Сопоставляя графики демографии. Часть 1

Аватар пользователя Домосед

В ходе подготовки своих статей и комментариев на АШ и других сетевых ресурсах я обратил внимание на интересный график динамики численности населения Земли с вероятностным прогнозом Сергея Щербова (рис.1).

%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%

Рис.1 Историческая и прогнозная динамика народонаселения мира.

При ознакомлении об источниках данных и модели, лежащей в основе этого вероятностного прогноза потребовалось внимательно разобраться с демографической работой широко известного в нашей стране ученого С.П.Капицы «Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества. Москва.1999» http://chaos314.narod.ru/kapitza/kapitza2.pdf, в которой на основе известных на момент написания работы фактических данных и обоснованных оценок описывается логика создания математической модели демографии мирового народонаселения на протяжении всего срока существования гоминидов от момента возникновения прямых предков homo sapiens до наших дней. Наиболее точно существующим данным соответствовала гиперб олическая модель динамики народонаселения (рис.2).

Рис.2 Графическое представление расчетных результатов модели С.Капицы и фактической динамики мирового народонаселения

Учитывая рассматриваемые масштабы времени и численного изменения расчетные результаты намного удобнее рассматривать в двойной логарифмической шкале (рис.3).

Рис.3 Графическое представление результатов модельного расчета в двойной логарифмической шкале.

В таком представлении становится явно видно три кардинально отличающихся отрезка демографической кривой:

  • временной участок А (с ~4,4 млн.лет до нашей эры до ~ 1,6 млн.лет до н.э.), закончившийся демографическим переходом к гиперболическому росту населения мира;

  • временной участок В гиперболического роста численности людей на Земле, занимающий временной отрезок ~ 1,6 млн.лет истории человечества;

  • начавшийся не более 80 лет назад, свидетелями и участниками которого мы являемся сейчас.

На этих и других крайне интересных деталях модели, отраженных на графике, и следующих из них выводах остановлюсь позднее в следующей части статьи.

В той же работе С.Капицы представлены расчетные траектории процесса современного демографического перехода для различных сценарных условий, полученные ООН и Международным Институтом прикладного системного анализа (IIASA) (рис.4).

Рис.4 Варианты демографической динамики для разных сценарных условий

1-- постоянная рождаемость, 2 -- постоянная скорость роста, 3 -- кризис третьего мира, 4 -- высокий вариант ООН, 5 -- средневысокий вариант ООН, 6 -- медленный спад рождаемости, 7 -- средний спад рождаемости, 8 -- медленное снижение смертности, 9 -- постоянная смертность, 10 -- средненизкий вариант ООН, 11 – низкий вариант ООН, 12 -- быстрое снижение рождаемости, M -- модельный расчет, o -- настоящее время (1999 г.). Область неизбежного роста заштрихована.

Сравнение расчетов Лутца и Щербова (IIASA) с модельными расчетами С.Капицы представлены на рис.5.

Рис. 5 Сравнение различных сценариев демографического перехода с моделью: о – точки модельной кривой.

Однако, население мира — не система однородных объектов, сложная динамическая система взаимодействующих государственных образований, каждое из которых имеет свои характеристики, которые существенно влияют на общую картину, особенно, в части траектории демографического перехода и судьбу человеческого рода.

В понимании общих закономерностей демографических процессов для различных стран и их отличий существенную помощь может оказать еще одна модель, созданная ученым российского происхождения П.Турчиным. Он выявил одну закономерность в историческом развитии стран, которую описал в своей статье «Долгосрочные колебания численности населения в исторических обществах» https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430806/430809 . Он выявил демографические циклы с периодами колебаний, занимающими для разных стран от нескольких десятилетий до нескольких столетия и определяемые набором относительно стабильных в течение циклов социальных характеристик социумов в этих странах (рис.6).

Рис.6 Модельный цикл демографических процессов, носящих общий характер для исторических социумов.

