3 комментария

"За спасибо

После успеха предшествовавшей картины Клушанцев снял еще четыре ленты, среди которых красочные, сочные «Луна» (1965), «Марс» (1968). Фильмы тоже получали призы на зарубежных кинофестивалях. К началу 1970-х космос медленно переставал быть трендом. Не то чтобы к нему потеряли массовый интерес. Просто, в отличие от 1960-х, когда элементы, связанные с космосом, прослеживались даже в одежде или названиях музыкальных групп, тему вдруг закрыли для литературы, кино и искусства вообще. Засекретили по всем направлениям. На «Леннаучфильм» пришел новый директор, сказавший, что зрителей надо не поучать, а развлекать. Клушанцеву уже исполнилось 60. Его хотели отправить на пенсию. Он сопротивлялся. Тогда его уволили, как указано в существующем приказе, «в связи с утратой профессиональных навыков». Заступников не нашлось. Королёва в живых уже не было. Все его прежние допуски к людям, имевшим отношение к космонавтике, аннулировали. По одной из версий, по-прежнему боялись, что в очередном фильме покажет что-то секретное. Этого опасались и раньше. Но тогда популяризация космической программы была актуальна. А в начале 1970-х настало время замалчивания всего и вся на всякий случай.

Двадцать лет Павел Владимирович провел, как в вакууме, никому не нужный и не интересный. И тут в апреле 1992-го на пороге его комнатушки в коммуналке появился режиссер, автор спецэффектов из самого Голливуда Роберт Скотак. Надо напомнить, что в 1992-м не только 82-летний Клушанцев оказался на обочине жизни. Вся советская киноиндустрия легла на лопатки вместе со страной. Знаменитости доживали в домах престарелых. Конечно, маэстро польстило, что им интересуется представитель всемирной киноиндустрии. И он еще раз устно ответил на все 50 неясных технологических вопросов, на которые уже отвечал в письме. Более того, сложил в толстую папку и отдал схемы, снимки, чертежи, рисунки, наброски разработок, над которыми трудился всю жизнь. И всё это из желания увековечить свои идеи. Совершенно бесплатно! Человеку в таком возрасте память о его труде важнее материального вознаграждения.

В течение 5 лет после встречи Скотак получил два «Оскара» за спецэффекты."

Ещё есть детский фильм "Отроки во Вселенной" 1974 года. Съемки сцен с невесомостью, интерьеров космического корабля и помещений инопланетян, эпизодов в космосе или то, как роботы обмениваются головами сделано не хуже, чем у Лукаса и менее затратными средствами. При чём всё это ещё до выхода "Звёздных войн".