Властелин колец (2001-2003, США, Новая Зеландия): геополитические идеи — добро с северо-запада и зло с юго-востока

Политика, Кино, Главное
Обновлено 15 марта 2017г. в 17:49: Импортировано с форума
Встретилась весьма интересная рецензия в газете «Известия», о геополитической концепции трилогии борьбы светлых сил запада с востоком (выделено самое значимое, на мой взгляд):

Запад ополчился на Восток

Триумф третьего «Властелина колец» покажется в этот раз наиболее адекватным. Тем более что третий «Властелин» стал вторым в истории фильмом, который (вслед за «Титаником» и аккурат на этой неделе) преодолел отметку в $1 млрд кассовых сборов. Проблема, однако, в том, что «Властелин», осознанно или нет, демонстрирует агрессивную реакцию Запада на угрозу с Востока. Это надо наконец понять. Придуманное Толкиеном выражение «тьма с Востока» стало крылатым не так давно. Долгое время трилогия «Властелин колец» интересовала лишь оголтелых толкиенистов, прыгающих с картонными мечами в Нескучном саду, знающих по именам добрую сотню персонажей весьма заунывной саги и умеющих к месту употреблять красивые слова «Ривенделл» и «Мория». Однако созданный Питером Джексоном голливудский блокбастер популяризовал и саму книгу, и заложенные в ней геополитические идеи.

Надо признать, что классические — довольно зловещие — признаки противостояния Добра, олицетворяемого Северо-Западом, и Зла, олицетворяемого Юго-Востоком, в романе/фильме «Властелин колец» с каждым годом становятся все более актуальными. Еще недавно западно-восточная подоплека «Властелина» казалась подспудной, второплановой и почти полностью растворялась в нагромождении сюжетных линий, людей, коней, хоббитов, гномов и эльфов. И вдруг проступила настолько недвусмысленно, насколько это вообще возможно в полудетской (пусть и суперкрупнобюджетной) сказке-фэнтези. Причем если в первых двух частях картины перемещения героев по горам и долам Средиземья в направлении страны зла Мордор являлись чисто географическими и не имели отчетливого идейно-политического смысла, то в третьей части он проступил с такой определенностью, что киноакадемики, выдвинувшие фильм на 11 «Оскаров», просто не могли этого не заметить.

«Дадим достойный отпор врагу, люди Запада!» — патетически восклицает гарцующий на коне Арагорн, бросая войска людей (белокурых светлокожих воинов, более всего ассоциирующихся в сознании зрителей с викингами — не говорим уж «арийцами») на орды разношерстной нечисти. Надобно заметить, против отважных всадников выступают не только орки (которых давно трактовали как «нецивилизованную, третьестранную нелюдь»), тролли и гоблины. В армию могущественного злого властителя Саурона затесались и люди (в книге они назывались «свирепые южане»), выглядящие весьма красноречиво: они одеты в черные одежды вполне узнаваемого покроя, смуглы, черноглазы; их головы украшают тюрбаны, а нижние половины лиц закрыты — это классические мусульманские экстремисты. Когда же гигантский тролль кидает в белую башню Гондора обломок скалы — удивительной красоты сооружение рушится, в точности повторяя падение одной из башен-близнецов в Нью-Йорке: вначале огненный взрыв разносит среднюю часть здания, затем обрушивается верхушка, и только потом вся башня оседает и рассыпается в пыль.

С юга же «к нашим» подбираются по воде корабли противника. В лучах заката они выглядят невероятно живописно: точь-в-точь китайские джонки. Тех, кто плывет на джонках, нам не показывают, но в сражение с этими врагами позволяют вступить союзническому войску призраков: хоть они зеленые, прозрачные, а вместо лиц у них черепа, но они тоже когда-то были белокурыми и тонконосыми — и в голову не приходит в этом усомниться. Вообще все, что касается союзников, продумано до мелочей. Объединенные силы людей и еще более прекрасных эльфов (у которых и волосы побелее, и оружие помощнее) — это, несомненно, силы Европы и США. Развеселые хоббиты-полурослики, которые могут и набедокурить, и что-нибудь своровать, но в решающий момент осознают свой долг перед Западом и грудью встают на его защиту — это страны Восточной Европы. Гномы с их хитроумной плутоватостью, тягой к возвышенному мифотворчеству и строительству каменных дворцов — наверное, греки, из шинелей которых мы все некогда вышли.

Даже гигантские деревья-онты выглядят вполне цивилизованно, хотя в фильме скорее похожи на некое одушевленное биологическое оружие — в книге они были куда одухотвореннее и романтичнее. А вот представители сказочного «лесного народа» — маленькие полуголые дикари под предводительством своего царька Ган-бури-Гана (оказавшие, кстати, в книге большую услугу воинам Арагорна) — в фильме оказались лишними. Эпизоды с ними либо были сняты, но вырезаны при монтаже, либо их лишь намеревались снять (на американских киносайтах можно найти имя актера, якобы исполняющего роль Ган-бури-Гана). В любом случае, в экранном варианте их не оказалось. Действительно, зачем людям Запада в своих военных действиях прибегать к помощи каких-то пигмеев с копьями и барабанами? И даже если эти дикари на «нашей» стороне, то как их классифицировать?

Возможно, именно по этой причине из окончательного варианта картины и выпал эпизод с гибелью злого колдуна Сарумана (это выпадение Сарумана — тема продолжающихся дискуссий в западных кино-СМИ. — «Известия»). Почтенный седовласый старец (в исполнении почтенного английского актера Кристофера Ли), перешедший на сторону врага, а позже заколотый, как собака, являл собой не самый хороший пример для европейско-российского подражания. Безотчетный порыв, в котором сплотились все хорошие персонажи европеоидной расы, блестя глазами и сжимая в длиннопалых руках сверкающие мечи, — суть соцреалистический пропагандистский ход, и портить общую картину единения патриотов присутствием провосточного предателя было несвоевременно.

Что же касается малышей-хоббитов, то в книге они после победы над Черным властелином возвращались — к своему ужасу — в разрушенную и опоганенную Хоббитанию, до которой тоже добралась война. Многие их друзья погибли, дома были разграблены, поля сожжены. Четверым героям пришлось приложить немало сил, чтобы выставить из родных осин всякую нечисть и восстановить там нормальную жизнь. Но в Америке подобной разрухи не было уже 140 лет (со времен Гражданской войны), а в Европе — почти 60. Актуально ли напоминать? И кинохоббиты, вернувшись в свои нетронутые чистенькие домики, сразу же направляются в паб, где веселятся ничего не знающие о далеких битвах человечки, пиво льется рекой, и пляшут румяные девочки. Да и сами герои, через мгновение забыв о пережитом и не рефлексируя (чего не было и не могло быть в романе!), немедленно выпивают по кружке и, полные здорового оптимизма и веры в будущее, пускаются в пляс с хоббитянками. Картина выдвинута на премию «Оскар» в том числе и за лучшую песню, которая называется Into the West.

Жирная точка.

http://www.izvestia.ru/news/287390

1 комментарий

В этом описании подразумевается, что Россия в хронике Властелина колец это восток с его орками и прочей нечистью (читал похожую рецинзию когда то у Кучеренко Калашникова)
Непонятно одно - (насколько сейчас помню сюжет книги) по сути главный западный форпост сдерживающий Мордор был Гондор. А имена жителей Гондора были Фарамир, Боромир. Разве это не славянские имена?
Лично у меня Властелин колец вплелся в жесткие совпадения - в тот день когда прочитал последнюю книгу трилогии, узнал о том что по ней снимают фильм и вечером того же дня (по мск) упали близнецы (911)