Работы П. Турчина содержат и описание причин этих циклов. Они же помогают понять и многое в происходящих сейчас процессах, сопровождающих тот структурный кризис, которого никогда не было в истории человечества.

Чтобы оценить текущую ситуацию в развертывающемся кризисе и попытаться смоделировать возможные варианты развития необходимо сравнить расчетные модели с графиком фактического изменения численности, хотя бы с начала современного демографического перехода (рис.7).

Рис.7. График изменения численности населения с 1958 г. по 01.01.2021 (все данные представлены на 1 января соответствующего года https://rosinfostat.ru/naselenie-zemli/

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Кризис, который сейчас развивается на наших глазах, многими воспринимается как чисто экономический. По моему глубокому убеждению он является кризисом человеческого вида, как биологическим, так и социальным. Его масштабы огромны и не осознаются до конца. На основе уже созданных моделей с привлечением данных и знаний из различных областей я предпринимаю попытку представить свое видение реальных причин и масштабы происходящего.

Во второй части будет представлена логика анализа представленных моделей и данных. В третьей - выводы и возможные сценарии и их последствия.

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)(21:18:06 / 31-05-2021)

Я не думаю, что на модели тупо аппроксимирующие 19-20 век вообще нужно тратить время.

Это был период энергетического и, как следствие, ресурсного изобилия.

В период энергоголода будут работать совсем иные модели, смотри кризис майа, крах Римской империи, коллапс европейской финсистемы 14-го века и т.д.

Ждем продолжения, может, вы про это и расскажете, первая часть особо много информации и не содержит, просто набор прогнозов разных авторов.

Аватар пользователя Корректор

Это был период энергетического и, как следствие, ресурсного изобилия.

Изобилие тоже производное от численности. Все немного сложнее. Не нужно так вульгарно упрощать. Уже не раз обсуждали, сначала социальное развитие, потом энергетическое изобилие. Но для каждого уровня развития социума энергетическое изобилие имеет разную природу. В совою очередь, социально развитие общества, как выработанная культура, технологические знания и способы хозяйствования, это следствие материальной культуры. Что очень вульгарно можно назвать отражением материальной культуры. Если совсем буквально, то человеческий разум имеющий социальную и коллективную природу является "отражением" материальной культуры общества. Но "отражение", это только в том смысле, что материальная культура предопределят случайную выборку социальных стратегий, чем по сути и является общества, а социальные стратегии формируют экономическое поведение формирующую материальную культуру общества в пределах ресурсно-ландшафтных условий. И с особенностями способа хозяйствования детерминированными ландшафтно-ресурсными условиями. Сочетание преимущественно доминирующих в общества социальных стратегий и детерминированного ландшафтно-ресурсными условиями способ хозяйствования предопределяют социально-экономическую систему. Каждая из которых возникает для каждого общества последовательно. Так вот будет иметь для данного общества "продолжение", в смысле выживание, или нет во многом зависит от величины случайной выборки социальных стратегий, что в первую очередь материальная культура общества, и экономическая модель направленная на ее качественное развитие. Но так же это же и прямая зависимость выживания общества от его численности. В малом обществе малые шансы на альтернативные и эффективные социальные стратегии, как и на смену "тренда" преимущественно доминирующей социальной стратегии. Так что все в наших руках. Будет у нас экономическая модель направленная на качественное изменение материальной культуры и роста численности, значит будет шанс на выживание. Если одного из компонентов нет, шансы на выживания неумолимо уменьшаются. Судя по тому что мы строим "индустриальные монументы" и демография неумолимо снижается, мы собираемся совершить коллективное самоубийство. И никакой "новый энергоуклад" нам не поможет. Волшебной палочки не будет. Весь вопрос можно свести к примитивно простой формулировке - на что тратим оставшиеся ресурсы и накопленные капиталы? В этом смысле капитал величина отрицательная отражающая деградацию ландшафтно-ресурсных условий хозяйствования общества.

