Социальная суперсистема – «ДЕТИ»

В работах Внутреннего Предиктора СССР, в частности в «Достаточно общей теории управления» (ДОТУ) много внимания уделяется такому понятию как «Социальные суперсистемы». Но ввиду отсутствия в психике людей соответствующих образов, происходит непонимание всей абстракции данного понятия, описанной в учебниках.

Рассматривая отдельно взятую социальную суперсистему – «Дети», настоящая работа нацелена на формирование у людей образов, которые в последующем будут помогать ориентироваться в этой теме, и подгонять под данную в ДОТУ абстракцию, любую отдельно взятую социальную суперсистему (ССС).

Основные представления о социальных суперсистемах
Любая суперсистема подчинена трём принципам:
1. Каждый элемент суперсистемы имеет возможность принимать и запоминать информацию из окружающей среды.
 
2. Каждый элемент суперсистемы имеет возможность передавать информацию, хранящуюся у него в памяти в окружающую среду и другим элементам суперсистемы.
3. Каждый элемент суперсистемы осуществляет самоуправление основываясь на информации, хранящейся в его памяти.
Любой отдельный человек изначально является элементом объемлющей ССС «Человечество». Но данная ССС содержит в себе множество иерархически упорядоченных, взаимопроникающих ССС. Поэтому человек всегда состоит во множестве ССС одновременно, а также, с течением времени, может входить и выходить из них. Например: человек принадлежит к ССС мужчин; он состоит в ССС спортсменов; он может быть грибником, что тоже является ССС; а также он может быть отцом, что обезпечивает ему принадлежность к ССС «Дети».

Принадлежность к ССС определяется формулой: есть интерес ­­­– есть принадлежность к социальной суперсистеме. Следовательно, нет интереса – нет принадлежности к ССС. Все люди, испытывающие к чему-либо тот или иной интерес, образуют между собой ССС.  

Из вышесказанного делается вывод, что социальные суперсистемы есть множество интересов, а множество интересов есть политика.

Кто и какие интересы может испытывать к детям? В первую очередь это сами дети, испытывающие интерес к друг другу, к самому себе. Также это родные и близкие: мамы, папы, бабушки, дедушки, сёстры, братья… Они их воспитывают, заботятся, и каждый относится к ним по-своему. Также к детям испытывают интерес их воспитатели в детском саду, учителя в школах… Кто-кто, а особый интерес испытывают различные производители всяких товаров, от сладостей и игрушек, до одежды и лекарств. А медийная сфера? Всякие мультики, детские передачи… Государство, в лице чиновников, также заинтересовано в детях, в их здоровье, образовании, в повышении рождаемости и т.д. Таких заинтересантов можно перечислить очень много, и все они являются элементами ССС «Дети», реализующие по отношению к ним свои цели.
Локализация суперсистемы и её элементов
Каждая ССС находится в окружающей её среде. Среда представляет собой процессы, протекающие в ней, а также всю совокупность суперсистем Мироздания, в том числе и социальные. Она оказывает на ССС два типа воздействия:
1. Материально-энергетическое воздействие. Следствием данного воздействия является пространственная локализация элементов, и самой ССС в целом. Например: под воздействием среды, мальчик находится в школе сидя во втором ряду за третьей партой; отец, под воздействием среды, отправился в магазин за кроссовками сыну на физкультуру; владелец фабрики по изготовлению конфет, вследствие договора с местными властями как с элементом среды, был вынужден локализоваться на строго определенном месте…
 
2. Информационно-алгоритмическое воздействие. Следствием данного воздействия является информационная локализация элементов, и самой ССС в целом. Например: ученик значится седьмым в журнале учителя; у него четыре пятёрки, больше чем у всех остальных, но на две меньше чем у самого лучшего ученика в классе, поэтому он информационно локализован на втором месте по успеваемости; субординация у отца на работе также является информационной локализацией, по чину он локализован «ниже» начальника. Еще один пример. Допустим, играя во дворе в футбол, детишки разрабатывают план атаки, некий «алгоритм», где при определённых обстоятельствах пас должен получить конкретный игрок. Вот место, занимаемое данным игроком в алгоритме атаки, и будет его информационной локализацией.
Информационно-алгоритмическое обезпечение
У каждого человека, состоящего в той или иной ССС, есть фундаментальная и адаптационная части информационно-алгоритмического обезпечения.

