Ашманов vs Хинштейн. Цифровое образование в школе. Скандал в думе. Видео удалено с канала думы! [27.05.2021] [Информационный портал семейной политики Иван-Чай]

Разгорелся скандал в Думе на почве игнорирования общественного и научного мнения в свете расширения цифровизации в школе. Позицию родителей защищали: И.Ашманов,А.Швабауэр и Е.Мизулина На позиции власти и бизнеса ("цифра без границ") стоили министры , депутаты и представители IT компаний 


Расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи с участием Министра просвещения РФ Сергея Кравцова и Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максута Шадаева. 

На заседании также присутствовали; 
- член СПЧ Игорь Ашманов 
- член Общественной Палаты РФ Е.Мизулина 
- член экспертной комиссии по семейному праву при СФ Анна Швабауэр 

Модерировал стол депутат Госдумы А.Хинштейн

Полная стенограмма выступления/спора Игоря Ашманова и Александра Хинштейна во время заседания Комитета Государственной Думы по информационной политике:

Хинштейн 

Сегодня уже говорилось о том, как готовятся те или иные программы, курсы, о том что уже что-​то из этого внедряется, и звучала, в частности, компания "Ашманов и партнёры", которая действительно имеет большой опыт в исследовании борьбы с рисками интернета, я хочу предоставить слово президенту компании Игорю Станиславовичу Ашманову. Пожалуйста.

Игорь Ашманов 

У нас очень такая симфония наблюдается, и мы все прямо в унисон говорим. Я хотел бы немного подискутировать. Смотрите, на мой взгляд, мы разговариваем сразу о многих вещах сразу, мы их смешиваем. Вообще говоря, если мы говорим о безопасности детей, это очень важная тема, мы действительно написали небольшой кусок в курс ОБЖ, который делала Юлия Сергеевна Шойгу, но там часов на самом деле мало сделано, и там действительно надо больше, существенно больше для большинства классов.

Но, вообще говоря, к безопасности детей цифровая грамотность не имеет никакого отношения, и мы зря про неё говорим. Я понимаю, что начальство её так назвало и спустило сверху, но вы же понимаете, что учить школьников нажимать кнопки на бытовой технике не нужно, как сказал только что Алексей, они учат этому, наоборот, своих бабушек. То есть, вообще говоря, никаких навыков в этом им передавать нельзя. Это первоe. У нас возникает невольная подмена тезиса, что мы от безопасности переходим к навыкам, дальше к компетенциям, а дальше почему-​то к цифровизации образования, и всё это у нас замешивается в одну кашу, а это абсолютно разные вещи. То есть я совершенно не понимаю каким образом покупка техники в компьютерные классы поможет безопасности школьника.

Смотрите, мы говорим о цифровой гигиене, о том, что школьник и так всё знает, и если вы зайдёте в любой торговый центр, фудкорт, вы увидите там стайки школьников, которые устраивают Ютуб-​вечеринки, TikTok-​вечеринки, сидят там, денег у них мало, они наберут там по стакану чего-​нибудь и сидят там иногда по пять часов и просто друг другу показывают экраны. У них с цифровой грамотностью всё нормально, их учить не надо, они не знают рисков. Они не понимают рисков. Почему? Потому что, вообще говоря, наши дети привыкли жить в защищённой среде. Они ходят по охраняемым улицам с камерами, в парках у нас есть, условно говоря, патрули, охрана, там нет диких животных, обрывов и так далее, и когда они выходят в интернет, они тоже считают, что они выходят в контролируемую среду. Мы понимаем, что интернет сейчас никем не контролируется на самом деле всерьёз, вот немного Роскомнадзор -- я не знаю, здесь кто-​то будет от него выступать или нет -- немного начал зачищать. Потихонечку. Там понятно, что это не очень просто, вот наша компания, не "Ашманов и партнёры", а "Крибрум" уже 4 года по поручению Президента занимается поиском всяких деструктивных деятелей в Сети, с помощью наших технологий, но это отдельная история, что безопасность в школе, как написано, у нас достигается в том числе и тем, чтобы ловить негодяев, закрывать группы, предугадывать и так далее.