Так что не нужно преуменьшать значение численности популяции. Это самый натуральный цивилизационный коллапс. Но это еще и антропологическая катастрофа. Когда способность к разумному поведению начинает исчезать в массах. Что в общем следствие противоречий между имеющейся материальной культурой, ресурсно-ландшафтными условиями, и уже достигнутым уровнем социального развития. Как уже говорил, капитализм это архаика, и самоубийственная архаика.

 

Аватар пользователя Escander
Escander(5 лет 6 месяцев)(04:09:07 / 01-06-2021)

Изобилие тоже производное от численности.

Нет, более уместно сравнение с "небольшая популяцией мышей попала на огромный зерносклад".... т.е. размер популяции следствие изобилия дешевых ресурсов

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 3 месяца)(14:52:58 / 01-06-2021)

Вся история человечества -- это прожирание текущего ресурса, поиск и нахождение нового. Сейчас же видать дальнейшее существование в такой парадигме уже не возможно. Идет некий фазовый переход.

Аватар пользователя Домосед
Домосед(3 года 9 месяцев)(22:20:49 / 31-05-2021)

Общий комментарий. Прошу дождаться второй части. Многое будет объяснено там. Просто из-за формата блога трудно кратко изложить систему взаимозависящих процессов так, чтобы можно было понять их логику и связи. Попробую завтра к вечеру или к середине дня послезавтра выложить вторую часть с анализом.

Аватар пользователя ded-pixto
ded-pixto(8 лет 3 месяца)(07:15:01 / 01-06-2021)

На АШе давно была статья, в которой, на примере заселения европейцами новых земель, показано, что при избытке природных ресурсов население удваивается каждые 30-40 лет. После освоения свободных ресурсов численность стабилизируется.

А в 20 веке население Земли дважды удвоилось на свободном ресурсе "нефть".

Аватар пользователя Домосед
Домосед(3 года 9 месяцев)(19:17:06 / 01-06-2021)

Во второй части я объясняю, что человек имеет необходимые механизмы расширения ресурсной базы. Кризисы майя, Римской, Российской и других империи произошли не по причине истощения ресурсной базы. В продолжении второй части я постараюсь объяснить действительные кризисы на уровне исторических общностей.

Аватар пользователя 3467219
3467219(8 лет 10 месяцев)(21:26:45 / 31-05-2021)

Кризис, который сейчас развивается на наших глазах, многими воспринимается как чисто экономический. По моему глубокому убеждению он является кризисом человеческого вида, как биологическим, так и социальным. Его масштабы огромны и не осознаются до конца. На основе уже созданных моделей с привлечением данных и знаний из различных областей я предпринимаю попытку представить свое видение реальных причин и масштабы происходящего.

Кризис не развивается. Кризис уже давно охватил всю западную региональную цивилизацию. Вы правы, это кризис не экономический. Но и не кризис человеческого вида, не биологический, или социальный.

Это системообразующий обще-цивилизационный кризис, к которому привела дефективность миропонимания. А, как известно, ни один кризис невозможно разрешить на основе того миропонимания, которое его породило.

Вывод прост: западная, она же - египетская, она же - библейская региональная цивилизация, должна пересмотреть свой основной цивилизационный принцип. Без этого кризис невозможно разрешить.

 

Аватар пользователя Riptoid
Riptoid(11 лет 4 месяца)(22:15:36 / 31-05-2021)

...цивилизация, должна пересмотреть свой основной цивилизационный принцип ...

Вы сейчас с кем разговаривали? Цивилизация вам должна?

Цивилизация возникла как часть эволюции. А у эволюции один метод: Жить остаются те, кто приспособился к условиям жизни. Кто вписался в рынок. Нет?

Наверное, нет. Жадные все сдохнут. Цивилизация заканчивается. Закончится, если люди не станут жить по-человечески: бесплатная медицина, бесплатное образование, спокойная старость... и желание делать то единственное, что отличает от животных...

