Путин В.В. (2016.12.02) - По поводу опасений свободы творчества: кто, когда и что пытался запретить?

В.Путин: Свою позицию о вмешательстве в творческую деятельность, если вы обратили внимание, вчера я высказал в рамках Послания и повторю, что принцип свободы творчества считаю абсолютно незыблемым. Однако у всех свобод всегда есть вторая сторона: ответственность. И это мы с вами тоже хорошо знаем. Это, собственно говоря, во всех определениях свободы, всеми признанными в мире философами так и излагается.

И у художника, у «властителя дум», так сказать, мера этой ответственности особенно высока. С одной стороны, любые хулиганские выходки, попытки сорвать спектакль, выставку абсолютно недопустимы и должны пресекаться по всей строгости закона. Мы так и будем делать. В то же время в самой творческой среде – хочу подчеркнуть именно эту сторону дела, – именно в самой творческой среде должна быть определена грань между циничным, оскорбительным эпатажем и творческой акцией.
По поводу опасений свободы творчества. Вы сказали, что есть попытки что‑то запретить. Мы не так часто собираемся, поэтому хотелось бы просто, честно говоря, услышать: кто, когда и что пытался запретить, чтобы у нас предметный разговор был и по‑честному.

Е.Миронов: По‑честному, из последних – это, Вы знаете, наверное, Вы тоже слышали, что к запрету попал спектакль «Иисус Христос – суперзвезда» в Омске. Этому спектаклю уже около 30 или 40 лет. Он успешно идёт в мире и успешно идёт в Москве, например в Театре Моссовета. Но понимаете, уважаемый Владимир Владимирович, поскольку мы боимся цепной реакции, когда такое случается в маленьких городах, это очень быстро может распространяться, и такие действия могут привести к тому, что, Вы знаете, получаются иногда очень глупые вещи. У нас идёт спектакль в Театре наций «Сказки Пушкина». И я взрослый человек, и поставил его очень знаменитый режиссёр, уже совсем взрослый человек стал, тем не менее к нам тысячу раз подходили «доброжелатели», говорили: «Уберите «Сказку о попе и работнике Балде».

В.Путин: Кто его запретил?

Е.Миронов: Нет, его никто не запретил. Я говорю сейчас про конкретный спектакль «Иисус Христос – суперзвезда».

В.Путин: Кто запретил‑то его?

Е.Миронов: Власти.

В.Путин: Власти какие‑то абстрактные или конкретные есть власти, представленные конкретными людьми? У нас Министр здесь вот, Владимир Ростиславович.

Е.Миронов: Это было не рекомендовано.

В.Путин: Владимир Ростиславович, Вы запретили?

В.Мединский: Я пытаюсь разобраться сейчас, Владимир Владимирович. Я точно не запрещал. Министр культуры Омска, Виктор Прокопьевич, он бывший директор Омского драматического театра. Ему бы в голову не пришло запрещать. Сейчас выясняю.

В.Путин: Да, надо вот с этим разобраться. Понимаете, мы такие вещи должны всё‑таки доводить всегда до логического завершения, потому что просто так с обеих сторон сказать: «Вы запретили», – а вторые говорят: «А мы к этому никакого отношения не имеем». Надо понять, что реально происходит. Только поняв реально, что происходит, можно сделать и выводы правильные, и принять соответствующее решение.

Е.Миронов: Если Вы позволите, мы подготовим Вам тогда ряд нарушений, которые были, которые прошли незамеченными. Например, срыв гастролей театра «Сатирикон» в Вашем родном городе, в Санкт-Петербурге.

В.Путин: Срыв гастролей – это не запрет. Это то, что Вы сказали про активистов. Знаете, здесь всегда очень тонкая грань между тем, что я назвал опасным эпатажем, и свободой творчества. Эти активисты, я условно говорю, пришли в редакцию «Шарли Эбдо» и расстреляли людей. Вот вопрос: нужно ли было этим карикатуристам наносить оскорбления представителям ислама? Они воспринимают как оскорбление то, что было опубликовано. Другое дело, что, может быть, художники не хотели никого оскорбить, но они оскорбили. Повторяю, это тонкая очень вещь, тонкая грань, это зависит всё от чувства такта нашего с вами, с одной стороны, чиновничьего аппарата, с другой стороны, представителей творческих профессий.

