Ефремов И.А. - Час быка (1970): Модель человека ЭВР

Пятая, и последняя, картина изображала автоматическую станцию, заброшенную на пробу атмосферы Сатурна, на кольцо планеты среди осколков скал – остатков спутников, разорванных ее притяжением. «Пять картин»


Цикл произведений «Великое кольцо» описывает модель будущего, которое хочешь строить. В романе «Туманность Андромеды» мы видим общественную модель Земли с акцентом на её институты и организационные вопросы. Час быка же нас погружает в тонкости развития самого человека. По мнению главного героя романа для выхода из инферно мера важнее веры. В центре любого общественного движения (развития\деградации) стоит человек. Человек мера всему, а как померить человека?

А поговорим мы о модели человека эры встретившихся рук.


Каждому времени соответствует своя модель психики. Просто так поместить современного человека в общество будущего невозможно. С ним обязательно должны произойти трансформации. По версии Ефремова будущее за совершенством тела и психики. И именно в этом заключаются циклы развития Земли, сопоставляемые с эрами. В эру великого кольца развитие психики специально тормозилось, чтобы не допустить дисбаланса. Достижение совокупного совершенства, не факт, что абсолютного, совпало с эрой покорения томаса.
В первую очередь, в романе "Час быка" нас интересует описание человека. Целевое состояние личности. И это состояние дистанцируется от наивности, эмоциональной слабости и физических недостатков. Описание физических параметров тела можно увидеть в сравнении Веды Конг и Фай Родис.

Чеди, устроившаяся в дальнем углу дивана, видела перед собой одновременно Веду Конг и Фай Родис, как бы сидящих друг против друга, женщину Эры Великого Кольца и женщину Эры Встретившихся Рук… Каждая школьница Земли знала Веду Конг, исследовательницу страшных подземелий ЭРМ, героиню древних сказок, возлюбленную двух знаменитых людей своего времени – Эрг Ноора и Дар Ветра, приятельницу легендарного Рен Боза. Чеди сравнивала знакомый образ с живой продолжательницей ее дела. Фай Родис не пришлось пробиваться сквозь толщи камня и опасности оградительных устройств. В бездне космоса на расстоянии, невообразимом даже для людей эпохи Веды Конг, она нашла целую планету, как бы уцелевшую от тех критических времен земного человечества. Чеди с детским восхищением рассматривала тонкое лицо Веды, нежное, с ласковыми серыми глазами, с мечтательной улыбкой. Голова чуть склонилась под тяжестью огромных кос. Годы не отразились на девичьей стройности ее фигуры, но Чеди, по сравнению с фильмами молодых лет Веды, показалось, будто скрытая печаль пронизывала все ее существо.

Великое многообразие человеческого облика на Земле, особенно в Эру Общего Труда, когда стали сливаться самые различные расы и народности, превосходило всякое воображение. Всевозможные оттенки волос, глаз, цвета кожи и особенности телосложения сочетались в потомках кхмеро-эвенко-индийцев, испано-русско-японцев, англо-полинезо-зулусо-норвежцев, баско-итало-арабо-индонезийцев и т. д. Перечисление этих бесчисленных комбинаций занимало целые катушки родословных. Широта выбора генетических сочетаний обеспечивала бесконечность жизни без вырождения, то есть беспредельное восхождение человечества. Счастье Земли заключалось в том, что человечество возникло из различных отдаленных групп и создало на историческом пути множество обособлений, культурных и физических. К Эре Великого Кольца тип человека Земли стал более совершенным, заменив многоликие типы Эры Общего Труда. До конца этой Эры люди разделялись на две главные категории: неандерталоидную – крепкую, с массивными костями грубоватого сложения, и кроманьоидную – с более тонким скелетом, высоким ростом, более хрупкую психически и тонкую в чувствах. Дело генетиков было взять от каждой лучшее, слив их в одно, что и сделали на протяжении ЭВК. А к ЭВР чистота облика стала еще лучше выражена, как это видела Чеди, сравнивая аскетическую твердость как бы вырезанного из камня лица Фай Родис с мягким обликом Веды Конг.

Фай Родис отражала еще одну ступень повышения энергии и универсальности человека, сознательно вырабатываемой в обществе, избегающем гибельной специализации. Фай Родис во всем казалась плотнее, тверже женщины ЭВК – и очертаниями сильного тела с крепким скелетом, и посадкой головы на высокой, но не тонкой шее, и непреклонным взглядом глаз, расставленных шире, чем у Веды, и соответственно большей шириной лба и подбородка.