Но цифровая грамотность здесь не очень при чём. А от неё происходит следующая подмена тезиса, это навыки, компетенция, ну и давайте поговорим про языки программирования. Т.е. я бы это просто разделил, потому что, вообще говоря, с моей точки зрения, и не только как представителя компании, в этой "симфонии на троих" не хватает, вообще говоря, гражданского общества, родительских ассоциаций и так далее, которым, вообще говоря, неплохо бы объяснить зачем вообще нужна цифровизация образования и для чего это делается вообще. На мой взгляд, цифровизация образования наоборот несёт дополнительные риски для школьников. Приведу самый простой пример, таких примеров много: кто-​то в Министерстве просвещения говорит, мол, а давайте мы будем выкладывать образовательных контент в TikTok, это же модно? Модно. К сожалению, трэш-​стримы и всякая там расчленёнка, кровь и кишки в TikTok'е находятся на расстоянии одного клика от скучного образовательного контента. Сделать контент вирусным, таким, чтобы дети во то не смотрели, своих кумиров, у которых миллионы подписчиков, а смотрели ваш контент, скорее всего, невозможно. Это так же как с удалёнкой, все, у кого есть хоть какие-​то навыки, берут и делают зацикленное видео себя, сидящим за компьютером, выставляют его для учителя, а сами занимаются своими делами -- я сам это видел. Школьники точно так же присылают презентацию учителю, в которой первый слайд -- это крутящийся progress bar, и учитель сидит и полчаса ждёт когда же она загрузится, а это просто gif'ка, которая крутится. Вот, на самом деле удалёнка, она показывает, что отличники становятся хорошистами, а все остальные двоечниками, там, практически не учатся.

Но это я к тому, что цифровизация не связана с безопасностью, и более того, она её ухудшает. И, вообще говоря, было бы неплохо объяснить родительскому сообществу -- мы все родители, вот у меня, например, пятеро детей, трое несовершеннолетних -- зачем нам нужно повышать степень цифровизации школ. Ну, например, дети все сейчас портят себе глаза, у нас есть программы, в том числе, как я понял, у Министерства просвещения, об использовании смартфонов в образовании. Смартфоны не предназначены для того, чтобы долго сидеть за экраном, они портят зрение и позвонки.

[В этом месте, на 5:45 кто-​то перебивает Игоря Ашманова, утверждая что информация о том, что смартфоны портят зрение и позвонки -- это фейк]

Игорь Ашманов 

Нет, это не фейк, ну я могу зачитывать слова чиновника, я просто не хочу этого делать...

[Мужской голос]

Я вам официально говорю, что это фейк.

Игорь Ашманов

Нет, это не фейк. Это, возможно, слова вашего предшественника, и нацпроект "Образование", может быть, Вы за него не отвечаете. Но вот смотрите, ещё раз, проводить вот эту постепенную подмену тезиса "от безопасности к навыкам, к компетенциям и цифровизации образования" неправильно. Вот эта рабочая группа не должна заниматься цифровизацией . Если нужно поговорить о том как детям в школе дать навыки программирования или какие-​то новые профессии, давайте говорить про Информатику. Но я замечу, что Информатику в правильном формате надо преподавать на бумаге первые пару лет: алгоритмы, понятия... там не нужно цифровых технологий, для того, чтобы преподавать. Сейчас происходит вырождение этой самой Информатики, когда детей учат тексты в Ворде набирать. А Информатика не про это, информатика -- про умение мыслить алгоритмически. Во-​вторых, угроза, понятно -- увеличение экспозиции к экрану, это просто серьёзная угроза. По-​моему, нарушены все СанПиНы, которые только возможны. Никто этим не занимается. Я просто хочу сказать, что в этой рабочей группе, в которой замечательно присутствует бизнес, почему-​то нет -- вот я не увидел в списке -- медиков, не увидел общественных организаций серьёзных, и для обоснования того, что делается в школе, не увидел обоснования в виде опросов. Вообще, это настолько серьёзное дело, что нам хотелось бы, условно говоря, референдум или хотя бы всенародное голосование, или хотя бы опросы ВЦИОМ. Я вам расскажу очень неприятную историю, которая была у нас в Совете по правам человека, а именно, мы проводили Круглый стол по вопросам цифровых социальных рейтингов, о том, что это не очень хорошая вещь. Мы попросили ВЦИОМ сделать опрос о том, как граждане относятся к цифровому рейтингу, социальному, как в Китае. Выяснилось, что граждане против, ВЦИОМ разослал этот рейтинг нам за день до Круглого стола в СПЧ [http://president-​sovet.ru/presscenter/announces/read/763/], а потом позвонил и сказал, что публиковать нельзя, т.к. он плохой, этот отчёт, потому что он не бьётся с общим энтузиазмом по поводу цифровизации. Я просто к тому, что хотелось бы узнать мнение общества. Это настолько важная вещь, то, о чём вы говорите... Где опросы ВЦИОМА? Где представители родительских ассоциаций в этой рабочей группе? Т.е., вообще говоря, надо включить ещё одного участника, а именно общество, а у вас его нет. Вы говорите, что если вы договоритесь с бизнесом, то всё будет прикольно и прекрасно. Из чего это следует? У бизнеса есть свои интересы, и я вот в этом списке вижу людей...

