, социум - искусственное соединение. Существует принципиальная разница между обществом и социумом: общество - вторично к его частям. Комунитас = община (общее первичнее частного). Социум был разделён на части, а затем соединён - агломирация единиц(units)-государств. Государства связаны социальным протоколом(сложившиеся правила) и ведут себя согласно ему. Дюрейм и его социальная школа. Понятие "делать неприлично"(в пример приведён Путин и его действия и речи). Транснациональная мотивация - демократия.
О американском троцкизме - при Буше Младшем в правительство США окончательно заполнилось троцкистами (Империя Мэрдока); Завершении глобализма\ --- создание космополитизма\ --- революция Skillful individual.
О Путине с позиции английской школы (Case study)
Дугин. Элиты и массы
Описание
Основные темы и тезисы из данного видео:

  • Теория Паррето об элитах и массах. Элиты подразделяет на три составляющих: Элита(имеющая власть), Контр-элита(не имеющая власти, но желающая приобщиться к ей), Анти-элита(не признающая власть, но не способная к ней приобщиться; как пример был приведён "оппозиционный поэт" Дмитрий Быков и разного рода "интеллигенция", способная лишь ругать то, что её не устраивает - власть, страну, народ; не умеет и не желает работать). При этом реально участвуют в процессе управления лишь элиты, а масса - это аморфные(статичные) существа, которых кроме обеспечения бытовых потребностей и получению средств, ведущих к их удовлетворению, больше ничего не интересует; массы не стремятся к власти. Движущий мотив - это занять место во власти. При этом масса - это объективное явление, хотя и в её среде могут появляться личности, которые могут быть отнесены либо к контр-элите, либо к анти-элите; массами рождаются.
    Существует два типа лести:

    • [*]Лесть господину(такая лесть укрепляет общество, т.к. власть монарху полезна, т.е. если монарху льстят и хвалят его, то он, в свою очередь, внимая этому старается быть таким, каким его рисуют);
    • Лесть демократии/массам (такая лесть разобщает общество, т.к. в этом случае монарх является плохим, и его ни во что не ставят, что усложняет повиновение в обществе его приказам);
    Консолидация разобщённого общества может быть проведена лишь на основе идеи господства (данную идею не раз слышал в выступлениях Старикова(пример о мировой политике как о футболе; С: меня интересует только наша страна и наши национальные интересы), да и запущенная недавно идея "Золотого миллиарда" как раз говорит об этом: Вассерман: эффективность внедрения новых технологий в плане отдачи зависит от количества занятых в экономической сфере людей, а также от кол-ва людей, которые будут приобретать или пользоваться инновационным продуктом. Если количество населения ниже определённой черты, то новвоведения экономически нецелесообразны).
     
    Вся политическая жизнь любой страны основана лишь на ротации элит. При этом не имеет значения, на основе какой идеологии элита удерживает свои позиции у власти, а контр-элита, в свою очередь, стремится попасть во власть, войти в состав элиты.

    Существуют два типа ротации элит:

    • Элита обновляется посредством контр-элит юридическим способом; элита пополняется членами из контр-элиты посредством различных законных процедур: демократических выборов. Демократические выборы - это лишь способ для контр-элиты войти в состав элиты(способ отбора в элиту).
    • Элита свергается контр-элитой через революцию используя для этого различные идеологические оболочки, после чего занимает место бывшей элиты(разница с марксизмом лишь в том, что в марксизме масса противостоит элитам, а главный способ определения принадлежности к элитам или массе - экономический, отношение к средствам производства).
    Национальная элита - и есть олицетворение национального государства, т.е. интересы национальных элит в международных отношениях и есть национальные интересы государства. Массы в международных отношениях являются таким же ресурсом, как и лес, нефть, земля, вода. Модель рекрутирования в элиту. По Паретто 3 поколения элит:

    • Активисты (1-е поколение)
    • Консерваторы (2-е поколение)
    • Дебилы (3-е поколение)
    (Пример - семья Гайдара: дед - герой; отец - писака, занимающий высокую должность; внук - разрушитель, не могущий связать пару слов; жаль про правнучку не упомянул:-)). Элита одной страны может иметь отношения как и с элитой другой страны, так и с контр-элитой другой страны; может помогать контр-элите стать элитой, если с этого будет иметь профит(пример: посещение оппозицией Майкла Макфола).[/*]
  • Либеральная. Имеет большое значение способ ротации элит. Единственно верным признаётся демократических способ ротации элит, т.к. он понятен и такое общество легче интегрировать в свою сферу влияния, а национальные элиты в таких обществах со схожими демократическими процедурами ротации элит и общими демократическими ценностями весьма похожи. Масса - аморфна, всего лишь ресурс. Важно лишь прозрачная ротация элит и процесс интеграции контрэлиты.
  • Радикальный неолиберализм. Идея skillful individual - искусный индивидуум( Парето ошибался, и массы способны приобрести некие дополнительные качества, которые превратят их в элиты). При определенных обстоятельствах представители масс перестают быть невежами и ничтожествами, и включаются в процессы управления государством, а демократия не столько способ отбора лучших в элиту, сколько распыление власти по индивидуальным носителям. Массы – некое переменное, а не постоянное состояние. Так же, как и элита. И что между массой и элитой может возникнуть определенный гибрид. Тот, кого Розенау и называет skillful individual. Свинство элит - полное отсутствие элитарных качеств(по функциям – элита, но не обладают ни волей, ни умом, ни талантом, которые обычно отличали господ от слуг, вознесшиеся по ряду причин обыватели). Новый тип – серая элита. Теория гражданина: Гражданин – это притушенный господин (гибрид раба и господина). Он может напоминать массу, но одновременно это уже и не масса: гражданин на чем-то настаивает помимо бытовых интересов. Гражданин с точки зрения Кожева – это непокорная масса и недоделанный господин. Граждане – это не господа, но и не масса. Они не умеют ни править, ни подчиняться. Ни совершать что-то великое, ни ограничиться своим маленьким спокойным обывательским мирком. Они вроде и с претензией, но обосновать эти претензии ничем ни способны. Гражданское общество – это общество освободившихся холуев. Глобальное гражданское общество, глобальный средний класс, будут управлять сами собой – самоуправление: правителей нет, управленцы - все. Статья на эту тему
  • Комфортизм - установка идеологическая.
  • Марксизм - противостояние элит и масс.Экономический показатель, собственность на средства производства, определяет отношение либо к элите, либо к массе. Не существует национальных элит, лишь собственники средств производства и массы, которые эти собственники эксплуатируют в угоду своих личных интересов.
  • Постпозитивизм. Дискурс(Проблема языка, которая сводится к анализу тестов, языка договоров). Суть - гегемония, при это рабы не ощущают гегемонии над собой. Элиты и массы появляются лишь тогда, когда вводится понятия элит и масс, элитарного и неэлитарного. Власть утверждает сама себя, неравенство как данность и выражается в паре: master-slave. Теория Клуба и Гетто:

    • [*]Клуб для элит и он эксклюзивен - атрибуты элитности(машина, квартира и т.п.), свой особый язык,
    • Гетто - для масс. также имеет свои атрибуты и свой язык.
    В зависимости от языка и атрибутов, индивид попадает либо в Клуб, либо в Гетто.[/*]
  • Феменизм - протест против распеределения ролей во власти по гендерному признаку. Соотношение ролей частного и публичного.
  • Конструктивизм. Главное имидж. отсутствуют чёткие критерии элит и масс. Кто-либо себя позиционирует себя как элиту, и в случае, если другие верят в сей образ - значит позицианируемый является элитой.
  • Многополярный мир.Идея цивилизации. тоже самое, что и у Паретто, только деление на цивилизационные элиты и массы(исламские массы, китайский массы, русские массы, американские массы).

2 комментария

Я смотрел некоторые из этих лекций https://www.youtube.com/watch?v=F02LpsE ... U5-_iFWA0r, есть в них конечно и занимательные моменты... Но вот после просмотра лекций "Эпохи Руси. Доисторическая Русь" и "Государственность ранней Руси" кое-что прояснилось в деятельности этого товарища. ИМХО он является психтроцкистским пропагандистом "почвы" в ложной дихотомии "кровь или почва", об этом он упоминал еще в старом цикле передач "Тайны Века" (Часть I. Мистика Рейха.) http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3387779 ... Другими словами он старается если не вовсе нивелировать, то занизить роль русских как таковых и русскости как цивилизационного свойства. Также и т.н. "Атлантизм" и "Евразийство" в версии Дугина лишены человеческих черт, у него это будто бы какие-то "хтонические" силы, а люди это лишь жалкие придатки к ним. Что интересно, это сильно перекликается с тем, что вещает его друг Гейдар Джемаль: тот тоже придерживается мнения что все особенности России и ее судьбы обусловлены в первую очередь ее некой "сакральной географией" а никак не народом ее заселяющим, его культурой и т.д.: https://www.youtube.com/watch?v=L_MuEXJAMxo
Они конечно умные и во многом интересные люди...этого у них не отнять
Дугин, Джемаль, покойный ныне Летов, Лимонов а также М.Шевченко (в какой-то мере) видятся мне разными идеологическими "яйцами" одной и той же троцкистской курицы, разложенными для сохранности (и для широты охвата) по разным корзинам. Дугин и Джемаль сотрудничают еще со времен общества "Память" https://www.youtube.com/watch?v=qTva3A-kEcY, Дугин с Летовым состояли в НБП Лимонова https://www.youtube.com/watch?v=sfhZaQ8oKR0, Шевченко, Дугин и Джемаль сейчас являются членами клуба "Флориан Гейер" http://www.floriangeyer.ru/
Спасибо за лекции. Посмотрела на вашем сайте два фильма о Сталине. Благодарствую. Как хорошо, что узнала правду, В дураках ходить не хочется, да и потомкам нужна правда, а не гадкая ложь. Не понятен ответ на вопрос, как такому выдающемуся экономисту и и талантливому хозяйственнику как Сталин пришлось взять на себя ответственность за репрессии, осуществляемые Ершовым. Вспоминаю тезис, который лег в основу репрессий: с развитием социализма в отдельно взятой стране, усиливается классовая борьба( логично продолжить:появляется все больше врагов, которых надо обезвреживать) НО неужели такой дальновидный стратег как Сталин не понимал, что Россия была закрыта и что писать друг на друга анонимки и клеить дело - это абсурд, который не имеет конца и не решаем. Ведь не только Ершов повинен в репрессиях,но и Сталин. Может кто-нибудь мне объяснит. Я слышала,что к концу своей жизни Сталин страдал паранойей. Возможно дело в его болезни. Рада