Вопрос по компонентам понятия в КОБ

КОБ, Вопросы, Главное
Помогите, пожалуйста, разобраться.
У меня возникли вопросы по понятиям:
1) Могут ли нюховые, вкусовые и тактильные образы, подобно зрительным и слуховым, также составлять образно-информационную компоненту понятия?
2) Можно ли классифицировать все известные типов образов (зрительные, слуховые, нюховые, вкусовые и тактильные) на 2 типа - статичные и динамичные? Например, <зрительная картинка/визуальный ряд>; <звук/мелодия> и тд..
3) Является ли символ (например - иероглиф, пиктограмма и тд..) кроме кода понятия ещё и дополнительным его образом?
4) Являются ли пиктограммы (например, знаки дорожного движения) языковыми конструкциями для понятия?
5) Являются ли другие информационные компоненты - смысл бытия, функциональность и предназначение также образными составляющими понятий? Как понятийные образы связаны со смыслами? Что такое смыслы вообще и какие существуют их разновидности?

Из материалов КОБ мне известно:
ПОНЯТИЕ — это определённость взаимного соответствия в психике индивида слова, фразы, символа, группы или последовательности символов того или иного языка, употребляемого обществом или исключительно личностного, — с одной стороны, и с другой стороны — субъективного образа, видeния (а также и дру­гих понятий: т.е. понятие может основываться на иных понятиях, свою очередь обладающих определённой образно-лексической структурой), включённая в алгоритмику его мышления.

Понятие —как явление в психической деятельности индивида — образуется на основе установления в личностной психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций того или иного языка и субъективных образных (а также и музыкальных) представлений о Жизни, свойственных личности.

Понятие — явление субъективное и представляет собой определённость взаимного соответствия субъективного образа и слов того или иного языка в алгоритмике психики субъекта.

Т.е. понятие как явление в психической деятельности индивида включает в себя:
1) языковые конструкции,
2) субъективные образы («музыку» в самом общем значении этого слова),
3) определённость взаимного соответствия языковой конструкции и образов
(т.е. «понятие» = «определённые языковые конструкции» U «определённые субъективные образные представления»).

