Подборка фильмов, раскрывающих недостатки и пороки капитализма. Как и сама тематика, часть фильмов довольно жёсткие.
Козерог один / Capricorn One (США, Великобритания, 1977) Научные достижения никому не нужны. В обществе потребления люди предпочитают смотреть повтор сериала высадке на луну - наука никому не интересна. Как следствие этого - на неё не выделяют бюджет, и она не развивается. Более подробно viewtopic.php?f=106&t=94 (приключения) | |
Игрушка / Le jouet (Франция, 1976) Завуалированное рабство. В комедийной форме показано как реально работает система рабочий-наёмник на западе: вроде бы профсоюзы есть, но участвующие в них люди бояться вякнуть против действий руководства, т.к. их уволят. Таким образом, под всеобщее пассивное согласие, руководство делает то что хочет. В то же время главный герой, имея кредит и боясь потерять работу, в такой системе фактически вынужден быть вещью (рабом). Более подробно post/1798. (комедия) | |
Болевар не выдержит двоих (фильм "деловые люди", 1 часть) (СССР, 1962) Человек человеку враг. После удачного ограбления ковбой-разбойник убивает ослабшего напарника и овладевает его долей. Спустя годы он становится преуспевающим дельцом, ведь в мире финансов более чем актуальны навыки разбойника - жестокость и безразличие. (приключения) | |
Человек в белом костюме / The Man in the White Suit (Великобритания, 1951) Наука мешает торговой системе. Капитализм и общество потребления не заинтересованы в научном прогрессе. Более подробно viewtopic.php?f=104&t=438. (комедия) | |
Посылка / The Box (США, 2009) Эгоцентризм. Сверх-существа испытывают человеческую цивилизацию на коэффициент альтруизма - готовностью пожертвовать своими желаниями ради блага всего общества. В случае общего негативного результата считается что такое общество не способно выжить и эти сверх-существа ускорят вымирание всего вида (отклонение курса общества от божьего промысла) Итак, семья получает странную коробку с кнопкой, нажав на которую они получат миллион долларов, но при этом умрёт кто то неизвестный им. Они, как им кажется, нуждаются в деньгах и встают перед нравственным выбором. При всей мистичности фильма, хорошо показана аналогия с конкурентными отношениями капитализма. Либо ты съел, либо тебя. Победа и успех одного из конкурентов означает поражение других - как в качелях-балансир - кто то поднялся, значит кто то опустился. Конкуренция при капитализме приучает людей к такому мировоззрению и они готовы принести кого-то в жертву своему успеху. Таким образом, в фильме проводится параллель между финансовыми отношениями и мировоззрением общества (капитализм - эгоизм). (мистический триллер, тяжелый) | |
Зелёный сойлент / Soylent Green (США, 1973) Тупик развития общества. Один из вариантов печального будущего. Капитализм стимулирует разобщённость в обществе. Отсутствие общих целей в конце концов привело к перенаселению и истощению ресурсов планеты. Люди питаются биомассой океана под названием зелёный сойлент. Однако наш герой узнает что и масса океана уже давно иссякла, а продукт этот делают из тех же людей. Практически такая ситуация возможна и при безумной олигархии как на Тормансе (Час быка), однако капитализм (как экспоненциальный процесс накопления средств (а значит власти) у одних и обнищания других) приведет именно к ней (триллер, фильм тяжелый) | |
Земля мёртвых / Land of the Dead (Канада, Франция, США, 2005) Экономический и общественный коллапс. Внешне это заурядный фильм ужасов, смотреть не советую. Однако в нём обыграна примечательная идея. Зомби захватили практически весь мир, и лишь в одном городке местные олигархи из оставшихся живых людей создали социальную структуру, где есть богатые и обслуживающие и охраняющие их бедные. При этом богатые умудрились отстроить небоскреб, в котором они будут шикарно жить. Получается оазис на фоне полнейшего хаоса. Вижу в этом аналогию с капиталистическим обществом в своём апогее: зомби (толпа, бОльшая часть планеты), богатые и живое простонародье обслуживающее богатых (прикормленная толпа). Однако такая система ненадежна и рано или поздно произойдет коллапс, что и показано в картине. (ужасы) | |
