Назарбаев Н.А. (2018.12.01) - Ельцин не поддержал проект Евразийского Экономического Союза

6 декабря в Санкт-Петербурге состоится саммит стран Евразийского экономического союза. В преддверии этого события - интервью Андрея Кондрашова с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
Цитаты:
Андрей Кондрашов: - Когда распался Советский Союз, вы были, наверное, первым политиком, который произнес слово «интеграция». Сейчас к этому дню мы имеем уже целое интеграционное образование - ЕАЭС. Чем надо наполнить эту прекрасную форму еще? Что на повестке дня сегодня?

Нурсултан Назарбаев: - История такая: когда в Беловежской пуще решили распустить Союз, сказали нам присоединиться, но мы всех пригласили в Алматы. Там мы создали СНГ. Тогда предполагалось, что мы сохраним человеческие связи, энергосети, ничего этого не получилось. Каждый пошел в свою сторону. СНГ стало местом сбора президентов, это тоже хорошо, не теряли связи, но не решило тех задач.

Мне хотелось сделать как в ЕС. Они могут, почему мы не можем. Нам языка другого не надо, мы понимаем друг друга, у нас культурное сообщество есть, исторически общие корни есть, у нас предприятия есть, дополняющие друг друга. Давайте не будем терять это мощное преимущество. Ничего не получилось, тогда в 1994 году я посетил МГУ и там произнес проект Евразийского Экономического Союза. Покойный Ельцин, я сказал, что хочу предложить, поддержите меня. Если вы скажете, опять скажут, что Россия «собирает под себя». Я сказал, но он не поддержал почему-то.

Там вокруг были люди: «Мы обойдемся без них. Все это балласт. Чем быстрее сбросим, тем быстрее наш поезд пойдет вперед». Я знаю даже пофамильно, кто это были. Они до сих пор там ходят.


И потом прошло время, пришёл Путин. Я начал поднимать вопрос и есть полное понимание. Давайте, раз уж так случилось, более тесные у нас экономики, и понимание есть. Россия, Казахстан и Беларусь — втроём создадим Евразийский Экономический Союз, начнем работать, покажем успех и эффект, и другие присоединятся, потому что им будет выгодно с нами быть вместе. Владимир Владимирович поддержал это, и начали работать.

Я говорил, что Путин — это человек слова. Прежде, чем что-то принять, согласиться, у него есть такое выражение «Я не врубился, подожди …». И он берёт день-два, на самом деле врубается глубоко, когда врубился, понял и сказал «будем делать» — можно считать что это будет железно сделано. Он никогда от своих слов не отказывается, если даже, иногда, ему не выгодно. Я иногда говорил: «давайте не будем делать, давайте перенесём?». Он говорит: «Я ему сказал, я обещал ему». Проведём, допустим, совещание там, а я говорю «давай тут» — «нет, поедем в Душанбе, я ему обещал». Это как пример. Вот такой он человек. И потом, очень ценит человеческие взаимоотношения. Знаете, я это говорю потому, что это редкие качества для государственных лидеров. Это у него сидит внутри. Это же приятно, что у России такой лидер есть: человечный, с понимаем всего этого. 

И вот мы взялись за это дело. И всё равно на Западе начали говорить, что Россия собирает союз опять. Я говорю: «я инициатор, причём тут Россия? Моя инициатива».

Короче говоря, он был создан в 2014 году в Астане, мы подписали документ, 4 года прошло. И эти 4 года попали не в простые годы: провал цен на сырьевые продукты, падение экономики у всех, был скепсис, что из этого ничего не получится. Но прошлый год, позапрошлый год — рост торговли на уровне 20%. В этом году у Казахстана с Евросоюзом (прим.ред.: видимо оговорился, имея ввиду Евразийский Союз) будет рост торговли будет 26%, в том числе с Россией 22%.
О претензиях Лукашенко:
Белоруссия с возражениями выступает часто, видите: молоко не пустили, то не пустили. У нас тоже не пропускают, мы тоже не пропускаем, карантинные какие-то вещи. Но это жизнь. На то мы и находимся, чтобы снимать эти вопросы. Неразрешимых, спорных каких-то, нет таких вопросов.