Научная статья на тему 'Мировоззренческие проблемы государственного управления в условиях глобализации'

Мировоззренческие проблемы государственного управления в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
508
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Величко М.В., Солонько И.В.

М.В. Величко, И.В. Солонько Мировоззренческие проблемы государственного управления в условиях глобализации Общая теория управления, социальное управление, государственность, государство В статье рассмотрен вопрос о соответствии содержания учебных курсов социологии и политологии реальности жизни в аспекте освещения сути и роли государственности. Высказано мнение о несоответствии их содержания потребностям общества и предложен подход к освещению сути и роли государственности в учебных курсах социологии и политологии на основе достаточно общей теории управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческие проблемы государственного управления в условиях глобализации»

УДК 321.01, 323.2, 372.89, 321.8

Канд. экон. наук М.В. ВЕЛИЧКО

(СПб ГАУ, nbvpvmv@yandex.ru) Канд. филос. наук И.В. СОЛОНЬКО

(СПб ГАУ, soligor7@mail.ru)

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Общая теория управления, социальное управление, государственность, государство

Одна из проблем современности — неадекватные представления о сути и роли государственного управления, которые формируют у студентов - будущих государственных служащих и руководителей - стандартные курсы социологии и политологии. Так один из учебников политологии сообщает: «Государство — концентрированное воплощение идеи политического. Именно вокруг государства группируются остальные политические институты, борьба между различными социально-политическими силами разворачивается, прежде всего, за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия. Государство наряду с семьёй, языком, культурой и т.п. является одним из фундаментальных институтов, составляющих инфраструктуру жизнедеятельности человека как общественного существа. Более того государство есть в некотором роде наиболее высокоорганизованная форма политического общества» [5].

Если на основе этого текста попытаться понять, что такое «концентрированное воплощение» и чем оно отличается от «неконцентрированного воплощения»? В чём измеряется «концентрация воплощения»? Что такое «идея политического»? Что такое «власть вообще» и «государственная власть» как частный случай «власти вообще»? и т.п. — то сделать это невозможно. Попытка прочитать остальные разделы учебника и связать всё воедино показывает, что в них царит такая же неопределённость смысла терминов, через которые должны были бы определяться термины и понятия, рассматриваемые в других разделах. В результате ознакомления с такого рода текстами у студентов формируются смутные, расплывчатые представления о жизни общества и роли в ней государственности, в общем-то не отличающиеся от тех, что у них успели сформироваться «социально стихийно» к началу изучения этих учебных дисциплин. И в сопоставлении с курсами естественнонаучных и технических дисциплин курсы политологии и социологии производят впечатление успешного сокрытия за многословием и иноязычной терминологией непонимания авторами учебников содержания предметной области исследований и незнания царящих в них причинно-следственных связей. В этом и есть главная причина скандала, имевшего место на факультете социологии МГУ в марте 2007 г., когда студенты выразили неудовлетворенность бессодержательностью предлагаемых им учебных курсов1.

Кроме того, приведённый фрагмент из учебника возводит частность: «борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления» в ранг обобщения. В действительности это не так, если рассматривать жизнь общества на исторически продолжительных интервалах времени, охватывающих сроки вступления в жизнь новых поколений. В этом случае открывается, что в первую очередь борьба разворачивается за институт семьи и воспитание детей в семье, прежде всего, девочек, потому что в судьбе и жизни каждого человека есть период времени, над которым практически безраздельно царит его мать (от предыстории зачатия до примерно трёх лет, когда ребёнок начинает интенсивно общаться с другими людьми, а не главным образом с мамой). Всё, что дано, а равно не дано ребёнку матерью в аспекте биологического развития и личностно-психологического развития в этот период, необратимо в последующем и определяет дальнейшую судьбу каждого.

Во вторую очередь борьба разворачивается за систему образования и содержание образовательных программ в области истории и обществоведения («Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» — афоризм, приписываемый У.Черчиллю). Примером чему — события на Украине, которые являются следствием того, что на

1 Социологический факультет МГУ — Студенческие волнения на факультете: http://www.russer.rU/a/a/sotsiologicheskiv fakultet теи - Б^епсИеБ^е уо!пеп1уа па fakultete.

