Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Армия
Инициатива старшего сержанта Колесника помогла пресечь атаку диверсантов ВСУ
Экономика
В ЦБ объяснили необходимость регулирования рассрочки
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Белоруссия сняла запрет на импорт продукции производителя чая и кофе «Орими»
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
Губернатор Гладков сообщил о гибели двух человек при атаке дронов ВСУ
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Политика
Полянский назвал заседание СБ ООН по ОБСЕ «экзистенциальной тоской»
Общество
Союз журналистов выразил соболезнования в связи с гибелью Семена Еремина
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Reuters сообщило о взрыве на военной базе к югу от Багдада
Происшествия
Удар молнии повредил взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Культура
Актер Бикович высказался об адаптациях кинокомедии «Холоп» в других странах
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На Украине новый скандал. Конституционный суд ограничил полномочия борцов с коррупцией. В ответ Владимир Зеленский решил сменить состав суда, хотя закон такой процедуры не предусматривает. Стороны не стесняются громких заявлений. Зеленский назвал происходящее заговором олигархов. Глава Конституционного суда Александр Тупицкий заявил о госперевороте. Обеспокоенность выразили и на Западе. Евросоюз пригрозил Киеву отменой безвизового режима. «Известия» разбирались в подробностях кризиса.

Буквы закона

Конституционный суд Украины (КСУ) на закрытом заседании 27 октября изменил антикоррупционное законодательство. В частности, суд отменил для чиновников и депутатов уголовную ответственность за недостоверное декларирование доходов. Соответствующие нормы появились в законодательстве в ноябре прошлого года. В августе 47 депутатов Верховной рады, преимущественно из «Оппозиционной платформы — За жизнь» (ОПЗЖ), пожаловались Конституционному суду.

Народные избранники отмечали, что в электронную декларацию следует вносить сведения не только о себе, но и о членах семьи. Если третьи лица предоставляют ложную информацию, то наказание несет автор декларации. «Субъект декларирования не может проверить достоверность переданных ему ведомостей. Такой законодательный подход не соответствует институту юридической ответственности, которая имеет индивидуальный характер», — говорилось в обращении. Суд согласился с этими доводами и признал соответствующие статьи закона и Уголовного кодекса неконституционными.

нацгвардия

Служащие национальной гвардии Украины у здания Конституционного суда во время митинга граждан, 30 октября 2020 года

Фото: REUTERS/Gleb Garanich

Кроме того, КСУ урезал полномочия Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). В частности, суд запретил НАПК проверять электронные декларации чиновников. КСУ также лишил агентство доступа к госреестрам, которые необходимы для проведения спецпроверок кандидатов на руководящие должности в органы власти. Без этих проверок ни одного руководителя государственного органа не могли официально назначить. В КСУ подчеркнули, что эти полномочия НАПК противоречат независимости судебных органов.

Угроза безвизом

Украинские борцы с коррупцией пожаловались, что из-за вердикта суда будут вынуждены закрыть 110 уголовных дел. В том числе закроются и возбужденные ранее уголовные дела против генпрокурора Ирины Венедиктовой, бывшего депутата Верховной рады Игоря Кононенко, бывшего министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика и ряда других высших чиновников. Все дела расследовались по статье «Декларирование недостоверной информации».

Проблема для украинской власти еще и в том, что антикоррупционное законодательство создавалось под покровительством США и Евросоюза. Считается, что именно благодаря этим структурам Вашингтон и Брюссель контролируют украинский политический класс. В частности, размытые правила электронного декларирования доходов позволяют привлекать неугодных чиновников к ответственности. При этом руководители антикоррупционных ведомств назначаются по согласованию с международными структурами.

КС

Здание Конституционного суда в Киеве, 30 октября 2020 года

Фото: REUTERS/Gleb Garanich

Характерной в этом смысле стала другая история. Весной украинские власти пытались уволить главу Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артема Сытника. Но против выступили в МВФ, и рада провалила голосование. В августе Конституционный суд признал назначение Сытника на должность в 2015 году незаконным. Но и это не поколебало положения чиновника. Тот просто отказался реагировать на вердикт и продолжил исполнять обязанности.