13 комментариев

Понятие- это существование или возможность существования какого-либо процесса, предмета или явления в мире, отраженного (узнанного или выделенного)в во внутреннем мире человека и облеченного (закодированного) в словесную (языковую) форму, для передачи информации о процессе или предмете или явлении другим людям. Понятие содержит в себе триединство материи информации и меры.
Например:
- реальный стол на кухне, или возможность его существования
- образ этого стола в моей голове
- слова которыми я вам о нем расскажу или его фотография
Все три пункта составляют понятие стола, уберете какой нибудь и понятие исчезнет.
Смысл- существование субъективной цели в системе причинно следственных связей
ПОНИМАТЬ, понять что, постигать умом, познавать, разуметь, уразумевать, обнять смыслом, разумом; находить в чем смысл, толк, видеть причину и последствия. Поймешь, зачем живешь, как помрешь. Пойми волка слезы. И понимай, как знаешь. По-немецки не знает, по-русски не понимает. Ты бы понял, кабы на себя поднял, тягость работы. Хитрого не поймешь, упрямого не доймешь. Чего не понимаю, тому не верю. Понимаешь, так понимаешь: а не понимаешь, так как знаешь. Учи других - и сам поймешь. │ О воде, покрывать разливом, заливать, наводнять, потоплять. Луга поняты. Вёшна (вешняя вода) понимает у нас берег по самый кряж. Вода поймет, вода сольет - а все по-старому идет. В семь и след. знач. употреб. понимывать, многократн. │ Взять, у(за)хватить, поймать. Пойми шляпу-ту, новг. Киргизы охотно жен понимали из калмычек. Пойми эту девку, добрая жена будет. Говор. также поять. Он поял в жены инородку или поял жену из инородок. -ся, страдат. и возвр. по смыслу. Не всякое слово всяким понимается. Ну, понимается! разумеется, конечно, само собой, очевидно. │ Луга, берег, лес этот понимается, потопляется, заливается ежегодно. │ Появшись, они уехали в деревню, обвенчавшись, сочетавшись, южн. побравшись: бол. стар. брачиться. А в наших волостках понимаются, и прикащику взяте на князе и княгине (с молодых) алтын. О птицах, пароваться, сочетаться, жить попарно и плодиться. Этот голубь понялся с этою голубкой. Здесь сходится производство от понимать, понять, и от поймать, поять, брать. Пониманье ср. длит. понятие окончат. действ. по глаг. Это свыше пониманья моего. От ясного понятия приказаний зависит точное исполненье. │ Понятие, способность понимать, дар уразуменья, соображенья и заключенья. Человек одарен понятием, рассудком, смыслом. │ Мысль, представленье, идея; что сложилось в уме и осталось в памяти, по уразумении, постижении чего-либо. У него понятие об этом деле ясное, верное, сбивчивое, темное, ошибочное и пр. Необходимость бесконечной величины доказывается математикой, но понятия об ней составить себе нельзя. Понимь м. понимка ж. поёмь, поим, поёмник м. поёмка, пойма ж. поймо ср. действ. по глаг. в знач. пониманья воды, и │ пора и состоянье это, разлив, водополь, или поймы ж. мн. заливные луга, места, пойменные низы, понятые берега, поймище ср. На пойме изба не ставится. Понятный, могущий быть понятым, вразумительный, постижимый, ясный, доступный смыслу, уму. На непонятный вопрос и понятного ответа быть не может. Понятное дело, что ему платить не хочется. Ребенку многое не довольно понятно. Толкуй понимачее, тул. понятнее, яснее. │ ошибочно вм. понятливый. Понятность ж. качество по прилаг., ясность, вразумительность. Понятой, мн. понятые, от глаг. поять, взять, местные обыватели, призванные полициею в качестве свидетелей, или на помощь. Кто на меже сечен, тот и в понятые иди( при спорах о границах, межеванье и пр.). Сом, с большим усом, в понятые не пошел: брюхо-де велико и глазами вдоль не видит, притча. Понятливый, понимчавый мальчик, пск. твер. поняткий, смышленый, умный, рассудительный, острый, способный. -тливость ж. свойство, способность эта. Понятливу девку не долго учить. Понимчивая, поимчивая, поемчивая, поёмистая река, разливистая, затопляющая много берега. │ Поемистые, поимистые берега, обильные поймами, заливными мочажинами, лугами. │ Поимчивый и пр. от глаг. поймать, см. это сл. По(н) имок, поёмок м. небольшая пойма, заливной кут. Понятча об. зап. нищий, знающий молитвы, стихеры и псалмы, которому отдают в науку детей.
(Словарь В.И.Даля)
Раматоша:

