Социальная дилемма (2020, США) - последний тест перед цифровым фашизмом

Документальный фильм о пагубном воздействии социальных сетей на современное общество. Фильм состоит из художественной части и серии интервью специалистов (facebook, twitter, youtube, и т.д.), занимавшихся разработкой и продвижением социальных сетей. В фильме рассмотрено воздействие социальных медиа на сознание обывателя, формирование у него поведенческих стереотипов потребления информации — цифровой зависимости. Приводятся шокирующие факты о росте статистики самоубийств среди подростков, констатируется беспомощность самих разработчиков в вопросах определения истины и разграничения хорошего и плохого контента. Создатели признались, что сотворили монстра и теперь не знают как его остановить.

В текущей системе ценностей остановить эту порочную машину промывания мозгов действительно невозможно, алгоритмы монетизации не воспринимают критерии хорошо, плохо, правда или ложь, единственный критерий для продвижения той или иной информации — это клик по рекламной ссылке и количество просмотров. Но авторы фильма не задумываются о переосмыслении вопроса об авторском праве или запрете монетизации разлагающего общество контента, сам фильм распространяется платно, информацию из него невозможно копировать и свободно распространять на различных площадках. Эксперты, занятые в этой отрасли не готовы расставаться со своими сверх доходами, поэтому ожидать что система откорректирует сама себя не приходится.

Какой же выход? Полный отказ от потребления контента? Ставить дизлайки или лайки хорошей или плохой информации нет смысла, писать комментарии тем более, так как по словам разработчиков им (алгоритмам) наоборот важна любая социальная активность порождающая просмотр контента, то есть оставляя комментарий или отвечая на чей-то отзыв вы автоматически генерируете трафик, а это именно то, что от вас требуется — клик, инициализация отображения рекламного контента. Донести правдивую информацию до всех проблематично, из-за того что система рекомендаций отображает для пользователей лишь тот контент, который по мнению нейронной сети принесёт наибольший трафик, то есть обеспечит максимальное количество показов рекламы, и по словам специалистов нейросеть продвигает пошлость, фейк-ньюс не только потому-что таков заказ закулисы, а потому-что правда скучна и никому не интересна, т.е. не вызывает "вирусного интереса" и взрывного роста просмотров.

Кроме того происходит сегментирование по группам, на основе интересов, для любителей «теории заговоров» рекомендации будут отображать "теорию плоской земли", а для любителей юмора выступления «камеди клуба», это программно-аппаратная реализация алгоритмики «Разделяй, стравливай и властвуй» — благодаря чему заказчики проекта могут стравливать между собой разные субкультуры как внутри государства (сунниты vs шииты), так и целые страны друг с другом. Диалог между конфликтующими сторонами затруднён, так как у каждой из групп своя версия правды, которую им преподносят алгоритмы рекомендаций.

Финальный сценарий видится таким, после поляризации общественных мнений и эмоциональной накачки перебранки из виртуального пространства перевести в бытовое, для этого им достаточно заблокировать ресурсы, где раньше утилизировалась вражда в ходе виртуальных анонимных перепалок. Кроме того они могут подорвать экономику, через разрушение финансовой системы — крах доллара, сдувание фондового пузыря, обесценивание криптовалют и т.п. обнуление виртуальных денег, ядерная война. Дальше алгоритмика "безумного макса" — война всех против всех за ресурсы и конец цивилизации потребления.

Сбербанк: 4274 3200 4914 7294.
Яндекс.Деньги/Юmoney: 410011599043498.
WebMoney: Z390001142609, E269677759096.

2 комментария

Посмотрел. Главная мысль фильма: "мы создали ужасного монстра, в его основе лежит жажда безграничной наживы, он уже почти неуправляем (хотя злобные русские и его смогли использовать в своих подлых целях), он разделяет и оболванивает людей в глобальных масштабах, из-за чего мы на грани гражданской войны, но мы верим, что всё будет хорошо, ведь мы же вообще-то - хорошие и добрые".

imho, слишком уж оптимистичный финал у этого фильма. На самом же деле, всё зашло слишком уж далеко. Кстати, эпизод фильма о событиях в Мьянме это подтверждает.

Если сами американские сенаторы утверждают, что их "тамошнее" законодательство сильно отстаёт в регулировании Big Data и алгоритмов соц. сетей, то про наше отечественное "законотворчество" просто помолчу.

Так что (по-моему) ситуация с развитием технологий, на порядки опережающем развитие Человека, выглядит довольно мрачно и безрадостно. Больше согласен с оценками ИИ-исследователя Игоря Шнуренко. И совершенно не уверен, что технологическое отставание России в этой теме нас (русский народ) как-то спасёт. Сильно вряд ли.

Что может изменить ситуацию глобально? Ну разве только какой новый глобальный договор.. Другое дело, кто будет договариваться.. И по какой концепции... Та концепция, в которую вписаны Google, Facebook и т.д. - точно не годится...

Отказ от наживы — убрать рекламу, но тогда нужно приравнять ЗП программиста к зарплате водителя, отключить лайки, убрать количество просмотров, ввести жёсткую цензуру на предмет информации растлевающей ум, и всё это должно функционировать за государственный(народный) счёт, либо по подписке (за счёт абонентской платы). Такой сценарий подразумевает изменение нравственности толпы — пользователей и толпы — владельцев соцсетей, что по доброй воли, без давления факторов среды (угроза глобальной гражданской войны — в виде локальных конфликтов как в Мьянме), судя по всему вряд-ли осуществится.