Вы здесь

Книга Кирилла Рудого попала в категорию «Лидер продаж»


Разве это не мечта ученого: плод твоих трудов встречают информационным бумом, а затем планомерно скупают с полок книжных магазинов? На одной из самых крупных интернет-платформ по продажам в Беларуси книга Кирилла Рудого «Потому что так решили мы: поведенческая экономика Беларуси и ее раскодирование» уже давно попала в категорию «Лидер продаж». В общем-то, как научный бестселлер автора — «Финансовая диета» об экономических реформах в стране.


И все же первая книга аналитика больше рассказывает о преобразованиях в сфере национальной экономики и ориентирована на достаточно узкий круг, а именно — экономистов. Неподготовленного читателя, специфические знания которого ограничились школьным курсом, издание может отпугнуть. Новый итог научного творчества автора — для куда более широкого круга (в том числе и абсолютных гуманитариев). Но при этом читателей небезразличных к тому, что происходит в стране, любящих и ценящих интеллектуальную литературу. Тем более — отечественную.

Для человека, который погружен в водоворот современного не всегда качественного информационного контента, чтение «Поведенческой экономики» — как глоток холодной воды в засуху. Выверенный слог, информационная насыщенность текста, грамотная, «воздушная» верстка — цепляют. Единственное, о чем все равно не стоит забывать: все же это научное произведение, требующее внимания и погружения в логику фактов. Поэтому для ритуала «почитаю пять минут на ночь» книга вряд ли подойдет.

По большому счету, главный посыл более чем 300 страниц — призвать читателя абстрагироваться от привычного, ставшего почти второй натурой стереотипа, что «некто выше меня и так все решил». А как насчет того, чтобы наконец-то заглянуть в зеркало? Да, это были они, но как повел себя я сам? Ведь из множества этих «я» складывается то самое абстрактное «мы». Каждый из нас принимает огромное количество решений, в том числе экономически значимых, ежедневно: часто — бессознательно («потому что я так решил»), реже — анализируя. В этом и смысл раскодировки поведения белорусов, от которого напрямую зависит состояние экономики, — та самая рефлексия над историческим, культурным, правовым, финансовым наследием, доставшемся нашему народу, и грамотное его использование. Расшифровывать его автору помогали культурологи, экономисты, юристы и особенно социологи, работа которых была проанализирована и доступно изложена.

Из книги

«Раскодирование ведет к прозрачности и открытости. Для этого в экономике нужно «включить свет» и «открыть дверь» — создать понятный и благоприятный климат, прежде всего для иностранных инвесторов. Именно они служат механизмом по передаче не только денег, технологий и опыта, но и главного — универсальных международных ценностей. Именно эти ценности трансформируют национальные модели поведения, выявляют преимущества, формируют черты, необходимые для трансформации поведенческой экономики в классическую».

Итак, ответ на вопрос, почему же мы поступаем тем или иным образом в экономическом плане, укладывается в три параметра. Во-первых, белорусу хочется, чтобы было хорошо «мне самому», а «не всем нам». Но для этого есть определенные предпосылки. С одной стороны, белорусское общество разобщено и мы, скорее, отдельные индивиды, чем совокупность. С другой, для государства благосостояние — это, прежде всего, богатство страны, а не конкретного человека. Поэтому основная цель — рост ВВП, а не возможность для людей заработать для себя. В-третьих, в нас жив страх делать так, чтобы стало хотя бы не хуже (противоположность — стремиться сделать лучше, чем есть сейчас). О каком прогрессе и росте в таком случае может идти речь? В-четвертых, хочу все и сейчас. Быстро! В эту секунду! Решу в последний момент, спланирую краткосрочно (что снизит возможные убытки и риски, но не приведет к максимальной прибыли и более крупному успеху) — а получу дивиденды сразу же. Но разве так может быть?

Классическую трактовку, что Беларусь находится между Востоком и Западом, Кирилл Рудый интерпретировал в том числе и в технике принятия свойственных нам краткосрочных решений. Наш культурный код сформировался под влиянием фобий, памяти о войне, о потере сбережений, о девальвациях, под влиянием инстинкта самосохранения, чувства собственности, языковой атмосферы, семейственности. Мы раскачиваемся на качелях между русским и западным миром, что расщепляет ориентиры общества (отсюда его разобщенность). С советских времен склоняемся к патернализму (государственное управление, построенное по образу контроля государства над людьми, аналогично контролю отца над детьми в патриархальной семье) и стремлению вернуться ко временам СССР. Склонность, больше напоминающая болезненный уход в мечтания.

Из книги

«В белорусской экономике порой непонятно, как она себя ведет, как белорусами принимаются экономические решения, что на это влияет — экономические законы, личный опыт, привычки, фобии, интуиция, настроение или что-то еще. Или, может быть, сразу все? Все, что ежедневно «кодируется» в нас в виде информации, эмоций, событий, то потом и воспроизводится?»

Как это исправить? Четко выстроить ориентиры (определенность), планы на будущее, а еще — не стараться искать старшего брата ни в ком и ни в чем (самостоятельность). Звучит до боли просто и доступно, хотя и слишком общо. Но как это воплотить в жизнь? Как сломать сложившуюся десятками, сотнями лет систему мировосприятия? Систему внутри себя... По мнению автора, после раскодирования белорусской экономики система принятия решений перейдет от «потому что я так решил» к «потому что так решили мы», то есть экономика преобразуется из поведенческой в классическую. А ведь ключ к раскодированию — сменить преобладающие эмоции, слова, память на рассуждения, цифры, четкий план на будущее. От абстракций — к конкретике.

По мнению Кирилла Рудого, раскодирование возможно, потому что влияние культурной матрицы не абсолютно. И ключ к раскодированию — в том, что это влияние может заглушить: книги, интернет, общение, даже музыка в наушниках. При этом ключ как раз находится внутри самой матрицы, которая схожа с двуликим Янусом, сочетающем в себе две противоположности. В случае с матрицей — это атмосфера эмоционального советизма белорусов с одной стороны, и жизненного прагматизма, рационализма с другой.

Из книги

«Поведенческая экономика — это экономика, основанная на жизненной практике, свойственной ей иррациональности, эмоциях, социальных нормах, стереотипах поведения людей. Ее кредо — «не лезть в душу» и не изучать законы, а наблюдать и фиксировать».

Первый шаг к раскодированию каждого из нас — научиться выстраивать спокойный, мудрый диалог, после налаживания которого общество, по логике, сплотится и начнет искать подходящий сценарий для дальнейшего развития. Автор рассказывает, что, будучи школьником, написал изложение от души, но с большим количеством грамматических ошибок, за что, на удивление, получил «5» с минусом по пятибалльной шкале. Одноклассникам Кирилл Рудый объяснил это так: «Потому что так решил учитель». Но мудрый педагог не закрылся, а вступил с ребятами в диалог и пояснил, что содержание в этом изложении важнее формы, чистота мышления — важнее чистоты написания. Учитель пояснял и тем самым невидимо раскодировал и себя, и тех, кто был рядом с ним...

Вероника ПУСТОВИТ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Название в газете: От того, как решу я...

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».