Мистер Кок / Mister Cok (Франция, 2008) Прогресс как проклятие. Роботизация и производственный конвеер могли бы сделать труд рабочих более простым и коротким, но в условиях капитализма вместо этогомашины вытесняют рабочих с рынка, обрекая на нищенское существование и ещё быстрее увеличивая разрыв между бедными и богатыми. Бедные становятся ненужными обществу и для нейтрализации массы их вышвыривают на войну. Т.е. в данном ролике дана мысль, зачем современным государствам (читай транснациональным корпорациям) могут быть нужны войны. (мультфильм короткометражный (10 минут), драма) | |
Африканская сказка (СССР, 1963) Агрессия и хищничество. В мультике показаны цели и средства с которыми страны запада приходят в развивающиеся страны. Под благовидным предлогом местное население становится рабами капиталистических хищников. Картине 50 лет, а она более чем актуальна. (мультфильм короткометражный (14 минут)) | |
Элизиум: Рай не на земле (США, 2013) Будущее. Общество разделено на рабочую толпу и элиту. Толпа живет на земле в ужасных условиях: жизнь человека не стоит ничего, иметь работу - большая удача. Элита живет на искусственном спутнике (Элизиуме) с альпийским ландшафтом. Медицина строго разделена - на земле плохая, на Элизиуме идеальна - люди вечно молоды (автоматы восстанавливают человека даже после смерти). В общем похоже на Джи и Кжи Торманса. (Боевик) | |
Любой ценой «Hell or High Water» (США, 2016) Америка, наши дни. Два брата грабят банки чтобы выплатить ипотеку за семейное ранчо. На протяжении фильма вскрываются многие дремлющие язвы общества — засилье банков, кредитов и должников, ненависть к этому простого населения. Скромность быта простых районов. Межрассовые споры («когда то у индейцев эти земли отняли белые, а теперь у белых эти земли отнимают банки») (драма) | |
Джанго освобождённый (2012, США, драма-вестерн) Рабовладение. Фильм, где Квентин смог направить свою манию крови и жестокости в верное русло, эффектно передав ужасы рабства - когда к человеку относятся как к предмету. Сопровождающая записка от "Гоблина" Дмитрия Пучкова Пучков о Джанго |
Сбербанк: 4274 3200 4914 7294.
Яндекс.Деньги/Юmoney: 410011599043498.
WebMoney: Z390001142609, E269677759096.
Похожие материалы
4 комментария
Но на визуальном ряде очень хорошо показано будущее при текущем деградационно-капиталистическом векторе развития: весь прогресс идёт в угоду инстинктов, бедность соседствует с роскошью и научными достижениями, общество разобщено.
http://vimeo.com/51138699
Так называемый герой тырил прототипы, за что на него была открыта охота. Пытался скрыться в Тайланде, где можно всё достать. А в конце он выгружает воспоминания, чтобы позже поместить их в своё "другое тело".
Встретил некоторое время назад описание этого фильма. Сюжет и проблематика показались многообещающими, но просмотр вызвал разочарование.
Общество на Земле показано чрезвычайно безнравственным, нищета материальная сопоставима с нищетой духовной. Нравственность "элиты", живущей на Элизиуме такая же.
Основное время фильма занимают сцены боев и драк с участием главного героя, поэтому ему просто некогда изображать какую-то внутреннюю борьбу. А она, очевидно, была, т.к. действуя с самого начала фильма исключительно из эгоистических мотивов, главный герой в самом конце поступает весьма альтруистически, что плохо согласуется с его предыдущими поступками и словами. Так и хотелось воскликнуть: "Не верю!"
Главную проблему, поднятую в фильме — неравенство и несправедливость общества — решили в конце по принципу "все отобрать и поделить поровну". Нет даже намека на какие-то нравственные перемены. Отсюда у меня возник вывод: то, что подано как "хэппи энд", на самом деле — начало пути к новому, еще более глубокому кризису того общества.
Учитывая то, что общество из фильма "Элизиум" можно понимать как метафору сегодняшнего общества, считаю фильм некой попыткой запутать зрителя, увести его в сторону от понимания истинных причин нынешнего кризиса и особенно от понимания путей изменения ситуации к лучшему. По сути навязывается губительный революционный сценарий: не надо менять себя, надо бунтовать.