[В этом месте, на видео это 8:45, Хинштейн перебивает Игоря Ашманова]

Хинштейн 

Игорь Станиславович, извините, что я вас перебиваю. Мне всегда нравятся люди, которые сами себя в чём-​то убеждают, а дальше сами себя в чём-​то заводят.

Игорь Ашманов

Нет, нет, я сейчас дальше вот вас буду убеждать, а не себя...

[Хинштейн на 8:30 повторно перебивает Игоря Ашманова]

Хинштейн 

Нет, дело в том, что, прошу прощения, что вас перебиваю, просто у нас нет с Вами дискуссии, потому что Вы спорите с тем, чего не существует. Первое, это перечень...

Игорь Ашманов 

Это неправда.

Хинштейн 

Ну послушайте, вы что, лучше министра [имеется в виду Максут Шадаев, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с 21 января 2020 ] знаете что происходит у него в Министерстве?

Игорь Ашманов

Нет, я лучше его знаю что происходит в школе и с подростками.

[Хинштейн на 9:10 в очередной раз перебивает Игоря Ашманова, не позволяя закончить мысль]

Хинштейн 

Игорь Станиславович, я не сомневаюсь, что вы, в принципе, лучше в целом знаете как устроена жизнь, мы готовы согласиться...

Игорь Ашманов

В социальных сетях -- да, я это лучше знаю, конечно, я этим занимаюсь профессионально.

Хинштейн

Нет сомнения. Тем не менее, список, к которому вы апеллируете, это не список рабочей группы.

Игорь Ашманов

Ну как, здесь есть предложение кого включить.

Хинштейн 

Нет, здесь есть предложение....

Игорь Ашманов

Объясните, какое отношение к безопасности детей имеет Нетология...

Хинштейн

Игорь Станиславович, Вы закончите своё эмоциональное выступление, и я Вам отвечу на все Ваши вопросы...

Игорь Ашманов 

Хорошо, давайте я их и задам прямо сейчас. Предполагаемый состав рабочей группы: СБЕР. Это здесь причём? Какое отношение СБЕР имеет к безопасности детей? Яндекс, Mail.Ru Group -- я тоже не понимаю. Центр обучения Нетологии-​групп? Это просто люди, которые за деньги обучают успешному успеху, условно говоря. Они какое отношение к безопасности детей имеют, скажите мне. Вот Общественная палата здесь есть, СПЧ нет, нет никаких родительских ассоциаций, но есть [неразборчиво]. Вот зачем бизнес тащить в тему безопасности детей? Ни навыков, ни по цифровой грамотности, которая понимается как профориентация и так далее... мы же про безопасность говорим, правильно? Вот они зачем здесь? Я задал вопрос, закончил своё выступление.

Хинштейн

Спасибо большое. Ну знаете, когда что-​то критикуешь, по крайней мере я по этому пути стараюсь всегда идти, всегда что-​то предлагаешь. Я из Вашего выступления, честно говоря, предложений не услышал...

Игорь Ашманов

Предлагаю сменить состав рабочей группы и включить туда наконец представителей общества, а также провести, прежде чем вот эти все инициативы цифровизации образования, там к 2025-му году на 100% или там 70% принятия экзаменов...

Хинштейн

Игорь Станиславович, время перебираем.

Игорь Ашманов

Да-​да-да. Давайте Вы не будете затыкать мне рот, я сейчас закончу -- это очень просто, я договорю и всё. Я предлагаю провести опросы, опираться на мнение общества и включить представителей гражданского общества в рабочую группу, которая будет заниматься безопасностью детей, а вопросы цифровизации образования вынести в другое место. Их не нужно замешивать с безопасностью, потому что это получается манипуляция. Давайте говорить про безопасность, про понимание угроз, про цифровую гигиену и не смешивать это с получением навыков программирования и чего-​то другого. Это несвязанные вещи. Всё, я закончил, спасибо.