основе заведомо лживых концепций исторического прошлого Украины их система образования взрастила несколько поколений политически активной молодёжи2.

И только в третью очередь, начинается борьба за государственную власть и изменение её характера, результаты которой практически однозначно запрограммированы воспитанием (личностными качествами) и образованием борющихся общественно-политических сил, их «мозговых трестов» и их лидеров. То есть сам характер борьбы и её результаты обусловлены тем, как функционировали в прошлом общественные институты семьи и школы.

Вследствие таких особенностей исторически сложившейся политологии и социологии изучение истории отечественной государственности носит формальный характер и представляет собой перечисление царей и министров, органов государственной власти разного уровня, действовавших в разные периоды истории страны, их кодифицированных полномочий и характера взаимосвязей друг с другом и обществом в целом. Всё это не даёт представления о сути государственности и путях её совершенствования и потому в подавляющем большинстве случаев бесполезно для решения задач общественного развития.

Различные трактовки государственного управления должны быть основаны на методологии общей теории управления учитывающей современные реалии глобализации. Это непременное условие не только конкурентоспособности государственной власти, но и условие сохранения и развития государственного суверенитета. Научный принцип «практика - это критерий истины» распространяется и на гуманитарное образование и на гуманитарные науки. Особенность в данном случае состоит в том, что практические результаты более размыты в персоналиях и во времени, чем в точных науках.

Кроме того, социология и политология в их исторически сложившемся виде полностью оторваны от биологии человека и никоим образом не учитывают того обстоятельства, что человек — только часть биосферы, не способная к существованию вне её лона. Соответственно, для решения задачи обеспечения жизни и безопасного развития общества в преемственности поколений интерес представляют причинно-следственные связи в системе, представленной на рис. 1, и модификация исторически сложившегося в ней самоуправления.

Г Биосфера \ Население

Исторически сложившееся

самоуправление системы н целом

Государствен ность Экономика (хозяйственная деятельность)

Рнс. 1. Биосферно-социально-экономическая система

Этот рисунок подразумевает, что в системе некоторым образом реализуется полная функция управления во взаимодействии системы с объемлющими процессами в жизни планеты с ее биосферой и вселенной. Термин «полная функция управления» введён Достаточно общей теорией управления [2]. Полная функция управления включает в себя следующие этапы её реализации в управленческой практике: 1) выявление проблем; 2) целеполагание в отношении их разрешения; 3) выработку концепции достижения намеченных целей; 4) внедрение концепции в жизнь; 5) текущее правление в соответствии с принятой концепцией; 6) совершенствование концепции по мере необходимости; 7) высвобождение ресурсов из завершённых процессов управления по достижении целей либо после краха процесса управления.

2 Исследования подростковых и молодёжных субкультур в разных странах показывают, что их слэнг, по которому поколения различают «своих» и «чужих», обновляется примерно 1 раз в 5 лет. Это даёт основание полагать, что именно такого рода «языковое обособление» разграничивает поколения.

Наряду с этим общество может быть представлено как совокупность взаимодействующих друг с другом общественных институтов, взаимосвязи которых могут быть сведены в таблице.

Подавление или извращение этих функций общественных институтов и их взаимосвязей в политике всегда вело общество к катастрофам культуры. Если рассматривать историческое прошлое, то все общественные институты выросли из института семьи, как из «зёрнышка». И на исторически продолжительных интервалах времени, охватывающих жизнь многих поколений, определяющим фактором развития общества является функционирование института семьи3. На более коротких интервалах времени (в пределах срока активной жизни одного-двух поколений) определяющим является функционирование института государственности, обусловленное функционированием института семьи и системы образования в период жизни нескольких предшествующих поколений.

При таком подходе суть и роль государственности может быть выражена без понятийно не определённого многословия, свойственного курсам политологии и социологии наших дней.

16-й президент США (с 1861 по 1965 г.) А. Линкольн (1809 — 1865) выразил своё понимание смысла существования государственности так: «Законная задача правительства — делать для общества людей всё то, что им нужно, но что сами они, выступая каждый в своём индивидуальном качестве, не могут сделать совсем или не могут сделать хорошо» [3].

Кроме того, приведённой формулировке задач государственности А. Линкольн придал уточняющее дополнение: «Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами» [4]. Это — одно из наиболее точных определений назначения государственности, когда-либо данных в истории.