Помимо этих внешне архаичных черт большей психофизической силы и крепости тела, Родис и внутренне отличалась от Веды Конг. Если к Веде любой потянулся бы безоговорочно и доверчиво, то Родис была бы ограждена чертой, для преодоления которой требовались уверенность и усилие. Если Веда вызывала любовь с первого взгляда, то Родис – преклонение и некоторую опаску.
Психику так в лоб уже не опишешь, однако этот вопрос можно раскрыть через косвенные отсылки к характерам героев. Что важно, экипаж Тёмного пламени - это люди ещё не достигшие полноценной зрелости.
 – Мне кажется, – добавил председатель, готовясь покинуть трибуну, – что надо подбирать людей как можно моложе, в том числе и специалистов корабля. Молодежь по психике ближе к ЭРМ и ЭМВ, чем зрелые люди, далеко ушедшие по пути самосовершенствования и иногда плохо понимающие внезапность и силу эмоций молодости.
Причём зрелость не только психической, но и физической.
– Сколько тебе лет? – вдруг спросила Сю-Те.
– По вашим годам, которые гораздо короче, чем на Земле, сто шестьдесят, или сорок два по счету Белых Звезд, одинаковому с земным.
– У вас это много или мало?
– Для прежней Земли, на вашем уровне развития, это средний возраст, не молодой и не старый. Теперь он сдвинулся в молодость. Мне двадцать два – двадцать три года, а Родис – двадцать пять. У нас долгое детство. Не инфантильность, а именно растянутое детство – в смысле восприятия мира. А сколько вам?
Таким образом, проецируя персонажей романа на современное общество следует представлять героев 18-30 лет. Возраст становления человека в современном мире. Что будет после этого роман не раскрывает, однако для нас раскрыт центральный вопрос этого становления. Вопрос о допустимости методов. Должен ли настоящий человек быть наивным идиотом следуя только пути добра, которого как истины в абсолютном виде не существует, или настоящий человек имеет более широкий инструментарий поведения. Принципиально этот вопрос был поднят во время "спектакля" Фай Родис, позволившего попасть на планету. Обман, который разделил экипаж на два лагеря. С перевесом в одно мнение, экипаж поддержал Фай.
За Против
Нея Холли Тивиса Хенако
Вир Норин Мента Кор
Соль Саин Гэн Атал
Эвиза Танет Тор Лик
Фай Родис Див Симбел
Олла Дез Чеди Даан
Гриф Рифт  
Что интересно, наиболее психчески развитые люди: Фай, Эвиза, Вир - обладали довольно игривым характером, и порой прибегали к сомнительным, с точки зрения наивного идиота, приёмам.
На протяжении романа почти каждый персонаж попадает в ситуацию, в которой можно достичь большего результата если схитрить. Тор, Ген и Тивиса не обладая развитой психической силой, не смогли обуздать ситуацию и погибли. Чеди также поплатилась за свою наивность, но скорее не из-за слабости, а из-за юности.

Чтобы лучше понять смысл инструментария человека ЭВР  стоит вспомнить слова учителя школы третьего цикла:
Но скоро тебе придется узнать уже не разумом, а чувством всю неизбежную полярность ощущений, диалектику жизни, гораздо более сложную и трудную, чем все головоломные задачи творцов теорий в науке и новых путей искусства. Помни всегда, что самое трудное в жизни – это сам человек, потому что он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен вести по силе своей мысли и благородству чувств.

Эти заключительные слова много раз возникали в памяти юноши в те часы, когда «звездочка» памятной машины стала развертывать повесть о планете Торманс в почти подлинной жизни экранов ТВФ.
Инструментарий психически развитого человека вполне допускает хитрость и обман, недоговорки и полуправду. Суть в том, чтобы решения эти не имели связи с достижением корыстных интересов отдельной личности, при этом были направлены на достижение нужной цели. Этакая академия горя и радости в миниатюре.
От редакции «МедиаМера»
Напоминаем, что точка зрения выступающих и авторов материала может не совпадать с позицией редакции.
Сбербанк: 4274 3200 4914 7294.
Яндекс.Деньги/Юmoney: 410011599043498.
WebMoney: Z390001142609, E269677759096.