Методика самоуправления на основе бизнес-технологий

Версия 20191019

«У человека воля, у животного побудка»

В. Даль

Чтобы кем-то быть, этого надо хотеть и, самое главное, делать!


1. Быть (текущее состояние)

Как правило, человек приходит к решению заняться самоуправлением не в самый легкий период своей жизни. Часто это происходит под давлением обстоятельств, таких, как не выполненные в срок обязательства, отсутствие удовлетворенности от собственной деятельности, хронический пессимизм и усталость. Для прояснения этой ситуации можно задать самому себе определенную последовательность вопросов:[1]

  • В чем смысл текущей ситуации?
  • Что меня эмоционально цепляет в этой ситуации?
  • Что я потеряю, если все пущу на самотек?
  • Что я приобрету, если буду действовать?

Лучше всего, фиксировать приходящие на ум ответы на бумаге. Основная сложность в этом диалоге с самим собой — не фантазировать, не придумывать небылицы, а внимательно записывать приходящий на ум ответ в его изначальном виде. Ответы, в которых Вы занимаетесь самооправданием, обвинениями в адрес других людей являются индикатором того, что Вы еще не докопались до истины. Необходимо задавать себе вопросы до тех пор, пока не наступит адекватное понимание ситуации и того, что реально для Вас важно, Ваших истинных ценностей, которые определяют Ваше бытие. Если ответы не приходят на ум, воспользуйтесь правилом: «утро вечера мудренее», Рекомендуется, все выявленные на этом этапе ценности и сопутствующие им эмоции, зафиксировать в списке, который пригодится в дальнейшем.

2. Хотеть (целевое состояние)

2.1 «Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты»[2]

Чтобы достичь чего-то, мы сначала должны знать, что именно мы хотим. Индивид без цели, старательно что-то делающий, как корабль в открытом море, идущий на полном ходу, не зная курса. Луций Анней Сенека сказал: «Когда я не знаю, на какую гавань мне держать курс, ни один ветер не будет для меня попутным».

Как правило, взрослый индивид уже имеет набор целей, часть из которых осознается и понятна, другая часть не осознана и проявляется в виде смутных желаний, которые, тем не менее, оказывают огромное влияние на его жизнь, в том числе на то, куда тратится большая часть личного времени. Поэтому, необходимо выявить все цели и привести их в понятную систему, которая станет «дорожной картой», позволяющей прокладывать курс и выделять необходимые для этого ресурсы, включая личное время.

2.2 Инвентаризация[3]

Сначала необходимо набрать «исходный материал», для этого понадобятся бумажные карточки - стикеры. Задаем себе вопрос «Что я хочу?» и записываем ответ на карточку. Продолжаем задавать этот вопрос до тех пор, пока не закончатся все «хотелки». Не стоит надеяться, что это возможно сделать за «один присест». Как показывает практика, осознание собственных целей требует достаточно много времени, порой это может занять две-три недели. В результате должно получиться много карточек с зафиксированными на них целями. Фиксировать нужно все ответы, которые приходят на ум, без исключения. Чем больше Вы сможете выписать целей на карточки, тем лучше. В итоге, можно получить много материала для последующей работы, как показано на фотографии.

2.3 Сортировка

Все цели делятся на две группы. В первую группу выбираются цели, обладающие высокой ценностью. Определение ценности первый и самый важный этап. Во вторую группу с названием «карантин» помещаются все остальные цели. Критерии ценности субъективны и определяются по списку ценностей полученному на первом этапе или по факту, в процессе сортировки. Полезно зафиксировать эти критерии письменно, они помогают отделять главное от не главного и расставлять приоритеты. Совесть является надежным "компасом", указывающим наилучшие цели. Если возникают сомнения в ценности этой цели для Вас, то она попадает в «карантин».

2.4 Систематизация

На этом этапе наводится порядок в целях, создается «мозаика», в которой у каждой цели свое место в соответствии с её видом и приоритетом. Все цели, как в пасьянсе «Косынка», раскладываются в матрицу. Сначала цели группируются по видам: профессиональные к профессиональным, личные к личным и т.д. Названия для видов выбираются так, чтобы они однозначно отражали суть целей, принадлежащих этому виду. Количество видов не должно превышать число семь. В результате должно получиться несколько групп карточек с целями, разложенных в линию по горизонтали, это строка матрицы целей.

Следующим шагом все цели в каждом виде раскладываются по приоритету, образуя столбец матрицы целей, в котором цель с наивысшим приоритетом находится вверху, а с низшим – внизу. Процесс составления матрицы целей напоминает игру «Пасьянс Косынка», где в качестве «колоды» используется группа карточек с целями, лежащие в «карантине», «тузы» обозначают виды (категории) важных целей и все карточки разложены по порядку в соответствии с их приоритетом. Первая строка матрицы содержит самые приоритетные цели по всем видам, последняя строка матрицы содержит низкоприоритетные цели, от которых надо отказываться в первую очередь, если не хватает ресурсов для достижения всех целей одновременно. В случае возникновения ресурсного конфликта между двумя целями с одним приоритетом можно понизить приоритет одной из них или убрать в «Карантин».