Фундаментальная часть неизменна, она содержит в себе основной интерес, и объединяет всех людей ССС. Но у каждого человека фундаментальная часть имеет различную упорядоченность информационных модулей, что является причиной разнообразных «специализаций» заинтересантов (от родителей до государственного чиновника). В нашем случае интерес к детям объединяет всех заинтересантов в ССС «Дети». Если фундаментальная часть ликвидируется (пропадает интерес), это означает выход элемента из ССС.

Адаптационная часть является индивидуальным, творческим воплощением своего личного интереса, принадлежащего к рассматриваемой ССС человека, в жизнь. Родители воспитывают, учителя обучают, предприниматели извлекают прибыль, государство (как совокупность чиновников) законодательно регулирует аспекты, связанные с жизнью детей… И каждый, реализует личный интерес к ССС в соответствии со своей нравственностью, предпочтениями, целями и интересами. Адаптационная часть не статична, что предполагает изменение с течением времени способов и целей достижения интересов, связанных с той или иной ССС. Также следует понимать, что во всем спектре комбинаций информационных модулей творческих воплощений интересов, в ССС выделяются элементы, которые содержат в себе более или менее схожие адаптационные части. Вследствие чего такие элементы формируют между собой отдельные фрагменты ССС для более эффективного, совместного достижения своих целей (объединение людей на базе общих интересов). Например, на базе адаптационной части, детишки делятся на группы мальчиков и девочек (мальчики играют с мальчиками, девочки с девочками). И длительный промежуток времени данные группы практически не пересекаются. Только в юношеском возрасте, когда в адаптационной части элементов ССС «Дети» начинает появляться интерес к противоположному полу, данные группы начинают взаимопроникать и переплетаться друг с другом.

За счет разной «специализации» заинтересантов, выстраивается иерархическая упорядоченность элементов ССС. Государство задает генеральный вектор развития, связанного с детьми; региональные власти доводят цели и задачи до определенных структур: больниц, школ, кружков; они в свою очередь выполняют частные функции по заданным нормам и правила; родители также, под воздействием на них ССС и окружающей среды, воспитывают детей по своим нравственным стандартам. Тем самым дети, являясь иерархически низшими элементами рассматриваемой ССС, растут и развиваются под совокупным воздействием иерархически высших её элементов. Иерархия элементов выстраивается на основании их информированности о ССС в целом.
Вхождение (ввод) социальной суперсистемы в среду
Любая ССС развивается в хронологическом порядке, присоединяя к себе и разрастаясь все большим количеством элементов. На примере ССС «Дети» можно пронаблюдать, как протекало её формирование с течением времени.

Изначально, во времена существования первобытного человека, ССС «Дети» представляла собой только зачатки института семьи, когда интерес к детям испытывали только их собственные родители. В результате развития культуры и расширения общества, появилась потребность, а, следовательно и заинтересованные субъекты, в передаче накопленной информации из поколения в поколение, что послужило началом формирования образовательной системы. Изначально в виде «учителей» выступали старейшины, шаманы, которые обезпечивали сохранность знаний в поколениях. Так как дети являются самым незащищенным слоем населения, появился запрос на обезпечение их безопасности и сохранности. ССС «Дети» начала разрастаться и переплетаться с такими ССС и их элементами (структурами) как здравоохранение и армия, которая обезпечивала не только охрану всего общества от угроз окружающей среды, но и обучала юношей военному ремеслу, что является прямой гарантией их безопасности. В течении исторического и эволюционного процессов данная ССС расширялась, включая в себя все больше элементов (заинтересантов), которые в свою очередь формировали структуры для целей осуществления своих интересов к ССС «Дети». Разрастаясь, она взаимопроникала и переплеталась со все большим множеством иных ССС, в итоге, на текущем этапе исторического процесса, можно наблюдать четко выстроенную, иерархически упорядоченную структуру рассматриваемой ССС, где каждый человек занимает свою пространственную и информационную локализацию.
Социальная суперсистема – как объект управления по ПФУ
Необходимо иметь в виду, что всякая ССС не функционирует сама по себе. Она управляется и формируется по определенной концепции развития. Концепция развития той или иной ССС всегда субъективна. Как мы знаем из ДОТУ, любое управление осуществляется по полной функции управления (ПФУ). И только тот субъект, который управляет по ПФУ, способен выработать концепцию управления чего-либо. ПФУ состоит из семи разнокачественных последовательных действий:
1. Выявление фактора среды, который «давит на психику», тем самым вызывает потребность в управлении (обнаружение явления).
 