Аватар пользователя Old grumbler
Old grumbler(12 лет 2 недели)(05:14:33 / 01-06-2021)

и желание делать то единственное, что отличает от животных...

Ничего не делать?

 

жить по-​человечески: бесплатная медицина, бесплатное образование, спокойная старость..

"Бесплатный сыр бывает только в мышеловке".

Аватар пользователя Андрей Берлог

Вообще-то у нас всё это уже было и в большей мере есть сейчас. Под вопросом спокойная старость у значительной части пожилых. 

"Бесплатный сыр бывает только в мышеловке".

Это же штамп и он не отражает реального положения. Ну если принять это выражение не за штамп, а за аксиому, то возникает противоречие. А кому плохо от бесплатной медицины, образования и спокойной старости? Что теряет общество в целом от содержания этих институтов?

Аватар пользователя griver
griver(8 лет 1 месяц)(08:34:54 / 01-06-2021)

Чем лучше медицина, тем хуже здоровье нации.

Аватар пользователя Андрей Берлог

Ну так-то да.

Чем лучше экскаватор, тем хуже траншея.
Чем лучше культура, тем хуже мат.
Чем лучше грязь, тем хуже чистота.
Чем лучше мужик, тем хуже баба.

Аватар пользователя griver
griver(8 лет 1 месяц)(13:19:26 / 01-06-2021)

Процент детей- инвалидов растет непрерывно уже лет 60.

К концу века их будет больше чем здоровых.

( В России и развитых странах)

Вот к чему все приведет, гуманизм до добра не доводит.

Человечество для своего морального спокойствия, растранжирило весь генетический материал, который был накоплен в течении десятков веков.

Зато слезинка ребенка и все дела.

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(5 лет 3 месяца)(12:52:23 / 04-12-2021)

Гуманизм вполне можно оставить человечеству.

 

Для того, чтобы не убивать инвалидов в условиях голода и недостатка ресурсов необходимо и достаточно перейти от отрицательного искусственного отбора, когда наиболее красивые, умные, сильные, здоровые особи производят меньше всего детей, что ведёт к накоплению инвалидов вплоть до критической массы, к пусть и искусственному, но положительному отбору. То есть социально экономическими методами стимулировать здоровых и умных к рождению пяти - семи детей, и теми же мерами ограничивать рождаемость тех, кто слаб, глуп и нездоров.

Аватар пользователя Old grumbler
Old grumbler(12 лет 2 недели)(17:43:09 / 01-06-2021)

А кому плохо от бесплатной медицины, образования и спокойной старости? Что теряет общество в целом от содержания этих институтов?

Убрать из списка образование вообще - вставить вместо него "специализированное, профессиональное".

Общество теряет средства, растрачивая их без пользы.  Люди не ценят бесплатного... 

Вы может не знаете, или не помните - как любили "лечиться" старушки в СССР. Не потому, что надо было - потому, что можно. Приходи, ной - и вокруг тебя начинается хоровод, все о тебе заботятся-беспокоятся. И тебе это ничего не стоит! Прекрасно! Но кто-то же это оплачивает, такой праздник жизни? В СССР буржуев не было.. .За чей счет? 

А в очереди сидят больные часами, с температурой, умирающие ждут скорую, которая бабушку спасает от нее самой, средства улетают, врачей не хватает, зарплаты у мед.персонала не внушают уважения. 

Чего хорошего?  

Тоже самое с специальным образованием. Профессию получают - идут таксистами работать, барристо, в улчшем случае - в планктон устраиваются. Это правда хорошо?  Тоже самое, но чуть иначе оформленное - в социализме. "Бесплатно? Дайте две!".

Старость и так спокойная. Одинокий? А почему? Где твои родные - бросили, или просто не родились? Спокойнее всего - на кладбище.  ))  Даже просто между собой обьединиться и помогать друг другу старики не хотят. Солидарность? - это чего такое? Не, не знаем. Не  нать. Денег лучше дай!  

