Чёрное зеркало (Великобритания, 2011-): кошмары развития техносферы

Чёрное зеркало, мини сериал (серии не связаны между собой)
Каждый фильм показывает философскую проработку одного из возможных сценариев социального тупика, вызванного развитием техносферы.
Некоторые сценарии возможны уже сейчас, но до реализации большинства проблем у нас ещё есть время подумать. Однако общая картина более чем пугающая и наводит на аналогию с ядерным оружием: хаотичное развитие техносферы несёт не меньшую опасность. 
Информатизация и технологии требуют обдуманного, ювелирного баланса между пользой и вредом, который вряд ли возможен в рыночных отношениях. И если общество окончательно войдёт в новую эру при капиталистическом или олигархическом строе, когда во главе угла деньги, а не забота о человеке - быть беде.
(Спойлер!) Опишу самый насыщенный 3 сезон, рекомендую начать знакомство с него:
Всего 6 серий, 1,3,4 фильм трагичны но без страшилок, а вот от остальных серий лучше воздержаться женщинам и детям  

1. Первый повествует об официальной интеграции соц сетей с личностью людей. У каждого человека есть свой рейтинг в сети, стратификация общества выстраивается на рейтингах - ниже 4 звезд это трудяги, 4-4.2 - офисный планктон, 4.2-4.5 - выше среднего, 4.5-5.0 - элита.
Различные услуги, скидки и допуски опираются на эти рейтинги, люди лицемерны, скрывают истинные чувства чтобы произвести хорошее впечатление и заработать лучшую оценку у собеседника.

2. Проблема связанная с развитием технологий дополненной реальности и интеграции с мозгом. (ужасы)

3. Онлайн-шпионаж, который уже вполне возможен. Через компьютеры и смартфоны хакеры получают компромат и шантажем ведут жертву к нужной им цели.

4. Трансляция сознания в виртуальную реальность. Это нашло широкое применение у пожилых и больных людей, т.к. они могут снова быть молодыми в городе бесконечного веселья. Более того, классической смерти можно предпочесть финальную трансляцию сознания в этот мир. Хорошо показаны нравственные нюансы данной технологии.

5. Решая проблемы подавления локальных конфликтов, когда солдаты не охотно убивают себе подобных, "правительство" внедрило систему иллюзии у бойцов, и вместо себе подобных они видят и слышат зомби. (ужасы) Мини-фильм на похожую тему, обыгранную чуть иначе "Зловещая долина"
6. Вымирание пчёл компенсировали аналогичными мини роботами. Их миллионы. Они прекрасно справляются с опылением растений, разве что не делают мёд. Однако контроль над ними перехватил хакер. (ужасы)

11 комментариев

И если общество окончательно войдёт в новую эру при капиталистическом или олигархическом строе, когда во главе угла деньги, а не забота о человеке - быть беде.

При любом толпо-«элитаризме» — быть беде.
 
Первый повествует об официальной интеграции соц сетей с личностью людей. У каждого человека есть свой рейтинг в сети, стратификация общества выстраивается на рейтингах
Цифровая диктатура: как в Китае вводят систему социального рейтинга:
Законопослушность, честность, даже потребительское поведение — самые разные стороны жизни гражданина отслеживает китайская Система социального рейтинга. Ее поддерживает Alibaba, на уступки властям готов идти Facebook