2. Формирование стереотипа (навыка) распознавания фактора на будущее (осмысленные закономерности).
 
3. Формирование частного вектора цели управления в отношении каждого фактора в процессе выработки концепции достижения намеченных целей (желаемые параметры существования).
 
4. Формирование генеральной концепции (целевой функции) управления внедряя в неё частные вектора целей (конструктивные, стратегические принципы).
 
5. Организация и реорганизация управляющих структур (действия, формирующие систему управления).
 
6. Контроль (наблюдение) за деятельностью структур в процессе управления, и координация их взаимодействия (практическая деятельность).
 
7. Поддержание работоспособности структур, либо ликвидация в случае ненадобности (выход из управления).
В течении исторического процесса формирования ССС «Дети», осуществлялось и формирование ПФУ по отношению к ней. При наблюдении за жизнедеятельностью людей, принадлежащих к данной ССС, выявлялось множество факторов, вызывающих потребность в управлении. Например, одним из важнейших выявленных факторов является то, что дети – это будущий народ, и как их воспитаешь, какие морально-нравственные качества в них заложишь, таков он и будет. Так же важным выявленным фактором является то, что чем больше рождаемость и ниже детская смертность, тем защищённей народ в исторической перспективе. И наоборот, если рождаемость низкая, а детская смертность высокая, то народ стоит под угрозой ликвидации. Это глобальные факторы рассматриваемой ССС. Но могут быть выявлены и более локальные факторы. Например: детская неусидчивость; факт того, что дети любят сладкое; половое созревание и т.д. Факторов, воздействующих на ССС многое множество, и выявление их есть первый этап ПФУ.
Возможность распознавания некоего выявленного фактора в будущем, обезпечивается его метрологической состоятельностью. Если фактор метрологически несостоятелен, то каждый раз сталкиваясь с ним, он воспринимается субъектом как новый. По отношению к вышеописанным факторам за метрологические показатели можно взять успеваемость в школе, демографические показатели, показатели детской преступности и т.д. Все они метрологически состоятельны, а значит поддаются контролю. Ответ на вопрос ­– «Как относиться к выявленным факторам?», и внедрение в культуру общества стереотипов реагирования на него, является вторым этапом ПФУ.

Каждый субъект ССС, управляющий по ПФУ, способен выработать свой частный вектор цели по отношению к тому или иному выявленному фактору, который формируется в зависимости от личного интереса субъекта к ССС. Таким образом, каждый человек формулирует свои желаемые параметры существования ССС. Например: родители ставят перед собой задачу сделать из ребенка музыканта; производитель конфет ставит задачу по принятию мер для повышения объемов продаж своей продукции; государство ставит задачу по повышению демографии и т.д. Но(!) также, неким заинтересантом, например, враждебным государством, может быть поставлена цель на уничтожение, либо порабощение другого народа. Тем самым, им будет сформирован частный вектор цели по отношению к ССС «Дети», локализованной в другом государстве, направленный против неё. Например: таким субъектом может быть поставлена задача по принятию мер для уменьшения рождаемости и увеличению детской смертности другого государства; принятие мер по уничтожению системы образования и т.д. Тем самым, вектора целей тех или иных элементов ССС по отношению к ней могут быть антагонистичны. Формирование желаемых параметров существования некой ССС является третьим этапом ПФУ.

Генеральная концепция управления является совокупностью всех частных векторов цели, которые были сформулированы как ответ на выявленные воздействующие факторы. Если частные вектора цели отвечают на вопрос – «Что делать?», то генеральная концепция управления отвечает на вопрос – «Как делать?». Соответственно, ставя перед собой цель обучить ребенка музыкальному искусству, родители совершают для этого конкретные действия: покупают инструмент, записывают в музыкальную школу, водят его на концерты и т.д. Так же и государство, поставив перед собой задачу по увеличению рождаемости, начинает предпринимать конкретные действия: вырабатывать соответствующую законодательную базу, направлять финансовые средства создавая разные структуры, такие как «материнский капитал», пропагандировать здоровый образ жизни и т.д. Формирование конструктивных, стратегических принципов по достижению той или иной цели является четвертым этапом ПФУ.