Хинштейн

Могу отвечать? Ну я не знаю, я так понимаю, что Вы на себя плавно ведение нашего комитета перевели, и я поэтому, как человек чётко понимающий субординацию у Вас уточняю можно ли реагировать. Благодарю Вас, Вы очень любезны.

Итак, первое, мы сегодня обсуждаем с вами не состав будущей рабочей группы, а говорим в целом о подходах и о том формировании неких силуэтов, к которым будем дальше идти. Сейчас шар на стороне двух федеральных министерств, которым предстоит, я надеюсь, сформировать рабочую группу. Я сначала отвечу на Ваши, необоснованные, на мой взгляд, нападки, а затем прокомментирую в общем ситуацию и передам слово следующему выступающему. О необходимости подключения к этому общественности и родительского сообщества сегодня в ходе нашего заседания я говорил неоднократно, начиная с самого первого вступительного слова. К сожалению, сказать, что у нас есть какой-​то орган, который мог бы быть выразителем всего родительского сообщества, было бы сложно. Тем не менее, у нас среди участников есть и общественные деятели, представляющие родительское сообщество, я был бы рад, если бы мы сумели чётко сформулировать и понять какие из общественных организаций здесь могли бы быть нашими партнёрами, и конечно же, с удовольствием с ними эту работу будем вести. Что касается участия СПЧ, не уверен, что это вопрос, связанный с этой деятельностью, тем не менее, с Председателем Совета СПЧ, Валерием Александровичем Фадеевым, я переговорю. Относительно социологических исследований, в раздаточном материале, который нелишне было бы посмотреть и изучить, есть в том числе и презентация, которая основана на цифрах, связанных с опросом и оценкой со стороны родителей. Поэтому неслучайно сегодня не единожды я подчёркивал, что такого рода предметы должны внедряться, преподаваться не в качестве обязательных. И уместно, повторюсь, возможно, взять какие-​то регионы -- и сегодня мы услышим позитивный опыт конкретных субъектов Федерации, где эта работа более качественно налажен -- взять какие-​то регионы как пилотные, для того, чтобы посмотреть и убедиться, так сказать, как это всё будет, и тоже работу над ошибками провести для того, чтобы избежать каких-​либо негативных моментов.

Игорь Ашманов

Можно ли рассчитывать на проведение каких-​либо общественных слушаний по этому поводу?

Хинштейн

И референдума.

Игорь Ашманов

Референдум бы не помешал, потому что это один из двух самых важных вопросов, посложнее, чем поправки [к Конституции].

Хинштейн

Ну, к сожалению, референдум...

Игорь Ашманов

Хотя бы опрос и общественные слушания.

Хинштейн

Я попрошу, Игорь Станиславович, я прошу прощения. Я понимаю, что Вы лучше всех всё знаете, но давайте будет друг друга как-​то уважать.

Игорь Ашманов

А почему Вы на меня наезжаете лично? Вот это что за высказывание странное, мол, Вы всё лучше всех знаете, я же Вам ничего подобного не говорил. Вам не нравится моё мнение.

Хинштейн

Да не то, что мне не нравится или нравится...

Игорь Ашманов

А тогда что?

Хинштейн

Я оставлю при себе что мне нравится, что мне не нравится.

Игорь Ашманов

Хорошо, а только что Вы не оставляли его при себе...

Хинштейн

Игорь Станиславович...

Игорь Ашманов

Я бы хотел спросить просто, можно ли рассчитывать на опросы родителей и общественное мнение?

Хинштейн 

Игорь Станиславович, да что же это такое?

Игорь Ашманов

Вы меня перебиваете, я Вас перебиваю. Вы же меня сейчас пытались заставить прекратить разговаривать. Я задаю вопрос, можно ли рассчитывать на участие общества во всём этом, в том числе на общественные слушания?