Процесс составления матрицы целей может длиться до месяца, в течение которого у целей меняется приоритет, оценка, они перемещаются из «карантина» в матрицу и обратно, пока не возникнет устойчивое ощущение, что «пасьянс» сложился. В результате завершения второго этапа получается матрица целей подобная показанной на фотографии.

2.5 Конкретизация

На этом этапе цели доводятся до «кристальной чистоты» с помощью следующих вопросов:

  • Зачем я хочу достигнуть эту цель?
  • Как я узнаю, что цель достигнута?
  • Что помогает мне в достижении этой цели?

Ответ на первый вопрос помогает понять мотивацию, ответ на второй позволит найти объективные критерии достижения цели, сделать её измеримой, а ответ на третий вопрос позволит выявить узкие места и запланировать профилактические мероприятия для устранения возможных препятствий. Ответы на вопросы следует записать, чтобы потом учесть при планировании задач. В процессе работы с целями, на основе возросшей меры понимания, желательно уточнить первоначальные формулировки, чтобы они стали еще конкретней.

Критерием завершенности матрицы целей является возникновения образа своего будущего, подобно тому, как появляется картинка в процессе игры в мозаику (пазлы). Этот образ называют Видением и фиксируют его в виде короткого описательного текста или картинки. Наличие «Видения» помогает в потоке событий жизни выявить то, что способствует его воплощению в реальность.

3. Делать (планирование задач, выполнение и совершенствование)

3.1 Планирование и выполнение

Достижение любой цели обеспечивается выполнением определенной последовательности задач, которые надо предварительно запланировать. Это банальная истина, но способов планирования и определения последовательности задач существует великое множество, начиная от сетевой диаграммы PERT, кончая простым списком. Как показывает практика, «жесткие» и сложные инструменты для планирования и контроля исполнения задач, в большинстве случаев, не оправдывают ожиданий, поэтому в настоящей методике для планирования предлагается использовать приоритизированный список задач, а контроль исполнения осуществлять визуально, с помощью карточек.[4] На картинке показана доска задач в веб-сервисе: https://trello.com

Столбцы предназначены для карточек задач, в соответствии с их текущим статусом:

  • Идеи (Idea)
  • Надо сделать (To Do)
  • В работе (Doing)
  • Выполненные (Done)

3.2 Выполнение

Поток задач перетекает из статуса «Идеи» в «Надо сделать» и так далее. Особо необходимо отметить ключевой принцип: количество задач по всем видам целей в статусе «В работе» заранее ограничено числом, которое определяется эмпирически самим индивидом в соответствие со своими личными возможностями. Обычно это 3-7 задач. Для того, чтобы взять новую задачу в работу надо освободить под неё место в колонке «В работе».

3.3 Совершенствование[5]

Необходимо регулярно проводить анализ своей деятельности с целью выявления возможностей для улучшения, как самого процесса воплощения образа желаемого будущего, так и методики самоуправления. Самоанализ проводится с помощью двух вопросов:

  • Что получилось хорошо?
  • Что можно улучшить?

Размышления развивают чувство меры, которое является ключевым в процессе управления. Результаты размышлений лучше всего фиксировать письменно в личном дневнике.

Напутствие

Предложенная методика может показаться простой и банальной, можно сказать, что все это давно известно и ничего нового тут нет, поэтому и смыла её пробовать нет никакого. Часто нам хочется чего-то эдакого, непростого, навороченного, как например, система GTD, где надо вести целый «бухгалтерский учет» своей деятельности в 14 (!!!) папках. Но практика показывает, если индивид не делает простые вещи, то с чего вдруг он начнет делать трудные? «Расстояние» между реальными возможностями индивида по самоорганизации и набором необходимых регулярных действий по «крутым» методикам таково, что перепрыгнуть эту пропасть за один шаг мало кому удается. Если посмотреть внимательно на жизнь и не заниматься самообманом, то можно увидеть, что любой навык тренируется постепенно, от простого к сложному, сначала «ползком», потом «на коленях», потом «пешком» и только потом «бегом». Поэтому, наиболее реальный путь – идти небольшими шагами, совершенствуя методику по мере освоения навыков самоуправления. Таким образом, Вы сразу получите конкретные результаты, которые укрепят Вашу уверенность и дадут силы осваивать все новые и новые ступени самоуправления. Как гласит древняя китайская пословица, дорога в тысячу ли начинается с первого шага.

Счастливого пути!

[1] Идея последовательности вопросов для выявления проблем взята из SPIN

[2] А.П. Чехов "Скучная история"

[3] Идея технологии наведения порядка в «рабочем пространстве» взята из 5S

[4] Идея потока задач взята из Kanban

[5] Идея совершенствования способов достижения цели взята из Scrum

Дополнительная литература: https://sites.google.com/site/dotupractice/course-materials