Откуда деньги - в солидарной системе? Вспоминайте. 22%...  с каждого. Но пенсионеров столько же почти. Надо добавить... 

Аватар пользователя Корректор

Канонический образец современного мистицизма. :))))

Аватар пользователя Домосед
Домосед(3 года 9 месяцев)(22:26:22 / 31-05-2021)

Понятие "цивилизация" имеет несколько смыслов. С точки зрения историко-филосовской даже сейчас существует несколько цивилизаций, которые исторически идут разными путями. Скорее всего, в третьей части проблему выбора  цивилизационного пути  как один из основных параметров перехода попробую разъяснить.

Аватар пользователя Корректор

Цивилизации, это тоже "свободная выборка", но уже сложных систем. И одна влияет на другую. В этом смысле не все останутся, но большинство продолжит исторический путь, если хоть одна найдет "решение продолжения". Но никак не предопределено будет это решение или нет. В этом свобода воли, и для того человечество и обладает разумом чтобы делать выбор. Ведь человеческий разум по совей природе совершенно простая вещь - способ сократить эволюционный путь. Не эволюционировать лично и персонально, не умирать лично, а заставить вместо себя "эволюционировать" жить и умирать идеи и концепции. Но только те концепции, что реализуются и воплощаются в материальной культуре и способах хозяйствования. Что собственно давно известно.

Аватар пользователя Андрей Берлог

Вы поиронизировали над этим:

Это системообразующий обще-​цивилизационный кризис, к которому привела дефективность миропонимания. А, как известно, ни один кризис невозможно разрешить на основе того миропонимания, которое его породило.

«Канонический образец современного мистицизма. :))))»

А ваш собственный комментарий отличается исключительно формой выражения. ))

большинство продолжит исторический путь, если хоть одна найдет "решение продолжения". Но никак не предопределено будет это решение или нет. В этом свобода воли, и для того человечество и обладает разумом чтобы делать выбор.

Аватар пользователя Old grumbler
Old grumbler(12 лет 2 недели)(05:16:24 / 01-06-2021)

И-23 на вас нет... ))

Ничего, может - еще обьявится.

Аватар пользователя Дядя Миша

Кризис, который сейчас развивается на наших глазах, многими воспринимается как чисто экономический.

Он действительно чисто экономический.

Причина: запредельная кредитная накачка экономик с одновременным уменьшением числа потенциально кредитуемых. Кризис в любом случае происходит, но при нём дают помереть неэффективным предприятиям. Умеренная закредитованность даёт людям выжить на дне рынка.

Но сейчас всё по-другому: зомби компании, спасаемые ПОПСом.

Комментарий администрации:  
*** Дураков не было ехать в города-миллионики за Уралом. Везли только зеков (с) ***
Аватар пользователя Old grumbler
Old grumbler(12 лет 2 недели)(05:18:16 / 01-06-2021)

Он действительно чисто экономический.

Финансовый. И уже постольку поскольку - экономический. Все же надстройка на голову сыпется, не увернуться. 

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(5 лет 3 месяца)(12:57:46 / 04-12-2021)

Это просто стадии развития кризиса. Здесь описано более подробно.

Аватар пользователя Домосед
Домосед(3 года 9 месяцев)(19:47:42 / 01-06-2021)

В чистом виде экономики не существует, а есть политэкономия, где решения политические реализуются экономическими инструментами, т. е. производственными, торговыми и финансовыми потоками. Сейчас эти потоки настолько сильно разбалансированы. То, что намерено демонстрируется как основная проблема, является всего лишь следствием скрытых и часто совершенно не осознаваемых принимающими решения людьми причин. Поэтому нет и осознания масштаба проблем и последствий. Трупам, к которым относится современная политэкономическая система, припарки не помогут. Зомби являются не отдельные компании, а весь мировой уклад.