Хинштейн

Игорь Станиславович, Вы приглашены на заседание расширенного Комитета и будьте любезны вести себя корректно и соблюдать правила общежития. Что касается общественных слушаний, общественные слушания имеют совершенно чёткую, формально-​правовую природу, не говоря уже про референдум, есть закон о том что является основанием для проведения референдумов, это вопросы, связанные с Федеральным конституционным законодательством. Здесь, боюсь, оснований для референдума нет. Что касается изучения общественного мнения, безусловно, позиция общества, и, в первую очередь, родительского сообщества -- потому что мы все действительно родители -- является здесь для нас принципиально значимой. Никто насильно детей тащить никуда не собирается. Если родители скажут в подавляющем большинстве, мол, мы не хотим, чтобы наши дети знали что такое fact checking, как бороться, как избегать fake'ов.

Игорь Ашманов

Речь не про это. Это Вы манипулируете. А если родители скажут, что они не хотят, чтобы их дети сидели по десять часов за компьютером?

Хинштейн

Игорь Станиславович, послушайте, я не могу разговаривать одновременно с Вами, поэтому Игорь Станиславович, будем... я выводы соответствующие сделал, Вам большое спасибо за Ваши...

Игорь Ашманов 

Как родители узнают где им это сказать? Вот скажите мне, как спросить родителей. Давайте их спросим.

Хинштейн 

Давайте их спросим.

[Женский голос, на 15:55]

[неразборчиво] послушайте, уважаемые [неразборчиво] вы приглашены... [неразборчиво]

Хинштейн 

Коллеги, давайте всё-​таки перейдём к следующему выступлению, будем считать это болезнью роста...

Максут Шадаев

Можно короткое предложение, у нас сейчас очень высокий traffic на Портале [государственных] услуг ежедневный, мы можем там сделать опрос, если... ну это просто самое быстрое с точки зрения..., если вы поможете нам сконструировать такого рода опросник, мы вполне можем его запустить, посмотреть там две недели, собрать эти данные...

[Мужской голос]

Коллеги, мы готовы сделать интернет-​социологию оперативно.

Хинштейн 

Видите, коллеги, корректно, вежливо, культурно можно всего достичь, без крика и истерии. Относительно того что является всё-​таки предметом обратил бы внимание на название "Цифровая безопасность школьников и обучение их цифровой грамотности". Мы говорим в первую очередь о цифровой гигиене. Кстати, для сведения участников, начальство не спускало нам тем и названий. Это сформулировано мной лично и рукой сюда записано. Возможно, у Вас другая есть информация, но мне о ней неизвестно, Игорь Станиславович. Тем не менее, тема нашего круглого стола не сформулирована начальством, а сформулирована депутатами. Поэтому я всё-​таки рассчитываю на то, что дальше мы пойдём конструктивно и будем исходить не из самопиара, а из заинтересованности в решении действительно насущных проблем.

Игорь Ашманов 

Что это за наезд? Где Вы здесь видели самопиар? Меня беспокоит судьба моих детей, и Ваших тоже, кстати. Вы сейчас несколько раз повторили, что я считаю себя самым умным и занимаюсь самопиаром. В чём? Я прошу опросить родительское сообщество, создать инструменты общения с обществом. Где здесь пиар? Вы почему наезжаете лично? Это что за манера?

Хинштейн 

Игорь Станиславович, я во-​первых попросил бы Вас завершить эту дискуссию в таком тоне, это первое, [а] во-​вторых, избегать формулировок, которые неуместны для официальных мероприятий. Формулировка "наезжать" и прочее мне кажется неприемлемо для Комитета Государственной Думы. Возможно, в других инстанциях это достижимо. Что касается каких-​то обвинения, упрёков, то из моих уст они не персонифицировались, это не в моей практике. Коллеги, продолжаем нашу работу.

13 комментариев

РОДИТЕЛЕЙ СПРОСИТЕ! НЕУДОБНУЮ ПРАВДУ О ЦИФРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ПОПЫТАЛИСЬ ЗАМОЛЧАТЬ

Член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Ашманов выступил за то, чтобы родителям дали голос при подготовке цифровых проектов в образовании. Он отметил, что к обсуждению вопроса цифровой безопасности детей следует подключить представителей гражданского общества. Однако, заявив об этом на расширенном заседании Госдумы, Ашманов столкнулся с резкой реакцией парламентария Александра Хинштейна.

В Госдуме прошло расширенное заседание по вопросам цифровой безопасности детей. Парламентарий Александр Хинштейн в ходе обсуждения отметил, что в рамках этого вопроса предполагается создание рабочей группы на базе двух федеральных министерств. Он предложил в тестовом порядке запустить уроки цифровой грамотности в некоторых регионах. А после, сделав "работу над ошибками", распространить опыт на всю страну.