Чиновники часто действуют не потому, что они хотят что‑то сдержать, «хватать и не пущать», у нас общая установка этого не делать, не возвращаться к этому никогда, но многие не хотят, чтобы у нас трагедии повторились такие, как в Париже. Мы не должны об этом забывать ни на секунду. Если у представителей одних конфессий это вызывает такую, скажем мягко, неадекватную реакцию и ведёт к преступлениям, у представителей других конфессий такого, слава богу, нет. Но это не значит, что не может быть какого‑то всплеска, там ведь тоже достаточно радикалов, во всех конфессиях. Просто мы должны это иметь в виду и ни в коем случае не доводить до этого, не раскалывать общество на это. Я ведь, обратите внимание, когда говорил об этом, сказал, что в самом сообществе должны быть выработаны определённые критерии. Они тонкие, как я уже сказал.

http://kremlin.ru/events/president/news/53389

4 комментария

Это же очевидно, просто заманивают людей туда, куда они сами уже по своей воле не ходят, даже чтобы поглазеть на "качественный зрелищный продукт". А Путин им нужен исключительно чтобы пропиарить никому не нужные их постановки, тем более ведь чиновники имеют определённый кеш с каждого посещения..

В году 2007 или 2008, сходив с приятельницей в кино на оперу «Иисус Христос — суперзвезда», я искренне посчитал, что это богохульство, да и спутница со мной согласилась. Сейчас мне подобный мировоззренческий вывод представляется очень несуразным для любого современного человека.

Тема «ЛИКОВАНИЕ ТОЛПЫ» в русскоязычной версии упомянутой оперы:

Слава, cлава, Джизус – царь моих надежд!
Дай же мне поцеловать хоть край твоих одежд!
Миленький спаситель, погляди, я тут!
Я ведь тоже верую, пускай меня спасут!
Джизус, мы с тобою!
Мы с тобою, Джизус!
Мы пойдем твоим путём! Улыбнись нам, Джизус!
СИМОН ЗЕЛОТ (ПЁТР)
Посмотри, Джизус Крайст, мы окрепли!
Неужели, мы не выметем, как мразь,
Чуземцев, что поганят нашу землю,
Над бедой твоих сородичей глумясь?! (...)

И вторая версия:
ТОЛПА
Иисус бесценный!
Видел, как трясусь?
Верю в Бога и тебя —
скажи, что я спасусь!
Иисус бесценный!
Видел, как трясусь?
Верю в бога и в тебя —
скажи, что я спасусь!
Иисус, с тобой я —
прикоснись, Христосе!
На твоей я стороне —
поцелуй, Христосе!
СИМОН ЗЕЛОТ
Разве нет в том, Христос, доказательств,
что теперь ты стал не менее силён,
нежель римский сброд, что грабил край наш
и терзал нас с незапамятных времён?
(...)
СИМОН ЗЕЛОТ
Там — тысяч полста голосящих,
как ты люб им всем — услышь.
Всяк из пятидесяти тысяч
исполнит всё, что ты повелишь.
Дай им на тебя молиться,
но чуть усиль их злость на Рим —
ты наберёшь сразу столько силы,
что мы захватчиков сразим.
Ты завоюешь власть и славу
отныне и присно, и присно… Аминь! (...)

Это вот КВИНТЭССЕНЦИЯ ТОЛПО-«ЭЛИТАРИЗМА». Разве не большинство, состоящее из «маленьких людей», не желающих стать СВоБоДными, держит на себе толпо-«элитарный» уклад с небольшой помощью глобального предиктора? Христа и при жизни уже пытались использовать для своих местечковых шкурных интересов, и во что превратили христианство в итоге?

Ну а то, что пидорасы там чего-то ставят в театрах, так многое делается в пределах попущения Божиего, в любом случае если сказать нечего, то заткнутся рано или поздно. Верещат там перед Владимир Владимировичем.
Немудрено, столько лет идёт, чего там смотреть уже. 
Тем ничтожней гайсы от культуры, которые лепечут у Путина.