Аватар пользователя Megavolt
Megavolt(4 года 3 недели)(23:48:48 / 31-05-2021)

График изменения численности населения с 1958 г. по 01.01.2021 (все данные представлены на 1 января соответствующего года

Да туфта эти все ваши графики! Нет такого населения на планете Земля, якобы 7,8млрд. на 01.01.21г.!

В 20г.мировое производство зерна по прогнозу составило примерно 2 767 млн.т. В развитых странах на человека уходит примерно 1 тонна зерна в год. Если даже допустить, что на Земле все страны не развитые, люди в них живут на грани голода и в них уходит по 0,5 т.зерна в год на человека, то и при таком допущении население Земли не превышает 5,6 млрд., ну а так как всё-​таки развитые страны присутствуют на планете и масштабного голода не наблюдается, то реально землян гораздо меньше 5 млрд. Население Земли в диапазоне 3-5 млрд.

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в злостной дезинформации) ***
Аватар пользователя genby
genby(8 лет 5 месяцев)(23:58:26 / 31-05-2021)

В развитых странах на человека уходит примерно 1 тонна зерна в год.

Это советская оценка для неразвитой страны, причем которая никогда не соблюдалась. Как минимум втрое меньше . И тот же  рис и соя более энергетически  выгодны, чем пшеница

Аватар пользователя АЧТ
АЧТ(7 лет 5 месяцев)(00:09:10 / 01-06-2021)

За трудодень колхознику в начале 50-х давали 1,4 кг зерна. Всей семьей выживали. Так что о 0,5 тонны в год можно было только мечтать.

Аватар пользователя Мэм
Мэм(3 года 5 месяцев)(01:21:50 / 01-06-2021)

Сейчас такой же уровень жизни, как в пятидесятых?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменоз) ***
Аватар пользователя Мэм
Мэм(3 года 5 месяцев)(01:23:02 / 01-06-2021)

Зерном еще скотину и птицу кормят.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменоз) ***
Аватар пользователя Shonuk
Shonuk(8 лет 6 месяцев)(02:56:14 / 01-06-2021)

И людей поят.

Аватар пользователя Мэм
Мэм(3 года 5 месяцев)(10:31:48 / 01-06-2021)

Да. Я не верю, что на планете почти восемь миллиардов. Все врут и преувеличивают  размер населения.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменоз) ***
Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 5 месяцев)(05:04:50 / 01-06-2021)

Для России определяющим будет не производство зерна, а производство топлива.

Всего лишь двукратное снижение его производства приведёт к тому, что в квартирах зимой будет слишком холодно, и население вымрет за одну зиму.  Так что не плавное снижение будет, как на ваших графиках, а вертикальный обвал.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 3 месяца)(14:55:55 / 01-06-2021)

Двукратное снижение добычи топлива приведет либо к урезанию экспорта почти до нуля (тогда внутри еще можно удержать потребление энергоносителей), либо (что вероятнее) к урезанию внетреннего потребления и поддержки экспорта любой ценой аля "недоедим но вывезем".

Аватар пользователя Домосед
Домосед(3 года 9 месяцев)(19:31:53 / 01-06-2021)

Такая проблема и близко не стоит. Стоит проблема масштабных переселений. Про это напишу в третье части с указанием причин и возможных решений. Извиняюсь, что не даю прямого ответа. Просто не хочу многократно повторять достаточно простые причинно-следственные связи.

Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(11 лет 6 месяцев)(12:35:46 / 01-06-2021)

Аппроксимировать надо график СКР. Тогда и численность не проблема посчитать.

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 3 месяца)(14:56:18 / 01-06-2021)

Человечество проходит фазовый переход к некоему новому состоянию.

Аватар пользователя Домосед
Домосед(3 года 9 месяцев)(19:28:19 / 01-06-2021)

Человечество подошло к моменту, когда назрела острая необходимость решать накопившиеся проблемы и действительно принимать решение о дальнейшем цивилизационном пути. Проблема русских сказок выбора пути стала во весь рост.