Известный топ-менеджер IT-индустрии, пионер Рунета и член Совета при президенте России по правам человека Игорь Ашманов в ходе обсуждения взял слово и выразил свою точку зрения по этому вопросу.

Он отметил, что к безопасности детей цифровая грамотность отношения не имеет. По его словам, здесь речь должна идти о цифровой гигиене - следует рассказать ребёнку о рисках, которые несёт интернет.

Безопасность достигается за счёт нейтрализации деструктивных элементов в Сети, но цифровая грамотность здесь ни при чём, категорично указал он и призвал не подменять понятия. Кроме того, добавил Ашманов, в этом разговоре лишь мимоходом упоминалось мнение родительского сообщества. "Почему не провести общественные слушания - что-то наподобие референдума или масштабного опроса?" - недоумевающе заметил он.

К тому же, пояснил Игорь Ашманов, в рабочую группу должны быть включены представители общественных организаций, медики, ведь цифровая среда в том числе влияет на здоровье ребёнка. Но вместо этих участников - представители бизнес-сообщества.

Однако на этих словах спикера перебили. Депутат Госдумы Александр Хинштейн заявил, что вместо того, чтобы лишь критиковать, стоит что-то предлагать.

На это член совета по правам человека ответил, что его предложение состоит как раз в том, чтобы дать голос родительскому сообществу, узнать их мнение.

"Я предлагаю провести опросы, опираться на мнение общества и включить представителей гражданского общества в рабочую группу, которая будет заниматься безопасностью детей. А вопросы цифровизации образования вынести в другое место, и не нужно их смешивать с безопасностью, потому что это получается манипуляция. Давайте говорить про безопасность, про понимание угроз, про цифровую гигиену - и не смешивать это с получением навыков программирования и чего-то другого. Это не связанные вещи", - подчеркнул он.

Однако слова Ашманова Хинштейн расценил как нападки. Он заявил, что и сам предлагал опираться на мнение родительского сообщества, но пока некоего "органа выражения мнения всего родительского сообщества" нет. А идея провести общественные слушания, референдум по этому вопросу вызвала у Хинштейна улыбку - он сообщил, что оснований для этого не имеется.

"Здесь, боюсь, оснований для проведения референдума нет. Что касается изучения общественного мнения - безусловно, позиция общества, и в первую очередь родительского сообщества, является для нас принципиально значимой. Никто насильно тащить детей никуда не собирается, если родители скажут в подавляющем большинстве: "Мы не хотим, чтобы наши дети знали, что такое фактчекинг, как избегать фейков..." - высказался он.

После этой фразы Ашманов призвал парламентария не манипулировать. И добавил, что до сих пор непонятно, как именно хотят узнать мнение родительского сообщества.

"Где родители это узнают? Как им сказать? Вот скажите, как спросить родителей? Давайте их спросим", - призвал эксперт.

Тут Александр Хинштейн попытался прервать дискуссию, а в завершение упрекнул спикера в самопиаре.

Оценить поведение политика уже успели в комментариях на YouТube зрители. Они горячо поддержали позицию Игоря Ашманова. А в международной общественной организации "Союз православных женщин" выразили благодарность спикеру за озвученную правду и блестящее выступление в Госдуме.

Отличное выступление, смело.

Пришел, зачем то растормошил малину чиновников. У них все так прекрасно устроено было — все кто надо у кормушки по любому поводу. Странно что фонбета там не было как эксперта по детской безопасности. Еще и референдум попросил, и даже общественные слушания ))) Это у нас под строжайшим запретом. Что хотеть народу решают сверху. Мухин за референдум между прочим схлопотал.

@Andy 30 мая 2021г. в 21:58:

Пришел, зачем то растормошил малину чиновников.

Хинштейн возможно поручился уже, куда какие инновационные игрушки будут поставлять, от кого и за какие деньги. А тут Ашаманов пытается строить из себя умного, говоря что грамотность это не безопасность.

Обратите внимание на поведение Хинштейна. Это образец и лицо чиновничества РФ. Как говорил проф. Савельев — это лечится только декапитацией.

А попроще?), бабуинчик))). Этакими ухватками напрыгнуть на препятствие, и как-то всё по-зубам по-зубам), и больно и конфета большая)))