30 лет Бурану («Наблюдатель», 15.11.2018)

СССР, Естественные науки, Видео, Статьи, Выбор редакции

История космического корабля «Буран»

Гости: Александр Галкин, журналист; Владимир Лосицкий, директор фонда поддержки детского технического творчества А. Сереброва; Виталий Егоров, популяризатор космических исследований; Вячеслав Филин, заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева; Владимир Скороделов, заместитель главного конструктора НПО "Молния".

Цитата от заместителя генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева:
«Буран» — это был, по сути дела, технический и технологический прорыв. Вы представляете, что при «Буране» было сделано 80 новых материалов. Стали, например, которые работают при температуре -250°. Новые теплозащитные и теплоизоляционные материалы. Каждая плиточка на «Буране» (их было 36 тысяч) имела своё место на фюзеляже и свой номер. Два года мучились, чтобы создать эти материалы.
Цитата от заместителя главного конструктора НПО "Молния":
… Подошли к муфельной печке, там разогрета была одна плитка до красного цвета (это больше 500 градусов). И вот начальник цеха решил продемонстрировать: вынули эту плитку, и потом он её берёт голыми руками. Плитка светится, красная, а он спокойно её держит руками. … Это говорит о том, что этот материал обладает очень низкой теплопроводностью.
«Буран» намного опередил своё время с точки зрения своих массово-энергетических возможностей.
Ещё от Вячеслава Филина:
Качество сидело внутри каждого из нас. … Сегодня совершенно другие подходы. Если мы не сделаем так, что качество изготавливаемой продукции будет сидеть внутри каждого, кто её изготавливает, никакие прокуроры, никакие суды… Что они, господи, эти прокуроры?
Для сравнения — глупость, обнажившая некомпетентность, которую в очередной раз отморозил глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин:
«Когда товарищу Сталину показали бронемашину, в которой он должен ездить, и [сказали], что ее не пробьет ППШ, он посадил внутрь конструктора этой машины, и ее изрешетили из автомата. Конструктор остался жив, потому что машина оказалась хорошая. Я предлагаю записать в решение, что мы конструкторов обязательно должны посадить в корабль при испытаниях САС»
Описание программы «Энергия — Буран»:
«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия — Буран».
«Буран» предназначался для:
  • выведения на орбиты, обслуживания на них и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов;
  • проведения военно-прикладных исследований и экспериментов по обеспечению создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах;
  • решения целевых задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны;
  • комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях[1].
Одним из назначений корабля Буран была обозначена «точная юстировка параметров орбиты искусственных спутников Земли». В первую очередь «точной юстировке» должны были подвергнуться спутники орбитальной группировки, обеспечивающей передачу координат GPS.

Первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. Управление кораблём осуществлялось при помощи БЦВМ «Бисер-4».
При внешнем сходстве с американским «Шаттлом» орбитальный корабль «Буран» имел принципиальное отличие — он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и наземного Комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел».
«Шаттл» садится с неработающими двигателями. Он не имеет возможности несколько раз заходить на посадку, поэтому предусмотрено несколько посадочных площадок на территории США.
В отличие от «Шаттлов», в «Буране» была предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах работала катапульта для первых двух пилотов; на достаточной высоте, в случае нештатной ситуации, «Буран» мог отделяться от ракеты-носителя и совершать экстренную посадку.
«Союз», «Спейс шаттл» и «Энергия-Буран»― сравнение
«Союз», «Спейс шаттл» и «Энергия-Буран»― сравнение
27. Альтернативные проекты, рассматривавшиеся на этапах аванпроекта и эскизного проектирования: попытки создания ОК "Буран" на базе ОК "Спираль" – что предлагалось (варианты и технические решения) и что принято, что не принято, как и почему.

Ответ: Альтернативный вариант нами, (НПО "Молния"), прорабатывался в облике, повторяющем облик орбитального самолета "Спираль", однако генеральный конструктор Глушко посчитал, что к тому времени было мало материалов, которые бы подтверждали и гарантировали успех в то время, когда полеты "Шаттла" доказали, что подобная "Шаттлу" конфигурация работает успешно и здесь риск при выборе конфигурации меньше, поэтому, несмотря на больший полезный объем конфигурации "Спирали", было принято решение выполнять "Буран" по конфигурации, подобной конфигурации "Шаттла". Хотя отсутствие маршевых двигателей на "Буране" заметно меняло центровку, положение крыльев, конфигурацию наплыва, ну и целый ряд других отличий.

28. Копирование в большем или меньшем объеме "Space Shuttle" при создании Бурана было сознательным или были "директивные указания"?
Ответ: Копирование, как это указано в предыдущем ответе, было, безусловно, совершенно сознательным и обоснованным в процессе тех конструкторских разработок, которые проводились и в процессе которых было внесено, как уже было указано выше, много изменений и в конфигурацию, и в конструкцию. Основным политическим требованием было обеспечение габаритов отсека полезного груза, одинакового с отсеком полезного груза "Шаттла".

Настоящие дни

Изделие 1.01 «Буран»

Изделие 1.01 «Буран» — корабль совершил космический полёт в автоматическом режиме. Находился в рухнувшем монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома, полностью уничтожен вместе с макетом РН «Энергия» при обрушении монтажно-испытательного корпуса № 112 12 мая 2002 года.

Изделие 1.02 «Буря»

Изделие 1.02 «Буря» — должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Находится на космодроме Байконур. В апреле 2007 года массово-габаритный макет изделия, ранее бесхозно валявшийся под открытым небом, установлен в экспозиции музея космодрома Байконур (площадка 2). Само изделие 1.02 вместе с макетом ОК-МТ находится в монтажно-заправочном корпусе, и к нему свободного доступа не имеется.
Более двух десятилетий назад, в последний раз закрылись тяжёлые сдвижные двери МЗК - монтажно-заправочного комплекса, отрезав от манящего звёздного неба два орбитальных космических корабля.
В настоящее время внутри МЗК находятся два корабля, один из которых второй летный экземпляр "Буря", а другой технологический макет ОК-МТ для отработки предстартовых операций. Но, несмотря на то, что это макет, внутри и снаружи он выглядит как настоящий корабль. И тот и другой не в самом лучшем состоянии и из-за этого они взаимно дополняют друг друга.

Макет ОК-МТ (изделие 0.15)

СДИ - стенд динамических испытаний , построен для вибрационных испытаний РН "Энергия" и корабля "Буран" в вертикальном положении. Сейчас внутри установлен макет РН "Энергия М". Байконур. Казахстан.
МЗК - монтажно-заправочный комплекс на территории космодрома Байконур, содержащий внутри  летный экземпляр "Буря" и технологический макет ОК-МТ (изделие 0.15), который использовался для отработки предстартовых операций (заправка корабля, примерочно-стыковочных работ и др.) 

Изделие 1.02, Буря (серийный номер 2К 11Ф35) — второй лётный экземпляр первой серии орбитального корабля, созданный в рамках советской космической программы «Буран». Был практически подготовлен к космическому полёту в 1992 году. Должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир», с посещением экипажа на орбите и последующей автоматической посадкой на аэродром Юбилейный. Полёт не был осуществлен по причине недостаточного финансирования и закрытия программы Многоразовой транспортно-космической системы в 1993 году, когда степень готовности изделия оценивалось в 95-97 %.

Новые комментарии