В прошлых сезонах мне также запомнились следующие серии (спойлеры):
2 (1x02) «15 миллионов призов»
Действие происходит в обществе, где единственным источником энергии являются динамо-машины, и часть граждан должна крутить педали велотренажёров для обеспечения человечества электроэнергией. За это они получают так называемые «призы» — виртуальные деньги, которые можно потратить на еду, телешоу и покупку новой одежды для своего аватара. Просмотр рекламы в этом обществе является обязательным, за возможность не смотреть рекламу каждый обязан уплатить штраф. После работы граждане проводят все время в изолированных комнатах за просмотром телешоу и рекламы. Главный герой, Бинг Мэдсен, располагает 15 миллионами «призов». Ему не на что их тратить, пока он не встречает девушку Эби. Эби красива и хорошо поёт. Бинг предлагает ей поучаствовать в конкурсе талантов, который позволит вырваться из низов, и покупает для неё входной билет за 15 миллионов.
5 (2x02) «Белый медведь»
Молодая женщина приходит в себя после очевидной потери сознания: у неё болит голова, оба запястья забинтованы, она не понимает, где находится, и не помнит ничего из своего прошлого. Женщина выходит из дома и обращается за помощью к прохожим. Однако те молча рассматривают её и снимают камерами телефонов. Из подъехавшего автомобиля выходит вооружённый мужчина в маске и начинает преследовать женщину, стреляя в неё на ходу. Она в ужасе пытается спастись бегством. Присоединившаяся к ней девушка рассказывает о том, что короткое время назад по условному телесигналу в городе началась некая странная жестокая игра: люди теперь делятся на наблюдателей (их подавляющее большинство), охотников и жертв-мишеней. Далее следует череда головокружительных событий, связанных с побегом двух женщин и их преследованием. В один из кульминационных моментов погони декорации вдруг исчезают и становится понятно, что всё происходящее с главной героиней — не более чем изощрённый аттракцион, основанный на совершенно невероятном, но якобы вполне законном судебном решении: женщину наказывают за совершённое ранее ужасное преступление.
7 «Белое рождество»
2-я история о компьютерной системе, совмещающей в себе функции личного секретаря и умного дома, управляемой клоном сознания хозяина дома. Если кому-то лень с утра делать самому себе тосты, следить за своим ежедневником и заказывать продукты в магазине, то он обращается в соответствующую фирму, где ему в голову помещают маленькое устройство называемое Куки. Человек некоторое время ходит с ним в голове. В это время в Куки копируется вся информация из памяти человека, а так же система взаимосвязей обработки информации в сознании. Затем капсула извлекается и в ней остаётся записана полная копия человеческого сознания. Эта капсула с копией сознания вставляется в компьютерный блок управления умным домом и при включении начинает мыслить как сам человек. Копия сознания сначала не осознаёт, что она - копия. Сама себя она осознаёт как настоящий человек, который не может понять где же его тело и что с ним произошло? Для него создают в виртуальном мире виртуальное тело и пульт управления домом. А после объясняют, что он - информационная копия, которой теперь не надо ни спать, ни есть и ничего другого, что было вызвано потребностями физического тела. Поэтому копия должна будет постоянно заниматься тем, для чего была создана, то есть сидеть за пультом управления, предугадывая и с точностью выполняя все малейшие пожелания своего оригинала. Которого копия знает так же хорошо как саму себя. За отказ от работы копии грозят вечным отстранением от общения с внешним миром, ведь духовные потребности у неё остались.
в opera не разворачиваются вообще не открывается------------- В прошлых сезонах мне также запомнились следующие серии (спойлеры): 2 (1x02) «15 миллионов призов» 5 (2x02) «Белый медведь» 7 «Белое рождество»
Андрей, как вы считаете, не «перегибаем ли мы палку», когда «закрываем глаза» на негативные сценарии? Может они, «проходя через нас» немного другими возвращаются в мироздание? Может все дело в существующей алгоритмике психики, через которую мы можем и повлиять на эти сценарии? Это уже не «подкачка», а «вплетение» в другие тональности? «Перезапуски» с другой направленностью?
Извините, все в кавычках, а уровне образов, так как понятийный аппарат подобных процессов пока не существует(?).
Но, согласитесь или нет, в этой теме они нужны, их нужно озвучить...
Трудно выразить словами своё отношение потому, что не всегда можно сказать однозначно понимаемо другому человеку, чтобы не было эффекта «Левия Матвея» из «Мастер и Маргарита». Может мои слова воспринимаются как перегиб, но иногда, чтобы выпрямить — надо перегнуть. Полагаю, каждый человек должен по любому вопросу самоопределяться хорошо/плохо, то есть не быть безнравственным, а Совесть или на крайний случай — Стыд, подскажет. Для размышления, Естествоиспытатель. Психика человека подвержена изменению и мы допускаем это сами, со временем, незаметно для себя (пример — Окна Овертона). И если произвести в своей психике «монтаж», как в кино, вспомнить себя в прошлом и сравнить сейчас, многие ужаснулись бы, кто-то порадовался бы изменениям. То, что было злом в психике людей 100 лет назад — сейчас обыденная вещь и никому это на психику уже не давит, то есть утрачено Различение. А это — первый этап ПФУ, который не пройден и развития общества нет, то есть идёт деградация.

По поводу вплетения, если вы способны генерировать на каждый кадр просматриваемого фильма свой сознательный контент - то вы вплетаете. В противном случае игра идёт в один ворота. А точнее за ваше молчаливое "Да".

«Чужой: Завет» также по сути ушёл от страшилок «космическим чужими» в область чёрного зеркала и пугает искусственным интеллектом: в новой интерпритации это абсолютный дьявол, способный как угодно притворяться, который с легкостью уничтожает всех и всё ради любопытства.
Добавлю три фильма про выход искусственного интеллекта из под контроля. Описывать их более подробно означает полностью выдать сценарий, поэтому ограничусь перечислением.
Из машины («Ex Machina», 2014, Великобритания)
Апгрейд («Upgrade», 2018, Австралия)
Она («Her», 2013, США)