В этот раз западные структуры тоже не остались в стороне. Посольство США на Украине потребовало «восстановить веру людей в то, что государство может бороться с коррупцией и продолжать закрепленный в Конституции европейский и евроатлантический курс». Послы стран «большой семерки» сообщили, что «встревожены усилиями отменить антикоррупционные реформы, которые произошли после революции гидности [достоинства]». Но самое страшное известие принес украинский посол при ЕС Николай Точицкий. По его сведениям, Брюссель готов из-за решения КСУ приостановить безвизовый режим.

Чемоданы против чертей

Президент Зеленский раскритиковал решение суда. Сначала он собрал Совет национальной безопасности и обороны (СНБО). Заявил о том, что «принцип нулевой толерантности к коррупции» пересматривать недопустимо. 29 октября глава государства внес в Верховную раду законопроект, который прекращает полномочия нынешнего состава КСУ. Инициатива нарушает действующее законодательство Украины, согласно которому досрочно прекратить полномочия судей могут только сами члены КСУ. Одобрить такой шаг должны минимум две трети судей. Рада и президент не имеют таких полномочий.

антикоррупционное законодательство

Президент Украины Владимир Зеленский во время срочного заседания СНБО по поводу внесения Конституционным судом изменений в антикоррупционное законодательство, 29 октября 2020 года

Фото: официальный сайт президента Украины

Юридические препятствия, впрочем, бурной деятельности не мешают. Ожидается, что вечером 2 ноября Зеленский приедет на заседание фракции «Слуги народа», чтобы убедить депутатов проголосовать за закон. Накануне президент Украины подробно высказался о ситуации. «Я точно знаю, что демарш Конституционного суда — это публичное проявление заговора части старых элит и олигархов против президента и страны. Только слабый президент и слабое государство — залог сохранения их коррупционного образа жизни. Иначе они не умеют. Как там говорят: на Хэллоуин все черти из политического ада открывают настоящие лица. Так совпало. Фамилии чертей вы прекрасно знаете», — отметил украинский лидер.

У здания КСУ в Киеве прошло несколько митингов. Участники требуют, чтобы судьи добровольно ушли в отставку. Один раз активисты забросали здание фаерами и дымовыми шашками. В другой раз потребовали от судей отправиться в российский Ростов-на-Дону. Активисты принесли к зданию чемоданы и символические посадочные талоны.

В ответ председатель КСУ Александр Тупицкий заявил, что видит в законопроекте Зеленского признаки госпереворота. Интересно, что ряд европейских структур осудил инициативу Зеленского. С критикой, в частности, выступили главы Венецианской комиссии и организации GRECO («Группа государств по борьбе с коррупцией»).

Бунт на коленях

Эксперты говорят, что украинская элита с помощью КСУ попыталась вернуть стране часть суверенитета. «Мы увидели попытку бунта на коленях. Украинские чиновники и олигархи недовольны тем, что их держат на крючке. Они попытались освободиться от опеки. И в дело включилось реальное руководство Украины. Вашингтон через исполняющего обязанности посла на Украине отругал Зеленского. Тому пришлось реагировать», — объясняет заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

Собеседник добавляет, что до разгона КСУ дело может и не дойти. «Конституционный суд в последние годы вел себя лояльно. К тому же его беззаконная смена станет крупным скандалом. На эту инициативу уже обратили внимание в Европе. Предполагаю, что суд заставят по-тихому отменить решение, отложить его в долгий ящик, в котором пылится много других благих пожеланий. Состав суда, возможно, останется прежним», — говорит Жарихин «Известиям».

Украинский политолог Александр Дудчак считает, что киевские власти могут нарушить закон. «Президент и рада не могут тасовать состав КСУ. Но кого это остановит? В нынешней Украине и без того много беззакония. Достаточно вспомнить хотя бы смену власти в 2014 году. Еще одно подобное решение не станет чем-то из ряда вон выходящим», — подчеркивает эксперт.

Прямой эфир