Действительно, в своей жизни общество сталкивается с проблемами, затрагивающими более или менее широкие социальные группы, которые люди не в состоянии разрешить, действуя в одиночку либо по-дилетантски на основе эпизодической самоорганизации. Потребность в решении такого рода проблем приводит к тому, что общество порождает государственность — субкультуру осуществляемого на профессиональной основе управления делами общественной значимости на местах и в масштабах общества в целом.

Таблица. Объективно необходимые функции и взаимосвязи общественных институтов

Общественные институты как источники благ обеспечивают

Семья Государственность Наука Система образования

Общественные институты как получатели Семья 1. Продолжение рода 2. Непосредственная забота друг о друге членов семьи Социальная защищённость, т.е. разнородные факторы, обусловливающие качество жизни семьи и личности в этом обществе Кругозор подрастающих поколений и взрослых сверх обязательного образовательного минимума, принятого в обществе Стартовый уровень образованности и профессионализма вступающих в жизнь новых поколений, как основу для их интеграции в жизнь общества

Государственность 1. Людские ресурсы 2. Нравственность 3. Этика 4. Основы культурного единства общества 1. Организация системы управления 2. Воспроизводство субкультуры управления на профессиональной основе в преемственности поколений Научно-методологическое обеспечение текущего государственного управления и выработки политического курса на будущее 1. Основы культурно-политического единства общества 2. Кадры профессионалов-управленцев

3 Именно по этой причине на протяжении всей истории разрушение института семьи является составляющей политики порабощения национальных обществ и поддержания состояния порабощения либо предпосылкой к порабощению.

Наука 1. Людские ресурсы 2. Нравственность 3. Этика 4. Основы культурного единства общества 1. Организация системы 2. Поддержка фундаментальной науки 3. Постановка исследовательских задач в интересах осуществления политики Воспроизводство субкультуры научных исследований и решения прикладных задач Кадры профессионалов-исследователей и разработчиков

Система образования 1. Людские ресурсы 2. Нравственность 3. Этика 4. Основы культурного единства общества 1. Организация системы 2. Постановка образовательных задач 1. Методология познания и творчества 2. Миропонимание (т.е. тематика и содержание образовательных стандартов) 3. Кадры профессионалов-преподавателей Кадры профессионалов-преподавателей

Государство — это государственность в указанном смысле плюс население, территория, акватория, воздушное пространство и недра, находящиеся под внутриполитической властью соответствующей государственности.

Управление делами общественной значимости на профессиональной основе — главная характеристика государственности как общественного института. Всё остальное, что характеризует ту или иную исторически сложившуюся государственность, — только приложения к этому исторически непреходящему главному [1].

Соответственно такому подходу государственность — специфический элемент в реализации полной функции управления в жизни культурно своеобразного общества. И различные эпохи и общества характеризуются тем, как в них реализуется полная функция управления в представленной на рис. 1 системе; какую роль играет в этом государственность и какова её структура; насколько структура государственности соответствует полной функции управления; как её функционирование защищено от помех извне, целенаправленно индуцируемых геополитическими противниками, и от собственных «шумов» общественно-экономической формации, рассматриваемой как объект управления. Если учебные программы по курсам социологии, политологии и истории отечественной государственности будут адекватно освещать эту проблематику, то многие проблемы в жизни страны разрешатся, когда компетентные и адекватно мыслящие управленцы станут доминировать в рядах управленческого корпуса — в органах государственной власти и в директоратах предприятий.

Литература

1. Величко М.В., Ефимов В.В., Иманов Г.М. Экономика и ноосфера. Научно-методологические основы государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации. Ноосферный (этико-экологический) подход. — СПб.: МФИН, 2012. — С. 50-51.

2. Достаточно общая теория управления. Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики — процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета (1997-2003). — Новосибирск, 2007. — 408 с.; URL: http://dotu.ru/2004/06/23/20040623-dotu_red-2004/.

3. Рузвельт Ф.Д. Беседы у камина. — М.: ИТРК, 2003. — С. 83.

4. Линкольн А.: афоризмы // Саквояж. — № 2/2014. Журнал для пассажиров Российских железных дорог. — С. 22.

5. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС. 2001. — С. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.