Могут ли нюховые, вкусовые и тактильные образы, подобно зрительным и слуховым, также составлять образно-информационную компоненту понятия?
Да, сюда можно ещё добавить и впечатления от предмета и т.п.
Можно ли классифицировать все известные типов образов (зрительные, слуховые, нюховые, вкусовые и тактильные) на 2 типа - статичные и динамичные? Например, <зрительная картинка/визуальный ряд>; <звук/мелодия> и тд..
Вы что имеете ввиду? Каждый из приведённых вами способностей органов чувств человека(зрительные, слуховые, нюховые, вкусовые и тактильные) могут быть класифицированы либо как статичные либо как динамичные? Немного непонятен сам вопрос.
Явление –> Образ –> Слово
Слово –> Образ –> Явление
Вот это схема поможет вам в ответе на ваши вопросы. попробую просто суть пояснить без полноты нюансов: Сначала строяться простые образы - оформляеться мировоззрение, потом эти образы "привязываються" к определённым словам - это миропонимание. Упрощённо-плоско: вы не умеете читать, но умеете разговаривать. Сначала звуки каждый в отдельности отожествляються с буквами, потом сочетание звуков - слогами, потом слово устные - написание слова(слово, как в принципе и звук может вызывать эмоциональную реакцию), потом структура разговорной речи состоящей из взаимосвязи и взаимообусловленности слов - предложения, потом для донесения смысла сказанного и передачи образов явления и т.п. - тексты. Уже с уровня слов вы можете выстраивать образы, с уровня предложений - действия, текстов процесс и при этом можете осмысливать прочитанное в своём внутреннем мире и на основе прочитанного и сформировавшихся при этом образов выводить некие иные умозаключения, менять свое мнение, поведение, идеалы. Сответствие слова образу, а образа явлению рассматривать не будем,т.к. вопрос в этой области не задавался. привиду просто высказывание: Луна - это палец, указующий на Луну, и горе тому, кто перепутал палец с Луной.
А теперь сопоставте сказанное мной с тем, что вы перепостили из материалов КОБ
Здравствуйте!
Существует ли где Практикум по "Основам социологии"?
Где бы давались примеры, подобные приведенному выше.
Определение «понятия», как «единство» слова и образа явления, неадекватно жизни. Если сказать точнее, то всякое «понятие» ДОЛЖНО БЫТЬ ОБРАЗОВАНО В КУЛЬТУРЕ В ВИДЕ ЕДИНСТВА слова(иной словесной конструкции) и образа явления. Но образа не простого, а, выражаясь языком КОБ, метрологически состоятельного образа явления!
При этом, не всякое единство слова и образа образует «понятие». Недостаточно индивиду показать какой-нибудь объект, явление на рисунке или на фотографии и назвать его(объект, явление) каким-то словом, чтобы у него в психике образовалось понятие о данном предмете, явлении. Надо показать еще место этого объекта, явления в общей «мозаике» жизни. А это уже гораздо шире и сложнее.
Если показывать языковыми средствами – то надо дать определение, детальное описание. Мы видим это в науке.
Но это же можно сделать, правда пока не везде, с помощью видео, телевидения в виде показа объекта, явления в разных жизненных ситуациях, показывая взаимосвязи с другими, уже знакомыми объектами и явлениями.
На этом выстраивается вся магия телевидения по формированию мировоззрения, алгоритмики поведения у зрителей.
В качестве вывода:
1.Понимание имеет место только при формировании в психике индивида образно-мозаичной картины мира.
2. Мера понимания характеризуется площадью мозаики(по горизонтали), ее детальностью(по вертикали), алгоритмикой формирования(центричность, направленность развертывания и т.д.).
3. Понятие:
- в психике индивидаПонятие = метрологически состоятельный образ явления(для «внутреннего пользования»-интеллектуальной деятельности).
