ДО ВЧЕРАШНЕГО дня депутаты Государственной Думы, президент, правительство и прочие инстанции, обладающие правом законодательной инициативы, могли представить свои предложения ко второму чтению нового варианта закона о Центральном банке, который обсуждается на Охотном Ряду уже не первый год. Главный спор в этом законопроекте ведется вокруг статуса самого ЦБ и его собственности. Центробанк всегда выступал против того, чтобы его положение независимой от любых ветвей власти структуры изменялось в какую-либо сторону. Левые фракции нижней палаты, как прежде, так и теперь, полагают, что статус ЦБ должен стать иным - его деятельность следует подвергнуть большему контролю со стороны законодательной и исполнительной властей. Кремль и Белый дом ранее единодушно поддерживали точку зрения Центробанка, которую его председатель Виктор Геращенко не стеснялся высказывать при каждом удобном случае, а попытки депутатов плотнее контролировать денежную политику ЦБ ими успешно отбивались. Все изменилось, когда Государственная Дума получила заключение президента на законопроект о поправках к закону о главном кредитном учреждении страны.
Владимир Путин предложил, чтобы Центральный банк стал "федеральным государственным учреждением", а его уставный капитал и иное имущество являлись федеральной собственностью, в отношении которой ЦБ только пользовался бы правом оперативного управления от имени Российской Федерации. Какую-то часть такой собственности можно было бы у Банка России изымать - в том случае, если такая возможность предусмотрена в законе. Это общее рассуждение
г-н Путин, кстати, в своих соображениях подкрепил и конкретным примером, предложив записать, что ЦБ лишь временно управляет акциями Сбербанка, Внешторгбанка, а также ряда так называемых "росзагранбанков" - причем в том порядке, который определит правительство. Затронул глава государства и такую прежде скандальную тему, как неплохое материальное обеспечение работников ЦБ, отметив, что их пенсионное обеспечение, медицинское и социальное страхование следовало бы уравнять с теми льготами, которые положены всем остальным государственным служащим.
Заметим, что все вышеназванные замечания Владимира Путина во многом схожи с идеологией того законопроекта, который защищала фракция КПРФ и который был отклонен Государственной Думой. Теперь думские левые имеют право торжествовать: их мнение, по некоторым сведениям, совершенно неожиданно для правительства и пропрезидентских фракций поддержал глава государства. Коммунисты, однако, не только празднуют, они уже и начали действовать. Так, например, сегодня в повестке дня заседания нижней палаты значатся несколько законопроектов, связанных с проваленным коммунистическим вариантом закона о ЦБ. Ранее предполагалось, что они будут отозваны своими авторами, но последние теперь настаивают на их обсуждении и принятии, поскольку как раз они и соответствуют концепции президента.
Отметим, кстати, что правительство направило на Охотный Ряд свои замечания ко второму чтению проекта закона о Центральном банке, и они не просто не совпадают с президентскими, а находятся с ними в полном противоречии. Интересно, что, хотя бумага из Кремля появилась в нижней палате еще 21 сентября, кабинет министров до сих пор никак на нее не прореагировал. Более того, как заявили корреспонденту "НГ" осведомленные думские источники, правительственные чины всячески стараются снять каждый с себя и переложить на своего коллегу ответственность за то, чтобы провести хотя бы какое-нибудь согласование позиций с кремлевской администрацией. Депутаты же попали в еще более неприятный переплет - не отреагировать на замечания президента они не могут, но также они не могут проигнорировать и мнение кабинета министров.
Завтра вечером должно состояться заседание рабочей группы по закону о ЦБ, но многие его участники уже начали прогнозировать патовую ситуацию, в которую законодатели свалятся, как только попробуют примирить по собственному разумению две противоположные позиции тех инстанций, к пожеланиям которых в нынешней Думе принято прислушиваться крайне внимательно. Впрочем, неудобная ситуация, в которую попали думцы, это еще небольшая неприятность по сравнению с тем, что случится после изменения статуса ЦБ, а следовательно, высоко вероятной в этом случае отставки его председателя Виктора Геращенко. Последний, кстати, в очередной раз высказался против того, чтобы Центробанк стал фактическим филиалом исполнительной власти. О том же, как на такое нововведение может прореагировать российский рубль, лучше даже и не вспоминать. Во всяком случае, можно предположить, что заложенный в проекте бюджета-2001 среднегодовой курс в размере 30 рублей за один доллар будет превзойден уже довольно скоро после превращения ЦБ в эмиссионный департамент Министерства финансов.
На Охотном Ряду появилось несколько версий насчет того, зачем Владимиру Путину понадобилось предлагать подчинение Центробанка правительству, хотя последнее этого пока не жаждет. Во-первых, считают некоторые депутаты, президент, может быть, думает о другом составе кабинета министров, которому валютные запасы ЦБ будут весьма кстати, а во-вторых, предполагают в Думе, в ближайшее время, очевидно, должна состояться ревизия банковского сектора, что при наличии независимого органа, имеющего над данным сектором полную власть, может стать делом малореальным. Во всяком случае, независимый ЦБ может не позволить сделать такую ревизию политизированной. Кстати, в банковском сообществе, заметили корреспонденту "НГ" думские собеседники, очень опасаются сейчас вполне реальной отставки г-на Геращенко не только поэтому. Банкиры также прекрасно понимают, что за освободившееся место немедленно начнется война различных группировок, что нормальному бизнесу не благоприятствует.
Сбербанк: 4274 3200 4914 7294.
Яндекс.Деньги/Юmoney: 410011599043498.
WebMoney: Z390001142609, E269677759096.
Похожие материалы
6 комментариев
Дело в том, что Собственность — это и есть право на распоряжение, владение и пользование. Поэтому имущество БР либо «является федеральной собственностью», либо «изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются». Факт того, что эти две директивы давно «живут» в законе вместе и одновременно, а судебная система молчит — говорит о том, что Россия не является суверенным государством, а является криптоколонией. Впрочем, как и многие другие страны, включая США.
Спорить не собираюсь, мнение эксперта Кримсональтера я считаю логичным и разумным --Набиулина работает верно. Ссылки на его видео есть на сайте.
Тут тоже «на подумать». Целью этого репоста статьи 19-летней давности было указать на объективный порядок вещей: в здоровом государстве так экономика работать не может. Но национализация ЦБ приводит к «неприятным» последствиям извне, и тут вопрос, готовы ли здравые силы российской государственности эти последствия принять?
Коль уж опубликована статья 2000 г. позволю напомню ещё об одной статье 2012 г.: Закон о Центральном банке Российской Федерации и суверенитет России