Чем комплексней цель, тем больше диапазон и размер структур, необходимый ССС для её достижения. Чтобы воспитать в ребенке музыканта, достаточно всего лишь такой структуры как семья и музыкальная школа. Но если цель более глобальна, как повышение рождаемости, то в ССС «Дети» необходимо ввести колоссальное количество субъектов и сформировать определенные структуры, которые будут обезпечивать её достижение. Например: властные кабинеты и их сотрудники как система; строительство новых родильных домов и наем новых сотрудников; строительство спортивных залов, стадионов и площадок и т.д. Действия, формирующие систему управления, являются пятым этапом ПФУ. 

Подробное описание шестого и седьмого этапов ПФУ не обязательно ввиду того, что у большинства людей уже сформированы чёткие образы и представление на описанные понятия.
Давление среды на социальную суперсистему
Любая ССС испытывает на себе разного рода факторы давления окружающей среды, тем самым должна на них реагировать (отвечать неким откликом).  Если ССС сталкивается с каким-то фактором впервые, либо у нее недостаточно выработан стереотип реагирования на то или иное давление среды, то ССС терпит ущерб. Но с каждым проявлением фактора, ССС формирует более эффективный стереотип реагирования на него, тем самым отклик на возмущающее воздействие окружающей среды становится более качественным и адекватным, что уменьшает, либо сводит к минимуму сопутствующий ущерб.
Существует три типа факторов давления среды на ССС:
1. Непрерывные факторы давления. Подобные факторы являются причиной порождения в ССС постоянно функционирующих структур, ориентированных на определенные цели. Например, такой фактор как голод. Все дети в рассматриваемой ССС постоянно хотят есть. Тем самым составляющие её люди, для решения возникшего фактора, формируют группы охотников, создают пункты торговли продуктами, строят предприятия по производству еды и т.д. Если ССС не готова ответить на данный фактор, дети начнут умирать от голода, что нанесет прямой ущерб рассматриваемой ССС.
2. Однозначно предсказуемые, циклические, регулярно повторяющиеся факторы. Подобные факторы являются причиной порождения в ССС структур, также циклически возобновляющие своё функционирование. Часть из них будет распадаться по завершении следующего цикла, поскольку время их организации больше, чем периоды бездействия. Например, такой фактор как сохранение накопленной информации ССС в поколениях (то есть система образования). Ежегодно, первого сентября, начинают функционировать все школы, а в конце учебного года структуры, связанные с образованием, полностью, либо частично прекращают свое функционирование. Если ССС не будет реагировать на данный фактор, то с течением поколений ССС «Дети» начнет деградировать. Так же в пример можно привести такой фактор, как смена времен года. Когда ежегодно, в ССС начинают функционировать структуры по производству теплой одежды.
3. Эпизодические факторы давления среды. Подобные факторы являются причиной порождения безструктурного управления в ССС. Например, такой фактор как пожар в школе. Подобное давление окружающей среды на ССС «Дети» приводит к тому, что ССС отвечает формированием безструктурного управления на основе виртуальных структур. Тем самым, все детишки, учителя, сотрудники школы, не сговариваясь, организованно, покидают опасную для жизни территорию. Но оперативность и эффективность отклика ССС «Дети» на данный фактор возможна только при четко сформированном стереотипе реакции на него. Если ССС не выработала стереотип распознавания фактора воздействия среды, то вероятность того, что рассматриваемая ССС получит ущерб крайне велика. Такого рода реакцию ССС на воздействующий фактор также можно назвать автосинхронизацией, когда при определенных обстоятельствах элементы ССС некоторый промежуток времени действуют синхронно на безсознательном уровне.
Также ввиду давления среды на ССС, элементы делят между собой выполнение двух комплексов частных задач. Одна часть элементов призвана устойчиво выдерживать давление факторов среды на ССС. Другая, свободная от реагирования на давление окружающей среды часть элементов, выполняет задачи по усовершенствованию и развитию ССС. Они являются запасом устойчивости ССС, а также её производительной мощностью. Таким образом, если абсолютно все элементы ССС вынуждены тратить свои силы и реагировать на давление среды, то следствием будет деградация ССС. За пример можно взять Великую Отечественную Войну. Когда все силы ССС «Россия» и ССС «Дети» как составной её части, были брошены на отражение давления факторов окружающей среды в виде военных сил фашистской Германии. И наоборот, чем больше элементов освобождено от реагирования на факторы среды, тем выше производительность, тем быстрее и эффективней происходит развитие ССС. Например, если у учителей зарплата большая, и им не приходится постоянно думать о том, как прожить следующий день, у них появляется возможность полностью погрузиться в образовательный процесс, творить и созидать, тем самым внося больший вклад в усовершенствование ССС «Дети».
ИВУ и ИВОУ
Так как все ССС находятся в окружающей среде, и между собой неким образом структурированы и иерархически упорядочены, то по отношению к каждой из них применимы такие понятия как «иерархически высшее управление» (ИВУ) и «иерархически высшее объемлющее управление» (ИВОУ). Если некой ССС, находящейся в среде, управляет какой-либо центр управления непосредственно, то такой центр управления по отношению к управляемой ССС является ИВУ. Например, ССС ­– группа детишек в детском саду (являющаяся составной частью, объемлющей ССС «Дети»), и их центр управления – воспитатель. Для каждого ребенка (элемента) и формирующей ими ССС, воспитатель будет являться ИВУ, который оказывает на них управляющее воздействие непосредственно. ИВОУ, в отличие от ИВУ, имеет возможность управления не только напрямую, но и через окружающую среду, опосредованно, а также через ИВУ как часть среды. Например: директор школы может любому сотруднику поручить какое-либо дело напрямую, а может воздействовать на ССС через какой-нибудь документ, определяющий кому и что делать. Таким образом директор воздействует на рабочих опосредованно. Либо, возможен и такой вариант, что сам директор, являясь частью окружающей среды ССС, стал неким проводником какого-нибудь управляющего воздействия, источником которого является более высокий иерархический уровень ССС «Дети», что также является ИВОУ для сотрудников школы, но может представлять ИВУ по отношению к директору.
Структурный и безструктурный способ управления в социальных суперсистемах
Люди каждой ССС в процессе жизнедеятельности, на базе своих адаптационных частей (личных творческих воплощений интересов к ССС), формируют множество структур, подчиненных своим векторам целей и несущих концепцию управления.