- в культуреПонятие = метрологически состоятельный образ явления + термин(слово) + определение
Многие люди останавливаются в собственном развитии именно на стадии формирования метрологически состоятельного образа того или иного явления для них самих, то есть по части решения своих бытовых проблем. При этом абсолютно забывая, что эта информация не передается генетически. Практические навыки и соответственно формирование у детей метрологически состоятельного образа явления «для себя» возможно при передаче знаний от родителей детям, наставничестве.
Но если мы хотим изменить культуру в целом, то в системе образования и в процессе самообразования каждый индивид должен в своей психике формировать алгоритм: Понятие = метрологически состоятельный образ явления + термин(слово) + определение
Кроме того, слова понятие и понимание - НЕ ОДНОКОРЕННЫЕ!!!
Однокоренные слова:
внимать-внимание-понимание
внятно-понятно-понятие, наверно еще ня-ня, потому что, дети всегда задают вопросы: это что? и самое главное: почему так, а не иначе? А это уже мозаика и здесь просто связью слова и образа явления без связи с другими явлениями не обойтись. И именно поэтому детям всегда надо отвечать наиболее полно, а не ограничиваться ответами, типа "подрастешь, узнаешь".
При этом, слова внимать, внимание, понимание имеют некую личностную волевую составляющую. Удерживать внимание можно только волевыми усилиями. Так и понимание возможно только при определенных волевых усилиях при работа над собой.
Я все же думаю. что понятие и понимание однокоренные слова. Смысловое различие в них есть. Если кто-то обладает пониманием сам не всегда может передать его другому (нет слова или символа). Понятие при желании понимающего можно передать или сформировать.
Информация - не предельно-обобщенная категория, как это написано в ДОТУ. Еще более общей по отношению к ней является "связь". Всякая информация связывает один объект, каким бы он ни был, с другим. Называя "А" в одной символьной системе, информационная связка говорит "Б" в другой символьной системе. Словосочетание "символьная система" может подразумевать все что угодно - материальные, абстрактные и прочие объекты. Посредством определенных правил, задаваемых субъектом связываются два объекта. Связь может быть и объективная, посредством законов природы.
Природа связей подразумевает внушительное количество связей от исходного объекта. Это проявляется в знаменитом методе старика Холмса - дедуктивный метод. Всякий объект несет в себе не только "прямую" информацию, но и косвенную; суммарный объем косвенной информации позволяет даже с одного бита информации иметь внушительные объемы посредством связей с другими объектами различных символьных систем.
Допустим, объект "Су-27" связывает данную комбинацию с самолетом. Данный самолет - истребитель. Истребительная авиация подразумевает наличие противника. Наличие противника подразумевает напряженную обстановку в мире. И так далее до бесконечности.
Стоит отметить что подобного рода связи обладают вероятностной структурой. То же слово "Су-27" может означать наличие "горячего" или "холодного" конфликта. И Конан Дойль немного вводил в заблуждение, показывая в своих романах абсолютную точность своего метода.
Деление же подобных связей на понятия, образы и проч. весьма условно с подобного уровня понимания природы информации.
Раматоша:
Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, разобраться..
У меня возникли вопросы по понятиям:
1) Могут ли нюховые, вкусовые и тактильные образы, подобно зрительным и слуховым, также составлять образно-информационную компоненту понятия?
Да, могут. Соответствие распостраняется не только на визуальные, а и на другие инструменты/сферы восприятия
Раматоша:

2) Можно ли классифицировать все известные типов образов (зрительные, слуховые, нюховые, вкусовые и тактильные) на 2 типа - статичные и динамичные? Например, <зрительная картинка/визуальный ряд>; <звук/мелодия> и тд..
в том контексте, да. главное чтобы образ был целостен
Раматоша:

3) Является ли символ (например - иероглиф, пиктограмма и тд..) кроме кода понятия ещё и дополнительным его образом?
да, но это уже другая история. также как наши буквы и звуки слова являются образами в разных модальностях - зрительной и звуковой.
у вп ссср есть на эту тему статья, о соотвествии образа языковой конструкции (слова написанного или произнесённого) и образа как компоненты понятия
Раматоша:

4) Являются ли пиктограммы (например, знаки дорожного движения) языковыми конструкциями для понятия?
да , в контексте языка дорожных знаков
Раматоша:

5) Являются ли другие информационные компоненты - смысл бытия, функциональность и предназначение также образными составляющими понятий? Как понятийные образы связаны со смыслами? Что такое смыслы вообще и какие существуют их разновидности?
про смысл рекомендую почитать моё мнение здесь
http://tri-kategorii-bytija.narod.ru/smysl.html
предназначение относится к категории меры и в контексте вами употреблённом не входит в понятие, но категория меры входит в понятие именно как языковый код - система языковых конструкций. эта система и задаёт меру через которую образы мира отражаются в образы языка
почитайте вп ссср там этот вопрос раскрыт очень хорошо и подробно
Информация - не предельно-обобщенная категория, как это написано в ДОТУ. Еще более общей по отношению к ней является "связь".
Мир целостен и непрерывен. Все итак со всем связано.
muratov:
Мир целостен и непрерывен. Все итак со всем связано.
Через взгляд посредством связей это и можно увидеть. Информация в сравнении со связью частный термин. Для ее существования необходим "язык" - кодовая система. Нет языка, нет информации, а связи одних объектов с другими есть. Скажем так, "язык" в общем понимании - выраженная форма связей.
Через взгляд посредством связей это и можно увидеть. Информация в сравнении со связью частный термин. Для ее существования необходим "язык" - кодовая система. Нет языка, нет информации, а связи одних объектов с другими есть. Скажем так, "язык" в общем понимании - выраженная форма связей.
Информация никуда не денется умеешь ли ты говорить или нет, ибо мир пребывает в форме и это понятно, если мир пребывает в связи , то он не полон. «Не в совокупности ищи единства, но более в — единообразии разделения». Форма связи звучит благозвучнее и понятнее, чем связь формы. Мир не разрывен. И понятие связи возникает при абстрактном его делении на составные части (фрагменты). Связь и фрагмент- форма целостности мира. Но думаю, что это тема не относится к теме"Компоненты понятий".
По поводу предыдущего набора слов: Вы сами запутались. Набор слов без понимания.
ВП СССР всего лишь ПОПЫТАЛСЯ дать наиболее обобщающие понятия. Это вопрос является одним из наиболее сложных.
Как обозначение наиболее общей категории слово "информация" сильно не подходит, ибо, во-первых, подразумевает наличие того или иного разума, интеллекта, во вторых являет всего лишь наиболее вероятную связь из бесчисленного множества. Слово "связь" подходит больше. Связь есть даже между принципиально-разными объектами, вопрос лишь в величине, чем-то схожей с вероятностью, длиной цепочек связей между этими объектами, в отличие от информации, где связь не имеет "посредников". Часть связей носит объективный характер, часть субъект избирает сам.
Вы опираетесь на готовое неполное "решение" вопроса, сами толком в него не вникнув. Одной из следственных ошибок в логике ВП СССР является утверждение, что мировоззрение, отличное от МИМ основано на категориях материя-энергия-пространство-время. Говоря что кто-то скрывал мировоззрение МИМ ото всех, ВП СССР подхватил одну из форм "либеральной болезни". В обычном смысле это означает что единственным способом оправдать свою ущербность индивиду видится в том, что попытки указать на свою ущербность расценивается внешней агрессией против "себя любимого" - раз, и как доказательство своей исключительности - два. Ведь типов мировоззрений указывается всего два - МИМ и МЭПВ, а все что ни МИМ то по этой логике МЭПВ, что в свою очередь истиной не является.
Качественно иной подход заключается в том, что истиной является не информация, а объект-источник во всей своей полноте форм (кодов) и содержаний (информационных занчений по соответствующим кодам). Число их крайне велико, если не бесконечно, то намного больше того что может впитать в себя индивид. Информация об об истине индивида принципиально неполна, единственной исключение - абстракция, математика - единственная наука, дающая знания об абсолютных и полных (местами) истинах.
Разница между истиной и знаниями индивида об истине - ошибка познания. В свою очередь проще всего выразить эту ошибку познания в статистической форме, ибо ошибка эта неизвестна, но в ряде случаев имеется некий диапазон отклонений наблюдений индивидов о истине. Из него она и вычисляется. Рост числа наблюдений уменьшает величину ошибки, не исключая ее. В этом заключается эффект голографичности мира, своеобразное доказательство его конечности. В этом же выражается принципиальная неопределенность в полной мере мира как такового (можно уменьшать ошибку, но избавиться от нее МОЖЕТ и не удастся - даже в этом случае определенно на все 100% сказать нельзя). Из неопределенности выходит свобода выбора.
Эффект голографичности означает что каждый элемент системы вносит свою долю полноты в общую систему. В этом СВЯЗЬ Л-Ю-Б-О-Г-О элемента системы со ВСЕМИ остальными. Вообще это интересная тема для размышлений.
По замечанию что данный спор выходит из под заглавия темы соглашусь, ибо я пытался обобщить термин "информация", а не разложить на частные.
для ViRUS
то, о чем Вы говорите в меньшей степени относится к теме " Компоненты понятий" , скорее "Изначальные общие категории" прошу Вас прочитать "Все мы, общаемся между собой и зависимости от ситуации мы выбираем тот или иной язык.." я там изложил свое мнение в более развернутой форме и хотел бы прочитать Ваше .