2 комментария

Развитие научного мышления в России. Что принесли нам в этом плане реформы Петра Первого? Ведущие – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.

КУЛИКОВ: Да, вот здесь сообщение: «Дмитрий, ну почему же безумие на Западе?! Мы же со времен Петра обезьянничаем, перенимаем с Запада! А сейчас он вдруг обезумел?! Ага!». И дальше пишет указивки, которые внедряются в нашей стране.

Вы так, напрягитесь чуть-чуть, попробуйте разобраться, что мы там перенимаем со времен Петра I, как это было устроено, а потом уже давайте какие-нибудь оценки! Потому что, в принципе, конечно, наше государство со времен Ивана III Великого строилось как вполне себе конкурентоспособное и одно из самых, между прочим, передовых государств того времени. А вот эпоха Петра I, если попытаться суть из всего этого вычленить, заключается ровно в одном: конечно же, не парики, не табак и не иноземное платье перенималось – это все сопутствующие элементы. Потому что решали главную задачу... Действительно, можно обсуждать, почему так получилось, но к XVI веку в Западной Европе сформировался достаточно передовой и очень эффективный для того времени способ мышления, который назывался европейской наукой – это именно технология мышления, его методология, которая открывала путь к инженерии и научно-техническому прогрессу и всему остальному. И суть реформ Петра I, на самом деле, ее ядро, ее подлинная сущность, сводится к тому, что Россия должна была освоить этот тип мышления – естественнонаучный и, далее, инженерный. И, кстати, мы очень неприятно удивили Запад тем, что не только его освоили, а довольно быстро, в сжатые сроки, построили свои научные школы и университеты, и начали это все у себя воспроизводить. Поэтому сторонники старины, исконно русской, ностальгически, может быть, и правы, но есть еще и вопросы конкурентоспособности. И конкурентоспособность последних 300-400, в пределе 500 лет, определялась овладением этим самым типом мышления, научного мышления, научно-инженерного мышления. Можно сейчас рассуждать, что оно тоже вышло к своим границам, и есть проблемы уже с самой этой методологией научного мышления, очень серьезные, но эта тема для отдельного разговора, и точно не для популярной программы на радио. Но если отвечать на вопрос, что несли нам эти самые реформы Петра I, то, прежде всего, вот это! 

О реформах Петра I и научном мышлении. Дмитрий Куликов и Ольга Подолян. Формула Смысла. Вести FM. (2019.10.28 08:09).