Суть структурного способа управления в том, что архитектура структуры создается до начала процесса управления. Например, перед тем как построить детишкам спортивную площадку, необходимо, из элементов ССС, организовать строительную компанию с четкой иерархией. После чего, управление процессом строительства происходит непосредственно, директивно-адресно (от директора к руководителю проекта, от руководителя проекта до бригадира, от бригадира до строителей). При управлении структурным способом, архитектура структуры остается неизменной, могут меняться только люди на разных уровнях данной структуры.

Отличие безструктурного управления в том, что структура формируется в процессе управления вследствие безадресного циркулярного распространения информацииво множестве элементов, составляющих ССС. Примером подобного управления могут служить всевозможные митинги и протесты. Заинтересант некоего политического процесса вбрасывает в ССС определенную информацию, которая начинает распространяться и циркулировать по элементам данной ССС. Тем самым, не имея никакой выстроенной заранее структуры, заинтересант с помощью информации формирует структуру в виде организованного митинга в процессе управления. Учитывая то, что юноши и девушки ввиду своего активного, пассионарного состояния готовы принимать участие в любых процессах, вызывают особый интерес для тех, кто имеет представление о безструктурном управлении. Например, митинги "Навального", которые организуются через интернет, и в которые вовлекаются в основном несовершеннолетние подростки.
Заключение
Настоящая работа является частной мерой понимания автора рассматриваемой темы и может не соответствовать мнению читателей. За основу статьи были взяты работы ВП СССР, а так же видеокурс ютуб канала «Пермский концептуал» — «Социальные суперсистемы: Футболисты». Хоть в работе и присутствует множество субъективных примеров на процессы в социальных суперсистемах, призванных упростить понимание читателей, они всего лишь малая частность всего объема и разнообразия случаев в процессах Мироздания. И чтобы лучше ориентироваться в жизни и не запутаться во множестве процессов, необходимо формировать целостною, мозаичную картину мира, чему по мнению автора и должна помочь данная работа.
24 февраля 2019 года

3 комментария

Хорошо что подняли эту тему. Будут вопросы.
 
Любая суперсистема подчинена трём принципам:
 
1. Каждый элемент суперсистемы имеет возможность принимать и запоминать информацию из окружающей среды.
 
2. Каждый элемент суперсистемы имеет возможность передавать информацию, хранящуюся у него в памяти в окружающую среду и другим элементам суперсистемы.
 
3. Каждый элемент суперсистемы осуществляет самоуправление основываясь на информации, хранящейся в его памяти.


1.Какое определение имеет в предлагаемом обобщении, термин — «самоуправление» ?

2. «имеет возможность передавать информацию, хранящуюся у него в памяти» —  это значит способность управлять?
    Если «да», то каким определением термина —  «управление», пользуетесь в этом случае?